Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Использование лесов 9 страница



- Конституция РФ и федеральные законы, включая Лесной кодекс РФ;

- международные требования.

Некоторое представление о содержании этой системы дает перечень актов о среде обитания малочисленных народов, принятых на международном, федеральном и региональном уровнях, это (наряду с указанными ранее):

- Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Принята Комиссией по правам человека на ее 47-й сессии в 1992 г.;

- Устав Совета народности саами северных стран. Принят на XI конференции народности саами в Тромсе в 1980 г.;

- Политическая программа народа саами. Принята в 1989 г.;

- Декларация Саммита лидеров коренных народов Арктики. Заключена 20 июня 1991 г. в г. Херсхольме;

- Декларация свободного развития народов Севера "Права человека и народы Севера". Принята Международной конференцией параллельной СБСЕ активности народов Севера 2 октября 1991 г.;

- Декларация Международной конференции коренных народов по территории, охране окружающей среды и развитию. Подписана в г. Кари-Ока (Бразилия) 30 мая 1992 г.;

- Закон СССР от 26 апреля 1990 г. "О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национально-государственных образований или не имеющих их на территории СССР";

- постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 8 июля 1991 г. "О депутатской Ассамблее малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока";

- распоряжение Председателя Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1991 г. "О некоторых вопросах деятельности Международного фонда развития малых народов и этнических групп на территории РСФСР";

- постановление Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 145 "О Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах";

- постановление Кабинета Министров СССР и Совета Министров РСФСР от 11 марта 1991 г. N 84 "О дополнительных мерах по улучшению социально-экономических условий жизни малочисленных народов Севера на 1991-1995 годы" (согласно постановлению за этими народами закрепляется исключительное право пользования биологическими ресурсами на территории их проживания, охотничьих и рыболовных угодий, оленьих пастбищ).

Прерогативы международного и национального (Российской Федерации) права просматриваются и в других актах, например:

- в постановлении Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 591 "О неотложных мерах по решению социально-экономических проблем Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов";

- постановлении Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г. "О неотложных мерах по стабилизации социально-экономического положения в Чукотском автономном округе и Магаданской области";

- постановлении Верховного Совета РФ от 25 декабря 1992 г. "О включении Государственной программы развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991-1995 годах в Перечень федеральных целевых программ";

- постановлении Президиума Верховного Совета РФ от 30 марта 1992 г. "Об упорядочении пользования земельными участками, занятыми под родовые, общинные и семейные угодья малочисленных народов Севера";

- распоряжении Председателя Верховного Совета РФ от 12 марта 1992 г. "О социальной поддержке групп населения с низкими доходами Таймырского автономного округа";

- Указе Президента РФ от 22 апреля 1992 г. "О неотложных мерах по защите мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера".

Последним актом, в частности, установлено, что в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Севера должны быть определены территории традиционного природопользования, которые являются неотъемлемым достоянием этих народов и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение, не связанное с традиционным хозяйствованием. Оленьи пастбища, охотничьи, рыболовные и лесные угодья для комплексного использования должны бесплатно передаваться родовым общинам и семьям из числа малочисленных народов, связанным с традиционными отраслями и промыслами, в пожизненное наследуемое владение либо в аренду. Преимущественное право заключения договоров и получения лицензий на использование возобновляемых природных ресурсов предоставляется родовым общинам, семьям, отдельным представителям малочисленных народов в местах их традиционного природопользования.

Перечень регулирующих настоящую проблему актов может быть продолжен:

- постановление Правительства РФ от 4 января 1992 г. N 15 "Вопросы деятельности Фонда выживания, развития экономики и культуры малочисленных народов Севера";

- постановление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. "О сохранении природного комплекса среды проживания удэгейцев, нанайцев и орочей в Пожарском районе Приморского края";

- постановление Совета Национальностей Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. "Об отнесении шорцев, телеутов, кумандинцев к малочисленным народам Севера";

- постановление Правительства РФ от 11 января 1993 г. N 22 "О Перечне районов проживания малочисленных народов Севера";

- решение Совета народных депутатов Ханты-Мансийского автономного округа от 6 мая 1990 г. "Об образовании территорий приоритетного природопользования";

- Устав Фонда малочисленных народов Севера. Принят Учредительным собранием 27 мая 1992 г.

