Глава 2. Использование лесов 2 страница
К ведению РФ в комментируемой области согласно ст. 71 Конституции РФ относятся: в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологических, в области лесных отношений); д) федеральная государственная собственность (прежде всего на леса, другие природные ресурсы) и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации; м) производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) гражданское, гражданско-процессуальное законодательство (как методы охраны имущественных отношений, возникающих при использовании и охране лесных объектов, рычаги защиты природных ресурсов и их владельцев); р) метеорологическая служба, стандарты (в том числе в области лесных отношений, охраны окружающей среды). В совместном ведении РФ и ее субъектов согласно ст. 72 Конституции РФ находятся: б) защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности (в том числе в области лесных отношений); в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности (прежде всего на леса, другие природные ресурсы); д) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории; к) земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов субъекты Федерации согласно ст. 73 Конституции обладают всей полнотой государственной власти. В ЛК РФ предусматриваются десятки постановлений Правительства РФ, которыми должны регулироваться лесные отношения. И ранее Правительство РФ широко использовало эту компетенцию*(15). Согласно ч. 2 ст. 85 Конституции РФ действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации может быть приостановлено Президентом РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса судом. Муниципальные правовые акты предусматриваются в ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" согласно ч. 4 которой они не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Федерации. Вопросы местного значения, относящиеся к лесным отношениям, предусматриваются в пп. 19, 20, 32 ч. 1 ст. 14, пп. 25 и 26 ч. 1 ст. 16 гл. 3 "Вопросы местного значения" Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"*(16).
Статья 3. Отношения, регулируемые лесным законодательством Под лесными отношениями в ст. 5 ЛК РФ 1997 г. понимались отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов как входящих, так и не входящих в лесной фонд, а также земель лесного фонда, в том числе не покрытых лесной растительностью. В действующем ЛК РФ определение лесных отношений отсутствует. Отсутствует также обычная для головных федеральных законов норма о недопустимости противоречия других нормативных правовых актов в части регулирования лесных отношений настоящему ЛК РФ. Можно полагать это само собою разумеющимся. Исходя из смысла ст. 5-7 ЛК РФ объектами лесных отношений можно считать леса, земли лесного фонда и иных категорий, на которых расположены леса, лесные участки, и права пользования ими. В комментируемой статье закреплен принцип приоритета регулирования лесным законодательством отношений в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов - основного предмета лесного законодательства. Такой подход к разграничению сфер действия лесного и гражданского, земельного, административного законодательства (других, более "публичных" отраслей российского законодательства) вытекает не только из норм настоящего Кодекса, но и из норм соответствующих отраслей и содержащихся в них актов. Например, согласно ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. К комментируемой статье ЛК РФ непосредственное отношение имеет и ее положения подтверждает и ст. 129 ГК РФ - "земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах". Таким образом, нормы других отраслей законодательства корреспондируют положениям ЛК РФ о его приоритетности в регулировании лесных отношений.
