Здавалка
Главная | Обратная связь

Лекция 1. Конституционное право Украины



 

План

1. Предмет и источники конституционного права Украины

2. Основы конституционного строя Украины

3. Правовой статус личности в Украине

4. Основы народовластия в Украине

5. Система и полномочия государственных органов Украины: а) Верховная Рада Украины; б) Президент Украины; в) Кабинет Министров Украины и органы исполнительной власти

6. Правосудие в Украине

7. Территориальное устройство Украины. АРК

8. Местное самоуправление в Украине

 

Предмет правового регулирования конституционного права Украины – общественные отношения, составляющие объект конституционно-правового регулирования, которые коренятся в сущности конституционного строя Украины, возникающие и действующие в процессе основ полновластия народа Украины. Это – основополагающие отношения, складывающиеся в политической, экономической, социальной, духовной и в иных сферах жизнедеятельности общества, которые можно распределить на пять больших групп: 1) основы конституционного строя Украины; 2) основы правового положения личности; 3) государственно-территориальное устройство; 4) система и принципы организации и деятельности органов государства; 5) система и принципы организации и деятельности местного самоуправления в Украине.

Основным источником конституционного права является Конституция Украины, принятая на пятой сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 года. Она возглавляет систему источников конституционного права Украины.

После Конституции Украины наибольшей юридической силой в системе источников конституционного права обладают законы Украины, которые принимаются на основе и в развитие конституционных положений и принципов. Это – наиболее распространенная форма выражения конституционно-правовых норм. Законами Украины, согласно ст.92 Конституции Украины, регулируются важнейшие общественные отношения, но источниками конституционного права являются только те, в которых содержатся конституционно-правовые нормы.

Постановлениями Верховной Рады Украины оформляются и такие источники конституционного права Украины как положения.

В качестве самостоятельного источника конституционного права Украины рассматривается Регламент Верховной Рады Украины, устанавливающий порядок ее работы. Он имеет силу закона, но не является таковым.

Источниками конституционного права Украины выступают нормативные указы Президента Украины, принятые на основе и во исполнение Конституции и законов Украины и содержащие нормы конституционного права. Они занимают главенствующее место среди подзаконных актов, т.к. Президент Украины является главой государства, а указы – это акты главы государства.

К источникам конституционного права Украины относятся некоторые нормативные постановления Кабинета Министров Украины как высшего органа исполнительной власти Украины, содержащие в себе нормы конституционного права. Они принимаются на основе Конституции и законов Украины, а также указов Президента Украины.

Решения местных советов как представительных органов местного самоуправления по некоторым вопросам, решения, принятые местными референдумами, уставы территориальных громад являются источниками конституционного права.

Особой разновидностью источников конституционного права Украины является Конституционный Договор между Верховной Радой Украины и Президентом Украины от 28 июня 1995 г. С принятием Конституции Украины он утратил свою силу, однако его значение достаточно весомо.

Особым источником конституционного права называют декларации, в которых провозглашаются общие принципы развития государственности, внутренней и внешней политики государства, хотя в науке этот вопрос является спорным.

Среди источников конституционного права называются и некоторые акты Конституционного Суда Украины. Однако акты Конституционного Суда Украины следует рассматривать скорее как индивидуальные конституционно-правовые акты, принимаемые в процессе применения норм конституционного права.

Одним из первых источников конституционного права являлась Декларация о государственном суверенитете, принятая 16 июля 1990 г. В ней говорилось о суверенитете украинской республики во внутренних делах и внешних отношениях.

Следующим документом был Акт провозглашения независимости Украины от 24 августа 1991 г.:

"Виходячи із смертельної небезпеки, яка нависла була над Україною в зв'язку з державним переворотом в СРСР 19 серпня 1991 року, продовжуючи тисячолітню традицію державотворення на Україні, виходячи з права на самовизначення, передбаченого Статутом ООН та іншими міжнародно-правовими документами, здійснюючи Декларацію про державний суверенітет України, Верховна Рада Української Радянської Соціалістичної Республіки урочисто проголошує незалежність України та створення самостійної української держави - УКРАЇНИ.

Територія України є неподільною і недоторканною.

Віднині на території України мають чинність виключно Конституція і закони України.

Цей акт набирає чинності з моменту його схвалення.

Тогда же было принято постановление Верховной Рады УССР о провозглашении независимого государства Украина.

Конституционный строй Украины – система общественных отношений, предусмотренных и гарантированных Конституцией и законами, принятыми на ее основе и соответствующих ей. Конституционный строй характеризуется, прежде всего, суверенитетом государства, и состоит из государственного строя и общественного строя.

Суверенитет государства – политико-юридическое свойство власти, которое означает ее верховенство и полноту внутри страны, независимость и равноправие вовне. В Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 г. указаны следующие признаки государственного суверенитета Украины: верховенство, самостоятельность, полнота власти, неделимость власти, независимость и равноправие во внешних сношениях, неотчуждаемость. В Конституции Украины 1996 г. провозглашается: «Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию».

Различают суверенитет государства, суверенитет народа и суверенитет нации. Суверенитет народа означает верховенство народа как источника и носителя власти, его право самому решать свою судьбу непосредственно или через представительные органы принимать участие в формировании направления политики своего государства, состава его органов. Суверенитет народа закреплен в Конституции Украины (ст.5: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ»).

Суверенитет нации – полновластие нации, которое реализуется через ее основные права. Это означает обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, относящиеся к развитию национальной свободы и национальных потребностей, право на уважение национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений. Суверенитет всех народов равен.

Государственный строй представляет собой организацию (построение) и деятельность государства.

Ст.1 Конституции Украины: Украина – суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Ст.2 – унитарное государство, ст.5 – республика. Кроме того, Украина национальное светское государство.

Кроме того, государственный строй характеризуется государственными символами. Согласно Конституции Украины (ст.20) ими являются Флаг, Герб и Гимн.

