Здавалка
Главная | Обратная связь

Леция 4. Семейное право



План

1. Понятие семейного права.

2. Характеристика брака, условия его заключения и расторжения. Брачный контракт.

3. Права и обязанности супругов.

4. Права и обязанности родителей и детей.

5. Опека и попечительство.

 

Семейное право является самостоятельной отраслью права, которая отличается от других отраслей права (некоторые юристы считают, что семейное право является составной частью гражданского права).

Объектом семейного права, как и гражданского права, являются имущественные и личные неимущественные отношения. Однако эти отношения в связи со своими особенностями отличаются от имущественных и личных отношений, регулируемых гражданским правом. Эти особенности заключаются в следующем:

1) брачно-семейные отношения возникают из родства, брака, усыновления (в то время как гражданские правоотношения возникают, как правило, из договоров);

2) основу семейных правоотношений составляют личные неимущественные отношения, а имущественные отношения являются производными от личных отношений и вытекают из них (в гражданском же праве главное место занимают имущественные отношения);

3) семейные права и обязанности являются строго личными, они неотчуждаемы, их нельзя передавать другим лицам (а в гражданском праве почти все имущественные права легко передаются);

4) семейно-брачные отношения во многих случаях регулируются нормами морали, а не только правовыми нормами.

Семейное право, как отрасль права, представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют личные неимущественные и вытекающие из них имущественные отношения людей, которые возникают на почве брака и семьи.

Семейное право регулирует:

- порядок и условия вступления в брак и прекращения брака;

- личные и имущественные отношения, возникающие в семье между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи;

- отношения, возникающие в связи с усыновлением, опекой и попечительством, принятием детей на воспитание;

- порядок регистрации актов гражданского состояния.

Принципами семейного права являются:

1) единобрачие (моногамия); гражданин может состоять одновременно только в одном браке (ст.17 КоБС);

2) свобода и добровольность при заключении брака (ст. 51 Конституции и ст. 15 КоБС);

3) свобода расторжения брака, однако под контролем государства (ст.38 КоБС);

4) полное равенство женщины и мужчины в личных и имущественных правах (ст. ст. 21, 24, 51 Конституции, ст.3 КоБС);

5) моральная и материальная поддержка нуждающихся членов семьи (п.2 ст. 51 Конституции, ст. 32 КоБС);

В соответствии с Конституцией семья находится под защитой государства, материнство охраняется и поощряется государством.

Брак - это добровольный союз мужчины и женщины с целью создания семьи. Он заключается в государственных органах регистрации актов гражданского состояния (рагса). Государством признается только такой брак. Религиозный обряд брака, равно как и другие религиозные обряды, не имеет правового значения и является личным делом граждан.

Регистрация брака устанавливается с целью охраны личных и имущественных прав супругов и детей. В то же время этого требуют государственные и общественные интересы. Лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомлены о состоянии здоровья друг друга.

Заключение брака происходит по окончании месячного срока после подачи в государственный орган рагса заявления лицами, желающими вступить в брак. В отдельных случаях при наличии причин, заслуживающих внимания, по просьбе вступающих в брак этот срок может быть сокращен органом РАГСа.

Условиями для заключения брака являются взаимное согласие лиц, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брачный возраст в Украине установлен с 18 лет для мужчин и с 17 лет для женщин. В исключительных случаях государственные администрации районов, исполнительные комитеты городских и районных Советов могут понижать брачный возраст.

Заключение брака не допускается:

1) между лицами, из которых хотя бы одно состоит в другом браке;

2) между родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии;

3) между полнородными и неполнородными братьями и сестрами;

4) между усыновителями и усыновленными;

5) между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Нарушение указанных условий, а также в случае регистрации брака без намерения создать семью (фиктивный брак) брак в судебном порядке может быть признан недействительным.

В соответствии со ст.27-1 КоБСа Украины лица, вступающие в брак, имеют право по собственному желанию заключить соглашение о решении вопросов жизни семьи (брачный контракт), в котором предусматриваются имущественные права и обязанности супругов. 16 июня 1993 г. Постановлением Кабинета Министров Украины утвержден «Порядок заключения брачного контракта».

Брачный контракт между лицами, вступающими в брак, заключается по их желанию до регистрации брака и вступает в силу с момента его регистрации. По желанию сторон брачный контракт может заключаться в присутствии свидетелей.

Условия брачного контракта не могут ухудшать положение кого-либо из супругов по сравнению с законодательством Украины.

В брачном контракте предусматриваются:

1. Имущественные права и обязанности супругов, в частности:

- вопросы, связанные с правом собственности на движимое или недвижимое имущество (как приобретенное до брака, так и во время брака), на имущество, полученное в дар или унаследованное одним из супругов (при этом вопросы общей совместной и раздельной собственности супругов в брачном контракте могут решаться иначе, чем это предусмотрено в законодательстве);

- вопросы, связанные с содержанием супругов;

- в брачном контракте могут решаться вопросы о порядке погашения долгов за счет совместного или раздельного имущества;

- другие вопросы.

2. Могут также предусматриваться неимущественные, моральные или личные обязательства.

Брачный контракт заключается по месту проживания одной из сторон или по месту регистрации брака. Для его заключения установлена обязательная нотариальная форма.

В случае снижения брачного возраста в соответствии с действующим законодательством заключение брачного контракта несовершеннолетними проводится с согласия родителей или других законных представителей.

Брачный контракт может включать положения об изменении его условий. Такие изменения могут быть внесены по соглашению сторон в течение существования брака.

Брачный контракт признается судом недействительным в случаях:

1) несоблюдения условий порядка его заключения;

2) заключения контракта после регистрации брака;

3) в случае ухудшения положения кого-либо из супругов по сравнению с законодательством Украины.

Каждая сторона в брачном контракте имеет право на судебную защиту в случае несоблюдения другой стороной условий брачного контракта. При расторжении брака или признании его недействительным имущественные споры, споры о детях и другие разрешаются судом на основании действующего законодательства с учетом условий брачного контракта.

