Особенности религиозной этики даосизма. Нравственный смысл идеала в даосизме
Западная синология второй половины XX в. Высказывает несколько противоположных точек зрения относительно сущности даосизма. Первая точка зрения (Масперо): даосизм – единственное учение мистико-индивидуалистического натурализма в отличии от остальных школ в китае (все остальные были социально ориентированы) следовательно, этико-рационалистический социоцентризм. Вторая (Торчинов): даосизм – самое яркое выражение китайского духа, поскольку это самая развитая и древняя форма национальной религии (методика «обретения бессмертия», медитации и тренинги йогического типа). Он выделял несколько этапов его становления: 1) С древнейших времен до IV-III вв. до н.э. происходило формирование религиозной практики и мировоззренческих моделей на основе архаических шаманистских верований. 2) С IV-III вв. до н.э. по II-I вв. до н.э. протекали два параллельных процесса: с одной стороны, обретало философский характер и письменную фиксацию даосское мировоззрение, с другой стороны, подспудно и эзотерично развивались методы "обретения бессмертия" и психофизиологизи-рованной медитации йогического типа, неявно и фрагментарно, но все-таки отраженные в классических текстах. 3) С I в. до н.э. по V в. н.э. шло сближение и слияние теоретического и практического подразделений с включением достижений других философских направлений (прежде всего нумерологии Чжоу и, легизма и отчасти конфуцианства), что выразилось в обретении имплицитным материалом эксплицитной формы и письменной фиксации единого даосского мировоззрения, ранее скрытые компоненты которого стали выглядеть принципиальными новациями. 4) В этот же период происходила институализация даосизма в виде религиозных организаций как "ортодоксальных", так и "еретических" направлений, а также начало складываться каноническое собрание его литературы Дао цзан ("Сокровищница Пути - дао"). Дальнейшее развитие даосизма протекало главным образом в религиозном аспекте, в чем большую стимулирующую роль играл буддизм как его основной в данной сфере конкурент. Спецификой интерпретации дао, по словам Ян Хин-Шун: дао у даосов рассматривается с материалистических позиций как естественный ход вещей, не допускающий внешнего вмешательства. Только у поздних даосов (с усилением мистического компонента) дао трактуется как небесная воля; чистое небытие; как путь постижение непостижимого. Основные принципы первых даосских мыслителей - "естественность" (цзы жань) и "недеяние" (у вэй), знаменующие собой отказ от нарочитой, искусственной, преобразующей природу деятельности и стремление к спонтанному следованию природному естеству вплоть до полного слияния с ним в виде самоотождествления с господствующим в мире беспредпосылочным и нецеленаправленным Путем-дао: «небо и земля долговечны, поэтому совершенномудрый человек оставляет позади свою личность, а сам сохраняется». Т. о. утверждается относительность всех человеческих ценностей, равенства, добра и зла, жизни и смерти, начала и конца, любви не ненависти. Прибегать к разуму в постижении действительной сути бытия, означало противиться дао (смысл недеяния). В позднем даосизме и в следствии влияния оккультизма стала преоладать ориентация на максимальное и сверхъестественное увлечения жизненной энергии. Эта установка сменила первоначальную равноценность жизни и смерти. Т. о. совершенствование природы, усиление индивидуализма и в следствии этого критика со стороны конф-цев. Нравственный идеал даосизма -- это отшельник, который с помощью религиозной медитации, дыхательных и гимнастических упражнений добивается высокого духовного состояния, позволяющего ему преодолеть все страсти и желания, погрузиться в общение с божественным Дао. Основные категории даосизма: Дао -- буквально «путь», в даосизме -- бытие и изменение Вселенной в самом общем смысле. Безличностная сила, воля вселенной, которой должен соответствовать порядок всех вещей в мире Дэ -- буквально «добродетель» или «мораль». Добродетель, данная свыше (от Дао), не имеет характеристики физического, силового воздействия, в отличие от греческого «арете». Благодать, огромная духовная мощь, которой Небо наделяло правителя Китая и которую он мог передавать своим подданным У-вэй -- буквально «недеяние» -- понимание того, когда надо действовать, а когда бездействовать Пу -- буквально «необработаный кусок дерева» олицетворяет энергию нетронутых природой предметов, если проще, то простоту души, душу пу.
9. Индийская этика как нравственно-религиозный синкретизм.
10. Базовые добродетели индуизма. Содержание и понимание в различных школах индийской философии.
11. Этические дискуссии философов шраманского периода: морализм и имморализм в индийской этики. в индуизме было всего пять базовых добродетелей тоесть, как они мерелись у кого п. больше? Ну о чём они спорили, точно никто не знает. Есть конечно общие вопросы, но побольшей части это споры лидеров, БРАХМАНЫ vs БУДДИСТЫ. Буддисты всё говорили, что не правильно мол столько за похороны, да за свадьбу драть. Но ничего вроде, пережили брахманы кризис. Йоги это конечно йоги, старые аскеты, по этому их буддисты не любили, мол чрезмерное истошение тел бессмысленно. Об остальных не знаю, но поищу. Может быть названа и еще одна причина нежелания буддистов вступать в споры, затрагивающие сложные мировоззренческие проблемы, — принципиальное противопоставление своего учения адживикизму и другим шраманским доктринам. Если, как отмечалось, вопросы метафизики этими школами разбирались, то этические проблемы фактически игнорировались: провозглашаемый ими беспредельный фатализм сводил на нет само понятие свободы воли индивида. Ранний буддизм, по-видимому, сознательно противопоставлял себя этим течениям, перенося центр тяжести на этику. Именно она и комплекс проблем, связанных с нормами человеческого поведения, оставляли широкие возможности для разработки той или иной системы предписаний. Этим порождался тот дух «практицизма», которым пронизан весь ранний буддизм. Именно практической направленностью и окрашены его основные морально-этические установки. Серьезным оппонентом джайнизма в ранний период был адживикизм. Уже отмечалось, что эпоха «еретических учителей* и проповедников была отмечена острым соперничеством как шраманских направлений с брахманизмом, так и «неортодок сальных? шкод друг с другом. Джаинские сутры повествуют о столкновении Вардхаманы, основателя джайнизма, с Госалой — главой адживиков. Показательно, что джайнская традиция ри сует Вардхаману могущественным оппонентом прежде всего ад живиков, а не брахманистов. Судя по более поздней полемике. которую джаинские мыслители вели с материалистами (чарва ками, локаятиками), можно полагать, что в период становления джайнизма, когда материалистические концепции были широко распространены, ему также приходилось отстаивать свои позиции в спорах с последователями материалистических взглядов. Самые ранние датированные свидетельства о джайнах содержится в надписях Ашоки, где они названы нигантхами (санскр. нпргрантхи, букв, «несвязанные»). Судя по имеющимся данным (прежде всего эпиграфике), в маурийскую эпоху джайнизм приобрел довольно значительную популярность. Джайны причис-нлли к приверженцам своего учения Чандрагупту и внука Ашоки — Сампрати. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|