Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 годаСтр 1 из 38Следующая ⇒
Санкт-Петербург Г. ОГЛАВЛЕНИЕ введение.. 4 1 Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 года.. 8 1.1 Роль и место МО «Выборгский район» в региональной и национальной экономике 8 1.1.1. Место Выборгского района в региональной экономике. 8 1.1.2. Место Выборгского района в национальной экономике. 18 1.2 Анализ текущей конкурентоспособности Выборгского района. 19 1.2.1. Экономико-географическое положение. 19 1.2.2. Анализ и оценка качества жизни. 21 1.2.3. Оценка ресурсного потенциала территории Выборгского района. 36 1.2.4. Анализ инфраструктурного потенциала. 43 1.2.5. Анализ и оценка экономической ситуации. 47 1.2.6. Система управления в МО «Выборгский район». 59 1.2.7. Анализ и оценка экологической обстановки. 59 1.2.8. Интегральная оценка исходной социально-экономической ситуации и предпосылок развития МО «Выборгский район» 60 1.2.9. Риски и ограничения развития муниципального образования, промышленные и непромышленные отрасли экономики муниципального образования, которые будут обладать наибольшим потенциалом роста. Система устойчивых конкурентных преимуществ экономического и социального развития муниципального образования. Оценка их перспектив в реализации. 63 1.2.10. Важнейшие инвестиционные проекты.. 71 2 Сравнительный анализ и выбор стратегических альтернатив социально-экономического развития. ХАРАКТЕРИСТИКА СЦЕНАРИЕВ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.. 73 2.1 Сценарии социально-экономического развития. 73 2.2 Оценка участниками стратегического планирования достигнутого уровня социально-экономического развития Выборгского муниципального района. 74 2.2.1 Органы местного самоуправления городских и сельских поселений. 74 2.2.2 Предпринимательская группа участников стратегического планирования (представители крупных и средних предприятий и организаций, расположенных на территории района и активные представители малого бизнеса) 75 2.2.3 Целевая группа участников стратегического планирования (жители района) 75 2.3 Демографический прогноз. 77 2.4 Сценарии стратегического развития Ленинградской области и Санкт-Петербурга 83 2.5 Сценарии стратегического развития Выборгского муниципального района. 86 3 Цели, задачи и приоритеты социально-экономического развития ВЫБОРГского муниципального района (в том числе МО «ГОРОД ВЫБОРГ») 106 3.1 Миссия и перечень приоритетов социально-экономического развития МО «Выборгский район». 106 3.2 Стратегические направления развития отдельных отраслей и сфер хозяйственного комплекса МО «Выборгский район». 113 3.2.1. Блок приоритетов «Ускорение экономического роста». 113 3.2.2 Блок приоритетов «Создание благоприятной среды для жизни и работы». 117 3.2.3 Блок приоритетов «Развитие человеческого потенциала». 120 4 Механизмы реализации Стратегии.. 123 4.1 Бюджетная политика. 123 4.2 Градостроительная политика. 124 4.3 Программно-целевой механизм.. 124 4.4 Развитие муниципального сектора экономики. 124 4.5 Инвестиционная политика. 125 4.6 Развитие системы информатизации. 125 4.7 Организационно-правовые механизмы.. 126 4.8 Повышение эффективности муниципального управления. 126 4.9 Методическое обеспечение реализации Стратегии. 127 5 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ 128 5.1 Повышение эффективности процессов управления. 129 5.2 Участники стратегического развития. 130 5.1.1. Муниципальный «Стратегический стандарт». 130 5.1.2. Институты гражданского общества. 131 5.1.3. Внешние стратегические партнеры.. 132 6 Ожидаемые результаты реализации Стратегии.. 133 7 Информация о муниципальных программах, утверждаемых в целях реализации Стратегии, информация о государственных программах Ленинградской области, на основе которых будут сформированы новые муниципальные программы (или в которых предполагается участие) 137 8 КОНЦЕПЦИЯ ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ приоритетной промышленной зоны в городе Выборг.. 149 9 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ 152 10 СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. МАКРОЗОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ. ТОЧКИ РОСТА. 158 11 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 164 Введение Проект Стратегии социально-экономического развития Муниципальное образование «Выборгский район» Ленинградской области (далее – МО «Выборгский район») на период до 2025 года выполнен Научно-проектным институтом пространственного планирования «ЭНКО» на основании Муниципального контракта № 61 от 07 августа 2015 года по заказу Администрации Выборгского муниципального района при непосредственном участии Комитета экономики и инвестиций Выборгского муниципального района в лице председателя комитета Людвиковой Н.