Законодательство предусматривает случаи прекращения брака:

1) вследствие смерти или объявления в судебном порядке умершим одного из супругов;

2) вследствие расторжения брака путем развода по заявлению одного из супругов или их обоих, при этом муж не вправе без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение одного года после рождения ребенка.

Брак расторгается:

1) в органах регистрации актов гражданского состояния:

- при взаимном согласии супругов на расторжение брака, если у них нет несовершеннолетних детей и нет спора об имуществе и алиментах;

- с лицами, признанными в судебном порядке безвестно отсутствующими,

- с лицами, признанными в судебном порядке недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия (при отсутствии спора о детях, об имуществе или о взыскании алиментов);

- с осужденными за совершение преступления к лишению свободы на срок не менее 3 лет (при отсутствии спора о детях, об имуществе или о взыскании алиментов).

2) в судебном порядке - во всех остальных случаях. При рассмотрении дела о расторжении брака суд должен установить действительные мотивы развода, выяснить фактические взаимоотношения супругов и обязан принять меры к их примирению. Брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стали невозможными.

Супруг, изменивший свою фамилию при вступлении в брак, вправе при расторжении брака сохранить за собой эту фамилию или же перейти на добрачную фамилию.

Брак считается прекращенным с момента регистрации развода в органах рагса.

 

3. Права и обязанности супругов порождает только брак, заключенный в государственных органах регистрации актов гражданского состояния. Эти права и обязанности возникают с момента регистрации брака.

Права и обязанности супругов подразделяются на личные и имущественные.

Личные права и обязанности супругов.При заключении брака супруги по своему желанию избирают фамилию одного из супругов в качестве их общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо может присоединить к своей фамилии фамилию другого супруга.

Каждый из супругов пользуется в семье равными правами и имеет равные обязанности. Вопросы воспитания детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно. Каждый из супругов свободен в выборе занятий, профессии и места жительства.

Имущественные права и обязанности супруговсвязаны с вопросами собственности (которая может быть раздельной и совместной) и обязанностями по взаимному содержанию. Супруги могут заключать между собой все дозволенные законом имущественные сделки.

Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также полученное им во время брака в дар или в порядке наследования, является раздельной собственностью супругов, т.е. собственностью каждого из них. Раздельным имуществом каждого из супругов являются также вещи индивидуального пользования (обувь, одежда и пр.), даже если они были приобретены во время брака за счет общих средств супругов (за исключением ценностей и предметов роскоши). Каждый из супругов самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему раздельным имуществом.

Если имущество, являвшееся собственностью одного из супругов, во время брака существенно увеличилось в своей ценности вследствие трудовых или денежных затрат другого из супругов или их обоих, оно может быть признано судом общей совместной собственностью супругов.

Имущество, нажитое супругами во время брака, является их общей совместной собственностью. Каждый из супругов имеет равные права владения, пользования и распоряжения этим имуществом. Супруги пользуются равными правами на имущество и в том случае, если один из них был занят ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми, или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного заработка.

Имуществом, нажитым во время брака, супруги распоряжаются с общего согласия. При совершении сделок одним из супругов считается, что он действует с согласия другого из супругов. Для совершения сделок по отчуждению общего имущества супругов, требующих обязательного нотариального удостоверения, согласие другого из супругов должно быть выражено в письменной форме.

Вещи профессиональных занятий каждого из супругов (музыкальные инструменты, врачебное оборудование и пр.), приобретенные во время брака, являются общей совместной собственностью супругов. Однако в случае раздела общего совместного имущества суд может присудить эти вещи тому из супругов, в пользовании которого они находились; при этом на него возлагается обязанность компенсировать другому супругу его часть деньгами.

В случае раздела имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, их доли признаются равными. В отдельных случаях суд может отступить от начала равенства долей супругов, учитывая интересы несовершеннолетних детей или заслуживающие внимания интересы одного из супругов. Имущество, нажитое каждым из супругов во время их раздельного проживания при фактическом прекращении брака, суд может признать собственностью каждого из них.

Раздел имущества супругов может быть произведен как во время пребывания в браке, так и после его расторжения. Для требования о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью разведенных супругов, устанавливается трехлетний срок исковой давности.

Законодательство возлагает на супругов обязанности по взаимному содержанию. Супруги обязаны материально поддерживать друг друга. В случае отказа в такой поддержке нуждающийся в материальной помощи нетрудоспособный супруг имеет право по суду получать содержание (алименты) от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить. Такое право имеет также жена в период беременности и в течение трех лет после рождения ребенка (в случае, когда жена находится в отпуске по уходу за ребенком, - на все время нахождения в таком отпуске, но не более чем до достижения ребенком шестилетнего возраста). Это право сохраняется и после расторжения брака.

Один из разведенных супругов, нуждающийся в материальной помощи, имеет право на содержание и в тех случаях, если он стал нетрудоспособным в течение одного года после расторжения брака.

Размер алиментов, взыскиваемых в пользу одного из супругов, определяется судом в долевом отношении к заработку (доходу) с учетом материального и семейного положения обеих сторон, а также возможности получения содержания от детей. В случае изменения материального или семейного положения одного из них каждый из супругов вправе обратиться в суд с иском об изменении размера алиментов.

Суд может освободить одного из супругов от обязанности содержания другого супруга, являющегося нетрудоспособным и нуждающегося в материальной помощи, или ограничить эту обязанность сроком в случаях:

1) непродолжительного пребывания супругов в брачных отношениях;

2) недостойного поведения в брачных отношениях того супруга, который нуждается в материальной помощи;

3) когда нетрудоспособность того из супругов, который нуждается в материальной помощи, явилась результатом злоупотребления спиртными напитками, наркотическими веществами или совершения им преступления.

Право супруга на содержание прекращается в случае восстановления его трудоспособности либо когда он перестал нуждаться в материальной помощи, а также в случае вступления его в новый брак.

