Типы классификаций психического дизонтогенеза
Классификация дизонтогенеза строится на основе выделения области психики, в которой первично возникли аномальные явления. Однако при этом нельзя не учитывать, что любая классификация является абстракцией и не способна охватить во всейсложности изучение явления. Г. Е. Сухарева (1959) с позиций патогенеза нарушений развития личности различает три вида психического дизонтогенеза:задержанное, поврежденное и искаженное развитие; Л.Каннер [Kanner L., 1955] — недоразвитие и искаженное развитие. Клинически близка к классификациям Л. Каннера и Г. Е. Сухаревой классификация нарушений психического развития, предложеннаяЯ. Лутцем [Lutz J.. 1968]. в которой выделяются пять типов нарушений психического развития: 1) необратимое недоразвитие связывается с моделью олиго 2) дисгармоническое развитие — с психопатией; — регрессирующее развитие — с прогрессирующими дегенеративными заболеваниями, злокачественной эпилепсией; 3) альтернирующее развитие, включающее состояния асин- 4) развитие, измененное по качеству и направлению, наблю По мнению Г. К.Ушакова (1973) и В.В.Ковалева (1979), основными клиническими типами психического дизонтотенеза являются два: 1) ретардация, т.е. замедление или стойкое психическое недо 2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое разви По нашему мнению, психический дизонтогенез может быть представлен следующими вариантами (табл. 2). Таблица 2 Варианты психического дизонтогенеза
В основу этой классификации положены классификации дизонтогенеза Г.Е.Сухаревой (1959) и Л.Каннера [Kanner L.,1955]. Мы сочли целесообразным добавить в нее как самостоятельные варианты задержанное, дефицитарное и дисгармоническое развитие. Предлагаемая классификация дифференцирует отдельные варианты аномалий, исходя из основного качества нарушения развития. Выделяется группа аномалий, вызванных отставанием развития: недоразвитие, задержанное развитие; группа аномалий, в кото~ рых ведущим признаком является диспропорциональность (асин-хрония) развития: искаженное и дисгармоническое развитие; и, наконец, грутша аномалий, вьрванная поломкой, выпадением отдельных функций: дефицитарное и поврежденное развитие. ГКак показывают клинико-психологические данные, при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму — недоразвитие (так называемый «олигофре-нический плюс») и даже поврежденное развитие (при злокачественном течении процесса). Эта особенность позволяет рассматривать отдельные варианты дизонтогенеза не как самостоятельные, независимые, образования, а, скорее, как синдромы аномального развития, которые нередко могут сочетаться друг с другом при преобладании какого-либо ведущего. Далее, при более подробном рассмотрении отдельных вариантов дизонтогенеза мы не стремились к воссозданию полной кли-нико-психологической структуры заболевания и даже вызванной им аномалии развития, а старались показать ряд закономерностей, характерных для того или иного типа дизонтогенеза. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|