Ю. и заместителя главы администрации – Николовой Е.В. Проект Стратегии социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2025 года разработан на основе Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года, утвержденной Решением Совета депутатов МО «Выборгский район» от 23 ноября 2010 г. № 75 и включает основные направления стратегического развития по вопросам местного значения Выборгского муниципального района и МО «Город Выборг». Проект подготовлен с учетом «Методических рекомендаций по осуществлению стратегического планирования на уровне муниципальных образований Ленинградской области», утвержденных распоряжением Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 10.06.2015 № 60. Необходимость подготовки документа стратегического планирования муниципального образования на долгосрочный период обусловлена требованием действующего законодательства. Современные подходы и основы стратегического планирования заложены Федеральным законом от 28 июня 2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Целевые ориентиры и контрольные показатели Концепции, заложенные на перспективу 2020 г. в настоящих условиях уже не могут быть достигнуты, что свидетельствует о полномасштабных кризисных явлениях в развитии экономики и социальной сферы Выборгского муниципального района. Кризис и замедление социально-экономического развития повлияло на достижение большинства обозначенных показателей, что обусловлено в первую очередь внешними факторами, дефицитом бюджетов всех уровней, рецессией в российской экономике. Данные о соответствии основных целевых ориентиров приведены в таблице 1. Таблица 1. Индикаторы оценки достижения стратегических целей
По результатам подведения промежуточных итогов реализации Концепции можно выделить ряд показателей, которые развивались на протяжении 6 лет соответствующими или опережающими темпами по отношению к заложенным целевым значениям: удельный вес детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет и уровень официальной безработицы. Данные показатели недостаточно репрезентативны. Первый - отражает лишь активно решаемую на местном уровне задачу обеспеченности детей местами в дошкольных образовательных учреждениях и ликвидации очередей в детские сады, что обозначено в качестве приоритета по всей территории России[1]. Низкий уровень официальной безработицы может говорить о существенном уровне структурной безработицы и нежелании людей регистрироваться на бирже труда при потере работы и существующем размере пособия. Остальные обозначенные в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года приоритеты развивались отстающими темпами. Это относится и к показателям, характеризующим уровень жизни населения: уровень заработной платы, площадь жилищного фонда на одного жителя; а также экономические показатели: объем инвестиций в основной капитал, бюджетная обеспеченность (их падение характерно для страны в целом и вызвано внешними причинами). Среди показателей, не рассмотренных в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года следует выделить динамику численности населения. Существенного изменения численности населения в последние 5 лет не наблюдается, кроме того в 2014 г. наметился негативный тренд, при котором естественная убыль не компенсируется в полном объеме миграционным приростом. В целом по Ленинградской области наблюдается устойчивый рост численности населения, в первую очередь, за счет миграционного прироста, компенсирующего многолетнюю устойчивую естественную убыль населения региона и концентрация жителей, особенно в трудоспособном возрасте, в непосредственной близости к Санкт-Петербургу в ближнем поясе агломерации. Данная тенденция частично повлияла на отток населения Выборгского района, однако в сравнении с другими полупериферийными и отдаленными районами Ленинградской области, в Выборгском районе благоприятные внешние факторы на фоне масштабных кризисных явлений сгладили общую социально-экономическую ситуацию. Прежде всего, это реализация крупных инфраструктурных инвестиционных проектов на территории муниципального района (реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры, реализация проектов по модернизации основных фондов крупнейших предприятий-работодателей – судостроительного завода, портов и др., а также начало строительства перинатального центра и в целом сохранение потока