Судебная система РФ
Судебная власть признана осуществлять правосудие. Правосудие — это вид государственной деятельности, направленный на разрешение конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется от имени государства специально уполномоченными органами — судами посредством рассмотрения на судебном заседании гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Судебная система РФ включает федеральные суды, конституционные (уставные) и мировых судей субъектов федерации. К федеральным судам относятся конституционный суд, верховный суд, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. Система арбитражных судов — высший арбитражный суд, арбитражные федеральные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности представляют собой судебную систему. Особенностью этих органов является осуществление судебной власти, посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. В соответствии с Конституцией ст.125 судебным органом конституционного контроля самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть является конституционный суд. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам общей юрисдикции является верховный суд. Высший арбитражный суд является высшим органом в системе . Носителем судебной власти в РФ прежде всего являются судьи, осущетсвляющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи конституционного, верховного и высшего арбитражного суда назначаются советом федерации по представлению президента. Судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке установленным ФЗ.
30.09.2011 Правоохранительные органы Правоохранительная деятельность — деятельность, направленная на охрану порядка прав свобод и законных интересов физических и юридических лиц, которая осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами на основании установленных законов. Основные направления правоохранительной деятельности:
Административное право понятие, задачи и система АП. АП — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Предмет АП — общественные отношения
метод — императивный Кроме императивного применяется метод рекомендаций и согласований. Задача АП
Источники: КоАП Система АП включает в себя:
Административные правоотношения, понятие и виды, субъекты административных правоотношений Административные правоотношения — это общественные отношения, складывающиеся на основе норм административного права по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых как правило является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.
Элементы административных правоотношений:
ñ индивидуальные — граждане, иностранцы и лица без гражданства ñ коллективные — органы исполнительной власти, структурные подразделения ОИВ, наделенные компетенцией, а также негосударственные организации — общественные, коммерческие, ОМС
Признаки административных правоотношений: ñ отношение власти к подчиняемому ñ одной из сторон, как правило, выступает орган исполнительной власти ñ отношений чаще всего возникают по инициативе одной из сторон ñ в случае нарушения норм АП нарушитель несет ответственность перед государством ñ разрешение споров между сторонами осуществляется, как правило, в административном порядке
Виды административных правоотношений:
ñ между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационном (вышестоящий и нижестоящий орган) ñ между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационном уровне (2 министерства) ñ между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями ñ между субъектами ИВ и не находящимися в их организационном подчинении государственными организациями (финансовый контроль или административный надзор) ñ между субъектами ИВ и исполнительными органами местного самоуправления ñ между субъектами ИВ и негосударственными организациями ñ между субъектами ИВ и гражданами 2. в зависимости от государственного устройства ñ между федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов РФ ñ между органами государственной власти субъектов, находящимися на одном уровне ñ между органами исполнительной власти субъектов РФ, находящихся на разных уровнях 3. в зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений ñ внутренние (формирование управленческих структур) ñ внешние (воздействие на объекты, которые не входят в систему органов ИВ) 4. по содержанию ñ материальные ñ процессуальные
Административные правонарушения и ответственность, понятие и виды административных наказаний АПН (правонарушение) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность. Признаки АПН: ñ деяние, в форме активное действия или бездействия ñ противоправность ñ общественная опасность ñ виновность ñ вредные последствия ñ наказуемость деяния. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность
Состав административного правонарушения — совокупность обязательных элементов, ри наличии которых предусмотрено административное наказание:
Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания.
