Здавалка
Главная | Обратная связь

Граждане как субъекты гражданского права.



7. Понятие и общая характеристика юридического лица. Виды юридических лиц.

8. Государство как субъект гражданского права.

9. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки и принципы.

10. Условия осуществления предпринимательской деятельности.

11. Понятие и содержание права собственности.

12. Право частной собственности.

13. Право коллективной собственности.

14. Право государственной и коммунальной собственности.

15. Защита права собственности.

16. Общие положения о предприятиях.

17. Имущественные права предприятий.

18. Управление предприятием.

19. Хозяйственная, экономическая и социальная деятельность предприятия.

20. Общая характеристика хозяйственных обществ.

21. Акционерные общества.

22. Общество с ограниченной ответственностью.

 

Гражданское право представляет собой отрасль права, предметом которого являются имущественные и личные неимущественные отношения в обществе. Имущественные отношения представляют собой общественные отношения производственного, экономического характера. Эти отношения связаны с владением, пользованием и распоряжением имуществом, а также переходом имущества от одного лица к другому.

Гражданское право регулирует также личные неимущественные отношения, связанные с имущественными отношениями, и отношения в сфере интеллектуальной собственности (авторское, патентное право, право на открытие.) Кроме этих отношений, гражданское право регулирует также личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными: право на честь, достоинство и деловую репутацию граждан и организаций.

В основе метода гражданско-правового регулирования лежит юридическое равенство участников гражданско-правовых отношений.

Таким образом, гражданское право - это отрасль права, которая регулирует на началах юридического равенства имущественные и личные неимущественные отношения, связанные и не связанные с имущественными.

Система гражданского права представляет собой единство и разграничение взаимосвязанных гражданско-правовых институтов. Институтом права является обособленная совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. Система гражданского права предполагает объединение гражданско-правовых норм в отдельные институты и разделение последних на общую и особенную части.

Общую часть составляют нормы, определяющие задачи гражданского законодательства; круг регулируемых им отношений; основания возникновения гражданских прав и обязанностей; способы защиты прав; правовое положение субъектов гражданского права; нормы, относящиеся к сделкам, представительству и др.

Особенная часть охватывает гражданско-правовые институты, нормы которых регулируют отдельные группы отношений, например, право собственности, обязательственное право, наследственное право и др.

Нормы права собственности регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, а также обеспечивают равные условия защиты всех форм собственности (частной, коллективной, государственной).

Нормы обязательственного права регулируют общественные отношения по поводу передачи имущества, уплаты денег, выполнения работ, оказания услуг и т.п., представляя одной стороне этих отношений право требовать от другой совершения определенного действия или воздержания от действия.

Нормы наследственного права регулируют общественные отношения в связи с переходом имущества наследодателя к наследнику.

Источниками гражданского права являются нормативные акты, в которых юридически закреплены гражданско-правовые нормы. Совокупность этих актов представляет собой гражданское законодательство. Конституция Украины является основным законом государства, обладает высшей юридической силой, закрепляет права, свободы, обязанности граждан, право собственности и другие имущественные права.

Гражданский кодекс Украины - систематизированный законодательный акт, регулирующий имущественные и личные неимущественные отношения, связанные и не связанные с имущественными.

К источникам гражданского права следует отнести и конкретные законы - о предприятиях, о предпринимательстве, о собственности, о хозяйственных обществах и др., нормы которых регулируют соответствующие гражданско-правовые отношения.

В качестве источников гражданского права могут выступать подзаконные нормативные акты: постановления Верховной Рады, указы Президента, постановления Кабинета Министров, акты местных государственных администраций, решения органов регионального и местного самоуправления, локальные нормативные акты (приказы, положения, инструкции).

Гражданское правоотношение представляет собой юридическую связь между участниками урегулированного гражданским правом отношения.

Гражданское правоотношение состоит из субъектов, объектов и содержания.

Субъектами гражданских правоотношений могут быть как физические, так и юридические лица (граждане, предприятия, учреждения, организации). В ряде случаев в качестве субъекта этих правоотношений может выступать и государство.

Объектом гражданского правоотношения признается то благо, на которое направлены субъективное право и соответствующая ему обязанность с целью удовлетворения интереса конкретного лица.

Гражданские правоотношения могут иметь объектами: вещи; действия, например, воздействие на какую-либо вещь (перемещение грузов по договору перевозки); результаты духовного и интеллектуального творчества (произведения литературы, науки и искусства, изобретения, рационализаторские предложения, научные открытия); личные неимущественные блага (имя, честь, достоинство, тайна переписки и т.д.).

Содержание гражданского правоотношения представляет собой субъективные права и обязанности участников данного правоотношения.

Субъективное гражданское право - предоставленная субъекту законом возможность определенного поведения, а также возможность требовать соответствующего поведения от другого лица. Субъективное право неразрывно связано с соответствующей ему обязанностью. Так, для осуществления гражданином права частной собственности на жилой дом необходимо, чтобы другие лица были обязаны не препятствовать собственнику владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом.

Гражданские правоотношения не возникают, не изменяются и не прекращаются сами по себе. Им должны предшествовать определенные юридические факты.

Юридическими фактами называются конкретные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий (например, с фактом рождения человека связывается возникновение у него правоспособности; по достижению 18 лет, а также с момента вступления в брак гражданин приобретает полную дееспособность). Юридические факты подразделяются на: действия и события. Именно они являются основанием возникновения соответствующих гражданских прав и обязанностей (ст. 4 ГК).