Составляющие государственного строя закреплены в функциях украинского государства. Основные функции украинского государства изложены в 1 разделе Конституции Украины. Государственный строй состоит из политической, экономической, социальной и духовной основы. Составной частью государственного строя, центром политической жизни является столица – г. Киев. Экономической основой являются Государственный бюджет, денежная единица, Национальный банк и государственная собственность. Государственный бюджет утверждается ежегодно ВРУ на период с 1.01 по 31.12, а при особых условиях – на другой период. Готовит проект КМУ, утверждает – ВРУ. КМУ предоставляет отчет о выполнении бюджета. Контроль за доходами и расходами бюджета осуществляет Счетная Палата. Денежная единица Украины – гривна. Обеспечение стабильности денежной единицы – основная функция Национального банка Украины (НБУ).

Социальная основа – гражданство Украины (ст.4), однако на территории могут проживать апатриды и иностранцы.

Духовная основа – государственный язык – украинский (ст.10). В Украине гарантируется развитие, использование и защита иных языков. Кроме того, в культурную основу входят системы образования, науки, культуры, искусства, информации и т.д.

Общественный строй Украины представляет собой организацию и деятельность общества, предусмотренные и гарантированные Конституцией и законами. Регуляция организации и деятельности общества должна быть минимальной. Основными составными общественного строя являются политическая, экономическая, социальная и культурная (духовная, идеологическая) системы общества.

Политическая – политический плюрализм (многообразие партий и общественных объединений, наличие территориальных громад и органов самоуправления.

Экономическая – совокупность основных форм собственности и хозяйственной деятельности. формы собственности отражены в ст.13 и 14 КУ. В КУ закреплено, что каждый имеет право на предпринимательскую деятельность (ст.42).

Социальная – украинская нация как этнос, коренные народы, национальные меньшинства и т.д.

Духовная система – образование, наука, культура, творчество.

Конституционно-правовой статус личности – общие, основоположные начала, с помощью которых в Конституции определяются основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии их осуществления (ст.21 КУ). Различают общий правовой статус, специальный (родовой) и индивидуальный статусы. В структуру правового статуса входят гражданство, права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также гарантии их осуществления, правовое положение лиц, не имеющих гражданства Украины.

Гражданство – это правовая связь между физическим лицом и Украиной, находящая свое проявление в их взаимных прав и обязанностях. Гражданин Украины не может быть лишен гражданства и права переменить гражданство, не может быть выдворен за пределы Украины либо выдан другому государству.

Гражданство Украины может быть приобретено по рождению и по происхождению (принцип крови и принцип почвы). Граждане Украины могут сменить гражданство. При смене гражданства детей до 15 лет вопрос решают родители, от 15 до 18 – учитывается мнение детей.

Гражданство Украины может быть утрачено (ст.19 ЗУ «О гражданстве» от 18.01.2001 г.).

Органы, принимающие участие в решение вопросов гражданства: Президент Украины, Комиссия при ПУ по вопросам гражданства, специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти по вопросам гражданства и подчиненные ему органы, МИД, дипломатические представительства и консульские учреждения.

Следующей составляющей являются права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Конституционное право человека и гражданина – это определенные возможности субъекта конституционно-правовых отношений, т.е. юридические возможности удовлетворения личных потребностей и интересов соответственно уровню развития гражданского общества и государства.

Свобода человека и гражданина как конституционно-правовая категория – это возможность человека действовать соответственно своим интересам и целям, возможность собственного, независимого выбора того или иного решения.

Конституционные обязанности человека и гражданина – это мера надлежащего поведения. Конституционная обязанность гражданина и человека – это мера обязательного поведения, которой каждый должен придерживаться для обеспечения нормального функционирования других субъектов гражданского общества.

Система прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, установленная Конституцией Украины, определяет основное содержание правового статуса человека и гражданина Украины.

Одной из основных классификаций основных прав, свобод и обязанностей является классификация, принятая во Всеобщей Декларации прав человека и в 2 Международных пактах, хотя современность добавила группы прав.

1. Гражданские (личные) права и свободы: на жизнь, на гражданство, на свободу и личную неприкосновенность и т.д.

2. Политические права (на свободу объединений, на участие в управлении, на сборы и митинги);

3. Экономические, социальные и культурные права (на частную собственность, на труд, на отдых, на жилище, на охрану здоровья и т.д.). К этой же группе можно отнести экологические и информационные права.

4. Обязанности: защита отечества, уважение государственных символов; беречь природу и культурное наследие; платить сборы и налоги; соблюдать Конституцию и законы Украины (ст.65-68).

Реализация прав и свобод обеспечивается общими и юридическими гарантиями. Юридические описаны в ст.55-64 и 125 КУ.

Иностранцы – лица, пребывающие на территории Украины и не имеющие гражданства Украины. Бывают 2-х категорий: прибывшие на временное проживание и на ПМЖ. Беженцы – лица, отказавшиеся от защиты своего государства и попросившие приют и защиту в Украине. Иностранцы должны иметь законный источник существования или находиться в близких родственных отношениях с гражданином Украины, а также находиться на содержании или иметь на содержании гражданина Украины.

Иностранцы имеют те же права и обязанности, что и граждане Украины. При въезде в Украину они должны иметь въездную визу, если иное не предусмотрено законодательством. Единственная мера пресечения, применяемая к иностранцам – депортация за пределы Украины.

Народовластие в Украине реализуется на основании КУ через институты непосредственной (прямой) и представительской (выборной) демократии.

Представительская демократия – способ реализации свободы народа через избранных им представителей в органы власти.

Виды непосредственной демократии: референдум и выборы.

Референдум – голосование населения всего государства или определенной части с целью решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни.

Виды референдума: общегосударственный и местный (по территории проведения); императивный и консультативный (по юридическим последствиям); конституционный и законодательный (относительно вопроса проведения); обязательный и факультативный (проведение обязательно для решения конституционных проблем или нет). Референдум не проводится по вопросам предоставления гражданства, амнистиям, помилованиям и по бюджетно-финансовым вопросам.

Всеукраинский референдум назначается ВРУ или Президентом. Также провозглашается референдум по народной инициативе (требование не менее 3 млн. граждан, скрепленное подписями, собранными не менее чем в 2/3 областей и не менее чем 100 тыс. в каждой из них).

