Здавалка
Главная | Обратная связь

Судебная система РФ



Судебная власть признана осуществлять правосудие. Правосудие — это вид государственной деятельности, направленный на разрешение конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие осуществляется от имени государства специально уполномоченными органами — судами посредством рассмотрения на судебном заседании гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Судебная система РФ включает федеральные суды, конституционные (уставные) и мировых судей субъектов федерации. К федеральным судам относятся конституционный суд, верховный суд, верховные суды субъектов РФ, районные суды, военные специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции. Система арбитражных судов — высший арбитражный суд, арбитражные федеральные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Органы правосудия в совокупности представляют собой судебную систему. Особенностью этих органов является осуществление судебной власти, посредством конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства. В соответствии с Конституцией ст.125 судебным органом конституционного контроля самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть является конституционный суд. Высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам общей юрисдикции является верховный суд. Высший арбитражный суд является высшим органом в системе . Носителем судебной власти в РФ прежде всего являются судьи, осущетсвляющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи конституционного, верховного и высшего арбитражного суда назначаются советом федерации по представлению президента. Судьи других федеральных судов назначаются президентом в порядке установленным ФЗ.

 

 

30.09.2011

Правоохранительные органы

Правоохранительная деятельность — деятельность, направленная на охрану порядка прав свобод и законных интересов физических и юридических лиц, которая осуществляется специально уполномоченными органами и должностными лицами на основании установленных законов.

Основные направления правоохранительной деятельности:

  1. правосудие (см пред.вопрос)
  2. прокурорский надзор — функция прокуратуры по надзору за соблюдением конституции и исполнением законов, соблюдением прав и свобод гражданина в деятельности органов государственной власти и ОМС и руководителями местных коммерческих организаций; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, судебными приставами, администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера. Прокуратура — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением конституции и исполнением законов, действующих на территории РФ. Органы прокуратуры наделены весьма обширной компетенцией, включающих помимо прокурорского надзора полномочия по уголовному преследованию, участию в рассмотрении дел судами, по координации деятельности по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество. Предварительное расследование уголовных дел — это деятельность, осуществляемая прокурором, следователем и дознавателями с целью предварительного (досудебного) разрешения правовых вопросов по делу (прежде всего установление события и состава преступления). Предварительное расследование осуществляется следователями и дознавателями различных правоохранительных органов: прокуратура, органы внутренних дел, ФСБ, органов по контролю оборота наркотических средств и психотропных веществ, государственная противопожарная служба, органы службы судебных приставов. Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) — деятельность, регулируемая ФЗ; вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий, посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод гражданина, собственности, обеспечение безопасности общества и государства от преступных посягательств. Задачи ОРД: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление и установление лиц совершающих и совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, которые уклоняются от наказания, а также розыск безвести пропавших; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. ОРД осуществляют подразделения ОВД, ФСБ, федеральные органы гос.охраны, таможенных органов, служба внешней разведки, министерства юстиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Организационное обеспечение деятельности судов.

 

Административное право

понятие, задачи и система АП.

АП — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти.

Предмет АП — общественные отношения

  1. устанавливающие формы и методы государственного управления, способы обеспечения законности в государственном управлении
  2. регламентирующие порядок создания ОИВ (исполнительной власти), ОГВ и компетенцию полномочий и взаимодействие этих органов с другими организациями
  3. регулирующие положения граждан в ОМСУ, общественных организациях и иных негосударственных организаций управления
  4. регулирующие управленческие отношения социально-политической, социально-культурной и экономической сферах

метод — императивный

Кроме императивного применяется метод рекомендаций и согласований.

Задача АП

  1. исследование государственного управления и общественных отношений
  2. анализ практики применения администартивно-правовых норм
  3. выявление и изучение общих и характерных закономерностей администартивно-правового регулирования общественных отношений

Источники: КоАП

Система АП включает в себя:

  1. общую часть: нормы, устанавливающие администартивно-правовой статус граждан и негосударственных организаций. Нормы, регулирующие основы организаций и деятельности исполнительной власти (аппарата государственного управления). Нормы, обеспечивающие законность деятельности исполнительной власти. Нормы, регламентирующие принуждение к АП
  2. Особенная часть: в нее входят нормы, регулирующие обеспечение безопасность граждан, общества и государства, а также администартивно-политическую деятельность, организационно-хозяйственную деятельность, социально-культурную, а также нормы, регулирующие деятельность гос.администрации по организации и осуществлению внешних связей.

Административные правоотношения, понятие и виды, субъекты административных правоотношений

Административные правоотношения — это общественные отношения, складывающиеся на основе норм административного права по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых как правило является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.