Родители и дети обязаны оказывать взаимную моральную поддержку и материальную помощь друг другу. Отец и мать имеют равные права и обязанности в отношении своих детей (в т.ч. и в тех случаях, когда брак между ними расторгнут).

Защита прав и интересов несовершеннолетних детей лежит на их родителях, которые действуют без особых на то полномочий. В случае вступления в брак несовершеннолетних они приобретают дееспособность в полном объеме с момента вступления в брак и осуществляют защиту своих прав самостоятельно.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. При ненадлежащем выполнении родителями (или одним из них) обязанностей по воспитанию либо при злоупотреблении родительскими правами дети вправе обратиться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства.

Права и обязанности родителей и детей подразделяются на личные, имущественные и алиментные.

Личные права и обязанности. Фамилия ребенка (если родители имеют разные фамилии) и имя ребенка определяются по соглашению родителей, а при отсутствии соглашения - по решению органов опеки и попечительства.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, духовном и нравственном развитии, учебе, готовить их к труду. Определение детей для получения образования в учебно-воспитательные учреждения не освобождает родителей от выполнения обязанностей по воспитанию детей.

Вопросы воспитания детей решаются родителями совместно. Один из родителей, проживающий отдельно от детей, обязан принимать участие в их воспитании и имеет право общаться с ними. Тот из родителей, при котором проживают дети, не вправе препятствовать другому из родителей общаться с детьми и участвовать в их воспитании.

Если родители, проживающие раздельно, не могут прийти к согласию об участии в воспитании детей, то этот порядок определяется органами опеки и попечительства с участием родителей, исходя из интересов ребенка. В тех случаях, когда родители не подчиняются решению органа опеки и попечительства, последний, а также каждый из родителей вправе обратиться за разрешением спора в суд. При злостном невыполнении решения суда тот из родителей, который проживает отдельно, вправе обратиться с иском в суд о передаче ему ребенка.

Если родители не живут вместе, то от их согласия зависит, при ком должны проживать несовершеннолетние дети. При отсутствии соглашения между родителями спор разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом их желания. Если ребенок достиг 10 лет, суд должен выяснить у него, при ком из родителей он желает остаться. Однако высказанное ребенком желание не обязательно для суда, если суд признает, что оставление ребенка при указанном родителе не отвечает его интересам.

Родители (или один из них) могут быть лишены родительских прав, если будет установлено, что они:

1) уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, в том числе при отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений;

2) злоупотребляют своими родительскими правами;

3) жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на своих детей своим аморальным, антиобщественным поведением;

4) являются хроническими алкоголиками или наркоманами.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.

Родители, лишенные родительских прав, утрачивают все права, основанные на факте родства с ребенком, в том числе права требовать от него в будущем предоставления им содержания. В то же время лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей (в т.ч. от уплаты алиментов).

Законодательство предусматривает возможность восстановления в родительских правах, если дети не усыновлены. Это производится только в судебном порядке по заявлению лица, лишенного родительских прав.

Кроме лишения родительских прав законодательство предусматривает возможность отобрания детей без лишения родительских прав,если оставление их у лиц, у которых они находятся, опасно для них. Отобрание детей производится по решению суда. Такие дети передаются на попечение органов опеки и попечительства.

В исключительных случаях, при непосредственной угрозе жизни или здоровью ребенка, орган опеки и попечительства вправе принять решение о немедленном отобрании ребенкау родителей. Об этом должно быть незамедлительно сообщено прокурору и в 7-дневный срок орган опеки и попечительства должен обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об отобрании ребенка.

Имущественные права и алиментные обязанности. При жизни родителей дети не имеют права на их имущество, а родители не имеют права на имущество детей.

Родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей и нетрудоспособных совершеннолетних детей, нуждающихся в материальной помощи. При уклонении родителей от этой обязанности средства на содержание детей взыскиваются с них в судебном порядке. Алименты с родителей на несовершеннолетних детей взыскиваются в размере: на одного ребенка - 25%, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка (дохода) родителей, но не менее 50% необлагаемого налогом минимума доходов граждан в месяц на каждого ребенка. В этих же размерах с родителей могут быть взысканы средства на содержание детей, помещенных в детские учреждения. Суд вправе уменьшить размер алиментов или освободить от их уплаты, если дети находятся на полном содержании государства, общественной организации и в некоторых других случаях (если дети работают и имеют достаточный заработок и т.п.).

В тех случаях, когда родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный, меняющийся заработок (доход) и в некоторых других случаях, алименты по просьбе лица, требующего их, могут быть определены в твердой денежной сумме, подлежащей выплате ежемесячно.

Дети также обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных родителей, нуждающихся в помощи, является обязанностью их совершеннолетних детей. В пользу родителей с детей могут быть взысканы алименты, размер которых определяется в долевом отношении к заработку (доходу), исходя из материального и семейного положения каждого из детей и родителей, и с учетом возможности родителей получать алименты друг от друга. Однако, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, то дети могут быть освобождены от обязанностей по содержанию своих родителей и взыскания расходов по уходу за ними.

Нередко несовершеннолетние дети по различным причинам остаются без опеки родителей. Имеются и другие категории граждан, которые нуждаются в посторонней помощи. В связи с этим законодательство предусматривает установление в отношении таких лиц опеки и попечительства.

Опека и попечительство устанавливается для воспитания несовершеннолетних детей, которые в результате смерти родителей, лишения родителей родительских прав, болезни родителей или по иным причинам остались без родительского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей. Опека и попечительство устанавливается также для защиты личных и имущественных прав и интересов некоторых категорий совершеннолетних лиц.

Опека устанавливается:

1) над несовершеннолетними, которые не достигли пятнадцати лет;

2) над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия.

Попечительство устанавливается:

1) над несовершеннолетними в возрасте от пятнадцати до восемнадцати лет;

2) над гражданами, признанными судом ограничено дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;

3) над лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права.