Юридические действия, являющиеся актами поведения лиц, могут быть правомерными или неправомерными. Правомерные действия соответствуют нормам права, направлены на установление, изменение, прекращение прав и обязанностей. Юридический поступок - правомерное действие субъекта, которое совершается без намерения вызвать правовые последствия (создание литературы, искусства). Неправомерные (противоправные) - противоречат нормам права и интересам общества.

Юридические события - обстоятельства, возникающие независимо от воли людей (стихийные бедствия - наводнение, землетрясение).

Сделки - правомерные действия физических или юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Через сделки проявляется волеизъявление одной, двух или нескольких сторон, что позволяет их разграничивать на односторонние (завещание), двухсторонние (договор) и многосторонние (продажа домостроения с публичных торгов).

Сделки могут совершаться устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Устную форму имеют сделки при самом их совершении (например, договор розничной купли-продажи), сделки между гражданами на сумму до 1ОО грн. и др. В письменной форме должны совершаться сделки государственных и других общественных организаций между собой и с гражданами; сделки граждан между собой на сумму свыше 1ОО грн.; другие сделки граждан между собой, в отношении которых закон требует соблюдения письменной формы (ст. 44 ГК). В предусмотренных законом случаях обязательно требуется нотариальное удостоверение сделок. Так, договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально удостоверен (ст. 227 ГК). Подлежит также нотариальному удостоверению и договор дарения на сумму свыше 500 грн., а при дарении валютных ценностей - на сумму свыше 50 грн. (ст. 244 ГК).

Недействительными признаются сделки:

1) не соответствующие требованиям закона (ст. 48 ГК);

2) совершенные с целью, противной интересам государства и общества (ст. 49 ГК);

3) сделки юридического лица, противоречащие его целям (ст. 50 ГК);

4) совершенные несовершеннолетним, не достигшим пятнадцати лет (ст. 51 ГК) и в возрасте от 15-ти до 18 лет (ст. 53 ГК);

5) совершенные гражданином, признанным недееспособным (ст. 52) или ограниченным в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (ст. 54);

6) совершенные лицом, не способным понимать значение своих действий (ст. 55);

7) совершенные вследствие заблуждения (ст. 56), обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой или в результате стечения тяжелых обстоятельств (ст. 57);

8) совершенные без намерения создать юридические последствия (видимость раздела имущества);

9) совершенные с целью прикрытия другой сделки (притворные).

Последствия признания сделки недействительной:

1) возращение сторонами друг другу всего полученного по сделке, (при невозможности возвратить полученное в натуре - должны возместить его стоимость в деньгах, т.е. допускается двухсторонняя реституция - восстановление сторон в первоначальное положение;

2) возвращение имущества только одной стороне (потерпевшей), а виновная сторона утрачивает право на получение имущества обратно, оно взыскивается в доход государства - односторонняя реституция (например, в случае признания недействительности сделки, совершенной вследствие обмана, насилия, угрозы);

3) полученное по сделке с обеих сторон взыскивается в доход государства - реституция не допускается (например, сделка совершена с целью, противной интересам государства и общества).

 

Вступая в гражданско-правовые отношения, стороны должны не только выполнять свои обязанности, но и иметь возможность защищать свои права. Нормы гражданского права определяют сроки, в течение которых можно защитить нарушенное право, обратившись в суд, арбитражный или третейский суд с иском. Срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, называется исковой давностью (ст. 71 ГК). На ряд требований сроки исковой давности не распространяются, например, требования государственных организаций о возврате государственного имущества из незаконного владения, требования вкладчиков о выдаче вкладов, внесенных в Сбербанк.

Гражданское законодательство устанавливает два вида сроков исковой давности: общие и сокращенные.

Общие сроки исковой давности как для физических, так и для юридических лиц составляют З года.

Для отдельных видов требований устанавливаются сокращенные сроки исковой давности - 6 месяцев. Такой срок действует для исков: о взыскании неустойки (штрафа, пени); о недостатках проданных вещей (ст. 237 ГК); вытекающих из поставки некачественной и не комплектной продукции (ст. 249 ГК); о недостатках выполненной работы (ст. 343, ст. 350 ГК). Сокращенный срок исковой давности в один год устанавливается в отношении требований об опровержении порочащих честь, достоинство либо деловую репутацию сведений, не соответствующих действительности (ст. 7 ГК). Для исков по перевозкам установлен срок в два месяца (ст. 366 ГК).

Течение срока исковой давности начинается со дня возникновения права на иск, т.е. со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (ст. 76 ГК).

Сроки исковой давности могут приостанавливаться, прерываться и восстанавливаться. Приостановление сроков исковой давности возможно по следующим обстоятельствам:

1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие (непреодолимая сила - стихийное бедствие, военные действия и т.п.);

2) если законодательством установлена отсрочка исполнения обязательств (мораторий);

3) если истец или ответчик находятся в составе Вооруженных Сил Украины, переведенных на военное положение (ст. 78 ГК).

Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке или признанием долга.

После перерыва течение срока исковой давности начинается снова, а время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок. Однако предъявление иска, оставленного без рассмотрения, не прерывает течение срока исковой давности. Восстановление исковой давности возможно в том случае, если суд признает уважительной причину пропуска срока, и в этом случае нарушенное право подлежит защите.