Статья 4. Участники лесных отношений Положения этой статьи ЛК РФ в значительной мере опираются на конституционные нормы, в частности о местном самоуправлении. Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление - в пределах своих полномочий оно самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется гражданами, которые участвуют в лесных отношениях путем референдумов, выборов, других форм принятого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ). Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ст. 131 Конституции РФ). Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом (в том числе и прежде всего ЛК РФ), отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств: реализация переданных полномочий подконтрольна государству согласно ст. 132 Конституции РФ (см. ст. 83, 84 ЛК РФ и ст. 27, 37 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарии к ним). Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (ст. 133 Конституции РФ). Органы местного самоуправления представляют и защищают интересы населения, для которого леса нередко являются средой обитания, средством удовлетворения рекреационных, имущественных и иных жизненно важных запросов. Органы местного самоуправления наделяются также компетенцией конституциями республик, уставами других субъектов Федерации; на основании которых принимаются законы о местном самоуправлении, о разграничении полномочий между органами государственной власти субъекта Федерации и органами местного самоуправления, о компетенции органов местного самоуправления, которыми органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия и необходимые для их реализации некоторые материальные и финансовые средства*(17). В комментируемой статье в общем виде определен круг субъектов - участников лесных правоотношений, т.е. общественных отношений, складывающихся в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Российская Федерация и ее субъекты, как и муниципальные образования, могут выступать в лесных отношениях в двух качествах: - как регуляторы лесных правоотношений в отношении лесов, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их акты имеют властный, т.е. государственно-правовой, публичный и административный характер; - как собственники лесов, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, в этом случае на равных началах с иными участниками лесных отношений - гражданами и юридическими лицами. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению и от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, юридические лица и граждане. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования как собственники лесов отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК РФ). Из этого принципиального положения в ГК РФ делается вывод - "обращение взыскания на природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом". Созданные РФ, субъектами Федерации или муниципальными образованиями юридические лица, согласно той же статье ГК РФ, не отвечают по обязательствам своих создателей, а создатели не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц (кроме случаев, предусмотренных законом). Особенности ответственности РФ и ее субъектов в гражданских правоотношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законами об иммунитете государства и его собственности. Немаловажным является то, кого можно понимать под гражданами и юридическими лицами. Гражданский кодекс РФ раскрывает содержание понятия граждан (физических лиц): - правоспособность (возникает с момента рождения и прекращается смертью, означает право иметь имущественные и личные неимущественные права, заниматься предпринимательством и любой иной незапрещенной законом деятельностью и т.п.); - имя и место жительства; - дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности - возникает в полном объеме по достижении 18-летнего возраста либо ранее, в том числе со времени вступления в брак); - недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом; - предпринимательская деятельность, имущественная ответственность гражданина, несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя. С учетом изложенного и норм Лесного кодекса РФ можно говорить о "лесной" правоспособности и дееспособности граждан. Заслуживает внимания понятие юридического лица: оно упоминается в комментируемой и иных статьях ЛК РФ и расшифровывается в ст. 48 ГК РФ, так как определяющим для характеристики юридического лица является участие в имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношениях.
Статья 5. Понятие леса Понятие леса является базовым, основным для лесного законодательства. Предлагаемое в Федеральном законе понятие не противоречит давнему научному и правовому представлению о лесе как единстве земли, лесной растительности, животного мира и иных компонентов окружающей природной среды, имеющих важное экологическое, социальное и экономическое значение. В ст. 1 "Основные понятия" Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматриваются: - естественная экологическая система - объективно существующая часть природной среды, которая имеет пространственно-территориальные границы и в которой живые (растения, животные и другие организмы) и неживые ее элементы взаимодействуют как единое функциональное целое и связаны между собой обменом веществ и энергией; - природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность; - природная среда, природа - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов. В ст. 1 указанного Федерального закона даются также определения окружающей среды, природного объекта, природно-антропогенного объекта, природного комплекса, благоприятной окружающей среды и т.д. При всей неоднозначности указанных терминов, будучи закрепленными в федеральном законе, они приобретают нормативное, обязательное для применения толкование. Понимание леса как природного объекта подчеркивает его неразрывную не только биологическую, но и правовую связь с земельным участком, оборот которого должен регулироваться земельным и гражданским законодательством. С этим связаны изменения ст. 130 и др. ГК РФ (см. ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарий к ней).
Статья 6. Земли, на которых располагаются леса Подразделение на категории по целевому назначению земель, отнесение их к категориям, перевод их из одной категории в другую и определение земель лесного фонда предусматриваются в ст. 7, 8 и 101 ЗК РФ, в ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Правовой режим и назначение категорий земель предусматриваются в гл. XIV "Земли сельскохозяйственного назначения", гл. XV "Земли поселений", гл. XVI "Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", гл. XVII "Земли особо охраняемых территорий", гл. XVIII "Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса" ЗК РФ*(18). В Лесном кодексе РФ осуществляется привязка лесов к землям, на которых они расположены, и в отличие от лесного законодательства предыдущих лет регулирование использования и охраны лесов осуществляется в зависимости от целевого назначения, использования и охраны этих земель, которые в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ рассматриваются как часть природы, природный ресурс и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю. С этим и рядом иных нововведений ЛК РФ связаны многочисленные изменения в ст. 1, 13, 23, 27, 30-32, 40, 58, 77, 78, 82, 86, 90, 94, 95 и 97 3К РФ и в ст. 130, 221, 257, 261, 268 и 270 ГК РФ (см. ст. 16, 33 и 38 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарии к ним). Головным актом градостроительного законодательства является Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ*(19).
