Занятие № 25. Особенности возрастных кризисов: 30 лет и 40 лет.
План:
1. Периодизация Д.Левинсона – первого исследователя кризиса 30 лет
2. Определение кризиса (перехода) как фаза перехода от юношеского возраста к зрелому (Б.Ливехуд).
3. Кризис 40 лет – возможность переопределения и переориентации личности.
Занятие№ 26. Особенности психического развития в зрелости.
План:
1. Личность в период зрелости.
2. Личность в старости.
3. Особенности содержания самоописаний в зрелости и старости.
Занятие № 27. Особенности развития личности в геронтогенезе. Кризис пожилого возраста.
План:
1. Общая характеристика периода старости. Геронтология. Биологические и социальные критерии и факторы старения.
2. Изменение психофизиологических функций в процессе старения.
3. Задачи развития в старости.
Таблица 3
СОДЕРЖАНИЕ СРСП
№ п\п
| Темы занятий
| Задание на СРСП
| Цель и содержание занятий
| № Рекомендуемой литературы
| Форма контроля
| Сроки сдачи
| Максим.
Балл
| Штрафной балл за отстрочку
|
1-ЫЙ МОДУЛЬ
|
| Предмет и задачи психологии, история становления психологии как науки, методы современной психологии.
| 1)Определить особенности психологии как науки.
2)Рассмотреть соотношение различных форм психологического знания: житейского и научного.
3)Сравнить метод наблюдения и эксперимента (достоинства и недостатки)
4)Определить ведущие функции истории психологии, ее ключевые проблемы.
5)Рассмотреть бихевиоризм и его научные подходы, психоанализ и неофрейдизм, гештальтпсихологию, гуманистическую психологию.
| -уметь определить предмет психологии в разных научных школах;
-знать сущность и влияние психологии на гуманитарные и естественные науки.
-знать ведущих психологов
-владеть психологической терминологией, представленной в течениях исторического процесса.
| ОЛ:7,8,9,11,14,16,17,23,25,26,31.
ДЛ:11,13,15.
| Устное сообщение.
Наличие конспекта, схемы, таблицы. Реферат. Составление кроссворда, ребуса и тестовых заданий.
| 1-ая неделя
|
| -1
|
.
| Развитие психики и сознания.
| 1)Психика и её отличие от других свойств, которыми обладает материя.
2)Основные источники развития высших психических функций у человека.
3)Сравнительная характеристика психики животных и человека.
4)Сознание как форма отражения человеком действительности; основные признаки сознания.
5)Психологическая характеристика сознания человека.
6)Понятие бессознательного, соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека.
| -знать основные особенности психики
-уметь определить начало бессознательного
-знать основные характеристики сознания
| ОЛ:8,12,14,17,21,23,25,26.
ДЛ:11,13,15.
| Устное сообщение.
Наличие конспекта, схемы, таблицы. Реферат. Составление кроссворда, ребуса и тестовых заданий.
| 2-ая неделя
|
| -1
|
| Понятие и строение человеческой деятельности
| 1)Деятельность, структура деятельности по К.К. Платонову, С.Л.Рубинштейну, В.С. Мерлину.
2)Охарактеризовать направленность деятельности.
3)Провести сравнительный анализ ведущей деятельности и возрастных особенностей.
| -знать понятия «деятельность», «мотив», «интерес», «учебная деятельность», «игра», «труд».
| ОЛ:8,12,14,17,20,21,22,23,25,26,29.
ДЛ:6,11,13,15.
| Устное сообщение.
Наличие конспекта, схемы, таблицы. Реферат. Составление кроссворда, ребуса и тестовых заданий.
| 3-ья недели
|
| -1
|
| Личность
| 1)Определение целостной структуры личности.
2)Биосоциальная структура личности.
3)Сложность и многомерность личностной структуры, взаимосвязь всех ее компонентов.
4)Современные теории личности.
5)Основные категории психологии.
6) Охарактеризовать стихийные процессы передачи информации.
| -знать модель структуры личности в разных психологических школах;
-уметь работать с характерологическими описаниями личности;
-знать ведущие свойства личности;
| ОЛ:3,7,8,12,14,17,21,20,23,25,26,30.
ДЛ:11,13,15.
| Устное сообщение.