Граждане являются одним из субъектов гражданского права. Они вступают в гражданско-правовые отношения между собой, с организациями, а в ряде случаев и с государством. Основными характеристиками гражданина является его правоспособность и дееспособность.

Под правоспособностью понимается способность иметь гражданские права и обязанности, которая признается в равной мере за всеми гражданами Украины (ст. 9 ГК). Правоспособность у гражданина возникает с момента рождения и прекращается со смертью. Его правоспособность не может зависеть от пола, этнического и социального происхождения, места жительства, языкового признака и т.д. Закон, как правило, не допускает ограничения правоспособности гражданина. Однако в исключительных случаях допускается ограничение правоспособности по решению суда как санкция за противоправное, общественно-опасное поведение. Так, суд может в качестве дополнительного наказания установить ограничение для занятия определенной должности.

Под дееспособностью понимается способность своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности (ст. 11 ГК). С учетом объема можно выделить три разновидности дееспособности: полная, частичная (неполная), ограниченная.

Полная дееспособность наступает с достижением совершеннолетия, т.е. с 18 лет либо с момента заключения брака.

Закон дает право признать гражданина недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, если он не может понимать значение своих действий или руководить ими. Недееспособным гражданина может признать только суд (ст. 16 ГК).

Частичная дееспособность характеризуется тем, что гражданин вправе приобретать и осуществлять своими действиями не любые, а лишь прямо указанные в законе, права и обязанности.

Можно выделить частичную дееспособность несовершеннолетних в возрасте до 15 лет и частичную дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 15 до 18 лет.

За несовершеннолетних, не достигших 15 лет, сделки совершают от их имени родители (усыновители) или опекун. Сами несовершеннолетние до 15 лет вправе совершать только мелкие бытовые сделки (ст. 14 ГК).

С 15 до 18 лет несовершеннолетние вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своей заработной платой, стипендией, осуществлять авторские права на свои изобретения и другие объекты интеллектуальной собственности. Другие сделки они вправе совершать самостоятельно, но с обязательного согласия родителей (усыновителей) или попечителей.

Ограниченно дееспособными являются граждане, признанные таковыми решением суда вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами, если они ставят себя и свою семью в тяжелое материальное положение (ст. 15 ГК).

Ограниченно дееспособный гражданин вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки, другие сделки они могут заключать только с согласия попечителя.

Для выяснения правового положения граждан как субъектов гражданско-правовых отношений важным является вопрос о их местожительстве. Это связано, например, с тем, что наследство открывается по последнему месту жительства наследодателя. Существенное значение имеет место жительства должника и кредитора при определении места исполнения обязательств, при решении вопросов о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим. Местом жительства, согласно ст. 17 ГК, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Что касается несовершеннолетних, не достигших 15 лет, или граждан, находящихся под опекой, то местом их жительства признается местожительство их родителей (усыновителей), опекунов.

Предприятия, учреждения, организации являются субъектами гражданского права, т.е. они могут приобретать права и обязанности как имущественные, так и неимущественные. Они становятся субъектами гражданского права, только если являются юридическими лицами. Юридическими лицами они становятся с момента их создания и регистрации в установленном законом порядке.

Для того, чтобы предприятие, учреждение, организация были юридическими лицами, они должны обладать определенными признаками:

1) организационного единства;

2) обладать обособленным имуществом;

3) выступать в гражданском обороте от своего собственного имени;

4) самостоятельно нести имущественную ответственность.

Только наличие этих четырех признаков в совокупности дает право юридическому лицу быть субъектом гражданских прав.

Под организационным единством понимается наличие закрепленных в локальном нормативном акте целей создания данного юридического лица, установленный порядок связей между частями (структурными подразделениями) или членами организации, определение их функций и компетенций.

Организационное единство закрепляется в локальном нормативном акте данного юридического лица. Для предприятий - это Устав, для общественных организаций - Положение.

Обособленное имущество является необходимой предпосылкой участия юридического лица в гражданском обороте. Имущественная обособленность проявляется в том, что имущество данного юридического лица отделено от имущества его учредителей, других юридических лиц. Имущественная обособленность отражается в балансе данного юридического лица (основные средства, денежные суммы, другие оборотные средства). Это дает возможность юридическому лицу выступать участником гражданского оборота, приобретать права и обязанности.

Самостоятельная имущественная ответственность непосредственно связана с теми имущественными правами и обязанностями, которые юридическое лицо приобретает для себя, самостоятельно участвуя в гражданском обороте.

Самостоятельная имущественная ответственность заключается в том, что по принятым на себя обязательствам предприятие, учреждение, организация отвечают закрепленным за ними собственным имуществом. Эта ответственность не может быть возложена на других субъектов, кроме случаев, установленных законом.

Так, Законом Украины «О собственности» установлено, что юридическое лицо по своим долгам отвечает всем своим имуществом. Учредители не отвечают по долгам учрежденного им предприятия, а предприятие не отвечает по долгам учредителей, кроме случаев, установленных законом.

Юридические лица приобретают для себя права и обязанности непосредственно через своих должностных лиц. Структурные подразделения не могут от своего имени приобретать права и обязанности, и поэтому быть истцами и ответчиками в суде (например, отдел, цех, филиал заключают договоры не от своего имени, т.к. они его не имеют, а от имени юридического лица, в состав которого они входят, если такое право им предоставлено).

Юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью. В отличие от граждан, право - и дееспособность у юридических лиц возникает с момента их государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Другим отличительным признаком является, так называемая, специальная правоспособность юридического лица, т.е. оно вправе заключать только те сделки (приобретать те права и обязанности), которые предусмотрены его локальным нормативным актом - Уставом или Положением.

Деятельность юридических лиц прекращается путем их ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование).

Среди предприятий, учреждений, организаций, выступающих в гражданском обороте в качестве юридических лиц, в зависимости от форм собственности, на базе которой они созданы, различают:

- частное предприятие, основанное на собственности физического лица;

- коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива предприятия;

- хозяйственное общество;

- предприятие, основанное на собственности объединения граждан;

- коммунальное предприятие, основанное на собственности соответствующей территориальной громады;

- государственное предприятие, основанное на государственной собственности, в т. ч. казенное предприятие.

 

Третьим видом субъектов гражданского права является государство.

Государство - это особый субъект гражданского права. Как носитель политической власти, государство не является юридическим лицом, оно само определяет порядок и пределы осуществления принадлежащих ему гражданских прав и обязанностей.

Государство реализует свою правосубъектность через систему государственных органов. От имени государства в гражданских правоотношениях участвуют органы управления государственным имуществом, финансовые и другие специальные, уполномоченные государством органы.

Государство является субъектом государственной собственности. Большую часть своего имущества оно закрепляет за государственными предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, а также за государственными учреждениями, организациями на праве оперативного управления.

Государственные предприятия и учреждения действуют в гражданском обороте как самостоятельные субъекты от своего имени, а нет от имени государства.

Государство, являющееся непосредственным субъектом государственного имущества, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Государство как субъект имущественных правоотношений, выступает через Министерство финансов (при выпуске государственных займов, переходе к государству бесхозного, конфискованного имущества и др.). Оно является субъектом патентного права при выдаче патентов и других охранных документов.

 

Правовую основу предпринимательства составляют законодательные и другие нормативно-правовые акты, нормы гражданского, финансового, административного, трудового и других отраслей права. Центральное место в этой системе занимают законы о собственности, о предпринимательстве, о предприятиях, о банках и банковской деятельности, об инвестициях, о банкротстве, об антимонопольном законодательстве, о налогообложении и др.

Государство осуществляет поддержку предпринимательства следующим образом:

1) путем создания субъектам предпринимательства условий для эффективной внешнеэкономической деятельности;

2) информационным обеспечением субъектов бизнеса;

3) путем оказания помощи в материальном обеспечении и сбыте продукции предпринимателей;

4) путем подготовки кадров для сферы предпринимательства и др.

Предпринимательство выполняет важную общественную функцию и государство должно содействовать его развитию.

Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность за исключением установления налогов, процентов по государственным кредитам, правил ценообразования, валютных курсов, экономических санкций. Если государственный или иной орган издает акт, нарушающий права предпринимателей и противоречащий законодательству, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным.

Предпринимательство стало темой анализа и дискуссий в XVIII столетии и начало привлекать интерес экономистов XIX столетия, тогда в мире стали употребляться такие слова как «предпринимательство», «свободное предпринимательство», «капитализм». Ученые стали признавать, что предприниматели выступают проводниками прогрессивных изменений.

Переход к рыночным отношениям требует новой правовой основы хозяйственной деятельности. В ряде законов, регулирующих рыночные отношения, появились такие термины как «предпринимательство», «предпринимательская деятельность». Конституция Украины впервые закрепила за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст.42 Конституции). Однако деятельность по изготовлению и реализации наркотических средств, оружия и взрывчатых веществ, а также по изготовлению ценных бумаг и денежных знаков осуществляется только государственными предприятиями (ст.4 Закона «О предпринимательстве»). Для осуществления некоторых других видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), которое выдается Кабинетом Министров Украины или иным уполномоченным органом. Закон Украины «О предпринимательстве» определяет также правовые, экономические и социальные основы предпринимательской деятельности. Некоторым лицам занятие предпринимательской деятельностью прямо запрещено законом (ст.2 Закона «О предпринимательстве»). К таким лицам относятся: военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым по решению суда запрещено заниматься какой-либо деятельностью, могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей по истечении срока запрета, определенного судом.

Предпринимательство представляет собой самостоятельную, инициативную, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг и занятием торговлей с целью получения прибыли. Такое содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность отличается признаками, которые позволяют понимать данную деятельность уже, чем хозяйственную. Основные признаки предпринимательской деятельности содержатся в законах «О предпринимательстве», «О предприятиях в Украине», «О хозяйственных обществах».

Выделяют следующие основные признаки предпринимательской деятельности:

1) инициативность и самостоятельность состоят в том, что предприниматели имеют право самостоятельно принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством права государственных органов по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью.

2) систематичность означает, что деятельность осуществляется непрерывно, регулярно.

3) деятельность на собственный риск означает, что предприниматель должен предвидеть неблагоприятные последствия (например, убытки и др.) и принимать меры по их устранению.

4) получение прибыли является одним из основных признаков. Деятельность не может считаться предпринимательской, если ее целью не является получение прибыли.

