Место Выборгского района в региональной экономике
Для определения степени влияния факторов внешней среды на основные показатели социально-экономического развития Выборгского муниципального района проведена сравнительная характеристика динамики основных параметров социально-экономического развития Выборгского муниципального района и Ленинградской области в сопоставимых единицах измерения (таблица 2). Роль экономического комплекса Выборгского муниципального района в экономике Ленинградской области отражается и в промышленном производстве и в сельскохозяйственном. В 2014 году по объему отгруженных товаров обрабатывающих производств (по крупным и средним предприятиям) Выборгский муниципальный район занял 5 место из 18 муниципальных районов. Отрыв от лидера промышленного производства – Ломоносовского муниципального района – составил в 2,5 раза. По объёму отгруженных товаров предприятиями сельскохозяйственного комплекса Выборгский муниципальный район занял 3 место из 14 муниципальных районов Ленинградской области, удельный вес производства сельскохозяйственной продукции района составил 8 %, что в 6 раз ниже показателя лидера сельхозпроизводства по Ленинградской области – Кировского муниципального района. Данные позиции Выборгский муниципальный район сохраняет на протяжении последних лет. Нестабильная динамика роста показателя «объем отгруженных товаров собственного производства…» по Выборгскому муниципальному району приводит к уменьшению удельного веса района в общем объеме отгрузки по Ленинградской области. По виду деятельности «сельскохозяйственное производство…» удельный вес Выборгского муниципального района в Ленинградской области имеет тенденцию к снижению (от 10,6% до 7,7 % в общем объеме производства Ленинградской области). Средний уровень заработной платы по крупным и средним предприятиям в данных видах экономической деятельности в течение 2011-2013 гг. был заметно выше среднеобластных значений – 103-164 %, однако в 2014 г. ситуация с уровнем заработных плат изменилась в худшую сторону и по большинству производств ее уровень не превышает средних по области значений. Объем инвестиций в расчете на душу населения также в разы (2,5-5 раз) меньше среднеобластного уровня.
Рисунок 1. Место Выборгского района по ряду основных экономических показателей среди районов Ленинградской области.
Таблица 2. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
Таблица 3. Инвестиции в основной капитал по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства
Внешние факторы развития, оказывающие влияние практически на все сферы социально-экономического развития Выборгского муниципального района: · Наличие производственных, социальных связей с соседним субъектом РФ Санкт-Петербургом, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Выборгского муниципального района, что отражается на повышении уровня хозяйственной освоенности, инвестиционной и градостроительной активности с повышением плотности населения и интенсивности транспортных связей по мере приближения территории муниципального района к Санкт-Петербургу. Развитие социально-экономического комплекса Выборгского муниципального района неразрывно связано с развитием Санкт-Петербурга. Район входит в состав второй по численности населения в России Санкт-Петербургской агломерации. Влияние данного фактора носит комплексное влияние на развитие и хозяйственное освоение территории Выборгского муниципального района – начиная от спроса на земельные ресурсы для реализации различных проектов строительства объектов экономики, обеспечение широкого рынка потребления производимой продукции, влияния на конъюнктуру развития рынка жилья и загородного жилищного строительства и заканчивая влиянием на демографические показатели (в том числе, характер миграционных процессов, структура населения, возможности более многообразных форм использования объектов социальной инфраструктуры и получения коммерческих услуг). Агломерационный путь развития – это естественный этап урбанизации и общая мировая тенденция последних десятилетий развития современного расселения. Формирование агломераций связано с тем, что крупные города преобразуют территорию вокруг себя, оказывают непосредственное влияние на ее развитие, а малые города и сельские населенные пункты, попадая в зону их влияния, получают новые возможности развития. Мировой опыт свидетельствует:рациональной формой использования территорий является агломерация как форма взаимодействия соседних муниципалитетов, в результате которого создается единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, и природно-экологического каркаса.Важным этапом развития Санкт-Петербургской агломерации в северо-западном направлении стал запуск современных электропоездов типа «Ласточка», сокративших время сообщения между Петербургом и Выборгом до 1,25 ч., а также ведущаяся комплексная реконструкция федеральной автомобильной трассы «Скандинавия». · Положительный экономический эффект на развитие и освоение территории оказывает выгодное транспортно-географическое положение территории муниципального района в системе межрегиональных транспортных связей: через муниципальный район проходят основные федеральные и региональные дороги и магистральные железнодорожные пути, входящие в состав международных транспортных коридоров «Панъевропейский транспортный коридор № 9», «Евроазиатский международный транспортный коридор «Север-Юг», «Евроазиатский международный транспортный коридор «Транссиб». Весь район представляет собой крупный транспортный узел, особо выделяются административный центр района – г. Выборг, г. Приморск и г. Высоцк. На территории Выборгского района расположен