Для того чтобы указанные категории лиц не оставались без опеки и попечительства, на учреждения и лиц, которым станет известно об указанных категориях граждан, законодательство Украины возлагает обязанность немедленно сообщить об этом органам опеки и попечительства.

При получении сведений о несовершеннолетних, которые остались без опеки родителей, указанные органы обязаны немедленно провести обследование, и при установлении факта отсутствия опеки родителей они обязаны обеспечить временное устройство несовершеннолетних до разрешения вопроса о назначении опекуна или попечителя.

Решение об установлении опеки и попечительства должно быть вынесено не позднее месячного срока с момента, когда соответствующий орган опеки и попечительства узнал о необходимости установить опеку или попечительство.

Опека и попечительство устанавливается органами государственной администрации районов, исполнительными комитетами городских, сельских и поселковых советов. Непосредственное ведение дел по опеке и попечительству возлагается на соответствующие отделы и управления указанных органов.

Для непосредственного осуществления опеки и попечительства назначается опекун или попечитель, преимущественно из лиц, близких подопечному, или из числа лиц, выделенных общественной организацией, или из числа иных лиц.

Не могут быть опекунами и попечителями лица, которые не достигли 18 лет, признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными, лишены родительских прав, а также лица, интересы которых противоречат интересам лиц, подлежащих опеке и попечительству.

Опекуны и попечители обязаны заботиться о лицах, которые находятся у них под опекой и попечительством, о создании им необходимых бытовых условий и т.п. Опекуны и попечители над несовершеннолетними имеют право и обязаны воспитывать подопечных, заботиться об их здоровье, физическом, духовном и моральном развитии, обучении, готовить их к труду, защищать их права и интересы.

Обязанности по опеке и попечительству исполняются бесплатно.

Действия опекунов и попечителей могут быть обжалованы каждым лицом, в том числе и подопечным, в органы опеки и попечительства. Опекуны и попечители могут быть освобождены от исполнения возложенных на них обязанностей, если будет установлено, что они не отвечают своему назначению или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности.

Опека прекращается:

1) после достижения несовершеннолетним 15 лет;

2) в случае возвращения несовершеннолетних в возрасте до 15 лет на воспитание родителям;

3) в случае выздоровления или значительного улучшения здоровья лица, которое было признано недееспособным, и возобновления судом его дееспособности.

В двух последних случаях опека прекращается по решению органов опеки и попечительства.

Попечительство прекращается:

1) после достижения подопечным 18 лет;

2) при вступлении в брак несовершеннолетнего;

3) при отмене судом ограничения в дееспособности лиц, злоупотреблявшими спиртными напитками или наркотическими средствами;

4) если отпала причина, повлекшая установление попечительства над лицами, которые по состоянию здоровья не могли самостоятельно защищать свои права.

В двух последних случаях попечительство прекращается по решению органов опеки и попечительства.

Опека и попечительство прекращаются также в результате смерти подопечного лица.


 

Лекция 5.Основы административного права

 

Вопросы

 

1. Общие положения об административном праве, его предмет.

2. Административно-правовые отношения: содержание и виды.

3. Общая характеристика органов исполнительной власти.

4. Понятие административного правонарушения, его субъекты и состав.

5. Виды административных правонарушений.

6. Понятие административной ответственности и виды административных взысканий.

7. Порядок привлечения к административной ответственности.

 

1.Административное право - одно из важнейших средств регулирования общественных отношений, используемых государством в процессе управленческой деятельности, и обеспечения слаженной работы государственного аппарата. Через нормы административного права государство в лице его уполномоченных органов проводит в жизнь важнейшие организационные мероприятия экономического и социально-культурного характера для удовлетворения общественных потребностей и обеспечения нормальных условий жизни своих граждан.

Административное право закрепляет правовые и организационные формы участия граждан в управлении государством, устанавливает должностные правила поведения как для компетентных органов и должностных лиц, так и для рядовых граждан.

Нормы административного права регулируют большой комплекс управленческих отношений, возникающих в связи с организацией государственного регулирования в сфере экономики, социально-культурного строительства, административно-политического устройства.

Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы Украины, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления.

Административное право призвано регулировать те общественные отношения, которые возникают (складываются), развиваются и прекращаются в сфере государственного регулирования и контроля. Эти общественные отношения возникают по поводу осуществления органами государственного управления управленческих функций. Следовательно, предмет административного права фактически составляют управленческие общественные отношения и контроль.

Правовое регулирование общественных отношений в сфере государственного управления осуществляется путем установления закрепленных в нормах административного права правил поведения, юридически обязательных для всех участников регулируемых отношений.

Конкретное общественное отношение является управленческим, а потому подпадает под регулирующее воздействие административного права в следующих случаях:

1) когда в нем обязательно участвует соответствующий орган государственного управления (должностное лицо);

2) когда этот орган практически реализует полномочия, предоставленные ему государством для осуществления управленческой деятельности.

К числу управленческих можно отнести следующие общественные отношения:

- между исполнительными органами государства в порядке их иерархической подчиненности;

- между различными, не находящимися в подчинении, органами государственного управления;

- между органами государственного управления и подчиненными им государственными предприятиями, организациями;

- между органами государственного управления и негосударственными предприятиями, организациями;

- между органами государственного управления и гражданами.

Административно-правовое регулирование этих разнообразных управленческих общественных отношений осуществляется с помощью общих методов, т.е. совокупности средств или способов регулирующего воздействия права на общественные отношения, заложенные в самой природе права. Различают следующие методы:

1. Предписание - возложение прямой юридической обязанности совершить то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой (нужно поступать именно так, а не иначе);

2. Запрет - возложение прямой юридической обязанности не совершать то или иное действие в условиях, предусмотренных правовой нормой;

3. Дозволение - юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой те или иные действия по своему усмотрению.

Следовательно, административно-правовое регулирование рассчитано на такие общественные отношения, в которых положение сторон исключает их юридическое равенство, они находятся в отношениях субординации.