Кроме того, к признакам предпринимательской деятельности можно отнести также самостоятельную юридическую ответственность и творческий, инновационный, социально ответственный характер.

Законодательство Украины определяет следующие принципы предпринимательской деятельности:

1) свободный выбор видов деятельности, привлечение на добровольных началах к осуществлению предпринимательской деятельности имущества и средств юридических лиц и граждан;

2) самостоятельное формирование программы деятельности и выбор поставщиков и потребителей производимой продукции;

3) установление цен в соответствии с законодательством;

4) свободный наем работников;

5) привлечение и использование материально-технических, финансовых, трудовых, природных и других видов ресурсов, использование которых не запрещено или не ограничено законодательством;

6) свободное распоряжение прибылью, остающейся после внесения платежей, установленных законодательством;

7) самостоятельное осуществление предпринимателем - юридическим лицом внешнеэкономической деятельности.

Законом предусмотрены условия осуществления предпринимательской деятельности: государственная регистрация предпринимательства, право найма работников и социальные гарантии при использовании их труда; соблюдение законодательства о предпринимательстве; юридическая ответственность субъектов предпринимательской деятельности; право государства на прекращение предпринимательской деятельности.

Условиями осуществления предпринимательской деятельности являются установленные государством и закрепленные законодательством требования прохождения определенных процедур: государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства.

В законе «О предпринимательстве» в качестве необходимого условия осуществления предпринимательской деятельности названа государственная регистрация предпринимательства независимо от видов деятельности. Порядок регистрации регулируется «Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности».

Предпринимателями в Украине могут быть: граждане Украины, граждане других государств, не ограниченные законом в правоспособности и дееспособности, юридические лица независимо от форм собственности.

Для занятия предпринимательской деятельностью законом предоставляется выбор организационно-правовых форм. Предпринимательство может осуществляться частным лицом без образования юридического лица, а также путем создания различного вида предприятий (частных, коллективных и др.).

Государственная регистрация осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной городов Киева и Севастополя государственных администрациях по месту нахождения или месту проживания субъекта предпринимательской деятельности.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

1) учредительные документы, решение собственника или уполномоченного им органа об образовании юридического лица (кроме частного предпринимательства). Если собственников или уполномоченных им органов несколько, таким документом является учредительный договор, а также протокол учредительной конференции. Предоставляется также устав, если в соответствии с законодательством это необходимо для образования организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности;

2) регистрационная карта установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

3) документ, подтверждающий оплату за государственную регистрацию;

4) документ, подтверждающий внесение собственником взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности.

Исполком должен произвести регистрацию в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов и выдать свидетельство о государственной регистрации. Одновременно с этим, исполком представляет в налоговую администрацию и орган государственной статистики сведения о зарегистрированном субъекте предпринимательства.

Порядок присвоения органами государственной статистики органам государственной регистрации идентификационных кодов регулируется Госкомстатом совместно с Лицензионной палатой.

Свидетельство о государственной регистрации и копия документа, подтверждающего взятие предпринимателя на учет в органы государственной налоговой службы, являются основанием для открытия счета в банке в установленном законом порядке.

Новыми положениями, предусмотренными в постановлении Кабинета Министров Украины «О порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности» от 25.05.98г. №740, являются следующие: введение ускоренной (в течение 1дня) регистрации (перерегистрации) за более высокую плату, уменьшение платы за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, уплата регистрирующим органом пени в размере 20 % регистрационного сбора за каждый день задержки регистрации, положение о возможности административной ответственности должностных лиц регистрирующего органа за нарушения порядка регистрации.

Следующим условием осуществления предпринимательской деятельности является ее лицензирование. Это означает, что предпринимателю необходимо получить документ (лицензию), выдаваемый Кабинетом Министров Украины или уполномоченными ими органами исполнительной власти, дающий право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности. Перечень органов государственной исполнительной власти утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности» от 03.07.98г. №1020. С момента получения лицензии у предпринимателя возникает право осуществлять соответствующий вид деятельности, которое он может реализовать в течение срока действия лицензии.

Отдельные виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматься ими. В соответствии со ст.1 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей и других требуют получения торгового патента.

Институт права собственности занимает центральное место в гражданском праве. Его основные положения обуславливают содержание всех остальных разделов гражданского права (обязательственное право, наследственное право и др.).

Отношения собственности, будучи общественными, регулируются правом, в силу чего они становятся правовыми. Право собственности - это совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в результате реализации материальных благ гражданами, юридическими лицами и государством, которые наделяют субъектов права собственности равными правами и обязанностями по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право собственности принято рассматривать в двух смыслах: объективном и субъективном. В объективном смысле - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Указанные нормы содержатся в Конституции Украины, ГК Украины, в Законах Украины «О собственности», «О предприятиях в Украине», «О местном самоуправлении в Украине» и др. В субъективном смысле право собственности рассматривается через основные правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Собственнику свойственны три правомочия: право владения, право пользования, право распоряжения. Право владения представляет собой правомочие собственника, заключающееся в фактическом обладании имуществом (вещью). Это правомочие собственник может осуществлять не только лично, а и передавать право владения другим лицам (по договору), сохраняя при этом право собственности на имущество. Право пользования - это более емкое по сравнению с правом владения правомочие собственника. Оно заключается в том, что собственник имеет право извлекать из вещи полезные свойства, получать доходы и т.д. Пользование имуществом может осуществляться в различных, не противоречащих закону, формах и способах. При осуществлении этого полномочия нельзя причинять вред или какое-либо неудобство другим лицам. В правомочии пользования заложена возможность удовлетворения личных, бытовых, хозяйственных и других потребностей. Право распоряжения - это способность собственника решать правовую судьбу имущества (определять его правовой статус), изменять его по своему усмотрению, т.е. изменять или прекращать отношения собственности (продать, подарить, заложить, потребить и т.д.). Право распоряжения может осуществляться в разнообразных правовых формах при условии, что оно не должно противоречить закону. Это правомочие собственник может передать другим лицам. В совокупности все три правомочия составляют содержание права собственности.