Наличие конспекта, схемы, таблицы. Реферат. Составление кроссворда, ребуса и тестовых заданий.
| 4-ая неделя
|
| -1
|
.
| Психология малых социальных групп и коллектива
| 1)Определить особенности влияния руководителя на коллектив.
2)Определить положение члена группы в межличностных отношениях.
3)Охарактеризовать стихийные процессы передачи информации.
4)Охарактеризовать межличностные отношения в детском коллективе.
5)Определить особенности взаимоотношений в диаде «Ученик – Учитель».
| -знать понятие «коллектив» и «группа»;
-уметь определить функции руководителя коллектива;
-умение провести социометрию и референтометрию коллектива;
| ОЛ:7,8,9,11,14,16,17,23,25,26,31.
ДЛ:11,13,15.
| Проверка конспектов, устный опрос.
| 4-ая неделя
|
| -1
|
| Познавательные процессы.
| 1)Охарактеризовать механизмы познавательных процессов.
2) Ощущение
3) Восприятие
4) Память
5) Внимание
6) Мышление
7) Воображение
8) Эмоции
9) Воля в деятельности человека.
10) Подбор методик по изучению познавательных процессов.
11) Применение метода наблюдения в изучении познавательных процессов.
| -знать основные особенности познавательных процессов;
-уметь определить законы восприятия в интерпретации разных авторов;
-знать способы активизации мышления;
-уметь привести примеры развития речи в онтогенезе;
-уметь связать развитие памяти с развитием личности.
-определить роль внимания в жизни человека;
| ОЛ:8,12,14,17,21,23,25,26,28.
ДЛ:3,4,5,11,13,15.
| Устное сообщение.
Наличие конспекта, схемы, таблицы. Реферат. Составление кроссворда, ребуса и тестовых заданий.
| 5-7 ая неделя
|
| -1
|
| Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности личности.
| 1) Изучение волевого поведения в онтогенезе.
2) Темперамент.
3) Способности.
4) Характер.
5)Подбор методик диагностики темперамента, способностей и характера.
6)Соотношение характера и способностей.
7)Изучение темперамента личности.
8)Определение одаренности и способностей личности.
| -знать особенности эмоционально-волевой сферы;
-знать понятие «одаренность» и «способности»;
-уметь на примерах рассмотреть особенности темперамента;
| ОЛ:8,12,14,17,21,23,22,25,26.
ДЛ:6,7,8,11,13,15.
| Устное сообщение.
Наличие конспекта, схемы, таблицы. Реферат. Составление кроссворда, ребуса и тестовых заданий.
| 8-9-ая неделя
|
| -1
|
| Предмет и задачи психологии развития.
| 1. Определить предмет психологии развития;
2. Охарактеризовать категории,
предмет и задачи психологии развития;
3. Определить место психологии развития в ряду психологических наук.
| 1. Знать содержание терминов:
онтогенез, развитие, возраст, ассимиляция и аккомодация, сенсомоторная, дооперациональная, стадия, стадия конкретных и формальных операций, обучение и деятельность, зона ближайшего развития, ведущий тип деятельности, возрастные кризисы, сензетивные периоды;
2. Знать значение курса
| 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,1999 г.
2. Обухова Л.С. Возрастная психология. – М.,1998 г.
| Устный опрос
Наличие конспекта
| 10-ая неделя семестра
|
| -1
|
| Понятие о возрасте. Проблемы возрастного развития. Развитие и обучение.
| Построить таблицу «Область изучаемых явлений в исследованиях Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, П.П.Петровского» и заполнить следующие графы: Что изучает психология развития?; Что даёт изучение психологии развития?; Основные разделы психологии развития как науки; Психология развития в системе знаний человека.
| - Показать соотношение и взаимосвязь всех четырех блоков элементов психология развития, представленных в таблице.
| Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум»- Ростов-на-Дону. «Феникс». 2003, Рогов Е.И. «Настольная книга практического психолога». -
| Круглый стол
Наличие конспекта
| 10-ая неделя семестра
|
| -1
|
| Взаимосвязь возрастных, половых, индивидульно-типических особенностей развития личности.
| 1.Охарактеризовать содержание понятий: возрастные, индивидуально – типические и половые особенности развития личности
2. Знать как проявляются данные особенности.
