Здавалка
Главная | Обратная связь

Место Выборгского района в региональной экономике



Для определения степени влияния факторов внешней среды на основные показатели социально-экономического развития Выборгского муниципального района проведена сравнительная характеристика динамики основных параметров социально-экономического развития Выборгского муниципального района и Ленинградской области в сопоставимых единицах измерения (таблица 2).

Роль экономического комплекса Выборгского муниципального района в экономике Ленинградской области отражается и в промышленном производстве и в сельскохозяйственном. В 2014 году по объему отгруженных товаров обрабатывающих производств (по крупным и средним предприятиям) Выборгский муниципальный район занял 5 место из 18 муниципальных районов. Отрыв от лидера промышленного производства – Ломоносовского муниципального района – составил в 2,5 раза. По объёму отгруженных товаров предприятиями сельскохозяйственного комплекса Выборгский муниципальный район занял 3 место из 14 муниципальных районов Ленинградской области, удельный вес производства сельскохозяйственной продукции района составил 8 %, что в 6 раз ниже показателя лидера сельхозпроизводства по Ленинградской области – Кировского муниципального района. Данные позиции Выборгский муниципальный район сохраняет на протяжении последних лет.

Нестабильная динамика роста показателя «объем отгруженных товаров собственного производства…» по Выборгскому муниципальному району приводит к уменьшению удельного веса района в общем объеме отгрузки по Ленинградской области. По виду деятельности «сельскохозяйственное производство…» удельный вес Выборгского муниципального района в Ленинградской области имеет тенденцию к снижению (от 10,6% до 7,7 % в общем объеме производства Ленинградской области).

Средний уровень заработной платы по крупным и средним предприятиям в данных видах экономической деятельности в течение 2011-2013 гг. был заметно выше среднеобластных значений – 103-164 %, однако в 2014 г. ситуация с уровнем заработных плат изменилась в худшую сторону и по большинству производств ее уровень не превышает средних по области значений. Объем инвестиций в расчете на душу населения также в разы (2,5-5 раз) меньше среднеобластного уровня.

 


Рисунок 1. Место Выборгского района по ряду основных экономических показателей среди районов Ленинградской области.


 

Таблица 2.

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства

  ВСЕГО СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА  
Количество организаций 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2011 г. Количество организаций 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2011 г. Количество организаций 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2011 г.
  Млрд. руб.
Ленинградская область 689,9 798,4 803,0 964,8 139,8 28,2 36,6 40,2 48,0 170,2 408,8 474,9 466,5 599,0 146,5
Выборгский муниципальный район 94,4 90,0 90,3 78,4 83,0 3,0 3,2 3,9 3,7 123,3 42,8 33,9 40,6 43,4 101,4
ВМР в % к ЛО 12,4 13,7 11,3 11,2 8,1 59,4 10,5 10,6 8,7 9,7 7,7 72,4 8,8 10,5 7,1 8,7 7,2 69,2
  На душу населения, тыс. руб./чел.
Ленинградская область 401,4 460,4 458,6 546,9 136,2 16,4 21,1 23,0 27,2 165,8 237,9 273,9 266,4 339,6 142,7
Выборгский муниципальный район 461,4 438,4 439,0 382,3 82,8 14,7 15,6 19,0 18,0 122,4 209,2 165,1 197,4 211,6 101,1
ВМР в % к ЛО 114,9 95,2 95,7 69,9 60,8 - 89,6 73,9 82,6 66,2 73,8 - 87,9 60,3 74,1 62,3 70,8
  Среднемесячная начисленная заработная плата работников по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства (включая средние предприятия), тыс.руб.
Ленинградская область 17,705 20,54 33,41 36,23 204,7 21,74 24,87 27,91 30,23 139,0 30,76 34,42 38,20 41,82 136,0
Выборгский муниципальный район 29,07 31,65 34,37 35,99 123,8 25,99 30,49 32,69 32,72 125,9 30,49 34,49 40,00 41,50 136,1
ВМР в % к ЛО 164,2 154,1 102,8 99,3   119,5 122,6 117,1 108,2   99,1 100,2 104,7 99,2  
                                           

Таблица 3.