Субъектами права собственности в соответствии с Законом Украины «О собственности» являются:

1) народ Украины;

2) граждане;

3) юридические лица;

4) государство;

5) совместные предприятия;

6) международные организации;

7) граждане других государств и лица без гражданства.

В Конституции Украины закреплены частная, государственная, коммунальная и другие формы собственности.

 

Римским юристам принадлежит приоритет в разработке основ права частной собственности. Впервые о частной собственности в Украине было сказано в «Декларации о государственном суверенитете Украины» в 1990 г., затем в законе «О собственности» и в 1996 г. в Конституции Украины - Основном законе. Кроме того, в ст. 41 Конституции Украины закреплено право коммунальной собственности. Право коммунальной собственности регулируется законом Украины «О местном самоуправлении».

Право частной собственности - это исключительное право физического лица владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Исключительным данное право является потому, что оно нераздельно, т.е. принадлежит только собственнику, который ни с кем его не делит.

Субъектами права частной собственности являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются равными правами и несут обязанности в отношении принадлежащего им на территории Украины имущества наравне с гражданами Украины. Объектами права частной собственности могут быть предприятия, жилые дома, квартиры, предметы личного пользования, садовые дома, предметы домашнего хозяйства, продуктивный и рабочий скот, насаждения на земельном участке, средства производства и т.д.

Право коллективной собственности возникает на основании:

1) добровольного объединения имущества граждан и юридических лиц для создания кооперативов, акционерных обществ, других хозяйственных обществ и объединений;

2) передачи государственного имущества;

3) преобразования государственных предприятий в акционерные и другие общества;

4) безвозмездной передачи имущества государственного предприятия в собственность трудового коллектива;

5) государственных субсидий;

6) пожертвований организаций и граждан;

7) иных гражданско-правовых соглашений.

Субъектами права коллективной собственности являются трудовые коллективы государственных предприятий, коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные объединения, профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, религиозные и иные организации, являющиеся юридическими лицами. Субъектами права коллективной собственности на землю являются коллективные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, садоводческие общества, сельскохозяйственные акционерные общества, в том числе созданные на базе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий (ст.20 закона «О собственности»).

Объекты права собственности коллектива арендаторов, коллективного предприятия, кооператива (колхоза), акционерного общества, хозяйственного объединения и т. д. предусмотрены в ст.22-30 указанного закона.

Коллективный собственник самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащими ему объектами собственности. Право коллективной собственности осуществляют высшие органы управления собственника (общие собрания, конференции и т.д.). Отдельные функции по хозяйственному управлению коллективным имуществом могут быть возложены высшими органами управления собственника на создаваемые ими органы.

Согласно ст.31 закона Украины «О собственности» к государственной собственности относятся общегосударственная, республиканская (Республики Крым).

Субъектом права общегосударственной, республиканской собственности является государство в лице Верховной Рады Украины и Верховной Рады Республики Крым.

Объекты общегосударственной собственности составляют: земля, имущество обеспечивающее деятельность Верховной Рады Украины и образуемых ею государственных органов; имущество Вооруженных сил, органов государственной безопасности, пограничных и внутренних войск; оборонные объекты; единая энергетическая система; системы транспорта общего пользования, связи и информации, имеющие общегосударственное значение; средства государственного бюджета; различные государственные банки и фонды; имущество высших и средних специальных учебных заведений; имущество государственных предприятий; объекты социально-культурной сферы или иное имущество, составляющее материальную основу суверенитета Украины и обеспечивающее ее экономическое и социальное развитие.

В общегосударственной собственности может находиться также иное имущество, переданное в собственность другими государствами, юридическими лицами, гражданами (ст.34 закона «О собственности»).

Ведению Республики Крым в лице ее высших органов законодательной власти подлежит осуществление неотъемлемого права использования земли, недр, растительного и животного мира, рекреационных, водных и других природных ресурсов, находящихся на территории Республики Крым и прилегающей к ней части континентального шельфа Украины.

Закон Украины «О местном самоуправлении» установил порядок формирования коммунальной собственности, полномочия органов местного самоуправления по управлению коммунальной собственностью и другие вопросы.

Коммунальная собственность представляет собой собственность соответствующей территориальной громады, которая рассматривается как совокупность жителей, объединенных постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно - территориальными единицами, или добровольного объединения жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр.

Субъектами права коммунальной собственности являются территориальная громада, а от ее имени представительный орган местного самоуправления (совет), который избирается жителями города, села, поселка или объединения сел. По своей экономической природе коммунальная собственность является коллективной формой, так как отражает отношения коллективного присвоения жителями городов, поселков, и сел средств, объектов и имущества этой собственности.

