Содержательный компонент теоретического материала
Лекция 1. «История музыкального образования как наука и как учебный предмет» Вопросы для самоконтроля: 1. Докажите, что музыкальное образование является исторической категорией. 2. Кто из отечественных педагогов-музыкантов занимается проблемами истории музыкального образования? 3. Назовите цель, предмет и задачи курса «История музыкального образования». 4. Какие причины обусловили обращение педагогов-музыкантов к проблеме педагогической интерпретации цивилизационного подхода к изучению истории музыкального образования. 5. Охарактеризуйте сущность интонационного подхода как концептуальной стратегии курса «История музыкального образования». 6. Раскройте парадигмально-педагогический подход применительно к истории музыкального образования. Лекция 2. Первый этап музыкального образования (с древнейших времен до обращения Руси к православной христианской религии в конце X века) Вопросы для самоконтроля: 1. В чём заключалась сущность устной традиции в передаче музыкального опыта в период язычества? 2. Каковы были представления славян о происхождении и магической силе музыки? (На примерах былин и сказок). 3. Что представляло собой раннефольклорное интонирование? 4. Какова роль языческих жрецов (волхвов) в передаче музыкального опыта? 5. В каких областях первобытного искусства происходила естественная музыкальная специализация? Лекция 3. Второй этап развития отечественного музыкального образования (с конца X до середины XVII века) Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте три ипостаси музыкального образования народной ориентации. 2. В силу каких причин святыми отцами Русской православной церкви до второй половины XVII века противопоставлялись богослужебное пение и музыка (мусикия)?. 3. Как вы понимаете требование древнерусской православной педагогики «петь духовно»? 4. Какое значение для отечественного музыкального образования имели постановления Церковных Соборов 1274 и 1551 годов? 5. Что собой представляла отечественная музыкальная письменность? 6. Каковы отличительные музыкальные особенности знаменной системы нотации? 7. В чём историческое значение «Ключа знаменного» инока Христофора для развития отечественного музыкального образования? 8. Являлись ли Хор государственных певчих дьяков и Хор патриарших певчих своеобразными «певческими школами»? 9. Почему первыми отечественными профессиональными музыкантами считают скоморохов, а не певчих Русской православной церкви?
Лекция 4. «Предпосылки переходного периода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию Нового времени. Петровская эпоха в истории отечественного музыкального образования. Философия Просвещения и идеи музыкального образования в XVIII веке» Вопросы для самоконтроля: 1. Раскройте новую точку зрения на музыку, сформировавшуюся к середине XVII века, назовите факторы, обусловившие её появление и утверждения в отечественном музыкальном образовании? 2. В чём заключается принципиальная новизна труда Н.П. Дилецкого «Мусикийская грамматика»? 3. Как отразилась на содержании и методах музыкального образования обращение отечественных педагогов-музыкантов XVII в. к западноевропейской системе нотации? 4. Докажите, что эпоха Петра I является кульминацией перехода от музыкально-педагогических традиций Древней Руси к музыкальному образованию нового времени. 5. Раскройте особенности музыкального образования православной ориентации в эпоху Петра I. 6. Охарактеризуйте певческие буквари и грамматики. 7. Назовите факторы, обусловившие развитие музыкального образования светской ориентации. 8. Назовите компоненты народной музыкальной педагогики. 9. Чем характерен финал реформ Петра I? 10. Какие жанры музыкального искусства сформировались в годы правления Екатерины II? 11. Раскройте сущность концепции целостного художественного образования человека XVIII века. 12. Охарактеризуйте принципы, систему и содержание светского музыкального образования в России в XVIII веке. 13. Какие учебные заведения готовили профессиональных музыкантов-исполнителей, регентов, певчих, композиторов, учителей музыки? 14. Изложите методику обучения певцов в Придворной певческой капелле. 15. Раскройте факторы, определившие народность как педагогический принцип музыкального образования начала XIX века.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|