Выборы – предусмотренная КУ и законами форма прямого народовластия, которая является волеизъявлением народа путем тайного голосования относительно формирования состава представительских органов гос. власти и органов самоуправления. В совокупности нормы законодательства о выборах составляют избирательное право.

Избирательная система Украины – пропорциональная: каждая партия, преодолевшая на выборах барьер в 3 % , получает места в Парламенте или органах местного самоуправления пропорционально полученным процентам голосов избирателей, большинство или коалиция в ВРУ формирует правительство – КМУ, а на местах – избирает председателя и исполнительные органы совета. Большинством голосов осуществляются выборы Президента (квалифицированным большинством – более половины проголосовавших избирателей), а выборы мэров – простым большинством.

Принципы избирательного права. Всеобщее, равное и прямое путем тайного голосования; равноправное выдвижение кандидатов в депутаты; гласность и открытость; равные возможности для всех кандидатов; непредвзятость к кандидатам со стороны гос. органов, предприятий, учреждений, организаций; свобода агитации.

Избирательное право бывает активным (возможность избирать) и пассивным (возможность быть избранным).

Избирательный процесс включает в себя следующие этапы: 1) объявление выборов; 2) создание избирательных единиц (округа и участки); 3) создание избирательных органов (ЦИК, территориальные, окружные и участковые комиссии); 4) составление списков избирателей; 5) выдвижение и регистрация кандидатов; 6) проведение предвыборной агитации; 7) голосование; 8) подсчет голосов и подведение итогов; 9) после этого регистрируются народные депутаты.

Выборы депутатов могут быть очередными, внеочередными, повторными и промежуточными.

Выборы Президента: очередные, внеочередные (досрочные) и повторные.

Выборы депутатов местных советов и мэров: очередные, повторные, вместо выбивших и внеочередные.

Требования к кандидатам (все кандидаты должны иметь право голоса):

– в народные депутаты: не менее 21 года, 5 лет проживания в Украине, гражданство, отсутствие или снятие судимости;

– в Президенты: 35 лет, гражданство, проживает в Украине не менее 10 лет, гос. язык, не занимающийся иной деятельностью, может избираться не более 2 сроков подряд;

– в местные советы: 18 лет, гражданин Украины, отсутствие судимости;

– в Верховный Совет АРК: 18 лет, 5 лет проживания и гражданство Украины, отсутствие судимости.

Система и полномочия государственных органов Украины:

а) Верховная Рада Украины;

б) Президент Украины;

в) Кабинет Министров Украины и органы исполнительной власти

Система и полномочия гос. органов: гос. власть осуществляется по принципу разделения на законодательную, исполнительную и судебную. ВРУ – единственный орган законодательной власти. Высший орган исполнит. власти – КМУ; Глава государства – Президент; правосудие осуществляется КСУ, системой судов общей юрисдикции. Система судов строится по принципу территориальности и специализации.

а) ВРУ рассматривает и решает вопросы государственной и общественной жизни, требующие регулирования законами Украины, а также осуществляет учредительные и контрольные функции, предусмотренные КУ. Полномочия ВРУ предусмотрены ст.85 КУ. ВРУ состоит из 450 народных депутатов, которые осуществляют полномочия на постоянной основе + гарантия депутатской неприкосновенности. Требование о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности – ст. 78 КУ, изменения от 8.12.2004 г.: "У разі виникнення обставин, що порушують вимоги щодо несумісності депутатського мандата з іншими видами діяльності, народний депутат України у двадцятиденний строк з дня виникнення таких обставин припиняє таку діяльність або подає особисту заяву про складення повноважень народного депутата України".

ВРУ работает сессионно, полномочна при условии избрания не менее 2/3 от конст. состава. На первую сессию собирается не позже чем на 30 день после официального оглашения результатов. Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат, потом избирают Председателя ВРУ. Очередные сессии начинаются в 1 вторник февраля и сентября каждого года. Внеочередные созываются Председателем ВРУ по требованию 1/3 народных депутатов или Президента Украины.

Заседания проводятся открыто. Закрыто – по решению большинства. ВРУ избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителя Председателя и может их отозвать.

Председатель ведет заседания, организует подготовку вопросов к рассмотрению, подписывает акты, принятые ВРУ, представляет ВРУ, организует деятельность аппарата.

ВРУ утверждает перечень комитетов, избирает их председателей. Они проводят законопроектную работу, имеют иные полномочия. Также могут создаваться временные специальные комиссии и временные следственные комиссии (если проголосовало не менее 1/3 депутатов).

Процесс законотворческой деятельности характеризуется правом законодательной инициативы, принятием и обнародованием закона. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Украины, народным депутатам, КМУ, НБУ. Законы принимаются большинством от списочного состава ВРУ (226), кроме изменений к КУ или самой КУ – квалифицированное большинство – не менее 2/3 (300). Закон подписывается Председателем и сразу отправляется Президенту, который на протяжении 15 дней после получения подписывает его или возвращает со своими замечаниями. Если во время повторного рассмотрения за закон проголосует 2/3 нар. деп., то президент должен подписать и обнародовать закон в течение 10 дней. Закон вступает в силу через 10 дней после обнародования, если иное не предусмотрено, но не ранее дня опубликования. ВРУ может принимать также постановления и иные акты. Законами определяются вопросы, предусмотренные ст.92 КУ. При ВРУ действует Счетная палата и Уполномоченный ВРУ по правам человека (парламентский контроль).

Б) Президент Украины – глава государства, выступает от его имени. Он является гарантом государственного суверенитета, территориальной целостности Украины, соблюдения КУ, прав и свобод человека и гражданина. Новоизбранный ПУ вступает на пост не позже чем через 30 дней после официального оглашения результатов, с момента принесения присяги народу на торжественном заседании ВРУ. Полномочия ПУ предусмотрены ст.106, пользуется правом неприкосновенности. Он возглавляет Совет национальной безопасности и обороны Украины (координационный орган). Выполняет свои полномочия до вступления на пост нового ПУ, но полномочия прекращаются досрочно в случае отставки, невозможности выполнять полномочия по состоянию здоровья, снятия с поста в порядке импичмента и смерти.