Административно-правовые отношения имеют свою специфику, вытекающую из норм административного права и управленческой деятельности, которую они регулируют.

Сторонами этих правоотношений могут быть органы государственного управления и местного самоуправления, государственные служащие, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности, граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства.

Права и обязанности сторон в административно-правовых отношениях носят взаимный характер. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой и на оборот.

Особенности административно-правовых отношений состоят в следующем:

- неравенство сторон - одна из сторон всегда наделена юридически властными полномочиями по отношению к другой стороне;

- могут возникать по инициативе любой из сторон - органа управления, гражданина и т.п. Причем согласие второй стороны не является обязательным условием возникновения правоотношений. Они могут возникать вопреки желанию одной из сторон;

- административно-правовые споры разрешаются, как правило, в административном порядке, т.е. путем непосредственного юридически властного и одностороннего распоряжения полномочного органа управления или должностного лица;

- за нарушение требований административно-правовых норм стороны несут ответственность не друг перед другом, а перед государством.

В зависимости от характера юридической связи между сторонами можно выделить вертикальные и горизонтальные административно-правовые отношения.

Вертикальные - состоят в том, что у одной стороны есть властные полномочия, которых нет у другой стороны (вышестоящие и нижестоящие органы управления, между организационно несоподчиненными органами управления и т.д.). Основной признак таких правоотношений - наличие полномочий по совершению односторонних властных действий у одной из сторон по отношению к другому участнику этих отношений.

Горизонтальные - такие, в которых стороны юридически равноправны. Этот принцип присущ отношениям, которые складываются между гражданином и органом управления (должностным лицом), например, оформление на работу, обращение с заявлением и т.д.

По характеру своей деятельности органы исполнительной власти можно разделить на органы общей отраслевой компетенции, органы межотраслевой компетенции, контрольные и надзорные органы, специализированные государственные органы, выполняющие специальные или специфические функции государства.

Система органов государственной исполнительной власти Украины включает в себя:

- Кабинет Министров ;

- министерства;

- государственные комитеты и ведомства;

- органы государственной исполнительной власти Автономной Республики Крым;

- государственные администрации областей, районов, городов Киева и Севастополя.

Органы исполнительной власти осуществляют свою деятельность по следующим направлениям:

1) в сфере экономики;

2) в социально-культурной сфере;

3) в административно-политической области.

В сфере экономики государственное регулирование осуществляется соответствующими органами исполнительной власти и должностными лицами. Их компетенция и принципы деятельности определяются законами и другими нормативными актами. Систему органов исполнительной власти в этой области составляют правительство Украины, министерства и ведомства.

К органам исполнительной власти в социально-культурной сфере относятся:

- министерства;

- ведомства;

- комитеты науки и техники, культуры (в т.ч. средств массовой информации, печати, телевидения, радиовещания, архивов), здравоохранения (в т.ч. санитарно-эпидемиологической службы, физкультуры, туризма и т.д.);

- органы государственного управления в области труда, занятости и социальной защиты населения;

- миграционные службы.

Система органов государственного управления в административно-политической области и в сфере предпринимательства включают в себя органы, осуществляющие государственное управление в области обороны, безопасности (в т.ч. органы пограничной службы, внешней разведки, национальное бюро расследований); органы внутренних дел (органы милиции, пожарной безопасности); юстиции; иностранных дел; в области экономики ( государственная налоговая служба, таможенная служба и пр.

Служба - это один из видов платной, общественно-полезной деятельности людей, в т.ч. и в сфере управления.

Государственная служба в Украине - это профессиональная деятельность лиц, занимающих должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получающих заработную плату за счет государственных средств. Деятельность государственных служащих в Украине регламентирована Законом «О государственной службе» от 16.12.93 г.

Главным компонентом государственной службы как юридического института является должность.

Должность – определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий.

Должностными лицами считаются руководители и заместители руководителей государственных органов и их аппарата, другие государственные служащие, на которых законами или другими нормативными актами возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций.

Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования относительно его профессиональной подготовки. Кроме того, она отражает содержание работы, которую выполняет служащий, устанавливает его правовой статус.

Система должностей строится по иерархическому принципу, в ее основу положено 7 категорий должностей служащих. Основными критериями классификации должностей госслужащих является организационно-правовой уровень органа, который принимает их на работу, объем и характер компетенции на конкретной должности, роль и место должности в структуре государственного органа.

В соответствии с нормами Закона «О государственной службе» указанным категориям должностей государственных служащих присваивается 15 рангов.

Ранг служащему присваивается в соответствии с его должностью, уровнем профессиональной квалификации и результатом работы.

На государственных служащих налагаются предусмотренные действующим законодательством обязанности и права. Более конкретно они устанавливаются на основе типовых квалификационных характеристик и отображаются в должностных положениях и инструкциях, которые утверждаются руководителями соответствующих государственных органов в пределах закона и их компетенции.

Административное правонарушение (проступок) - противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на государственный или общественный порядок, государственную или коллективную собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность.

Административный проступок как вид правонарушения отличается от преступления по степени общественной опасности деяния.

Его следует отличать и от такого правонарушения, как дисциплинарный проступок, который связан с трудовой или служебной дисциплиной работников, за который законодательством предусмотрена ответственность в дисциплинарном порядке.

Юридическими признаками административного проступка являются:

а) противоправность, выражающаяся в запрещении административным законодательством предусмотренных законом деяний;

б) виновность, т.е. совершение противоправного деяния умышленно или неосторожно;

в) общественная вредность - выражается в посягательстве (причинении вреда, либо создании угрозы его причинения) на общественные отношения, охраняемые обязательными правилами, содержащими соответствующие запреты;

г) административная ответственность - применение за совершенное административное правонарушение установленных законодательством мер ответственности, т.е. соответствующих административных взысканий.

Административной ответственности подлежат граждане и должностные лица.

Граждане отвечают за совершенные ими административные правонарушения по достижении 16 лет. К лицам от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры воздействия, предусмотренные ст. 241 КоАП Украины.