инвестиций в развитие территории Выборгского муниципального района на протяжении 2009-2013 гг. Данные факторы никак существенно не отразились на привлекательности рынка жилищного строительства, который с учетом более дешевых земельных ресурсов, а также с учетом улучшения транспортной доступности территории в отношении к Санкт-Петербургу, имеет большой потенциал развития, потому что Выборгский район, в котором сосредоточено более 11% численности населения Ленинградской области, концентрирует всего 5% рынка жилищного строительства. В целом, стагнация показателей жилищного строительства на протяжении ряда лет даже с учетом фактического отсутствия роста численности населения, привела к некоторому отставанию показателя уровня жилищной обеспеченности населения. Сохраняется дефицит показателей обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры (недостаток койко-мест в стационарах, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями, недостаток мест в учреждениях социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта), а также обеспеченности территории объектами инженерной инфраструктуры и материальным износом коммунальных сетей. В связи с перечисленными проблемами муниципального района особое значение приобретает опережающий рост развития инфраструктурного обеспечения территории, обеспечивающий качество жизни населения и основу экономического роста. Часть заложенных в Концепции социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2020 года индикаторов развития опиралась на недостоверную или фрагментарную статистическую информацию, что позволяет говорить о неприменимости или неактуальности данных показателей в дальнейшей оценке развития. Показатели развития малого бизнеса являются приоритетными при подготовке документов стратегического планирования, однако в данном случае нецелесообразно опираться на выборочные обследования неполного круга малых предприятий. Необходима актуальная и всеобъемлющая статистика оборота продукции и услуг, производимой малыми предприятиями по муниципальным образованиям. Интересным индикатором выступает «время, необходимое для регистрации предприятия малого и среднего бизнеса, кол-во дней». Проблемными и неприменимыми в работе являются также показатели обеспеченности школ компьютерами в современных условиях, а также обеспеченность жилищного фонда стационарными телефонами. Таким образом, с учетом отмеченных диспропорций в развитии целевых показателей социально-экономического развития Выборгского муниципального района, усугублением социально-экономического положения регионов России на фоне кризисных явлений и изменений в нормативной базе требуется корректировка документов стратегического развития на долгосрочную перспективу, а также уточнение целевых показателей (индикаторов развития). При подготовке Стратегии социально-экономического развития МО «Выборгский район» на период до 2025 года с учетом новых подходов к стратегическому планированию на федеральном уровне, применяется инновационный подход на основе и с учетом опыта реализации действующей Концепции социально-экономического развития Выборгского муниципального района на период до 2020 года. В основе данного документа заложены принципы, заложенные в Федеральном законе № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»: организация и функционирование системы стратегического планирования основывается на принципах единства и целостности, разграничения полномочий, преемственности и непрерывности, сбалансированности системы стратегического планирования, результативности и эффективности стратегического планирования, прозрачности (открытости) стратегического планирования, реалистичности, ресурсной обеспеченности, измеряемости целей, соответствия показателей целям и программно-целевом принципе. В условиях современных вызовов и угроз социально-экономического развития с учетом формирующегося нового формата управления стратегическим развитием территории на уровне Выборгского муниципального района (объединение органов администрации муниципального района и административного центра МО «Город Выборг», принятие современных нормативно-правовых актов в сфере стратегического планирования) подготовлен настоящий документ – Стратегия социально-экономического развития муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области на период до 2025 года.
Роль и место муниципального образования в региональной и национальной экономике, факторы, определяющие развитие экономики муниципального образования до 2025 года ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|