 

Элементы административных правоотношений:

  1. субъект — индивид или организация, которые в соответствии с нормами административного права являются носителями субъективных прав и обязанностей в сфере государственного управления. Обязательный субъект — орган государственного управления. Виды субъектов:

ñ индивидуальные — граждане, иностранцы и лица без гражданства

ñ коллективные — органы исполнительной власти, структурные подразделения ОИВ, наделенные компетенцией, а также негосударственные организации — общественные, коммерческие, ОМС

  1. объект — то, на что воздействует административно-правовое отношение
  2. содержание — субъективные права и обязанности сторон

 

Признаки административных правоотношений:

ñ отношение власти к подчиняемому

ñ одной из сторон, как правило, выступает орган исполнительной власти

ñ отношений чаще всего возникают по инициативе одной из сторон

ñ в случае нарушения норм АП нарушитель несет ответственность перед государством

ñ разрешение споров между сторонами осуществляется, как правило, в административном порядке

 

Виды административных правоотношений:

  1. в зависимости от особенностей участников отношений

ñ между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационном (вышестоящий и нижестоящий орган)

ñ между несоподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационном уровне (2 министерства)

ñ между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями

ñ между субъектами ИВ и не находящимися в их организационном подчинении государственными организациями (финансовый контроль или административный надзор)

ñ между субъектами ИВ и исполнительными органами местного самоуправления

ñ между субъектами ИВ и негосударственными организациями

ñ между субъектами ИВ и гражданами

2. в зависимости от государственного устройства

ñ между федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов РФ

ñ между органами государственной власти субъектов, находящимися на одном уровне

ñ между органами исполнительной власти субъектов РФ, находящихся на разных уровнях

3. в зависимости от конкретных целей возникновения общественных отношений

ñ внутренние (формирование управленческих структур)

ñ внешние (воздействие на объекты, которые не входят в систему органов ИВ)

4. по содержанию

ñ материальные

ñ процессуальные

 

 

Административные правонарушения и ответственность, понятие и виды административных наказаний

АПН (правонарушение) — противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность.

Признаки АПН:

ñ деяние, в форме активное действия или бездействия

ñ противоправность

ñ общественная опасность

ñ виновность

ñ вредные последствия

ñ наказуемость деяния. Административным правонарушением признается только то деяние, за которое в КоАП предусмотрена административная ответственность

 

Состав административного правонарушения — совокупность обязательных элементов, ри наличии которых предусмотрено административное наказание:

  1. объект - общественные отношения, на которые посягает нарушитель
  2. субъект — общие — физические лица, достигшие 16 лет; специальные субъекты — должностные лица; юридические лица, совершившие правонарушения
  3. объективная сторона (внешний признак)
  4. субъективная сторона

 

Административная ответственность — вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного наказания.

 

Признаки административной ответственности:

  1. она устанавливается КоАП и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектами РФ
  2. основание административной ответственности является административное правонарушение и наличие всех элементов состава правонарушения
  3. субъектами могут быть и физические, и юридические лица
  4. применять ее в праве широкий круг уполномоченных органов и должностных лиц
  5. она применяется не подчиненными этим органами лицам
  6. применение административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы

 

Основанием возникновения административной ответственности является наличие состава элемента состава административного правонарушения.

Основания освобождения от административной ответственности:

ñ малозначительность совершенного правонарушения (предупреждение)

ñ несовершеннолетие правонарушителя (учет конкретных обстоятельств, комиссия по делам несовершеннолетних и защита их прав)

 

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

ñ отсутствие события административного правонарушения

ñ отсутствие состава административного правонарушения

ñ действие лица в крайней необходимости

ñ издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение наказания

ñ отмена закона, установившего административную ответственность

ñ истечение срока данности привлечения к административной ответственности

ñ наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действия или бездействий лицом в отношении которого ведется производство по делу об административных правонарушений а) постановление о назначении административного наказания б) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в) постановление о возбуждении уголовного дела

ñ смерть физического лица (ликвидация юридического лица), в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении

 

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 

Виды:

ñ предупреждение

ñ штраф

ñ возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

ñ конфискация орудия или предмета

ñ лишение специального права, предоставленного физическому лицу

ñ арест

ñ административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства

ñ дисквалификация

ñ приостановление деятельности

К основным административным наказаниям относятся: предупреждение, штраф, лишение специального права, арест, дисквалификация, приостановление деятельности

все остальное — дополнительные

 

Правовые основы государственной, муниципальной и гражданской службы

ФЗ «О системе государственной службы РФ» определяет правовые и организационные основы системы государственной службы.

Государственная служба — это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Система государственной службы включает в себя следующие виды:

  1. государственная гражданская служба
  2. военная служба
  3. правоохранительная служба

 

Гражданская служба подразделяется на федеральную и службу субъектов РФ. Военная и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

 

Принципы построения системы государственной службы:

  1. федерализм, обеспечивающий единство гос.службы, а также соблюдения конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами гос.власти и органами гос.власти субъектов
  2. законность
  3. приоритет прав и свобод человека и гражданина
  4. равный доступ граждан к гос.службе
  5. единство правовых и организационных основ гос.службы
  6. взаимосвязь гос.службы и муниципальной службы
  7. открытость гос.службы и доступность общественному контролю
  8. профессионализм и компетентность гос.служащих
  9. защита гос.служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную деятельность

 

ФЗ «О муниципальной службы в РФ»

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы.