бывший военный аэродром Вещево, который рассматривается администрацией района и Правительством области в качестве потенциального грузового аэропорта, крупнейшего в Северо-Западном федеральном округе. Эти факторы оказывают решающее значение в решении размещения нового бизнеса на территории муниципального района. Положительный эффект на развитие экономической активности и инвестиционной привлекательности территории оказывает и реализация крупных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры – реконструкция трассы А-181 «Скандинавия», строительство нового участка железной дороги Лосево – Каменногорск, реконструкция существующих железнодорожных подходов к портам Приморск, Высоцк, строительство путепроводов через железные дороги. Также в соответствии с проектом «Концепции развития объектов дорожного сервиса», подготовленным Рабочей группой Росавтодора по развитию сети объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения и одобренным Минтрансом России, предполагается формирование многофункциональных сервисных комплексов на федеральных автотрассах в 50-100 километрах друг от друга, в том числе город Выборг выделен в качестве места дислокации 2-го типа многофункциональной зоны придорожного сервиса, а также 2 площадки 3-го типа выделены на трассе «Скандинавия» (к востоку от п. Лейпясуо и в окрестностях п. Балтиец). В соответствии с данной Концепцией сеть многофункциональных сервисных зон позволит не только улучшить качество придорожного сервиса, но и станет мощным импульсом для развития вокруг них частного бизнеса, что является немаловажным фактором экономического развития отдельных сельских поселений. · За последние 5 лет структура собственных доходов бюджета изменилась в связи с изменениями в федеральном и областном законодательстве: рост поступлений по налогу на доходы физических лиц связан с увеличением норматива отчислений налога на доходы физических лиц взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов. На муниципальный уровень были переданы нормативы отчислений по налогу на имущество организаций и налогу на совокупный доход, отмененные с 2014 года. Данный фактор играет важную роль в формировании устойчивой экономической базы, возможности самообеспечения территории финансовыми ресурсами, что отражается в бюджетном планировании. · Государственная политика в сфере социально-экономического развития, реализация федеральных и региональных целевых программ, государственных программ в приоритетных сферах экономики и социального развития (в том числе государственные программы в социальных сферах, кластерная политика и др.). · Влияние механизмов развития глобализации и рыночной экономики также отражаются на общих тенденциях и уровне развития всех сфер социально-экономического развития Выборгского муниципального района, в том числе: развитие кризисных явлений в экономической сфере, международные санкции, динамика потребительского спроса и другие факторы. § Применение информационных технологий как в экономической и социальной сферах жизни, так и в системе управления является особенностью современного этапа социально-экономического развития и становится все шире, в т.ч. и Выборгском районе. § Внедрение современных кластерных подходов в планировании развития экономического потенциала, а также отсутствие общих подходов к кластерной политике. § Внедрение современных механизмов государственно-частного партнерства как одного из ключевых механизмов реализации проектов, ориентированных на повышение качества жизни населения, в том числе в сферах здравоохранения, комплексного жилищного строительства, развитии инфраструктуры транспортного комплекса. § В условиях вхождения России в ВТО формирование условий для восстановления экономического роста в РФ, происходящее на фоне усиления международной конкуренции, возможно только при параллельном проведении политики обеспечения высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики и ее субъектов. § Практика внедрения инновационных подходов в экономике показала, что в нашей стране недостаточно просто создания площадок, программа создания технопарков в России не оправдала ожиданий, так как спрос на продукцию малых инновационных фирм со стороны крупного бизнеса оказался очень низким, что обусловлено, в первую очередь, ориентацией крупного бизнеса на рост оборота, а реализация долгоокупаемых проектов в условиях кризиса и неустойчивого развития экономики рискованна. Отсутствие спроса на инновации со стороны крупного бизнеса требует поиска новых путей стимулирования повышения инновационной составляющей экономики с коммерциализацией инновационных разработок. § В условиях современных требований к уровню социальных услуг и производственного процесса сохраняются кадровые проблемы как по качеству трудовых ресурсов так и по их количеству. § Пространственное развитие муниципальных районов Ленинградской области, граничащих с Санкт-Петербургом, происходит преимущественно экстенсивными способами, что отражается, в первую очередь, на нарастании инфраструктурных и экологических ограничений. Ориентация на жителей Санкт-Петербурга и бурное развитие приграничных муниципальных районов генерирует ряд проблем их дальнейшего развития, в первую очередь связанных с неконтролируемым жилищным строительством, размывающим границы между двумя субъектами и создающим высокую нагрузку на инженерную, социальную инфраструктуры и сервисы. Высокие темпы строительства значительно превосходят темпы развития инфраструктуры, что приводит к наращиванию дефицита в площадках, обеспеченных необходимой инфраструктурой для размещения новых производств. § Сохранение проблем инфраструктурного обеспечения развития