Учение о природно-антропогенных ландшафтах
11.1. История формирования представлений Вопросы взаимоотношений человечества и природы, человека и ландшафта с начальных этапов развития физической географии (античный период) постоянно были в центре внимания практически всех ученых.
В IV в. до н.э. древнегреческий философ Платон писал о серьезных изменениях в облике ландшафтов древней Эллады из-за сведения лесов, распашки земель и интенсивного выпаса скота на склонах гор. В результате здесь на смену горно-лесным субтропическим ландшафтам пришли разреженные, низкорослые ксерофитно-кустарниковые заросли. В середине XVIII в. в работе «Естественная история» Ж. Бюффон характеризовал человека как существо, способное трансформировать природу с пользой для себя, подчиняя ее своим интересам. В первой половине XIX в. о негативном действии человека на ландшафты писал Жан Батист Ламарк: «… назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». В 1864 г. в Лондоне вышла книга Марша «Человек и природа, или О влиянии человека на изменение физико-географических условий». Во второй половине XIX – начале XX вв. в России публикуются работы о влиянии человеческой деятельности на окружающую природу.
В.В. Докучаев в монографии «Наши степи прежде и теперь» (1892), А.А. Измаильский в работе «Как высохла наша степь» (1893) показали, как многовековая деятельность человека привела к коренному изменению южнорусских степей – их истощению, в результате чего засухи стали более частыми и более губительные для урожая. А.И. Воейков в двух статьях под общим заголовком «Воздействие человека на природу» (1894) проанализировал огромный фактический материал о последствиях стихийного вмешательства человека в природу и показал примеры активного преобразования природы человеком. Однако, несмотря на обширный опубликованный материал, в целом ландшафтоведение долгие годы не занималось преобразованными ландшафтами, сконцентрировав свое внимание на изучении естественных ПТК. Только в 1930-е гг. в зарубежной географии получила широкое признание идея «культурного ландшафта». Ее сторонники рассматривали природу как обрамление человека с его культурой и хозяйственной деятельностью. Идея культурного ландшафта, но по совершенно новой трактовке, была высказана Л.Г. Раменским в работах 1930-х гг. Он указал, что под влиянием человека природные ландшафты превращаются в культурные, а составляющие их фации приобретают культурные модификации. Это была первая работа по морфологии антропогенного ландшафта. В конце 1930-х гг. появляется термин – антропогенный ландшафт, предложенный русскими учеными А.Д. Гожевым, Б.Н. Городковым, впоследствии забытый до начала 1960-х гг. Именно в это время вышла книга И.М. Забелина «Теория физической географии», в которой автор разделяет антропогенные ландшафты на природно-антропогенные и культурные. Указанные работы подготовили почву для оформления в 70-е гг. XX в. нового научного направления ландшафтоведения, получившего название антропогенного. Во главе этого направления стоял Ф.Н. Мильков (рис. 26), опубликовавший по данной проблеме ряд трудов и создавший в Воронежском университете школу антропогенного ландшафтоведения. Это направление активно развивали его ученики – А.Б. Ахтырцева, В.И. Булатов, Н.И. Дудник, В.Б Михно, А.И. Нестеров, В.И. Федотов и др.
Рис. 26. Федор Николаевич Мильков (1918–1996) В 1970–1990-х гг. формируются представления о различных природно-хозяйственных, природно-технических, геотехнических, фитокультурных, агроландшафтных геосистемах (Т.В. Звонкова, Ю.Г. Саушкин, А.И. Перельман, В.А. Николаев, А.В. Дончева, Л.К. Казаков и др.). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|