Религиозно-нравственные доктрины
Система нравственных ценностей может быть религиозной с двух смыслах: 1) формально исторический 2) содержательный. В первом случае, религиозной явл-ся нравственная доктрина, исповедуемая приверженцами того или иного вероучения. В этом смысле сама религ. этика приравнивается к этике конфессиональной, например, христ-ая этика, мусульманская. Во втором случае, рел-ой явл-ся нрав-ая доктрина, логически и метафизически опирающаяся на догматы какого-либо вероучения, связанная с ним и выражающая его практический смысл, например этика ненасилия. Историческое содержание обоих понятий может пересекаться, но все таки нетождественно: религиозная этика понимаемая в первом значении может быть нерелигиозной во втором значении, и наоборот. Содержательная религиозность самой этики как фил-ии морали может не сочетаться с исповеданием религ. догматики. Поэтому следует различать фил-ую религ. этику и конфессиональную религ. этику. Принципы РНД: 1)верховенство суеверно-творческой воли Бога в нравственном мире и происхождение всех моральных норм из чистой воли Бога законодателя. Предельным основанием всякой нормативности и любой нрав-ой обязанности есть воля и замысел Бога о человеке и о мире. Следовательно приоритет обязанности перед Богом ( чем перед людьми). Идея суда над нрав-ым состоянием чел-ка и общества. 2) постоянная связь человека и народа с Богом. РНД отличаются реализмом божественного присутствия в жизни, реализмом жизни с Богом по его законам (в этом и заключается смысл нрав-ой религиозности). 3) единственно нрав-ый закон дан Богом внутренне готовому и достойному принять этот закон человеку, хотя имеет силу для каждого. 4) признаком неверности или греха признается нарушение этого закона, это нарушение заключается не только в непризнании сверхъестественной реальности (атеизм), но и в признании нескольких источников нрав-ого законодательства (религ. плюрализм), и то, и другое причины безнравственности. Поэтому РНД наиболее последовательная форма нрав-ого абсолютизма. 5) в РНД мыслится единство веры и добрых дел в целостности религ. жизни. Поэтому в самой религ. этике и вера, и добродетель мыслятся невозможными друг без друга и без содействия Бога. Религ. мораль отличается от мирского перфекционизма (учение о совершенствовании): в ней и личное достоинство, и закон совершенства коренятся из воли Бога, поэтому в религ. этике первое условие совершенного состояния (святости)- преданность воли Бога, а чистота нравов лишь второе условие. Более того второе невозможно без божественного содействия, которое считается величайшей ценностью. 6) признание суверенного суда Божьего в нравственном мире и конечной ответственности человека именно перед Богом.
Основные направления и особенности религиозной этики Древнего Китая ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|