Под составом административного проступка понимается установленная правом совокупность признаков, при наличии которых антиобщественное деяние считается административным правонарушением.

Состав административного проступка включает:

1) Объект - общественные отношения, охраняемые административным правом;

2) Субъект - лицо, достигшее 16-летнего возраста, вменяемое;

3) Объективную сторону - совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих внешние проявления проступка - место, время, способ и обстановку, характеризующую проступок, и само действие либо бездействие;

4) Субъективную сторону - совокупность признаков, характеризующих психическое отношение лица к содеянному (вина, цель, мотивы совершения проступка).

Реальное деяние только тогда считается проступком, когда оно содержит все без исключения элементы, названные законом, т.к. отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом.

Основные виды административных правонарушений изложены в КоАП Украины.

В отдельную группу выделены административные правонарушения, посягающие на права граждан и здоровье населения (глава 5 раздела II КоАП Украины). В последнее время усилена административная ответственность за нарушения избирательных прав граждан (ст. ст. 1862, 1864).

Заметно возросли значение и роль административных санкций, предусмотренных за правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры (гл.7 разд. II КоАП Украины).

Значительное количество административных правонарушений совершается в области промышленности, строительства и в области использования электрической и тепловой энергии. Для борьбы с этими негативными деяниями предусмотрены нормы административного законодательства, закрепленные в гл. 8 разд. II КоАП Украины.

Нередко административные правонарушения совершаются в сельском хозяйстве, также являются распространенными нарушения ветеринарно-санитарных правил (гл. 9 разд. II КоАП Украины).

Административные правонарушения на транспорте могут иметь довольно серьезные, а в ряде случаев и катастрофические последствия. Для того, чтобы эффективно бороться с административными проступками в этой области, законодатель установил административную ответственность за правонарушения на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи (гл. 10 разд. II КоАП Украины).

Для городских поселений довольно актуальны вопросы нормальной деятельности жилищно-коммунального хозяйства, включающие водо- и газообеспечение, электроснабжение и другие необходимые услуги. Глава 11 разд. II КоАП Украины включает в себя ответственность за административные правонарушения в области жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства.

Каждый гражданин является покупателем, и в этом качестве вступает в определенные правоотношения с торговлей, которая работает в соответствии с установленными правилами, нарушение которых, а также нарушение иных административно-правовых норм влекут административную ответственность. Перечень правонарушений в этой области довольно широк и включает такие деяния, ответственность за совершение которых предусмотрена гл. 12 разд. II КоАП Украины “Административные правонарушения в области торговли, финансов и кустарно-ремесленных промыслов”.

В особую группу выделены административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность (гл. 14 разд. II КоАП Украины), в области стандартизации, качества продукции и метрологии (гл. 13 разд. II КоАП Украины), посягающие на собственность (гл. 6 разд. II КоАП Украины).

Объектом административных проступков может быть установленный порядок управления (гл. 15 разд. II КоАП).

Поскольку административное право носит комплексный характер, административная ответственность предусмотрена нормами других отраслей права: финансового, земельного, экологического и др. К сожалению, сегодня отсутствует кодифицированный перечень всех административных правонарушений, что создает определенные трудности в правоприменительной деятельности. Это обстоятельство было учтено при постановке вопроса о разработке нового Кодекса об административных правонарушениях.

Административная ответственность - вид юридической ответственности, выражающийся в применении полномочными органами и должностными лицами конкретных административных взысканий к лицам, совершившим административные правонарушения (проступки).

К административной ответственности виновные привлекаются на основании законодательства, действующего во время и по месту совершения правонарушения. Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения (неисполнения или не надлежащего исполнения) норм административного права.

Для административной ответственности характерно то, что между органом (должностным лицом), налагающим административное взыскание, и лицом, совершившим административное правонарушение, отсутствуют отношения подчиненности по службе или работе.

Основными чертами, характеризующими административную ответственность, являются:

1) административная ответственность устанавливается как законом, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях, т.е. она имеет собственную нормативно-правовую основу;

2) основанием административной ответственности является административное правонарушение;

3) субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования;

4) за административные проступки предусмотрены административные взыскания;

5) административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц: исполнительной власти, местного самоуправления, их должностными лицами, судами (судьями) и др.;

6) административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц - правонарушителей;

7) применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

8) меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.

За совершенное административное правонарушение законом предусмотрена ответственность в виде административного взыскания, налагаемого компетентными органами.

В КоАП Украины закреплены следующие виды административных взысканий:

- предупреждение - официально осуждение правонарушителя, оформленное письменно или зафиксированное другим образом;

- штраф - взыскание с нарушителя определенной денежной суммы в доход государства;

- возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения - состоит в его принудительном изъятии и последующей реализации с передачей вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета;

- конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения - принудительное, безвозмездное обращение этого предмета в доход государства;

- лишение специального права, предоставленного данному гражданину (управление транспортным средством, право охоты);

- исправительные работы сроком до 2-х месяцев с отбыванием их по месту постоянной работы правонарушителя и с удержанием до 20% его заработка в доход государства. Этот вид наказания применяется лишь в судебном порядке;

- административный арест до 15 суток с использованием на физических работах без их оплаты. Назначается лишь в судебном порядке. Не применяется: к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей до 12 лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп.

 

Система органов, которые рассматривают дела об административных проступках, определена Кодексом об административных правонарушениях. К ним относятся:

1) административные комиссии при исполнительных комитетах, районных, городских, районных в городах Советов, которые рассматривают все дела об административных правонарушениях, за исключением тех, которые относятся к компетенции других органов;

2) исполнительные комитеты сельских и поселковых Советов;

3) районные (городские) суды (судьи);

4) органы внутренних дел, органы государственных инспекций и другие уполномоченные органы, которые рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законодательством. Так, органы внутренних дел рассматривают дела о нарушении общественного порядка, приграничного режима и другие.