3. Уметь находить взаимосвязь возрастных, половых и индивидуально-типических особенностей развития личности.
| 1. Знать проявления возрастных, половых и индивидуально-типических особенностей;
2. Уметь раскрыть формы их правления.
3. Показать роль изучаемых особенностей для проявления личности в разных ситуациях.
| 1. Обухова Л.С. Возрастная психология. – М.,1998 г.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет.
| Устный опрос.
Индивидуальная работа студент- преподаватель
| 11-ая неделя семестра
|
|
|
| Методы исследования в психологии развития. Генетические методы исследования, возрастные «поперечные срезы».
| 1. Знать основные методы исследования в психологии развития.
2. Изложить классификацию основных методов исследования, особенности их применения при исследовании развития личности
3. Охарактеризовать роль и значение методов психологии развития для изучения развития личности детей .
| 1. Знать основные методы исследования психологии развития.
2. Уметь дать развернутую характеристику генетических методов исследования, возрастных «поперечных срезов».
| Мухина В.С., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности. – Архангельск, 1996 г.
Обухова Л.С. Возрастная психология. – М.,1998 г.
| Защита сообщений, устный опрос
| 11-ая неделя семестра
|
| -1
| |
| Онтогенез психических процессов и жизненного пути личности ребенка.Интеллектуальное развитие ребенка
| 1. Назвать основные признаки психических процессов и жизненного пути личности в онтогенезе.
2. Знать особенности интеллектуального развития ребенка.
| 1.Знать особенности психических процессов и жизненного пути личности ребенка в онтогенезе.
2. Знать суть понятия: интеллектуальное развитие
| 1. Обухова Л.С. Возрастная психология. – М.,1998 г.
| Проверка конспектов, устный опрос
| 12-ая неделя семестра
|
| -1
| |
9.
| Период младенчества (первый год жизни). Ранний детский возраст (от года до 3-х лет).
| Указать природу различий периодов младенчества и раннего детского возраста.
| - Изложить основные моменты в развитии периодов младенчества и раннего детского возраста.
| 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,1999 г.
. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1989 г.
| Защита сообщений, устный опрос
| 12-ая неделя семестра
|
|
| |
10.
| Специфика и условия развития психики детей в дошкольном возрасте.
| Охарактеризовать специфику и условия развития психики детей дошкольного возраста.
| - Уметь изложить специфику и условия развития психики детей дошкольного возраста.
| 1. Обухова Л.С. Возрастная психология. – М.,1998 г.
. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1989 г.
| Устный опрос
Наличие конспекта
| 12-ая неделя семестра
|
| -1
| |
| Психологическая готовность дошкольника к школьному обучению.
| Указать проявление психологической готовности дошкольника в системе подготовки к школьному обучению.
| - Изложить основные тенденции психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
| Мухина В.С. Детская психология. – М.,1989 г.
| Устный опрос
Наличие конспекта
| 13-ая неделя семестра
|
| -1
| |
| Младший школьный возраст (от 7-ми до 11-ти лет). Условия развития психики детей в школьном возрасте.
| 1.Знать основные особенности и сущность младшего школьного возраста.
2. Охарактеризовать условия развития психики детей в школьном возрасте.
| - Знать особенности развития и характеристику возрастного периода младшего школьного возраста.
| 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,1999 г.
2. Малькина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М. 2004.
| Проверка конспектов, устный опрос
| 13-ая неделя семестра
|
| -2
| |
| Характеристика психологических особенностей подростка (от 11-ти до 15-ти лет). Личность подростка. Умственное развитие школьника.
| 1. Знать психологические особенности подростка (от 11-ти до 15-ти лет).
2. Дать характеристику личности подростка.
3. Указать как формируется интеллект школьника.
| 1. Уметь охарактеризовать психологические особенности личности подростка (от 11 до 15).
2. Знать основные проявления умственного развития личности подростка.
| 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,1999 г.
2. Малькина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М. 2004.
| Устный опрос
| 14-ая неделя семестра
|
| -2
| |
14.
| Психология трудного подростка. Подростковые реакции, отношения со сверстниками и взрослыми.
| 1. Уметь характеризовать особенности психологии трудных подростков
2. Указать основные проявления подростковых реакций.