Согласно ст.60 Закона Украины «О местном самоуправлении» органам местного самоуправления принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, в том числе банки, страховые общества, а также пенсионные фонды, доли в имуществе предприятий, жилищный фонд, нежилые помещения, учреждения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, социального обслуживания, другое имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные в соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности, а также средства, полученные от их отчуждения.

Гражданско-правовая защита права собственности осуществляется в исковом порядке судом. Нарушителем права собственности может быть любое лицо из числа окружающих собственника. Конституция Украины гарантирует всем субъектам права собственности равные условия защиты независимо от форм собственности.

Основным способом защиты права собственности является предъявление двух видов исков: виндикационного и негаторного. Виндикационный иск - это право собственника требовать возврата своего имущества из чужого незаконного владения. Собственник может истребовать только свое имущество. Предметом виндикационного иска является имущество, обладающее индивидуально - определенными признаками. Для истребования имущества из чужого незаконного владения важно знать о том, у добросовестного или недобросовестного владельца истребуется имущество. Добросовестным владельцем признается лицо, которое не знало и не должно было знать о том, что имущество приобретено у лица, не имеющего право его отчуждать (ст.145 ГК Украины). У такого владельца собственник вправе истребовать имущество лишь в случаях, когда оно было утеряно собственником, либо похищено у него, либо выбыло из владения иным путем помимо воли собственника и приобретено владельцем безвозмездно. Недобросовестным признается владелец, который знал или должен был знать о том, что приобретает имущество у лица, не имеющего права на отчуждение. У недобросовестного владельца имущество изымается в любом случае и передается собственнику. Но деньги и ценные бумаги на предъявителя изъяты быть не могут.

Следующим вещно-правовым способом защиты права собственности является негаторный иск, который представляет собой требование собственника об устранении препятствий в осуществлении права собственности, т.е. о прекращении таких нарушений, которые не связаны с лишением права владения имуществом. Ответчиком по данному иску является тот, кто каким-то образом мешает собственнику осуществлять свое право. Ответственность по этому иску сводится к обязанности нарушителя прекратить неправомерные помехи.

Иски о признании права собственности также являются одним из способов защиты права собственности. Примером такого иска являются иски о признании права собственности на часть домовладения или иного имущества, приобретенного за счет совместных средств субъектов, оформленного ненадлежащим образом.

 

Основным нормативным актом, регулирующим деятельность предприятий, является Закон «О предприятиях в Украине». В этом законе регулируются вопросы создания предприятий, порядка их регистрации, правового режима имущества предприятия, управления предприятием и самоуправления трудового коллектива, хозяйственной, экономической, социальной деятельности предприятия, ликвидации и реорганизации предприятий. Закон направлен на обеспечение самостоятельности предприятий, определяет их права и ответственность в осуществлении хозяйственной деятельности, регулирует отношения предприятий с другими предприятиями и организациями, органами местного самоуправления и т.д. Кроме того, правовое регулирование деятельности предприятий осуществляется Гражданским кодексом Украины, законами «О предпринимательстве», «О хозяйственных обществах», «О собственности», «О приватизации имущества государственных предприятий», «О внешнеэкономической деятельности», «О коллективном сельскохозяйственном предприятии», «О режиме иностранного инвестирования» и другими.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий уставный субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (ст. 1 Закона «О предприятиях в Украине»).

Предприятие создается согласно решению собственника (собственников) имущества либо уполномоченного им (ими) органа, предприятия-учредителя, организации или по решению трудового коллектива. В качестве учредителей юридического лица по общему правилу могут выступать лишь собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом путем обособления его части для передачи создаваемому юридическому лицу. Закон предусматривает возможность создания предприятия не собственником непосредственно, а его уполномоченным органом (в случае создания государственного предприятия). В отношении создания предприятий, относящихся к коммунальной собственности, решение может быть принято соответствующим собственником в лице органа местного самоуправления. Решение трудового коллектива может служить правовым основанием создания предприятия в двух случаях: когда речь идет о выкупе имущества государственного предприятия, а также при выделении из состава государственного предприятия или объединения структурного подразделения с образованием нового юридического лица. Предприятие может быть создано и в результате принудительного разделения другого предприятия в соответствии с антимонопольным законодательством Украины.

Для государственной регистрации в исполнительные органы по месту нахождения создаваемого предприятия подаются следующие документы: заявление о регистрации; решение собственника о создании предприятия, учредительные документы, решение компетентного органа местного самоуправления о выделении земельного участка, использовании других ресурсов, если они необходимы для деятельности предприятия, а также разрешение на осуществление хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию.

Структура предприятия складывается из производственных подразделений (производств, цехов, отделений, бригад, лабораторий), а также функциональных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, бюро, служб). Предприятие самостоятельно определяет свою структуру, устанавливает штаты, функции, права и обязанности структурных подразделений определяются положениями о них, которые утверждаются руководителем предприятия (собственником или уполномоченным им органом).

Предприятия могут создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения с правом открытия банковских счетов и утверждать положения о них. Указанные структурные подразделения не являются юридическими лицами. Они создаются вне места нахождения головного предприятия с целью расширения сферы его деятельности.