Статья 7. Лесной участок Норма этой статьи продолжает привязку лесов к землям, на которых они расположены, и концепцию использования и охраны лесов в соответствии с целевым назначением и категориями этих земель, а не правовым режимом использования и охраны лесов и земель лесного фонда (см. комментарий к ст. 5, 6 и 10 ЛК РФ). Границы лесных участков (заменивших участки земель лесного фонда) определяются в соответствии с Федеральным законом от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" и от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (см. ст. 28 и 31 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарии к ним).
Статья 8. Право собственности на лесные участки Комментируемая статья, с учетом ст. 5-7 ЛК РФ, также входит в общие положения и составляет концепцию данного Кодекса. Формы собственности на лесные участки в составе земель категорий, указанных в ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, также различные и определяются в главах ЗК РФ, указанных в комментарии к ст. 6 ЛК РФ, а также в Федеральных законах "Об особо охраняемых природных территориях", "О недрах", "Об образовании", "Об обороне", "О мелиорации земель", в ВК РФ и других нормативных правовых актах Российской Федерации и субъектов Федерации, регулирующих в соответствии с ЗК РФ земельные отношения*(20).
Статья 9. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками Основания и порядок возникновения и прекращения указанных прав на объекты гражданских прав (лесные участки) предусматриваются в ст. 260-287 гл. 17 "Право собственности и другие вещные права на землю" (особенно ст. 268-270, 274-277), ст. 606-625, 650-664 гл. 34 "Аренда", ст. 689-701 гл. 36 "Безвозмездное пользование" ГК РФ. В ст. 25-39 ЗК РФ предусматриваются основания и порядок возникновения прав на землю, в ст. 44-56 ЗК РФ - основания и порядок прекращения и ограничения прав на землю. В случае несовпадения требований общего (гражданского) законодательства, регулирующего в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, и требований специального (земельного) законодательства, регулирующего отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, приоритет согласно общепризнанным принципам права должен отдаваться специальному, т.е. земельному, законодательству. Договор аренды является наиболее распространенным в мире способом осуществления права пользования лесами. При сдаче лесов в аренду ключевыми вопросами становятся: порядок сдачи лесов в аренду; сроки действия договоров аренды; площади сдаваемых в аренду лесных участков; учет экологии и интересов местного населения; лесные платежи и лесной доход; стимулы для повышения качества ведения лесного хозяйства; контроль, аудит арендаторской деятельности; возможность предупреждения и пресечения лесонарушений арендаторами, невыполнения ими условий договора. Многие из этих положений предусматриваются в ст. 71-74 и последующих нормах ЛК РФ. Зарубежный опыт свидетельствует, что процесс предоставления лесов в аренду должен определяться преимущественно государственными органами, которые публикуют информацию о предоставляемой территории, конкретных условиях договоров, правах и обязанностях сторон, последствиях их неисполнения. Для избежания спекуляций и коррупции зарубежные авторы рекомендуют устанавливать публичные и открытые критерии отбора претендентов, которым должны быть присущи компетентность и профессионализм, наличие у них производственных мощностей для лесозаготовок и переработки древесины; эти критерии не должны исключать состязательность и участие малого предпринимательства, не допуская поглощения его крупным бизнесом. Хотя указанные договоры заключаются обычно для производства древесины, в них можно включать экологические и социальные требования и стимулы, учитывать выгоды местного населения, являющегося и потребителями, и производителями недревесных лесных ресурсов и продуктов. В беспокоивших общественность проектах ЛК РФ 2003-2005 гг. намечались сроки аренды лесов до 99 лет и их переход после добросовестного выполнения договоров в частную собственность. В ч. 5 ст. 72 ЛК РФ предусматривается лишь приоритетное, преимущественное право добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок.