3. Сравнить особенности взаимоотношений подростков со сверстниками и взрослыми.
| 1. Уметь дать характеристику психологии трудного подростка.
2. Знать основные проявления подростковых реакций.
3. Изложить особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
| 1. Малькина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М. 2004.
| Устный опрос
| 14-ая неделя семестра
|
| -2
| |
| Особенности возрастного периода зрелости. Периодизация развития в зрелости.
Кризис зрелости. Кризис 30 лет, 40 лет.
| 1. Характеризовать возрастные особенности периода зрелости.
2. Показать основные позиции периодизации развития в зрелости.
3. Показать особенности кризиса 30-ти лет и 40 лет.
| 1. Знать основные проявления кризиса зрелости 30-ти лет и 40 лет.
2. Уметь находить сходство и различие кризисных моментов 30-ти и 40 лет.
| Малькина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М. 2004.
Соколова Е.А., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - Ростов-на-Дону, 2004.
| Круглый стол
| 15-ая неделя семестра
|
| -2
| |
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ -ЭКЗАМЕН
|
|
|
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Таблица 4
ТАБЛИЦА-ОРГАНИЗАЦИИ СРС
Тематика СРС
| Задания для СРС
| Формы контроля СРС
| График контроля СРС (сроки)
|
Введение в психологию.
|
Основные направления развития психологии
| Определить ведущие принципы психологии как науки
| Таблица
|
|
Методы психологии
| Составить опорный конспект ведущих методов психологии
| Конспек
|
|
Наблюдение
| Проведение скрытого наблюдения
| План наблюдения
|
|
Этапы развития психологии как науки
| Составить периодизацию истории развития психологии
| Схема
|
|
Проблемы современной психологии
| Проанализировав литературу и охарактеризовать современное состояние психологии.
| Тезис
|
|
Развитие психики и сознание
|
Психология сознания
| Представление о сознании и бессознательного. Основные направления фило -и онтогенетического развития сознания.
| Реферат
|
|
Проблемы развития психики
| Проанализировать литературу и охарактеризовать проблемы развития психики.
| Коллоквиум
|
|
Понятие и строение человеческой деятельности
|
Психология деятельности
| Составить структуры деятельности.
| Схема
|
|
Общение и личность
|
Динамическая структура личности и ее формирование
| Проанализируйте динамику изменения личности.
Нарисуйте структуры личности
| Таблица
|
|
Психология общения
| Индивидуальное и социальное в общении. Значение общения в современном мире.
| Реферат
|
|
Психология малых социальных групп и коллектива
|
Психология группы
| Проблема лидерства в современной психологии. Поэтапное развитие группы как коллектива
| Сообщение
|
|
Познавательные процессы
|
Восприятие, внимание
| Роль восприятия в жизни человека. Подобрать упражнения на развитие внимания
| Сообщение
|
|
Ощущение
| Виды и особенности ощущения.
| Тезис
|
|
Мышление
| Мышление, виды и особенности. Операции и процессы мышления
| Конспект
|
|
Память
| Составить опорную схему по одной из теорий памяти. Виды и процессы памяти.
| Сообщение
|
|
Воображение
| Взаимосвязь воображения и творчества
| Реферат
|
|
Эмоционально-волевая сфера и индивидуально-психологические особенности личности
|
Психология воли
| Структура волевого акта. Представление о сознательной и бессознательной мотивации
| Схема. Тезис
|
|
Эмоции
| Проанализировать литературу и охарактеризовать эмоциональные состояния человека
| Доклад
|
|
Темперамент и характер
| Соотношение характера и темперамента. Проанализировать литературу и охарактеризовать характер и темперамент
| Таблица. Сообщение
|
|
Способности
| Природа индивидуальных психологических различий людей в способностях
| Сообщение
|
|
Проблема психологии развития
|
1. Детство как предмет психологического исследования.
| Определите основную задачу детства как предмета психологического исследования, и дать обоснование.
| Круглый стол
|
|
2. Теоретическая несостоятельность биогенетических подходов к исследованию психики ребенка.
| Охарактеризуйте сущность биогенетических подходов в исследовании психики ребенка и покажите их теоретическую несостоятельность.
| Работа в парах
|
|
3. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.
| 1. Проанализируйте динамику изменения личности.