Таким образом, к коллегиальным органам, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, относятся: административные комиссии, исполкомы поселковых, сельских Советов и другие. К лицам, которые имеют право рассматривать эти дела единолично, относятся: судьи, начальники или заместители начальников отдела внутренних дел, госавтоинспектор, ревизоры поездов, начальники таможен, райвоенкомы, главные санитарные врачи, правовые инспекторы труда и другие.

Основанием для производства по делу является протокол об административном правонарушении, который составляется уполномоченным должностным лицом. Протокол не составляется в том случае, когда, например, взимается штраф на месте и правонарушитель этому не возражает (за безбилетный проезд, нарушение правил дорожного движения и др.).

Для надлежащего обеспечения производства в делах об административных правонарушениях в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры, целью которых является прекращение административного проступка, установление лица, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела. К таким мерам относят: административное задержание лица; личный осмотр; осмотр вещей и изъятие вещей и документов.

Административное задержание одновременно является и мерой прекращения правонарушения, оно оформляется составлением соответствующего протокола. По просьбе лица о его местонахождении оповещаются родственники, администрация по месту работы или учебы. Сообщение о задержании несовершеннолетнего его родителям или лицам, их заменяющим, является обязательным. Для административного задержания предусмотрены соответствующие сроки. Обычно они не должны превышать 3-х часов. В отдельных случаях лица, которые нарушили приграничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу, могут быть задержаны для установления личности и установления обстоятельств правонарушения до 3-х суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение 24 часов с момента задержания или на срок до 10 суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, устанавливающих их личность. За мелкое хулиганство, злостное неповиновение законному требованию или распоряжению работника милиции, военнослужащего и прочее, публичные призывы к неисполнению требований работника милиции, правонарушитель может быть задержан до рассмотрения дела судом или руководителем органа внутренних дел. Кроме того, могут быть задержаны до начала рассмотрения дела судьей лица, которые нарушили порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных походов и демонстраций или проявили неуважение к суду, или торговали с рук в не установленных местах.

Административное задержание имеют право осуществлять работники органов внутренних дел, пограничники, должностные лица военизированной охраны и военные автоинспекции.

Личный осмотр может проводиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны, гражданской авиации, таможенных учреждений и пограничных войск, природоохранных органов в присутствии двух понятых. Все участники осмотра должны быть того же пола, что и задержанный.

Осмотр вещей может проводиться уполномоченными на то должностными лицами органов внутренних дел, военизированной охраны гражданской авиации, таможенных учреждений, приграничных войск, природоохранных органов, органов лесоохраны, рыбоохраны, органов, осуществляющих надзор за соблюдением правил охоты. О личном осмотре, осмотре вещей составляется протокол или об этом делается соответствующая запись в протоколе об админнарушении или задержании.

Изъятие вещей и документов, которые являются средством или непосредственным объектом правонарушения, осуществляется должностными лицами органов, которые проводят задержание или осмотр. Изъятые вещи и документы сохраняются до рассмотрения дела. В зависимости от результатов его рассмотрения, возможны такие решения: изъятые вещи и документы конфискуются, возвращаются владельцу или уничтожаются, в случае возмездного изъятия вещей реализуются.

По общим правилам административное взыскание может быть наложено не позднее 2-х месяцев со дня совершения правонарушения.

Протокол направляется уполномоченному органу (должностному лицу), который рассматривает дело об админнарушении. Дела, как правило, рассматриваются по месту совершения правонарушения с участием нарушителя.

Срок разрешения дела устанавливает законодательство.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.

Постановление по делу оглашается сразу после окончания рассмотрения последнего. Его копия в течение 3-х дней выдается или высылается лицу, в отношении которого вынесено постановление.

Постановление по делу об админнарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно было вынесено, а также потерпевшим.

Жалоба подается в течение 10-ти дней со дня вынесения постановления по административному делу.

Постановление по делу об админнарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором.

Установлен следующий порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания: штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15-ти дней со дня вручения постановления о его назначении. Постановление о возмездном изъятии предмета, о конфискации, о лишении специальных прав, об исправительных работах, исполняются уполномоченными на это органами в порядке, установленном законодательством. Постановление об административном аресте исполняется органами внутренних дел.


 

Лекция 6.Трудовое право

План

1. Понятие трудового права и его предмет.

2. Источники трудового права.

3. Конституция Украины и трудовые права граждан.

4. Характеристика трудового правоотношения.

5. Социальное партнерство и его правовые формы.

6. Понятие соглашений и коллективных договоров, их содержание.

7. Порядок заключения коллективного договора.

8. Ответственность за нарушение коллективного договора.

9. Понятие трудового договора. Условия его заключения.

10. Характеристика трудового контракта.

11. Порядок приема на работу.

12. Переводы на другую работу, их виды.

13. Основания прекращения трудового договора.

14. Увольнение по инициативе работника.

15. Порядок увольнения с работы по инициативе собственника предприятия.

16. Порядок увольнения с работы по инициативе собственника предприятия с согласия профсоюзного комитета.

17. Прекращение трудового договора по инициативе третьих лиц.

18. Понятие и нормативы рабочего времени.

19. Ненормированный рабочий день, сверхурочная работа.

20. Понятие и виды времени отдыха.

21. Права работника на оплату труда.

22. Понятие дисциплины труда. Правила внутреннего трудового распорядка.

23. Поощрения за успехи в работе.

24. Охрана труда женщин и молодежи.

25. Надзор и контроль за охраной труда.

26. Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС.

27. Пенсионное обеспечение.

 

Трудовое право является самостоятельной отраслью права, которая отличается от других отраслей права своим специфическим предметом и методом правового регулирования. Оно регулирует труд, без которого общество не может существовать.

Однако трудовое право регулирует не все отношения, связанные с трудом, а только определенный их круг.

1. Общественные трудовые отношения, возникающие в связи с применением труда граждан.