особенно для сельской местности, характеризующееся высоким уровнем износа инженерных коммуникаций, жилого фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры. Развитие внешних факторов в перспективе определяется возможностями реализации действующих документов стратегического развития федерального, межрегионального и регионального уровня. В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года одной из тенденций с начала 2000-х годов является усиление агломерационных процессов на территориях вблизи границ Санкт-Петербурга путем интенсивного строительства жилья. Область и город фактически образуют единый рынок труда, доказательством чему служит интенсивная маятниковая миграция. Почти половина населения (46%) Ленинградской области проживает в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом, и формирует Санкт-Петербургскую агломерацию. Юго-восток Выборгского района попадает в условные границы Санкт-Петербургской агломерации, в том числе Рощинское городское, Первомайское и Полянское сельские поселения отнесены к «Первому поясу агломерации» («срединные пригороды») и «Второму поясу агломерации». Общей характеристикой данной пригородной территории являются следующие основные факторы: · Значительная часть (около 80%) инвестиционных проектов за последние 10 лет была реализована в пределах 30 км от КАД, при этом основные центры роста области были переориентированы на рынок Санкт-Петербурга (Всеволожск, Тосно, Гатчина). · В Выборгском районе сформированы и развиваются промышленные зоны, специализирующиеся как на обслуживании крупных транспортных (транзитных) потоков грузов, так и на производстве промышленной продукции. В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области № 460 от 29 декабря 2012 года «об утверждении Схемы территориального планирования Ленинградской области» на территории района указаны шесть производственных зон и площадок областного значения общей площадью более 800 га, в том числе следующие: 1) Производственная зона «Юго-восточная», площадью 379 га, свободные площадки – 275 га; 2) Производственная зона «Таммисуо», площадью 336 га, свободные площадки – 210 га; 3) Производственная площадка «Светогорская», площадью 134 га (в пограничной зоне, для совместных российско-финских производств); 4) Производственная площадка «Лесогорская», площадью 3,5 га (2 площадки); 5) Производственная зона «Светлое» (не развивается); 6) Производственная зона «Ермиловская», площадью 3 га (не развивается). · На территории Ленинградской области активно ведется жилищное строительство (в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом), направленное, в том числе, на удовлетворение спроса со стороны жителей Санкт-Петербурга. · Специализация сельского хозяйства также характерна для столичного региона (мясо-молочное животноводство, птицеводство, овощеводство).
Рисунок 2. Промышленные зоны регионального значения, расположенные на территории Выборгского района*. * По данным портала map.lenoblinvest.ru на территории района выделено несколько больше инвестиционных площадок: Рисунок 3. Инвестиционные площадки Выборгского района по данным портала map.lenoblinvest.ru.
В рамках анализа социально-экономического развития Ленинградской области значительная роль Выборгского муниципального района отмечена по следующим направлениям: · Наибольшее количество центров туристской аттрактивности расположено в Выборгском, Гатчинском, Лодейнопольском и Приозерском муниципальных районах. Выборгский район – самый посещаемый туристами район Ленинградской области (1-е место). Это одна из наиболее популярных территорий Ленинградской области для проведения активного отдыха на природе, рекреационно-оздоровительного туризма. С другой стороны, повышенное внимание неорганизованных туристов и многочисленных отдыхающих оказывает избыточное негативное влияние на окружающую среду (несанкционированные свалки, рекреационная дигрессия и пр.) · Роль города Выборг как каркасного населенного пункта в системе расселения и социального обслуживания населения Ленинградской области межрайонного значения. Лидером по количеству социальных объектов уже в настоящее время является Выборгский район, хотя по численности населения (204,6 тыс. человек) он занимает 3-е место после Всеволожского и Гатчинского муниципальных районов. · В рейтинге качества жизни среди всех муниципальных районов Выборгский район занимает 3 место (1 место – Киришский район, 2 место – Гатчинский район) с общим интегральным показателем 60,05, опережая такие районы как Всеволожский, Ломоносовский, Тосненский и Приозерский. · Выборгский муниципальный район отнесен к числу районов со средней степенью урбанизации. · Самое большое количество ВУЗов (среди всех районов области) располагается в Выборгском районе (7 ед.); · Выборгский район входит в пятерку районов, для которых характерно ускоренное развитие производства (Всеволожский, Тосненский, Ломоносовский, Гатчинский и Выборгский районы). Высокая динамика развития этих зон связана с приближенностью к Санкт-Петербургу, а также крупным транспортным узлам и портовым комплексам; В соответствии с материалами «Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года» (утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014 № 29) представлена схема современного положения Ленинградской области, в которой территория Выборгского муниципального района занимает стратегическое положение между Санкт-Петербургской агломерацией и границей Европейского Союза (Финляндия) (см. рис. 4).
Рисунок 4. Границы Санкт-Петербургской агломерации и транспортно-географическое положение Выборгского района. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|