2. Покажите формирование структуры личности в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа.
| Коллоквиум
|
|
4. Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений.
| 1. Обосновать значение среды в развитии ребенка.
2. Проанализировать проблему детско-родительских отношений.
| Индивидуальный контроль
|
|
5. Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка.
| Охарактеризуйте механизм интеллектуального развития ребенка в учении Жана Пиаже.
| Устный опрос
|
|
6. Культурно-историческая теория развития психики ребенка Л.С.Выготского.
| Обоснуйте значение культурно-исторической теории развития психики ребенка Л.С.Выготского для современного изучения
| Круглый стол
|
|
7. Критерии периодизации психического развития ребенка.
| Проанализировав критерии периодизации психического развития ребенка ведущих психологов-исследователей, покажите наиболее применяемые в практике.
| Индивидуальный контроль
|
|
8. Методы исследования в психологии развития.
| Составьте систему основных методов исследования в психологии развития.
| Индивидуальный контроль
|
|
9. Концепция Д.Б.Эльконина. Период раннего детства
| Обоснуйте значимость концепции Д.Б.Эльконина периода раннего детства в воспитании и обучении ребенка.
| Выполнение задания на доске
|
|
Развитие ребенка на разных возрастных этапах
|
10. Особенности психического развития ребенка от рождения до года.
| Дайте характеристику психического развития ребенка от рождения до года.
| Индивидуальный контроль
|
|
11. Концепция Д.Б.Эльконина дошкольного возраста.
| Обоснуйте значимость концепции Д.Б.Эльконина периода дошкольного возраста в воспитании и обучении ребенка.
| Коллоквиум
|
|
12. Психологическая готовность старшего дошкольника к школе и ее диагностика.
| Покажите эффективность психологической готовности дошкольника к школе и необходимость ее диагностики.
| Выполнение задания на доске
|
|
13. Проблема обучения детей с шести лет
| Приведите аргументы, что обучение детей с шести лет имеют определенные проблемы.
| Круглый стол
|
|
14. Условия развития психики детей в школьном возрасте
| Определите условия развития психики детей в дошкольном возрасте.
| Индивидуальный контроль
|
|
15. Общая характеристика возрастных изменений младшего школьника.
| Охарактеризуйте возрастные изменения младшего школьника.
| Индивидуальный контроль
|
|
16. Изучение особенностей «Я -концепции» младшего школьника
| Проанализируйте и обоснуйте модель «Я – концепции» младшего школьника.
| Защита проектного задания
|
|
Особенности развития подростка, юности, зрелой личности и пожилого возраста.
|
17. Классические исследования кризиса подросткового возраста.
| Проблемный анализ классических исследований кризиса подросткового возраста.
| Коллоквиум
|
|
18. Креативность в структуре личности подростка.
| Дайте характеристику креативности в структуре личности подростка.
| Устная презентация задания
|
|
19. Развитие когнитивной сферы в подростковом возрасте.
| Найдите критерии развития когнитивной сферы в подростковом возрасте.
| Круглый стол
|
|
20. Формирование референтных групп в подростковом возрасте. Формирование « Мы – концепции».
| Определите уровень сформированности референтных групп в подростковом возрасте и формирование «Мы – концепции».
| Индивидуальный контроль
|
|
21.Индивидуальные особенности старшеклассников.
| Определите условия, при которых формируются индивидуальные особенности старшеклассников.
| Выполнение задания на компьютере
|
|
22. Регуляторно-эмоциональная сфера подросткового возраста
| Дайте оценку развитию регуляторно - эмоциональной сферы подросткового возраста.
| Выполнение задания на компьютере
|
|
23. Психологические причины, отклоняющегося поведения «трудных» подростков.
| Определите психологические причины отклоняющегося поведения «трудных» подростков.
| Круглый стол
|
|
24. Личностная идентификация в юности
| Дайте оценку личной идентификации в юности.
| Устная презентация задания
|
|
25. Особенности развития когнитивной сферы юношеского возраста.
| Обоснуйте критерии развития когнитивной сферы юношеского возраста.
| Устная презентация задания
|
|
26. Периодизация взрослости по Э.Эриксону.
| 1. Охарактеризуйте периодизацию взрослости по Э.Эриксону.