При ПУ функционирует Администрация (полномочия предусмотрены Указом ПУ от 29 декабря 1999 г.).

В) КМУ – правительство Украины. Основными направлениями деятельности органов гос. исполнительной власти в Украине является реализация двух основных функций: исполнительной и распорядительной. Исполнительная – непосредственное выполнение нормативных предписаний; распорядительная – для выполнения законодательных актов органы исполнит.власти издают от своего имени управленческие акты, распоряжения.

КМУ – высший орган в системе органов исполнит. власти, ответственный перед ПУ, подконтролен и подотчетен ВРУ. В своей деятельности руководствуется КУ, законами, актами Президента Украины. В состав КМУ входят: Премьер-министр, первый Вице-премьер-министр, три вице-премьер-министра, министры. Персональный состав КМУ назначается ВРУ. КМУ издает постановления и распоряжения, являющиеся обязательными к исполнению. Акты КМУ подписывает Премьер-министр Украины.

КМУ в системе исполнит. власти подчинены центральные органы исполнительной власти. Система предусмотрена Указом ПУ от 15 декабря 1999 г. В эту систему входят: министерства, государственные комитеты (службы), органы исполнит. власти со специальным статусом.

Главным звеном являются министерства, создаваемые для организации гос. управления в наиболее важных сферах социально-экономической и политической жизни. На сегодня в Украине существует 16 министерств.

Гос. комитеты (службы) – центральные органы, деятельность которых направляет и координирует Премьер-министр, один из вице-премьер-министров или один из министров. Они вносят предложения по формированию гос. политики и обеспечивают их реализацию в пределах их ведения. Возглавляет председатель.

Центральный орган со специальным статусом имеет определенные КУ и законами особые задачи и полномочия, устанавливается специальный порядок создания, ликвидации, подконтрольности и подотчетности. Возглавляет председатель.

Порядок создания центральных органов: Премьер-министров входит с представлением к ПУ о создании, реорганизации и ликвидации министерств и иных органов в пределах средств, предусмотренных Гос. бюджетом. Президент назначает руководителя и заместителей руководителей по представлению Премьер-министра. Руководитель органа исполнит.власти не может иметь больше одного первого заместителя и трех заместителе6й, кроме Министерства обороны, МВД, СБУ и органов со специальным статусом.

Центральные органы могут иметь свои территориальные органы, возглавляемые руководителем, которого назначает руководитель органа.

КМУ может создавать правительственные органы гос. управления (департаменты, службы, инспекции). Эти органы действуют в составе соответствующего органа исполнит. власти.

В областях, районах, районах АРК, в г. Киеве и Севастополе исполнительную власть осуществляют местные гос. администрации. Их состав формируют председатели, которые назначаются на должность и снимаются с должности ПУ по представлению КМУ на срок полномочий Президента. Администрации ответственны перед ПУ и КМУ, подотчетны и подконтрольны органам исполнительной власти высшего уровня, а также советам в части делегированных полномочий.

Решения председателей может быть отменено Президентом или председателем Администрации высшего уровня.

Областной или районный совет могут выразить недоверию Председателю администрации, на основании чего ПУ принимает решение и дает обоснованный ответ (поддержать или не поддержать недоверие). Если недоверие выразили 2/3 депутатов совета, ПУ обязан принять решение об отставке.

Структуру и состав местных администраций определяют председатели на основании типовых положений. Председатель издает распоряжения, руководители управлений, отделов и т.д. – приказы.

Правосудие – особая властная функция в государстве, которая осуществляется от ее имени через рассмотрение и решение в судебных заседаниях административных, хозяйственных, гражданских дел относительно споров о правах и интересах граждан, объединений, предприятий и уголовных дел с осуждением лиц, виновных в совершении преступления, или оправданием невиновных. Любому гарантируется право на защиту в суде его нарушенных прав и свобод. Осуществляется на основании Конституции и регламентируется законодательством о судоустройстве, гражданском, хозяйственном, конституционном и уголовном судопроизводстве. Правосудие – исключительно судебная деятельность. Суды – самостоятельная ветвь власти, которая действует независимо от законодательной и исполнительной власти.

Принципы правосудия: осуществляется только судом; независимость судей и подчинение их только закону; государственный язык судопроизводства; принцип законности; гласность судебного процесса и его полное фиксирование техническими средствами; равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом.

Судопроизводство – это установленный процессуальный порядок представления исков и рассмотрение в судах дел относительно споров, которые возникают из разнообразных правоотношений, порядок принятия решений участниками процессуальных действий и пр.

С целью недопущения ошибок и осуществления контроля в судопроизводстве предусмотрено апелляционное и кассационное обжалования решения суда.

Судопроизводство осуществляется Конституционным Судом Украины, хозяйственными, административными, военными судами и судами общей юрисдикции.

Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. Для решения вопросов внутренней деятельности судов действует судейское самоуправление.

Кроме того, в Украине действует Высший совет юстиции, состоящий из 20 человек. ВРУ, ПУ, съезд судей, съезд адвокатов, съезд представителей высших юридических учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по 3 члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры – 2. По должности в состав Высшего совета юстиции входят Председатель ВСУ, Министр юстиции и Генпрокурор. Основная цель – не допускать нарушения со стороны судей и прокуроров, гарантировать их независимость во время осуществления правосудия, в т.ч. от представителей власти во время назначения судей.

 

Территориальное устройство – система отношений между государством в целом (его центральной власти) и территориальными составляющими (населением и действующими органами общественной власти).

Унитарное государство – территория делится на административно-территориальные единицы, которые в большинстве не имеют какой-либо политической автономии, хотя отдельные из них могут иметь статус территориальной автономии. В территорию государства Украина входят суша, недра, воды (внутренние и территориальное море), воздушное пространство над ним.

Гос. территория является единой и целостной, т.е. объединена общей системой органов власти и контроля. Принципы территориального устройства: сочетание централизации и децентрализации в осущ.гос.власти, сбалансированность социально-экономического развития регионов с учетом их исторических, экономических, экологических, географических и демографических особенностей, этнических и культурных традиций.