Инвестиции в основной капитал по организациям Ленинградской области, не относящимся к субъектам малого предпринимательства

  ВСЕГО СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ОХОТА И ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ПРОИЗВОДСТВА
Количество организаций 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2011 г. Количество организаций 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2013 г. Количество организаций 2013 г. 2014 г. 2014 г. в % к 2013 г.
  Млн. руб.
Ленинградская область 190272,8 143660,4 58,1 11979,0 7179,4 59,9 75004,3 46234,3 61,6
Выборгский муниципальный район 12128,7 5269,6 4764,7 5541,6 45,6 955,0 685,7 71,8 8944,8 1993,8 22,3
ВМР в % к ЛО 5,3 4,9 2,0 2,5 3,8 11,0 7,9 9,5 4,4 11,9 4,3
  На душу населения, тыс.руб./чел.
Ленинградская область 143,9 148,1 108,7 81,4 56,6 6,8 4,1 59,5 42,8 26,2 61,2
Выборгский муниципальный район 59,3 25,7 23,2 27,0 45,6 4,6 3,3 71,8 43,5 9,7 22,3
ВМР в % к ЛО 41,2 17,3 21,3 33,2 67,6 80,5 101,6 37,0
                               

Внешние факторы развития, оказывающие влияние практически на все сферы социально-экономического развития Выборгского муниципального района:

· Наличие производственных, социальных связей с соседним субъектом РФ Санкт-Петербургом, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Выборгского муниципального района, что отражается на повышении уровня хозяйственной освоенности, инвестиционной и градостроительной активности с повышением плотности населения и интенсивности транспортных связей по мере приближения территории муниципального района к Санкт-Петербургу. Развитие социально-экономического комплекса Выборгского муниципального района неразрывно связано с развитием Санкт-Петербурга. Район входит в состав второй по численности населения в России Санкт-Петербургской агломерации. Влияние данного фактора носит комплексное влияние на развитие и хозяйственное освоение территории Выборгского муниципального района – начиная от спроса на земельные ресурсы для реализации различных проектов строительства объектов экономики, обеспечение широкого рынка потребления производимой продукции, влияния на конъюнктуру развития рынка жилья и загородного жилищного строительства и заканчивая влиянием на демографические показатели (в том числе, характер миграционных процессов, структура населения, возможности более многообразных форм использования объектов социальной инфраструктуры и получения коммерческих услуг). Агломерационный путь развития – это естественный этап урбанизации и общая мировая тенденция последних десятилетий развития современного расселения. Формирование агломераций связано с тем, что крупные города преобразуют территорию вокруг себя, оказывают непосредственное влияние на ее развитие, а малые города и сельские населенные пункты, попадая в зону их влияния, получают новые возможности развития. Мировой опыт свидетельствует:рациональной формой использования территорий является агломерация как форма взаимодействия соседних муниципалитетов, в результате которого создается единое социально-экономическое и инвестиционное пространство с общей системой социального, транспортного и инженерного обслуживания, и природно-экологического каркаса.Важным этапом развития Санкт-Петербургской агломерации в северо-западном направлении стал запуск современных электропоездов типа «Ласточка», сокративших время сообщения между Петербургом и Выборгом до 1,25 ч., а также ведущаяся комплексная реконструкция федеральной автомобильной трассы «Скандинавия».

· Положительный экономический эффект на развитие и освоение территории оказывает выгодное транспортно-географическое положение территории муниципального района в системе межрегиональных транспортных связей: через муниципальный район проходят основные федеральные и региональные дороги и магистральные железнодорожные пути, входящие в состав международных транспортных коридоров «Панъевропейский транспортный коридор № 9», «Евроазиатский международный транспортный коридор «Север-Юг», «Евроазиатский международный транспортный коридор «Транссиб». Весь район представляет собой крупный транспортный узел, особо выделяются административный центр района – г. Выборг, г. Приморск и г. Высоцк. На территории Выборгского района расположен бывший военный аэродром Вещево, который рассматривается администрацией района и Правительством области в качестве потенциального грузового аэропорта, крупнейшего в Северо-Западном федеральном округе. Эти факторы оказывают решающее значение в решении размещения нового бизнеса на территории муниципального района. Положительный эффект на развитие экономической активности и инвестиционной привлекательности территории оказывает и реализация крупных инвестиционных проектов по развитию транспортной инфраструктуры – реконструкция трассы А-181 «Скандинавия», строительство нового участка железной дороги Лосево – Каменногорск, реконструкция существующих железнодорожных подходов к портам Приморск, Высоцк, строительство путепроводов через железные дороги. Также в соответствии с проектом «Концепции развития объектов дорожного сервиса», подготовленным Рабочей группой Росавтодора по развитию сети объектов дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог общего пользования федерального значения и одобренным Минтрансом России, предполагается формирование многофункциональных сервисных комплексов на федеральных автотрассах в 50-100 километрах друг от друга, в том числе город Выборг выделен в качестве места дислокации 2-го типа многофункциональной зоны придорожного сервиса, а также 2 площадки 3-го типа выделены на трассе «Скандинавия» (к востоку от п. Лейпясуо и в окрестностях п. Балтиец). В соответствии с данной Концепцией сеть многофункциональных сервисных зон позволит не только улучшить качество придорожного сервиса, но и станет мощным импульсом для развития вокруг них частного бизнеса, что является немаловажным фактором экономического развития отдельных сельских поселений.