2. Дате оценку периодизации взрослости по Э.Эриксону.
| Индивидуальный контроль
|
|
27. Особенности психического развития в зрелости
| Охарактеризуйте особенности психического развития в зрелости.
| Индивидуальный контроль
|
|
28. Возрастные кризисы зрелого и пожилого возраста.
| 1. Дайте характеристику возрастным кризисам зрелого и пожилого возраста
2. Сделайте сравнительный анализ.
| Выполнение задания на доске
|
|
29. Изменение психофизиологических функций в процессе старения.
| Предоставьте обоснование относительно изменениям психофизиологическим функциям в процессе старения.
| Устная презентация задания
|
|
30. Задачи развития в старости. Психосоциальное развитие в старости.
| 1. Дайте оценку задачам развития в старости.
2. Охарактеризуйте психосоциальное развитие в старости.
| Круглый стол
|
|
| | | | |
Примечание. При оценке письменных работ (реферат, конспект, контрольная работа) будут учитываться следующие критерии:
5. соблюдение сроков сдачи и полное выполнение требований к работе;
6. все письменные работы должны включать использованные источники, ссылки на которые приведены соответствующим образом в тексте;
7. работа должна содержать исчерпывающую информацию и отражать логику Вашего мыслительного процесса по рассматриваемому вопросу. Незавершённые письменные работы не засчитываются.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «психологиЯ и развитие человека»
1. Предмет и задачи психологии как науки. Значение психологических знаний для учителей.
2. История развития психологии. Развитие психологической науки в Казахстане.
3. Значение бихевиоризма и психоанализа в развитии психологии. Роль гештальтпсихологии в развитии науки.
4. Основные отрасли психологии. Взаимосвязи психологии с другими науками.
5. Психика и мозг. Психика как свойство мозга.
6. Возникновение и развитие психики. Формы психического отражения.
7. Сознание и бессознательное. Условия развития человеческого сознания.
8. Методы и принципы исследования в психологии. Понятие о частных методиках. Классификация методов по Б.Г. Ананьеву.
9. Вклад А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского в развитие психологии.
10. Ощущения и их виды. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. Закономерности ощущений.
11. Понятие о восприятии. Особенности восприятия. Классификация и виды восприятий.
12. Внимание и его функции. Значение внимания в учебной деятельности. Виды внимания и их особенности.
13. Свойства внимания и их значение в деятельности личности. Развитие внимания.
14. Понятие о памяти. Процессы памяти. Виды памяти и их характеристика.
15. Виды мышления и их роль в учебном процессе. Мыслительные операции, их роль в обучении.
16. Формы мышления. Мышление как высшая форма познавательной деятельности.
17. Воображение как специфический человеческий вид деятельности.
18. Виды воображений. Способы создания творческих образов.
19. Понятие о чувствах и эмоциях. Роль чувств в практической и познавательной деятельности. Классификация эмоций и чувств.
20. Эмоциональные состояния. Особенности настроения и аффектов.
21. Воля. Волевые действия и их структура.
22. Понятие личности в психологии. Структура личности. Направленность личности.
23. Понятие об интересах. Виды интересов. Формирование интересов в труде, учении, спорте.
24. Понятие о мотивах. Виды мотивов. Уровни осознания мотивов.
25. Самооценка личности. Уровень притязаний.
26. Темперамент. Типы темпераментов и их психологическая характеристика.
27. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. Теории темперамента.
28. Понятие о характере. Характер и деятельность, черты характера. Типологии характера.
29. Формирование характера. Акцентуации характера и их типы.
30. Способности. Виды способностей.
31. Задатки и способности. Уровни развития способностей.
32. Понятие и строение деятельности. Виды человеческой деятельности.
33. Умения, навыки и привычки как компоненты структуры деятельности, и условие их формирования.
34. Общение. Общение в системе межличностных отношений.
35. Функции и средства общения.
36. Типы и виды общения.
37. Понятие малой группы и коллектива. Межличностные отношения в группах и коллективах.
38. Классификация групп. Понятие лидер, типы лидеров.
39. Этапы развития групп и влияние группы на личность.
40. Теория Ж.Пиаже о развитии детского интеллекта.
41. Предмет психологии развития. Основные проблемы психологии развития как науки.
42. Основные концепции развития.
43. Проблема соотношения обучения и развития.