Систему админ.-террит.устройства составляют: АРК, области, районы, города, районы в городах, поселки села. Всего 24 области + АРК + города со специальным статусом (Киев и Севастополь).

Административно-территориальное устройство состоит из 3 уровней: высший – АРК, области, г. Киев и Севастополь; средний – районы и города республиканского (АРК) и областного подчинения, районы в городах; низший – города районного подчинения, поселки и села.

Для обеспечения территориального суверенитета в 15 разделе КУ установлено, что иностранные военные формирования могут пребывать на военных базах на условиях аренды в порядке, определенном международными договорами Украины, ратифицированными ВРУ (п.14).

АРК – неотъемлемая составная часть Украины и в пределах полномочий, определенных ст.137 и 138 КУ решает вопросы, отнесенные к ее ведению. Имеет свою Конституцию, принятую ВС АРК и утвержденную ВРУ (не менее половины конституционного состава). НПА ВС АРК и решения Совета Министров АРК не могут противоречить КУ и ЗУ.

Представительский орган АРК – ВС АРК, принимает в мерах полномочий решения и постановления, обязательные к выполнению в АРК.

Правительство АРК – Совет министров АРК. Председатель назначается на должность и освобождается с должности ВС АРК по согласованию с Президентом Украины.

Правосудие в АРК осуществляется судами, относящимися к единой системе судов Украины.

В АРК действует Представительство Президента Украины, статус определяется законами. ВС АРК состоит из 100 депутатов, избираемых на 4 года. Полномочия может прекратить ВРУ досрочно на основаниях, предусмотренных законами и КУ. ВС АРК полномочен при условии избрания не менее 2/3 общего состава. Деятельность осуществляется сессионно и состоит из пленарных заседаний и заседаний органов АРК. На первой сессии избирается Председатель, первый заместитель и заместитель ВС АРК. Полномочия аналогичны ВРУ. Могут создаваться постоянные и временные комиссии для подготовки и рассмотрения вопросов, отнесенных к ведению АРК они могут создавать подкомиссии и рабочие группы с привлечением представителей общественности, ученых и специалистов. Деятельность обеспечивает аппарат, состоящий из Секретариата и Управления делами АРК.

Местное самоуправление – это право территориальной громады – жителей села, поселка, города – самостоятельно решать вопросы местного значения в соответствии с Конституцией и законами Украины; местное самоуправления осуществляется территориальной громадой непосредственно и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы; материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, иные средства, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад, а также объекты общей собственности; территориальные громады и создаваемые ими органы имеют собственные полномочия, в пределах которых они действуют под свою ответственность, а также делегированные им полномочия местных органов государственной исполнительной власти; права местного самоуправления защищаются в судебном порядке.

Первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальная громада села, поселка, города. Территориальную громаду составляют жители, постоянно проживающие в пределах административно-территориальной единицы или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих один административный центр. Добровольное объединение громад осуществляется по решению местного референдума соответствующих административно-территориальных единиц. Выход из состава сельской громады осуществляется тем же образом.

Основными формами непосредственного волеизъявления территориальных громад являются местные выборы, референдумы, общие сборы граждан по месту их проживания, местные инициативы, общественные слушания и т.д.

Местное самоуправление осуществляется территориальными громадами не только непосредственно, но и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы.

Районные и областные советы – специфические органы местного самоуправления, представляющие общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, осуществляющие свои функции в интересах громад. Органы местного самоуправления – юридические лица, наделенные определенными полномочиями, которые можно разделить на две группы: а) собственные полномочия, в пределах которых органы местного самоуправления действуют самостоятельно и несут ответственность только перед законом; б) отдельные полномочия органов государственной исполнительной власти, делегированные законом органам местного самоуправления, в осуществлении которых они подконтрольны соответствующим органам исполнительной власти.

Полномочия сельских, поселковых, городских советов по своему характеру подразделяются на три группы: по организации работы в совете; по формированию органов совета и контролю за их деятельностью; по непосредственному решению вопросов, отнесенных к ведению местного самоуправления.

Совет состоит из депутатов, их количество определено Законом о выборах депутатов местных советов. Основная форма работы – сессии. Сессия состоит из пленарных заседаний совета и заседаний ее постоянных комиссий. Сессии созываются по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Сессия правомочна, если принимают участие больше половины депутатов. Сессии созываются главой соответствующей рады. В случае невозможности созыва этими лицами сессии созываются секретарем совета или заместителем главы. Кроме того, сессии созываются по предложению не менее 1/3 депутатов от общего состава, а иногда – по предложению председателя соответствующей местной государственной администрации.

Важными органами являются постоянные и временные комиссии. Постоянные избираются из числа депутатов совета для изучения, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению совета, осуществления контроля за исполнением решений совета, его исполкома. Постоянные комиссии избираются советом на срок его полномочий в составе председателя и членов комиссии. При этом зам. председателя и секретарь комиссии избираются самой комиссией из ее членов. Правовые акты постоянных комиссий – выводы и рекомендации. Носят рекомендательный характер, но подлежат обязательному рассмотрению советом, исполкомом и иными должностными лицами.

Временные контрольные комиссии – органы совета, избираемые из числа депутатов для осуществления контроля по конкретно определенным вопросам, относящимся к полномочиям местного самоуправления.

В отличие от постоянных комиссий исполком совета, хотя и подконтролен и подотчетен совету, но является самостоятельным органом местного самоуправления. Создается советом на срок его полномочий. Основная форма работы – заседания, созываемые главами советов или иными уполномоченными органами.

Советы могут создавать отделы, управления и иные исполнительные органы для осуществления полномочий, относящихся к ведению исполнительных органов советов. Эти органы подконтрольны и подотчетны совету, создавшему их, подчинены исполкому. Отделы разделяются на функциональные и отраслевые, а по степени зависимости от исполкома – на вспомогательные и организационно и юридически самостоятельные.

Исполком возглавляет глава совета.

Кроме того, существует президиум (коллегия) районного, областного совета, совещательный орган, готовящий вопросы на рассмотрение совета. Решения коллегии имеют рекомендательный характер, который характеризует их как внутренний, вспомогательный орган совета.