Статья 10. Подразделение лесов по целевому назначению Толкование ч. 2 комментируемой статьи может привести к теоретическому выводу о том, что все три названные в ч. 1 категории лесов расположены лишь на землях лесного фонда, а на землях иных категорий могут быть (а могут и не быть) лишь защитные леса, включая особо защитные участки лесов (см. ч. 4 ст. 102 ЛК РФ). Сами защитные леса имеют категории, предусмотренные в ч. 2 ст. 102 ЛК РФ. Цели освоения защитных лесов предусматриваются в ч. 4 ст. 12 ЛК РФ. Важно отметить, что согласно новой редакции ЛК РФ от 4 декабря 2006 г. в ст. 11 "Особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий" и в других нормах Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" специфика перевода земель лесного фонда и иных земель, занятых эксплуатационными и резервными лесами, не предусматривается (в отличие от первоначальной редакции Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ; см. ст. 38 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" и комментарий к ней).
Статья 11. Пребывание граждан в лесах Действующий Лесной кодекс РФ отказался от идеи публичных лесных сервитутов, которые предусматривались прежним Кодексом. Поскольку само понятие "публичный сервитут" в известной степени дискуссионно, то одной нормы о свободном пребывании граждан в лесах в целом достаточно. Данная норма в период принятия Кодекса подверглась пристальному вниманию общественности, что вполне объяснимо, учитывая необходимость защиты общественного интереса в процессе перехода к новым экономическим отношениям в лесопользовании. Принятая редакция статьи заметно отличается от первоначальных ее вариантов - изменения произошли главным образом в части ослабления запретов и ограничений пребывания граждан в лесах. С точки зрения защиты общественных интересов комментируемая статья в целом вполне функциональна. Принципиально важно указание на то, что запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается. Основания ограничения следуют либо из особенностей правового режима земель, на которых произрастают леса, либо из необходимости обеспечения иных общественно значимых интересов или охраны здоровья самих граждан. Запрещение же пребывания в лесах возможно только по первому (территориальному) критерию. Комментируемая норма по своему смыслу рассчитана на пребывание именно в тех лесах, основная часть которых (на землях лесного фонда) останется федеральной собственностью, и потому вполне согласуется с п. 1 ст. 262 ГК РФ, регулирующим право граждан свободно находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Но свобода доступа выглядит уже не так однозначно применительно к лесам на землях иных категорий, где возможна частная собственность на лесопокрытые участки. В этой ситуации предоставленное собственнику земельного (лесного) участка право запретить доступ на него других лиц (п. 2 ст. 262 ГК РФ) и обозначить свое решение на местности соответствующим образом (забор, таблица с объявлением) вряд ли преодолевается редакцией ст. 11 ЛК РФ. Во всяком случае наличие на таких участках публично-правовых ограничений должно быть надлежащим образом установлено, и лучше предварительно (например, на стадии проектирования участка). Иными словами, законодателю не удалось полностью защитить право граждан на пребывание в лесах от конкурирующего права частного собственника лесных участков. Впрочем, право последнего также имеет все основания быть защищенным законом, а в конечном счете в данном случае речь должна идти не о каких-либо недостатках нормы, а о ее сущностной предоснове, заключающейся во взвешивании и сбалансировании индивидуального и общего интересов. Очевидным пробелом нормы является отсутствие в ней порядка запрещения и ограничения пребывания граждан в лесах. Не указано даже лицо (лесопользователь или орган управления?), которое вправе принимать такие решения. Обращение к общему правилу об ограничении использования лесов (ч. 1 ст. 27 ЛК РФ) не разрешает ситуацию, поскольку эта норма сама имеет бланкетный характер. Лесным кодексом 1997 г. право ограничения пребывания граждан в лесах было предоставлено федеральным органам исполнительной власти в области лесного хозяйства, федеральным органам по надзору в сфере природопользования, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации. Так, в положении о Федеральном агентстве лесного хозяйства закреплено его право ограничивать пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, в том числе в интересах пожарной безопасности лесов, ведения орехово-промыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а также запрещать в случае необходимости на период высокой пожарной