44. Роль деятельности и общения в психическом развитии (на одном из возрастном периоде)
45. Применения генетического метода исследования, его организация.
46. Возрастные «поперечные срезы».
47. Лонгитюдный метод изучения онтогенетической эволюции человека.
48. Основные концепции детского развития.
49. Роль деятельности и общения в психическом развитии (на одном из возрастном периоде)
50. Содержание возрастных периодов у животных и человека.
51. Развитие как внутренне противоречивый процесс и неравномерность развития.
52. Взгляды Л.С.Выготского на стадиальность развития.
53. Критерии периодизации психического развития ребенка (Р.Заззо, З.Фрейд, П.Блонский и др.)
54. Возрастная периодизация Д.Бромлей.
55. Периодизация Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.
56. Периодизация развития личности по Э.Эриксону.
57. Развитие морального сознания по личности по Л.Колбергу.
58. Взгляды на периодизацию развития А.В.Петровского.
59. Теория Ж.Пиаже о развитии детского интеллекта.
60. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж.Брунеру.
61. Психическое развитие новорожденного и младенца. Кризис 1 года.
62. Развитие ребенка в раннем детстве (от 1 до 3 лет).
63. Сензитивные периоды и возрастные кризисы.
64. Особенности психического развития дошкольного возраста (от 3 до 7 лет).
65. Психическое развитие детей шестилетнего возраста.
66. Развитие личности младшего школьника.
67. Пубертатный кризис. Психофизиологическое развитие.
68. Психологические особенности подростков и юношей.
69. Формирование личности в ранней юности.
70. Характеристика личности студента.
71. Общая характеристика зрелости.
72. Кризис 30 лет.
73. Возрастные задачи зрелого возраста
74. Кризис пожилого возраста.
75. Психология зрелого возраста.
Основная литература:
1. Лихи Т. История современной психологии.- СПб., 2003
2. Маклаков А.Г. Общая психология.- СПб., 2004
3. Максименко С.Д. Общая психология.- М., 2000
4. Малькина – Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М. 2004.
5. Марцинковская Т.Д. История психологии.- М., 2001
6. Немов Г.С. Психология. – М.,2001 г.
7. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология.- М., 2004
8. Психология/ Под ред. А.А.Крылова.- 2-е изд.- М., 2004.
9. Соколова Е.А., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - Ростов-на-Дону, 2004.
10. Соколова Е.А., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. - Ростов-на-Дону, 2004.
11. Столяренко Л.Д. Психология.- М., 2004
12. Холлис Дж. Перевал в середине пути: Кризис среднего возраста. Аналитическая психология /Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
13. Храповицкая Е.М. Психологические характеристики жизненного пути в период поздней взрослости. Личность и проблемы развития. – М.:ИПРАН, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.,1999 г.
2. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М.,1990.
3. Асмолов А.Г. Психология личности.- М., 1990.
4. Васильева А.Н. Основы культуры речи.- М., 1990
5. Возрастная и педагогическая психология (под ред. А.В. Петровского. – М., 1986).
6. Возрастная и педагогическая психология (под ред. М.В. Гамезо и др. – М., 1984).
7. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность. Хрестоматия (под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. – М., 1999 г.
8. Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.И. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.,1978 г.
9. Гамезо М.В., Долмашенко И.А. Атлас по психологии.- М., 1998.
10. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1998.
11. Годфруа Ж. Что такое психология.- М.,1992.
12. Ильин Е.П. Психология воли.- СПб., 2000
13. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение. 1989.
14. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. Теоретические и прикладные аспекты. М.,1991.
15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.,1997.
16. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность.- М.,1988.
17. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.,1999 г.
18. Мухина В.С. Детская психология. – М.,1989 г.
19. Немов Р.С. Психология. В 3 томах.- М.,1998.
20. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
21. Обухова Л.С. Возрастная психология. – М.,1998 г.
22. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. – М.,1995 г.
23. Петровский А.В. Общая психология.- М.,1988.
24. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология.- М., 2000
25. Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр.и доп.- М., 1990.
26. Психология/ Под ред. В. Дружинина.- СПб., 2001
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- М., 1986.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1.
29. Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 1960 .
30. Ярошевский М.Г. История психологии.- М., 1985
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.