Материально-финансовую основу составляет движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, иные финансы, земля, природные ресурсы, находящиеся в собственности территориальных громад, объекты совместной собственности, которые находятся в управлении районных и областных советов.

Доходы местных бюджетов формируются как за счет местных налогов и сборов, иных собственных источников, так и закрепленных за ними отдельных общегосударственных налогов, перечень которых определен отдельным законом. Имущество, находящееся в собственности территориальной громады – коммунальное имущество.

Бюджет делится на текущий и бюджет развития. Текущий – доходы и расходы, запланированные на покрытие текущих расходов. Бюджет развития – доходы и расходы, создаваемые и используемые для реализации программ социально-экономического развития, улучшения материально-финансовой базы и т.д.

Органы и должностные лица местного самоуправления подотчетны, подконтрольны и ответственны перед территориальными громадами, которые могут в любое время прекратить их полномочия, если они нарушают КУ и законы, ограничивают права и свободы человека и гражданина. Вред возмещается за счет средств местного бюджета. Споры решаются судами.


Лекция 2.Основы теории государства и права

План

 

1. Происхождение и сущность государства.

2. Форма государства

3. Функции государства и правовые формы их осуществления.

4. Правовое государство и его признаки.

5. Условия существования и направления построения правового государства в Украине.

6. Понятие, признаки и сущность права.

7. Источники права и их виды. Система права.

8. Правовые нормы.

9. Характеристика правового отношения.

10. Понятие законности и правопорядка.

11. Правомерное поведение. Правонарушение и его виды.

12. Характеристика юридической ответственности, ее виды.

 

Формирование государства у разных народов шло различными путями. Это обусловило разные точки зрения в объяснении причин возникновения государства. Известно большое количество теорий происхождения государства. К ним относятся:

1) теологическая теория утверждает, что процесс возникновения и развития государства аналогичен процессу сотворения Богом мира. Зародилась данная теория в древней Иудее, а свое окончательное оформление нашла в трудах ученого-богослова XI в. Фомы Аквинского (1225-1274гг.);

2) патриархальная основана на объяснении происхождения государства и права естественным ходом общественного развития, закономерным объединением человеческих сообществ в более крупные структуры (семья -– род – племя – государство). Представителями данной теории являлись Аристотель, Р. Фильмер, Н.К. Михайловский и др.;

3) договорная рассматривает государство как результат объединения людей на добровольной основе (договора). Представители: Г. Греоций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищев;

4) теория насилия исходит из того, что основные причины происхождения государства и права лежат в завоевании одной части общества другой, в установлении власти завоевателей над побежденными, что государство и право создаются завоевателями в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Представители: К. Каутский, Ф. Дюринг, Л. Гумплович;

5) органическая теория проводит аналогию между биологическим организмом и человеческим обществом. Подобно живому организму, государство обладает внутренними и внешними органами, оно рождается, развивается, стареет и умирает. Ее представителем являлся Г. Спенсер (1820-1903 гг.);

6) теория географического детерминизма считала решающими факторами в возникновении государства климатические условия, ландшафт, природные ресурсы. Представители - Э. Хантингтон, Л. Мечников;

7) психологическая - появление государства и права объясняет проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений. Представителем психологической теории является Л.И. Петражицкий (1867-1931 г.г.).

8) ирригационная теория и др.

Современная трактовка причин появления государства опирается на достижения исторической, археологической, этнографической и других наук и получила название потестарной или кризисной теории. Согласно данной теории, государство возникло на Востоке. В соответствии с потестарной теорией человеческое общество прошло два этапа своего первобытного существования – этап присваивающей экономики и этап производящей экономики. На первом этапе люди жили родовой общиной, а главным был признак эгалитарности (полного действительного равенства) членов общины в социальном смысле. Этому обществу были присущи властные инструменты (власть предводителя, совета старейшин), которые были выборными, а путь к лидерству определялся авторитетом, личными качествами того или иного члена общины. В целом же все вопросы жизни родовой общины решались ее членами сообща.

Переход к этапу производящей экономики был обусловлен преимущественно факторами экологического характера (изменение климата, исчезновение многих растений и животных). Такой переход изменил образ жизни общины: появились новые управленческие функции, произошло становление нового типа трудовой деятельности. Лидер в общине становится главным распределителем производственного продукта, контролером и регулятором всего процесса производства, а со временем он отрывается от основной массы общинников и в силу своего положения получает возможность присваивать себе прибавочный продукт. В то же время он становится и обладателем собственности. Постепенно материальные богатства накапливаются у управляющих, происходит расслоение общества, качественное изменение его социальной структуры, утверждается новая организация его жизни – зарождается государство.

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые ученными, политическими деятелями, мыслителями сводились главным образом к перечислению наиболее значимых признаков государства. Считается, что термин «государство», под которым понималась определенная политическая организация общества, вошел в научный оборот во времена Н. Макиавелли (XVI в.).

Юридический подход позволяет вычленить следующие признаки государства, которые можно отнести к общепризнанным:

1) наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) территориальная организация населения;

3)государственный суверенитет;

4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

5) налогообложение и взимание налогов.

С учетом перечисленных признаков государство можно определить как организацию публичной власти общества, обладающую аппаратом управления и принуждения, с помощью которого обеспечивается функционирование общества.

Сущность государства – то главное, что определяет его содержание, цели, функционирование, иными словами раскрывает социальное предназначение.

Для поддержания нормальной жизнедеятельности общества, решения задач и выполнения функций государства необходима отлаженная работа механизма государства. Механизм государства состоит из:

1) государственных предприятий;

2) государственных учреждений;

3) государственных органов.

Все государственные органы вместе взятые образуют государственный аппарат, который является составной частью механизма государства.

Государственные предприятия представляют собой хозяйствующие субъекты, деятельность которых связана с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, т.е. удовлетворением запросов населения.

Государственные учреждения – это организации, занятые в социально-культурной сфере: медицина, наука, образование, культура.

Государственные органы – это организации или должностные лица, наделенные определенными полномочиями и действующие в строго очерченных рамках.

Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов, например, общественных или профсоюзных:

1) правовая основа деятельности, т.е. организация, структура, функции, задачи, цели, компетенция государственных органов устанавливается действующим законодательством;

2) наличие властных полномочий, в том числе возможность применения в необходимых случаях принуждения;

3) действие от имени государства;

4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах закрепленной за ними компетенции;

5) работа в государственных органах является для государственных служащих профессией, т.е. работой на профессиональной основе.

Все государственные органы различаются по различным классификационным признакам. Чаще всего органы государства классифицируются на основе принципа разделения властей на законодательные, исполнительные и судебные.

Разделение единой государственной власти на три ветви относится к важнейшим принципам организации и деятельности государственных органов. Учение о разделении властей имеет древнюю историю, но данная теория получила наиболее законченный и аргументированный вид благодаря учению французского юриста и политического мыслителя Ш. Монтескье. Согласно учению Ш. Монтескье, основной целью разделения властей является устранение злоупотребления государственной властью. Он полагал, что должен быть не только четко очерчен круг полномочий и сферы деятельности каждой из ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной, но и предусмотрены юридические средства сдерживания властей. Принцип разделения властей исходит из того, что сама власть неделима, а должны различаться ее ветви, что выражается в дифференциации полномочий ветвей власти.

Форма государства – это способ организации государственной власти, взаимосвязанной с основными – сущностными признаками государства как особой политической, структурной и территориальной организацией общества. В юридической науке традиционно в форме государства принято выделять три взаимосвязанных блока: форма правления, форма территориального (государственного) устройства и политический режим. Совокупность этих трех элементов раскрывает форму государства.

Под формой правления понимают порядок образования и организацию верховной государственной власти. Различают монархическую и республиканскую форму правления.

Монархия – это преимущественно единоличное осуществление государственной власти, передаваемой, как правило, по наследству. Основные признаки монархии:

1) бессрочное (пожизненное) пользование властью;

2) занятие трона по наследству или по праву родства;

3) представительство во внешних сношениях не по поручительству, а по собственному желанию;

4) безответственность главы государства (за исключением Швеции, где монарх несет ответственность по гражданским делам).

Монархия бывает: абсолютной (Саудовская Аравия, Бахрейн) и конституционной (Испания, Швеция, Япония). Конституционная монархия в свою очередь делится на дуалистическую и парламентарную.

Республика – такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными на определенный срок органами власти. Специфические черты, которые присущи этой форме государственного правления:

1) коллективное правление;

2) отношения стоятся по принципу разделения властей (парламент принимает законы, правительство и его органы исполняют законы, судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов и привлекают к ответственности за их нарушения);

3) все высшие органы государственной власти избираются народом либо формируются общенациональным представительным учреждением;

4) органы государственной власти избираются на определенный срок;

5) принцип ответственности.

Республики бывают: президентские, парламентские и так называемая смешанная форма республики.

Президентская республика – это форма правления, при которой президент либо совмещает полномочия главы государства и главы правительства в одном лице (Аргентина, Бразилия, Мексика, США), либо непосредственно участвует в формировании состава правительства и назначает его главу.

Парламентская республика – это форма правления, при которой значительная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту (Индия, Турция, Финляндия, ФРГ и др.)

В некоторых странах (например, во Франции, Украине, Польше) иногда встречаются смешанные формы правления, которые сочетают в себе признаки и президентской и парламентской систем республиканского правления.

Форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государственной власти, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства, в частности, между центральными и местными органами. Основными видами государственного устройства являются: унитарное (простое) государство, федеративное государство и конфедерация.

Унитарное государство – единое, цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают. К числу унитарных государств можно отнести: Великобританию, Японию, Нидерланды, Швецию, Украину.

Федерация – это единое государство, состоящее из нескольких государственных образований, объединившихся для решения центральной властью общих для всех членов федерации задач. В состав современных федераций входит различное число субъектов: в РФ – 89, США – 50, Канаде – 10, Австрии – 9, ФРГ – 16, Индии – 25, Бельгии – 3 и т.д.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для защиты их общих интересов. Конфедерация как форма союза государств, сохраняющих суверенитет практически в полном объеме, сравнительно редко встречалась в истории (Австро-Венгрия до 1918 г., США с 1781 по 1789г., Швейцария с 1815 по 1848 г. и т.д.).

Политический режим – это совокупность приемов, способов и средств, с помощью которых реализуется государственная власть. Различают два основных вида политического режима – диктатура и демократия. Диктатура – это правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, используя ее без ограничения. Диктатура состоит из двух разновидностей– тоталитарного и авторитарного режимов.

Тоталитарный – это политический режим, основанный на стремлении руководства страны подчинить уклад жизни людей одной, безраздельно господствующей идее и организовать политическую систему власти так, чтобы она помогала реализации этой идеи.

Авторитаризм – это такой политический режим, который основан на личной или классовой диктатуре, государственная власть сконцентрирована в руках одного человека (группы лиц) или в одном государственном органе при снижении роли других (прежде всего представительных) институтов государства.

Демократический режим – это такая форма правления, которая основана на возможности управления делами общества и государства путем прямого или опосредованного волеизъявления народа. Демократический режим является одной из разновидностей либерального режима, под которым понимают политические методы и способы осуществления власти, основанные на системе наиболее демократических и гуманистических принципов.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом. Функции показывают, что делает государство, чем занимаются его органы, какие вопросы они решают.

Каждая функция имеет определенное содержание, что предполагает деятельность государства в конкретной сфере общественной жизни. Формирование функций происходит в процессе становления, укрепления и развития государства: последовательность их возникновения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в его историческом развитии, целей, которые оно преследует. Эти задачи и цели не могут быть произвольными, а зависят от реальных условий, в которых существует общество, в том числе от экономических возможностей, потребностей и интересов населения, его нравственного и культурного уровня, национального состава, научно-технического прогресса и многих иных факторов.

Функции государства различают по :

1) сферам общественной жизни (политические, экономические, социальные, идеологические, экологические, юридические и др.);

2) территориальному признаку (внутренние и внешние);

3) времени исполнения (постоянные и временные).

Функции государства осуществляются в определенных правовых формах, под которыми понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная в основном с изданием юридических актов. К правовым формам реализации права относятся: правотворческая и правоприменительная деятельность.