Признаки административной ответственности:
Основанием возникновения административной ответственности является наличие состава элемента состава административного правонарушения. Основания освобождения от административной ответственности: ñ малозначительность совершенного правонарушения (предупреждение) ñ несовершеннолетие правонарушителя (учет конкретных обстоятельств, комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав)
Обстоятельства, исключающие административную ответственность ñ отсутствие события административного правонарушения ñ отсутствие состава административного правонарушения ñ действие лица в крайней необходимости ñ издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение наказания ñ отмена закона, установившего административную ответственность ñ истечение срока данности привлечения к административной ответственности ñ наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действия или бездействий лицом в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушений а) постановление о назначении административного наказания б) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в) постановление о возбуждении уголовного дела ñ смерть физического лица (ликвидация юридического лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении
Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Виды: ñ предупреждение ñ штраф ñ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения ñ конфискация орудия или предмета ñ лишение специального права, предоставленного физическому лицу ñ арест ñ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства ñ дисквалификация ñ приостановление деятельности К основным административным наказаниям относятся: предупреждение, штраф, лишение специального права, арест, дисквалификация, приостановление деятельности все остальное — дополнительные
Правовые основы государственной, муниципальной и гражданской службы ФЗ «О системе государственной службы РФ» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы. Государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Система государственной службы включает в себя следующие виды:
Гражданская служба подразделяется на федеральную и службу субъектов РФ. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Принципы построения системы государственной службы:
ФЗ «О муниципальной службы в РФ» Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы. Нанимателем муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Взаимосвязь государственной и муниципальной гражданской службы обеспечивается посредством: ñ единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной и государственной гражданской службы ñ единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной гражданской службы (возрастные, гражданство и тд) ñ единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих ñ учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы ñ соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих
Должность муниципального служащего — должность в органах ОМСУ, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий в ОМСУ и иных соответствующих должностях.
Классификация должностей муниципальной службы:
Финансовое право
ФП — это одна из отраслей российского права, предметом регулирования которой являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. В дальнейшем, финансовая деятельность государства и муниципальных образований — это процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач. Предмет финансового права составляет отношения, возникающие в ходе: ñ мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды ñ распределение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований ñ использование финансовых ресурсов государством и муниципальными образованиями ñ отношения, возникающие в ходе контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований
Метод ФП — императивный. К числу других методов правового регулирования ФП следует отнести: ñ рекомендательный метод ñ метод согласования ñ метод обязательных платежей ñ мтеод добровольных платежей (займы) ñ метод финансовых изъятий ñ штрафной метод ñ метод финансирования ñ метод процентных отчислений
Источники финансового права: Конституция, ФКЗ, ФЗ, законы субъектов РФ, подзаконные акты.
Система ФП: общая и особенная часть. В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности и ее правовой формы. В особенную часть ФП входят разделы, регулирующие отношения в области налогов и сборов, государственного бюджета, страхования, сберегательного дела (основа деятельности финансово-кредитных органов).
Бюджетные правоотношения Источники — Конституция, Федеральное законодательство, ФЗ, Бюджетный кодекс, законы о бюджетах федераций, подзаконные акты
Элементы бюджетных правоотношений
Виды бюджетных правоотношений:
Правовое регулирование бюджетного процесса Бюджетный процесс (ст.6 БК) — это деятельность ОГВ, ОМСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Признаки бюджетного процесса 1. многоплановость деятельности входящего в содержание бюджетного процесса 2. бюджетный процесс осуществляется определенным кругом субъектов — участниками бюджетного процесса, которые наделены конкретными полномочиями 3. бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на выполнение конкретных задач 4. бюджетный процесс урегулирован нормами законодательства
Стадии бюджетного процесса
Все стадии бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников (субъекты), их полномочия и решаемые задачи строго определены.
Бюджетная система. Основа правового регулирования. Основу бюджетного устройства составляет бюджетная система. Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования).
Структуру бюджетной системы составляют бюджеты 3 уровней:
Ведущим звеном бюджетной системы является федеральный бюджета, который утверждается как федеральный закон. Денежные средства из федерального бюджета используются для реализации целей и задач, стоящих перед государством. Бюджеты государственных внебюджетных фондов также разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. В соответствии со ст. 71, 72, 74 Конституции РФ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов разрабатываются и обсуждаются в форме законов субъектов. Тратятся эти бюджеты в соответствии с целями и задачами каждого субъекта. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств для решения задач, отнесенных к компетенции местного самоуправления. Бюджеты всех уровней бюджетной системы составляются на один финансовый год, который соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря. Особую группу бюджетов составляют консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Вторым элементом, характеризующим бюджетное устройство, является бюджетная классификация. Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация по доходом, а также, в большей части, и по расходам является единой для бюджета всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом. Третьим элементом, характеризующим бюджетное устройство, является принципы построения бюджетной системы (ст. 28-38 БК). Принципы: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов по бюджетным уровням, самостоятельность бюджетов, сбалансированность бюджетов, эффективность использования бюджетов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|