Анализируя этот достаточно обширный перечень актов, необходимо сделать вывод о предстоящей сложной работе по их согласованию между собой, как по вертикали - в порядке подчиненности, так и по горизонтали - на одном уровне, о приведении их в соответствие с Лесным кодексом РФ. При этом необходимо обеспечение международного и российского правового принципа о гарантированности и неотчуждаемости прав и свобод всех граждан, их равенстве перед законом и судом независимо от расы, национальности, социального происхождения и положения (см., например, ст. 2, 6, 17 Конституции РФ).

В юридической литературе высказывается мнение о том, что в частноправовых отношениях по сравнению с публично-правовыми отход от права на равноправие может осуществляться с меньшими ограничениями: имеется в виду, что "положительная", для "выравнивания отсталости", дискриминация является менее оскорбительной, если исходит из добровольных частных усилий, нежели из прямых действий государства*(88).

 

Статья 49. Отчет об использовании лесов

В соответствии с задачей государственного контроля государственные органы управления лесным хозяйством обеспечивают соблюдение всеми владельцами лесного фонда, лесопользователями, другими предприятиями, организациями и учреждениями, деятельность которых влияет на состояние и воспроизводство лесов, а также гражданами установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством.

Приказом Рослесхоза от 24 октября 1994 г. N 224 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению государственными органами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации"*(89) предусмотрены правила формирования отчетной документации об использовании лесов.

При этом государственному контролю подлежат перечисленные ниже сведения, которые содержатся в отчетах об использовании лесов и на основании которых такие отчеты формируются:

1. Состояние книг: расход леса, учет насаждений, находящихся в подсочке, рубок ухода за лесом, учет побочных лесных пользований. Соблюдение порядка и правил их ведения, полнота и своевременность заполнения. Достоверность отчетных данных об использовании лесов.

2. Соблюдение правил учета, хранения, заполнения, выдачи и аннулирования лесорубочных билетов (ордеров), распоряжений леснику, лесных билетов, лицензий на долгосрочное пользование лесным фондом (аренду).

3. Соблюдение законодательства по вопросам аренды участков лесного фонда. Полнота лесоводственных требований, установленных в лицензиях на долгосрочное пользование и договорах (соглашениях) на аренду участников лесного фонда. Соблюдение арендаторами и владельцами лесного фонда обязанностей, предусмотренных законодательством, лицензией и договором. Наличие у арендаторов соответствующих технических средств и квалифицированных специалистов, обеспечивающих соблюдение лесоводственных требований при осуществлении лесопользований и лесохозяйственных мероприятий. Соблюдение арендаторами проектов организации рубок главного пользования и ведения лесного хозяйства. Меры, принимаемые владельцами лесного фонда к нарушителям условий передачи участков лесного фонда в аренду.

4. Наличие фактов передачи в первоочередную рубку на торгах (аукционах) высокобонитетных высокотоварных древостоев. Влияние этих фактов на ухудшение качественных характеристик эксплуатационных лесов.

5. Использование расчетной лесосеки главного пользования по группам лесов и хозяйствам (хозсекциям). Анализ причин недоиспользования расчетной лесосеки, наличие фактов переруба. Принимаемые меры по улучшению использования расчетной лесосеки.

6. Использование лесозаготовителями выделенного им лесосечного фонда. Обоснованность предоставления отсрочек на заготовку и вывозку древесины, замены лесосек. Соблюдение порядка и времени оформления досрочной рубки. Сравнение выхода деловой древесины в отведенном лесосечном фонде, выписанном по лесорубочным билетам и фактически заготовленной древесины. Причины расхождений.