Трудовым отношением является отношение работника с работодателем по использованию его способности к труду. Трудовое право регулирует порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений работников, рабочее время и время отдыха, вопросы нормирования и оплаты труда, основы внутреннего трудового распорядка предприятий, учреждений и организаций, поощрения и дисциплинарную ответственность работников и т.п. Эти трудовые отношения составляют основную, однако, не единственную группу отношений, которые регулируются трудовым правом.

2. Трудовое право регулирует и другие отношения, которые непосредственно связаны с трудом, с общественными трудовыми отношениями и являются производными от них. К ним относятся:

а) отношения по трудоустройству, которые предшествуют трудовым отношениям (они регулируются Законом Украины «О занятости населения»);

б) коллективные правовые отношения, которые вытекают из трудовых отношений; трудовое право регулирует порядок заключения, содержание коллективных договоров и соглашений, которые заключаются в целях регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений и согласования интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов; регулирует также ответственность за нарушение этих договоров и соглашений;

в) отношения по материальной ответственности участников трудового отношения за причиненный ущерб;

г) отношения по разрешению трудовых споров(индивидуальных и коллективных);

д) отношения по надзору и контролю за охраной труда и за соблюдением трудового законодательства.

Ранее в предмет трудового права также входили:

1) отношения социального страхования, вытекающие из трудовых правоотношений, т.е. вопросы материального обеспечения в случае временной нетрудоспособности работников;

2) пенсионные отношения, которые приходят на смену трудовым отношениям.Однако в настоящее время эти отношения являются предметом самостоятельных отраслей права.

С учетом изложенного, предметом трудового права является комплекс общественных отношений по труду, главными из которых являются трудовые отношения работников и работодателей.

Для выделения отрасли права в самостоятельную отрасль важное значение имеет метод правового регулирования, т.е. способ воздействия на общественные отношения. В трудовом праве применяются следующие методы правового регулирования труда:

1) разрешение (например, сторонам разрешается по своему усмотрению устанавливать срок трудового договора, предусматривать неполную продолжительность рабочего времени и т.п.);

2) императивный метод:

а) приказ; он содержит в себе предписания, которые являются обязательными для обеих сторон трудовых правоотношений (например, вопросы охраны труда, в т.ч. женщин и несовершеннолетних, ограничение сверхурочных работ и т.п.);

б) запрещение (запрещение применения труда несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах; запрет привлекать несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и т.п.).

3) рекомендация; законодательные акты содержат рекомендации сторонам самим урегулировать определенные отношения, однако эти рекомендации не являются обязательными для них.

Кроме того, методы правового регулирования подразделяются на:

1) государственно-нормативный (регулирование отношений государственными нормативными актами);

2) коллективно-договорный (локальный), т.е. регулирование отношений по соглашению сторон. Такое регулирование может осуществляться коллективным договором, заключаемым между собственником (или уполномоченным им органом) и профсоюзным или другим органом, уполномоченным на это трудовым коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями о премировании и т.п.

Субъектами трудового права (т.е. участниками общественных отношений, регулируемых трудовым правом) являются: граждане (работники), собственники или уполномоченные ими органы, предприятия, учреждения и организации (работодатели), трудовые коллективы, профсоюзные органы, а также государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде.

Трудовое право имеет определенную систему, структуру, т.е. его нормы объединяются в определенные группы:

1) общая часть трудового права; к ней относятся нормы, которые являются общими для всех трудовых отношений и определяют принципы правового регулирования, источники, субъекты трудового права, правовое положение профсоюзов и трудовых коллективов, порядок подготовки и заключения коллективного договора и т.п.;

2) особенная частьвключает нормы, регулирующие определенные вопросы, входящие в предмет трудового права: порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений, оплату труда, рабочее время и время отдыха, внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность работников, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров и т.п.

Источники права - это конкретные формы правовых предписаний, способ выражения норм права.

К источникам трудового права относятся различные нормативно-правовые акты.

1. Конституция Украины. Она имеет наивысшую юридическую силу, поэтому другие законы и нормативные акты не должны противоречить ей.

2. Другие законы Украины, Постановления Верховной Рады Украины (например, Кодекс законов о труде, Законы «О занятости населения», «О коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «Об охране труда», «Об отпусках» и др.).

3. Конституция Украины провозгласила, что человек, его жизнь, здоровье и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а права человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства. Утверждение и обеспечение прав человека является главной обязанностью государства (ст. 3).

Конституция Украины закрепляет принцип равенства трудовых прав граждан независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или иным признакам. В Конституции закреплено равенство прав женщин и мужчин, которое, в частности, обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовки, в труде и вознаграждении за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных льгот беременным женщинам и матерям (ст. 24).

Конституция (ст.ст.36, 42-46) закрепляет следующие основные трудовые права и свободы граждан:

1) право на труд и свобода труда - это означает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который гражданин свободно избирает или на который свободно соглашается; в то же время запрещено использование принудительного труда;

2) право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом;

3) право на заработную плату не ниже той, которая определена законом, и право на своевременное получение вознаграждения за труд;

4) право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда;

5) право на отдых;

6) право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов;

7) право на социальную защиту, включающее право на обеспечение граждан в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в иных случаях, предусмотренных законом;

8) право граждан на объединение в профессиональные союзы и участие в них с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и интересов; профсоюзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов.

Эти конституционные положения находят свое дальнейшее развитие и конкретизацию в нормах трудового права.

Конституция не только закрепила указанные права граждан, но и установила порядок их защиты, в том числе судебный (ст. 55).

В Конституции определено, что права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод, основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения, основы регулирования труда и занятости определяются исключительно законами Украины. А Кабинет Министров Украины принимает меры по обеспечению этих прав и свобод, обеспечивает проведение политики в сферах труда и занятости населения, социальной защиты и т.п.

Содержание отношений, возникающих из наемного труда, определяют сами участники этих отношений. Однако это содержание регулируется и направляется правовыми нормами, которые придают отношениям правовую форму. Фактические общественные отношения, уре







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.