Правотворческая деятельность – форма осуществления функций государства путем разработки и принятия нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм.

Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права. В правоприменительной деятельности выделяются оперативно-исполнительная (исполнительно-распорядительная работа государственных органов, связанная с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами в обществе, путем издания индивидуально-правовых актов, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений) и правоохранительная (форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению возложенных на них юридических обязанностей).

Идеи о правовом государстве получили свое развитие еще с времен глубокой древности. Идею единства власти и права, справедливых законов, господства права и законности развивали еще такие древние мыслители как Солон, Платон, Аристотель. Большой вклад в разработку теории о правовом государстве внесли И. Кант, Г. Гегель, Д. Локк. Среди русских государствоведов известности достигли А.С. Алексеев, В.М. Гессен, Б.А. Кистяковский.

Теоретические разработки позволили юридической науке сформулировать признаки правового государства, или критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться правовым.

В настоящее время принято выделять четыре основных признака правового государства:

1) господство права в общественной и политической жизни;

2) принцип разделения властей;

3) незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;

4) взаимная ответственность государства и личности.

Господство права предполагает правовую организацию государственной власти, т.е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов; правовой характер принимаемых законов, которые по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека; связанность государства им же созданными законами; самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов; верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной и судебной, каждая из которых служит своеобразным противовесом другой. Данный принцип означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностью, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав. Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека, т.е. принадлежащих ему от природы, от рождения. К числу таких прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения, свобода совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей и должностных лиц.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. Следовательно, личность может требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений, а также актов государственных органов и должностных лиц, которыми были нарушены права и свободы граждан.

В числе названных признаков правового государства стержневым является признак господства права. Без него не возможна нормальная жизнедеятельность общества.

Важным условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утверждение в обществе главенства общечеловеческих ценностей, климата соблюдения и поддержки демократических традиций.

Воплощение в жизнь идей, принципов, функций правового государства, построение его в Украине, возможно только при реализации ряда важнейших условий, необходимых для существования правового государства. В их число входят экономические, политические, а также государственно-правовые условия.

Правовое государство является продуктом гражданского общества, его экономической основой является рыночная экономика, социальной базой – граждане-собственники. Поэтому основным экономическим условием существования правового государства является создание в стране гражданского общества, рыночной экономики, основанной на частной собственности, и возникновение, так называемого, среднего класса – граждан-собственников.

Основным политическим условием существования правового государства является наличие в стране многопартийной политической системы. Главенствующим направлением реализации политических условий существования правового государства является становление в Украине сильных политических партий парламентского типа.

Государственно-правовые условия существования правового государства включают реформу органов государственной власти и действующего законодательства.

Реформа государственных органов должна заключаться в реализации принципа разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную, создании надежного механизма сдержек и противовесов, баланс с целью обеспечения верховенства права над государством.

Ни одна задача в области экономики, политики, культуры не может быть решена без прочной правовой базы, без опоры на закон. Исключительно важную роль в существовании правового государства играет создание эффективно действующей судебной власти, которая должна быть основным средством обеспечения верховенства права над государственными органами, разрешения конфликтов между законодательной и исполнительной властями, установления равновесия между ними, обеспечения соблюдения принципа правового государства. Это основная задача Конституционного Суда. В связи с переходом к рыночной экономике важную роль играет совершенствование государственного, административного, финансового, хозяйственного, гражданского и других отраслей законодательства и создание необходимых правовых условий для предпринимательской деятельности.

Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силой государства. При таком подходе выделяются следующие признаки права:

1) нормативность, т.е. оно состоит из правил поведения, которые четко определяют права и обязанности людей и организаций;

2) общеобязательность, т.е. нормы права обязательны для всех членов общества и всех, кто находится на территории данного государства; в случае нарушения норм права государство может применить принуждение;

3) всегда существуют в письменной форме и обязательно облекаются в строго установленную норму какого-либо акта – закона, указа, постановления;

4) неперсонифицированность, т.е. отсутствие конкретного адресата;

5) иерархичность норм права, их соподчиненность: нормы права имеют разную юридическую силу;

6) особый предмет отражения: нормы права регулируют не любые, а наиболее важные для жизни общества отношения – власть, собственность и др.

Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.

В современной отечественной юридической науке сложились три основных подхода к пониманию права: а) нормативный; б) социологический; в) нравственный.

Назначение права формулируется в юридической науке в двух аспектах. Согласно первому аспекту, назначение права – выражать интересы господствующего класса, служить средством подавления, насилия по отношению к другим классам. Второй аспект видит назначение права в том, чтобы служить средством компромисса, снятия противоречий в обществе, быть инструментом управления делами общества. Отсюда право трактуется как средство согласия, уступок.

Что касается функций права, то под ними понимают вытекающие из его содержания и назначения основные направления правового воздействия на общественные отношения. Выделяют две главные функции права – регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция направлена на регулирование, упорядочение общественных отношений, установление правил поведения людей. В регулятивной функции проявляется главное назначение права – упорядочивать общественные отношения.

Охранительная функция направлена на защиту наиболее важных для жизни общества отношений. Данная функция имеет своей задачей обеспечить требования законов, установить режим законности в обществе.

Помимо названных, право выполняет некоторые дополнительные функции. К ним можно отнести воспитательную, идеологическую, информационную и др.

К принципам права можно отнести: гуманизм, законность, демократизм, внутреннюю согласованность и др.

Под источником права современная юридическая наука понимает официальные и иные способы выражения и закрепления норм права, придания им общеобязательного юридического значения. Иначе говоря, это – внешняя форма выражения права.

В качестве форм (источников) права признаются: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, договоры нормативного содержания, нормативно-правовой акт, религиозные нормы.

Правовой обычайпредставляет собой обычай, который получил признание и одобрение со стороны государства и, следовательно, его защиту.

Правовой прецедентглавный источник права в государствах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье. Под правовым прецедентом понимается решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое принимается за обще обязательное правило при решении впоследствии аналогичных дел.

Правовая доктрина12345Следующая ⇒







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.