7. Соответствие размещения лесосечного фонда проектным ведомостям лесоустройства, утвержденному плану рубок, требованиям правил отпуска древесины на корню и правил рубок главного пользования. Включение в лесосечный фонд насаждений, подлежащих первоочередной рубке (нуждающихся по своему состоянию, недорубов прошлых лет, насаждений, вышедших из подсочки по окончании срока, и др.). Назначение в рубку насаждений до окончания срока подсочки и незаподсоченных. Соблюдение требований правил в отношении возраста насаждений, отводимых в рубку, способов рубок, сроков примыкания лесосек, количества зарубов в квартале, параметров лесосек, интенсивности выборки и других требований.

8. Соответствие отведенного лесосечного фонда (с установленными объемами по хозяйствам) видам пользования и группам лесов. Качество отвода, таксации и материально-денежной оценки лесосек, правильность применения сортиментных и товарных таблиц. Причины неудовлетворительного качества работ.

9. Соблюдение правил отпуска древесины на корню в лесах, правил рубок главного пользования, лесоводственных требований к технологическим процессам лесосечных работ. Наличие технологических карт на разработку лесосек, правильность их составления и соблюдение технологии. Обеспечение сохранности жизнеспособного подроста и молодняка хозяйственно-ценных пород, плодородного слоя почв при лесозаготовках, очистка мест рубок. Потери древесины на лесосеках и при транспортировке. Соблюдение сроков заготовки и вывозки древесины. Причины допускаемых нарушений, меры по их профилактике и пресечению.

10. Соблюдение порядка и качество освидетельствования мест рубок, подсочки, заготовки второстепенных лесных материалов. Полнота выявления нарушений, начисления и взыскания неустоек. Причины неудовлетворительного качества освидетельствования.

11. Соблюдение порядка назначения и отвода насаждений для подсочки, правил ее ведения, установленной продолжительности и своевременности использования насаждений для заготовки живицы. Соблюдение технологии. Состояние заподсоченных насаждений. Соблюдение порядка и правил заготовки второстепенных лесных материалов.

12. Соответствие выполненных объемов рубок ухода в молодняках, прореживаний, проходных рубок, рубок обновления и переформирования (реконструкции) объемам, установленным лесоустройством. Обоснованность отступлений от проекта лесоустройства по очередности ухода, по площади, виду, интенсивности выборки. Обеспеченность проведения ухода в насаждениях, не назначенных лесоустройством. Соответствие мест рубок проектным ведомостям. Сопоставление проектного, планируемого и фактического выхода ликвидной и деловой древесины. Причины отклонений от проекта лесоустройства, их обоснованность. Организация работ, соблюдение требований наставления по рубкам ухода. Качество отвода и таксации насаждений для проведения рубок ухода. Правильность назначения насаждений под рубки ухода, отбора деревьев на выращивание и в рубку, клеймения, учета, выбора технологии рубок. Наличие технологических карт. Качество разработки лесосек, соблюдение технологии. Качество освидетельствования мест рубок ухода, приемки выполненных работ. Лесоводственный эффект рубок ухода. Причины неудовлетворительного качества рубок ухода, меры по повышению качества. Использование древесины от рубок ухода. Химический уход. Соблюдение правил его проведения и эффективности.

13. Соблюдение порядка и правил предоставления участков лесного фонда и осуществления побочных лесных пользований (сенокошение, выпас скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза и других видов).

14. Соблюдение порядка пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства, в научно-исследовательских, культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

15. Соблюдение порядка пользования лесным фондом на особо охраняемых природных территориях и объектах (в государственных природных заповедниках, природных заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, курортных и лечебно-оздоровительных зонах), соблюдение порядка их образования. Использование кедровых и других особо ценных лесов.

16. Соблюдение режима ведения лесного хозяйства и лесоэксплуатации, порядка лесопользования на территориях проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп.

17. Соблюдение режима ведения лесного хозяйства и порядка лесопользования на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению.

18. Использование насаждений, не входящих в лесной фонд.

19. Соблюдение требований законодательства по целевому использованию земель лесного фонда.