Нанимателем муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

 

Взаимосвязь государственной и муниципальной гражданской службы обеспечивается посредством:

ñ единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной и государственной гражданской службы

ñ единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной и государственной гражданской службы (возрастные, гражданство и тд)

ñ единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных и государственных гражданских служащих

ñ учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы

ñ соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих

 

Должность муниципального служащего — должность в органах ОМСУ, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий в ОМСУ и иных соответствующих должностях.

 

Классификация должностей муниципальной службы:

  1. высшие должности муниципальной службы
  2. главные должности (руководители комиссий)
  3. ведущие должности
  4. старшие должности
  5. младшие должности

Финансовое право

  1. Понятия, система и источники финансового права

 

ФП — это одна из отраслей российского права, предметом регулирования которой являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

В дальнейшем, финансовая деятельность государства и муниципальных образований — это процесс планомерного образования, распределения и использования государством и муниципальными образованиями финансовых ресурсов через свои денежные фонды для выполнения поставленных задач.

Предмет финансового права составляет отношения, возникающие в ходе:

ñ мобилизации денежных средств в государственные и муниципальные фонды

ñ распределение финансовых ресурсов государства и муниципальных образований

ñ использование финансовых ресурсов государством и муниципальными образованиями

ñ отношения, возникающие в ходе контроля за движением финансовых ресурсов государства и муниципальных образований

 

 

Метод ФП — императивный.

К числу других методов правового регулирования ФП следует отнести:

ñ рекомендательный метод

ñ метод согласования

ñ метод обязательных платежей

ñ мтеод добровольных платежей (займы)

ñ метод финансовых изъятий

ñ штрафной метод

ñ метод финансирования

ñ метод процентных отчислений

 

Источники финансового права: Конституция, ФКЗ, ФЗ, законы субъектов РФ, подзаконные акты.

 

Система ФП: общая и особенная часть.

В общую часть входят нормы, закрепляющие общие принципы финансовой деятельности и ее правовой формы. В особенную часть ФП входят разделы, регулирующие отношения в области налогов и сборов, государственного бюджета, страхования, сберегательного дела (основа деятельности финансово-кредитных органов).

 

Бюджетные правоотношения

Источники — Конституция, Федеральное законодательство, ФЗ, Бюджетный кодекс, законы о бюджетах федераций, подзаконные акты

 

Элементы бюджетных правоотношений

  1. субъект (ОГВ или ОМСУ)
  2. объект
  3. содержание (права и обязанности)

 

Виды бюджетных правоотношений:

  1. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществление расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджета государственных внебюджетных фондов, осуществление государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга
  2. отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений, возникающие в процессе составления и рассмотрения бюджетов всех уровней системы РФ, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроль за их исполнением

 

Правовое регулирование бюджетного процесса

Бюджетный процесс (ст.6 БК) — это деятельность ОГВ, ОМСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению внешней проверки, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

 

Признаки бюджетного процесса

1. многоплановость деятельности входящего в содержание бюджетного процесса

2. бюджетный процесс осуществляется определенным кругом субъектов — участниками бюджетного процесса, которые наделены конкретными полномочиями

3. бюджетный процесс разделен на стадии, последовательно сменяющие друг друга и направленные на выполнение конкретных задач

4. бюджетный процесс урегулирован нормами законодательства

 

Стадии бюджетного процесса

  1. составление проектов бюджета
  2. рассмотрение и утверждение закона о бюджете
  3. исполнение закона о бюджете
  4. составление и утверждение бюджетной отчетности

Все стадии бюджетного процесса являются обязательными, время, круг участников (субъекты), их полномочия и решаемые задачи строго определены.

 

Бюджетная система. Основа правового регулирования.

Основу бюджетного устройства составляет бюджетная система. Бюджетная система РФ — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования).

 

Структуру бюджетной системы составляют бюджеты 3 уровней:

  1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов
  2. бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов
  3. местные бюджеты

Ведущим звеном бюджетной системы является федеральный бюджета, который утверждается как федеральный закон. Денежные средства из федерального бюджета используются для реализации целей и задач, стоящих перед государством. Бюджеты государственных внебюджетных фондов также разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

В соответствии со ст. 71, 72, 74 Конституции РФ бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов разрабатываются и обсуждаются в форме законов субъектов. Тратятся эти бюджеты в соответствии с целями и задачами каждого субъекта. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) — это форма образования и расходования денежных средств для решения задач, отнесенных к компетенции местного самоуправления.

Бюджеты всех уровней бюджетной системы составляются на один финансовый год, который соответствует календарному и длится с 1 января по 31 декабря.

Особую группу бюджетов составляют консолидированные бюджеты. Консолидированный бюджет — это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории.

Вторым элементом, характеризующим бюджетное устройство, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация — это группировка доходов и расходов всех уровней бюджетной системы, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов. Бюджетная классификация по доходом, а также, в большей части, и по расходам является единой для бюджета всех уровней бюджетной системы и утверждается федеральным законом.

Третьим элементом, характеризующим бюджетное устройство, является принципы построения бюджетной системы (ст. 28-38 БК). Принципы: единство бюджетной системы, разграничение доходов и расходов по бюджетным уровням, самостоятельность бюджетов, сбалансированность бюджетов, эффективность использования бюджетов.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.