· За последние 5 лет структура собственных доходов бюджета изменилась в связи с изменениями в федеральном и областном законодательстве: рост поступлений по налогу на доходы физических лиц связан с увеличением норматива отчислений налога на доходы физических лиц взамен дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов. На муниципальный уровень были переданы нормативы отчислений по налогу на имущество организаций и налогу на совокупный доход, отмененные с 2014 года. Данный фактор играет важную роль в формировании устойчивой экономической базы, возможности самообеспечения территории финансовыми ресурсами, что отражается в бюджетном планировании.

· Государственная политика в сфере социально-экономического развития, реализация федеральных и региональных целевых программ, государственных программ в приоритетных сферах экономики и социального развития (в том числе государственные программы в социальных сферах, кластерная политика и др.).

· Влияние механизмов развития глобализации и рыночной экономики также отражаются на общих тенденциях и уровне развития всех сфер социально-экономического развития Выборгского муниципального района, в том числе: развитие кризисных явлений в экономической сфере, международные санкции, динамика потребительского спроса и другие факторы.

§ Применение информационных технологий как в экономической и социальной сферах жизни, так и в системе управления является особенностью современного этапа социально-экономического развития и становится все шире, в т.ч. и Выборгском районе.

§ Внедрение современных кластерных подходов в планировании развития экономического потенциала, а также отсутствие общих подходов к кластерной политике.

§ Внедрение современных механизмов государственно-частного партнерства как одного из ключевых механизмов реализации проектов, ориентированных на повышение качества жизни населения, в том числе в сферах здравоохранения, комплексного жилищного строительства, развитии инфраструктуры транспортного комплекса.

§ В условиях вхождения России в ВТО формирование условий для восстановления экономического роста в РФ, происходящее на фоне усиления международной конкуренции, возможно только при параллельном проведении политики обеспечения высокого уровня конкурентоспособности национальной экономики и ее субъектов.

§ Практика внедрения инновационных подходов в экономике показала, что в нашей стране недостаточно просто создания площадок, программа создания технопарков в России не оправдала ожиданий, так как спрос на продукцию малых инновационных фирм со стороны крупного бизнеса оказался очень низким, что обусловлено, в первую очередь, ориентацией крупного бизнеса на рост оборота, а реализация долгоокупаемых проектов в условиях кризиса и неустойчивого развития экономики рискованна. Отсутствие спроса на инновации со стороны крупного бизнеса требует поиска новых путей стимулирования повышения инновационной составляющей экономики с коммерциализацией инновационных разработок.

§ В условиях современных требований к уровню социальных услуг и производственного процесса сохраняются кадровые проблемы как по качеству трудовых ресурсов так и по их количеству.

§ Пространственное развитие муниципальных районов Ленинградской области, граничащих с Санкт-Петербургом, происходит преимущественно экстенсивными способами, что отражается, в первую очередь, на нарастании инфраструктурных и экологических ограничений. Ориентация на жителей Санкт-Петербурга и бурное развитие приграничных муниципальных районов генерирует ряд проблем их дальнейшего развития, в первую очередь связанных с неконтролируемым жилищным строительством, размывающим границы между двумя субъектами и создающим высокую нагрузку на инженерную, социальную инфраструктуры и сервисы. Высокие темпы строительства значительно превосходят темпы развития инфраструктуры, что приводит к наращиванию дефицита в площадках, обеспеченных необходимой инфраструктурой для размещения новых производств.

§ Сохранение проблем инфраструктурного обеспечения развития особенно для сельской местности, характеризующееся высоким уровнем износа инженерных коммуникаций, жилого фонда, социальных объектов, дорожной инфраструктуры.

Развитие внешних факторов в перспективе определяется возможностями реализации действующих документов стратегического развития федерального, межрегионального и регионального уровня.