20. Выполнение федеральных и региональных программ по рациональному пользованию лесным фондом, повышению продуктивности лесов.

21. Соблюдение порядка внесения платежей за пользование лесным фондом (лесных податей, арендной платы, отчислений на воспроизводство, охрану и защиту леса). Правильность их исчисления, применения льгот по платежам.

22. Осуществление текущего контроля за соблюдением правил пользования лесным фондом. Меры, принимаемые к нарушителям лесного законодательства (приостановление, ограничение, прекращение деятельности, права пользования лесным фондом, привлечение должностных лиц и граждан к административной и уголовной ответственности и др.), и их эффективность.

 

Статья 50. Защита конкуренции в области использования лесов

В соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции"*(90) под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Монополистической деятельностью является злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Запрещается также систематическое осуществление монополистической деятельности, выявленное в установленном порядке более двух раз в течение 3 лет.

Указанным Федеральным законом установлены признаки ограничения конкуренции:

- сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке;

- рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке;

- отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке;

- определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке;

- иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке.

Запрещается также заключение соглашений, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, т.е. совершение договоренностей в письменной форме, содержащихся в документе или нескольких документах, а также договоренностей в устной форме.

Согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;

2) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. Такими обстоятельствами, в частности, могут быть изменение регулируемых тарифов, изменение цен на сырье, используемое для производства товара, изменение цен на товар на мировых товарных рынках, существенное изменение спроса на товар в течение не менее чем 1 года или в течение срока существования соответствующего товарного рынка, если такой срок составляет менее чем 1 год.

Совершение хозяйствующими субъектами действий по соглашению не относится к согласованным действиям. Группой лиц признаются:

1) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеют в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества);

2) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо имеют в силу своего участия в этих хозяйственных обществах (товариществах) либо в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале каждого из этих хозяйственных обществ (товариществ);

3) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляют функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества;

4) хозяйственные общества, в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа;

5) хозяйственное общество (товарищество) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу) обязательные для исполнения указания;

6) хозяйственные общества (товарищества), в которых одно и то же физическое лицо или одно и то же юридическое лицо на основании учредительных документов этих хозяйственных обществ (товариществ) или заключенных с этими хозяйственными обществами (товариществами) договоров вправе давать этим хозяйственным обществам (товариществам) обязательные для исполнения указания;

7) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества;

8) хозяйственные общества, единоличный исполнительный орган которых назначен или избран по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

9) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

10) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) избрано по предложению одного и того же физического лица или одного и того же юридического лица;

11) хозяйственные общества, в которых более чем 50% количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета) составляют одни и те же физические лица;

12) лица, являющиеся участниками одной и той же финансово-промышленной группы;

13) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

14) лица, каждое из которых по какому-либо указанному выше основанию входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с каждым из таких лиц в одну группу по какому-либо указанному основанию.

Установленные законодательством запреты на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, хозяйствующих субъектов распространяются на действия (бездействие) группы лиц.

Не являются ограничением конкуренции действия, предусмотренные ч. 8 ст. 80 комментируемого Кодекса. В данном случае, если аукцион признан несостоявшимся по причине того, что в нем участвовали менее чем два участника, единственный участник аукциона не позднее чем через 10 дней после дня проведения аукциона обязан заключить договор купли-продажи лесных насаждений или договор аренды лесного участка, а орган государственной власти или орган местного самоуправления, по решению которых проводился аукцион, не вправе отказаться от заключения с единственным участником аукциона соответствующего договора по начальной цене предмета аукциона.

Максимальный объем древесины, подлежащей заготовке лицом, группой лиц (в значении, предусмотренном статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции"), в лесах, расположенных в границах субъекта Российской Федерации, составляет не более 35% от суммы утвержденных в установленном порядке расчетных лесосек в отношении лесов, расположенных в границах всех лесничеств и лесопарков на территории субъекта Российской Федерации.

Данный объем установлен постановлением Правительства РФ от 22 июня 2007 г. N 395*(91).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.