опасности в лесах посещение гражданами лесов и въезд в них транспортных средств. С принятием действующего ЛК РФ управленческая компетенция смещается по вертикали вниз - от федерального центра к регионам, и сравнение полномочий федеральных и региональных органов дает основание полагать, что введение такого рода ограничений входит в сферу ведения органов власти субъектов Федерации. При этом соответствующие полномочия региональных органов распространяются не только на леса, находящиеся в региональной собственности, но и на леса федеральных земель лесного фонда. В этом отличительная особенность их новой компетенции. Сравним. В нормативном правовом акте субъекта Федерации было закреплено право администрации области выносить решение об ограничении пребывания граждан в лесах, в частности в государственных природных заповедниках и национальных парках - особо охраняемых природных территориях федерального значения*(21). Верховным Судом РФ в кассационной инстанции было удовлетворено заявление прокурора о признании соответствующего положения постановления администрации области недействующим в связи с тем, что порядок ограничения пребывания граждан в лесах в этой части был принят с превышением компетенции субъекта Федерации*(22). В отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, решения об ограничении пребывания граждан могут приниматься органами местного самоуправления. Остается открытым вопрос о допустимости введения такого рода ограничений со стороны лесопользователей (арендаторов) по мотиву обеспечения безопасности граждан при выполнении работ. В статье закреплены два взаимосвязанных субъективных права: 1) право рекреационного природопользования как часть права на благоприятную окружающую среду, выражающееся в возможности отдыха в лесах, общения с природой, удовлетворения гражданами своих экологических, эстетических и иных нематериальных потребностей; 2) право общего лесопользования как вид общего природопользования, состоящее для граждан в возможности осуществлять для собственных нужд заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов. Оба вида прав реализуются свободно и бесплатно, т.е. не требуют предварительных разрешений и внесения каких-либо платежей. Но если первое из них по природе своей естественно, не связано с извлечением материальных выгод и потому не вызывает сомнений в части его абсолютности и обоснованности, то второе право с этих позиций несколько более уязвимо. Здесь необходимо сделать оговорку по поводу того, что анализ содержания нормы о пребывании граждан в лесах традиционно сводится к обсуждению степени свободы общего лесопользования, и ни в теории, ни в законотворческой практике еще никак не затрагивается другая сторона реализации этого права, а именно та, которая связана с обоснованностью бесплатного и ненормируемого изъятия из среды лесных пищевых и иных недревесных ресурсов с точки зрения соотношения частных и публичных интересов. Предлагаемый аспект обсуждения, очевидно, непопулярен главным образом с позиции социальной защиты малоимущих слоев населения, для которых лесные ресурсы порой представляют существенный источник жизнеобеспечения. Однако возможная аргументация состоит в том, что заготовка и сбор для собственных нужд не нормированы, не подконтрольны в части объемов собираемых лесных ресурсов и, как показывает практика, нередко осуществляются в объемах, приближающихся к промысловым, а собранная продукция используется не столько для личного потребления, сколько с целью продажи. Таких лиц возможно привлечь разве что к административной ответственности за торговлю в неустановленных местах. Между тем по смыслу ч. 1 ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы должны использоваться как равнодоступная основа жизни и деятельности всех проживающих на соответствующей территории, из чего продажа одними гражданами этих ресурсов другим гражданам выглядит как юридический артефакт. Предоставленная законом возможность пребывания в лесах не основана на каких-либо вещных либо обязательственных правах граждан на лесные ресурсы и по этой причине также не должна быть связана с извлечением материальных выгод. Полагаем, что есть основание для постановки вопроса о введении определенных условий для осуществления таких видов общего лесопользования, которые преследуют исключительно цель последующей реализации собранных лесных ресурсов (приравнивание их к промысловой заготовке здесь не единственно возможный и, наверное, не самый лучший вариант). При этом сбор даров леса действительно для собственных нужд, несомненно, должен оставаться свободным и бесплатным. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|