В соответствии с Концепцией социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года одной из тенденций с начала 2000-х годов является усиление агломерационных процессов на территориях вблизи границ Санкт-Петербурга путем интенсивного строительства жилья. Область и город фактически образуют единый рынок труда, доказательством чему служит интенсивная маятниковая миграция. Почти половина населения (46%) Ленинградской области проживает в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом, и формирует Санкт-Петербургскую агломерацию. Юго-восток Выборгского района попадает в условные границы Санкт-Петербургской агломерации, в том числе Рощинское городское, Первомайское и Полянское сельские поселения отнесены к «Первому поясу агломерации» («срединные пригороды») и «Второму поясу агломерации».

Общей характеристикой данной пригородной территории являются следующие основные факторы:

· Значительная часть (около 80%) инвестиционных проектов за последние 10 лет была реализована в пределах 30 км от КАД, при этом основные центры роста области были переориентированы на рынок Санкт-Петербурга (Всеволожск, Тосно, Гатчина).

· В Выборгском районе сформированы и развиваются промышленные зоны, специализирующиеся как на обслуживании крупных транспортных (транзитных) потоков грузов, так и на производстве промышленной продукции. В соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области № 460 от 29 декабря 2012 года «об утверждении Схемы территориального планирования Ленинградской области» на территории района указаны шесть производственных зон и площадок областного значения общей площадью более 800 га, в том числе следующие:

1) Производственная зона «Юго-восточная», площадью 379 га, свободные площадки – 275 га;

2) Производственная зона «Таммисуо», площадью 336 га, свободные площадки – 210 га;

3) Производственная площадка «Светогорская», площадью 134 га (в пограничной зоне, для совместных российско-финских производств);

4) Производственная площадка «Лесогорская», площадью 3,5 га (2 площадки);

5) Производственная зона «Светлое» (не развивается);

6) Производственная зона «Ермиловская», площадью 3 га (не развивается).

· На территории Ленинградской области активно ведется жилищное строительство (в муниципальных районах, граничащих с Санкт-Петербургом), направленное, в том числе, на удовлетворение спроса со стороны жителей Санкт-Петербурга.

· Специализация сельского хозяйства также характерна для столичного региона (мясо-молочное животноводство, птицеводство, овощеводство).

 

Рисунок 2. Промышленные зоны регионального значения, расположенные на территории Выборгского района*.

* По данным портала map.lenoblinvest.ru на территории района выделено несколько больше инвестиционных площадок:

Рисунок 3. Инвестиционные площадки Выборгского района по данным портала map.lenoblinvest.ru.

 

В рамках анализа социально-экономического развития Ленинградской области значительная роль Выборгского муниципального района отмечена по следующим направлениям:

· Наибольшее количество центров туристской аттрактивности расположено в Выборгском, Гатчинском, Лодейнопольском и Приозерском муниципальных районах. Выборгский район – самый посещаемый туристами район Ленинградской области (1-е место). Это одна из наиболее популярных территорий Ленинградской области для проведения активного отдыха на природе, рекреационно-оздоровительного туризма. С другой стороны, повышенное внимание неорганизованных туристов и многочисленных отдыхающих оказывает избыточное негативное влияние на окружающую среду (несанкционированные свалки, рекреационная дигрессия и пр.)

· Роль города Выборг как каркасного населенного пункта в системе расселения и социального обслуживания населения Ленинградской области межрайонного значения. Лидером по количеству социальных объектов уже в настоящее время является Выборгский район, хотя по численности населения (204,6 тыс. человек) он занимает 3-е место после Всеволожского и Гатчинского муниципальных районов.

· В рейтинге качества жизни среди всех муниципальных районов Выборгский район занимает 3 место (1 место – Киришский район, 2 место – Гатчинский район) с общим интегральным показателем 60,05, опережая такие районы как Всеволожский, Ломоносовский, Тосненский и Приозерский.

· Выборгский муниципальный район отнесен к числу районов со средней степенью урбанизации.

· Самое большое количество ВУЗов (среди всех районов области) располагается в Выборгском районе (7 ед.);

· Выборгский район входит в пятерку районов, для которых характерно ускоренное развитие производства (Всеволожский, Тосненский, Ломоносовский, Гатчинский и Выборгский районы). Высокая динамика развития этих зон связана с приближенностью к Санкт-Петербургу, а также крупным транспортным узлам и портовым комплексам;

В соответствии с материалами «Инвестиционной стратегии Ленинградской области на период до 2025 года» (утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 19.02.2014 № 29) представлена схема современного положения Ленинградской области, в которой территория Выборгского муниципального района занимает стратегическое положение между Санкт-Петербургской агломерацией и границей Европейского Союза (Финляндия) (см. рис. 4).

 

Рисунок 4. Границы Санкт-Петербургской агломерации и транспортно-географическое положение Выборгского района.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.