Предприятие приобретает права юридического лица не с момента принятия решения собственника о его создании и не с момента утверждения устава, а со дня его государственной регистрации. День регистрации определяется датой, указанной в свидетельстве о государственной регистрации.

В зависимости от форм собственности существуют следующие виды предприятий:

1) частное предприятие (учрежденное на собственности физического лица);

2) коллективное предприятие (учрежденное на собственности трудового коллектива предприятия);

3) хозяйственное общество;

4) предприятие, которое учреждено на собственности объединения граждан;

5) коммунальное предприятие (основанное на собственности соответствующей территориальной громады);

6) государственное предприятие, в том числе казенное предприятие.

В соответствии с объемами хозяйственного оборота предприятия и численности его работников (независимо от форм собственности) оно может быть отнесено к категории малых предприятий. К малым предприятиям в соответствии с ч. 2 ст. 2 Закона «О предприятиях в Украине» относятся:

- в промышленности и строительстве - с численностью работающих до 200 человек;

- в других отраслях производственной сферы - до 50 человек;

- в науке и научном обслуживании - до 100 человек;

- в отраслях непроизводственной сферы - до 25 человек;

- в розничной торговле - до 15 человек.

Предприятия имеют право на добровольных началах объединять свою производственную, научную, коммерческую и другие виды деятельности, если это не противоречит антимонопольному законодательству. Предприятия могут объединяться в:

1) ассоциации – договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности. Ассоциация не имеет права вмешиваться в производственную и коммерческую деятельность любого из ее участников;

2) корпорации – договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;

3) консорциумы – временные уставные объединения промышленности и банковского капитала для достижения общей цели;

4) концерны – уставные объединения предприятий промышленности, научных организация, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей.

Могут образовываться и другие объединения по отраслевому, территориальному и другим признакам. Объединения действуют на основе договора или устава. Предприятия, входящие в их состав, сохраняют право юридического лица.

Прекращение деятельности предприятия осуществляется путем реорганизации (слияния, присоединения, разделения, преобразования) или ликвидации по решению собственника, а что касается государственных предприятий и предприятий, с частью государственного имущества свыше 50 процентов его стоимости – по решению собственника и при участии трудового коллектива или органа, уполномоченного создавать такие предприятия или по решению суда.

Прекращение деятельности предприятий происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения) или ликвидации.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого предприятия или их часть переходит к иным субъектам права (происходит универсальное правопреемство). Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, преобразования (смены организационно-правовой формы).

Ликвидация представляет собой также способ прекращения деятельности, но только без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства. Ликвидация осуществляется как в добровольном, так и в принудительном порядке. Основаниями для добровольного прекращения деятельности предприятия могут быть как объективные причины, например финансово-экономическое состояние, так и субъективные, например нежелание собственника продолжать предпринимательскую деятельность. Основаниями для принудительного прекращения деятельности предприятий могут быть нарушения законодательства, а также признание его банкротом.

Правовой режим имущества предприятий определятся правовыми способами владения имуществом при осуществлении ими хозяйственной деятельности.

Имущество предприятия составляют, в соответствии со ст.10 Закона «О предприятиях в Украине», основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Имущество предприятия принадлежит ему на праве собственности или полного хозяйственного ведения. Имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит ему на праве полного хозяйственного ведения, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Осуществляя это право, предприятие владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом.

В соответствии с Законом Украины «О собственности» предприятия могут быть как собственниками, так и несобственниками. Коллективные предприятия, как правило, являются собственниками. Исключение могут составлять коллективные предприятия общественных организаций, дочерние предприятия хозяйственных обществ и т.д. Если правомочия по владению, пользованию и распоряжению государственного предприятия определены как право полного хозяйственного ведения, то специального термина для частного предприятия закон не предусматривает. На практике применяется по аналогии та же терминология.

В уставе предприятия закрепляется перечень имущества, переданного учредителями в его собственность (полное хозяйственное ведение).

Источниками формирования имущества предприятия являются: денежные и материальные взносы учредителей; доходы, полученные от реализации продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; капитальные вложения и дотации из бюджетов; поступления от разгосударствления и приватизации собственности; приобретение имущества другого предприятия, организации; безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий, граждан, иные источники, не запрещенные законодательством. Однако следует иметь в виду, что кредиты не являются непосредственным источником формирования имущества. Во-первых, их необходимо возвращать, поэтому источником формирования имущества могут быть только доходы от использования кредитов. Во-вторых, в указанном выше перечне не указано имущество, которое может быть получено предприятием по договору аренды. В указанном случае предприятие получает имущество, которое необходимо возвращать. Доходы от использования арендованного имущества могут являться источником формирования имущества предприятия-арендатора.

Государство гарантирует защиту имущественных прав предприятия. Убытки, причиненные предприятию в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются предприятию по решению суда (ст. 13 Закона «О предприятиях в Украине»).

В соответствии со ст. 6 ГК Украины защита гражданских прав предприятия осуществляется судом путем: признания этих прав; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право; присуждения к исполнению обязанностей в натуре; компенсации морального вреда; изменения или прекращения правоотношения; взыскания с лица, нарушившего право, причиненных убытков.

Система и структура управления предприятием зависят, прежде всего, от его типа и его устава.

Структура управления предприятием непосредственно зависит от его общей организационной структуры. Наличие на предприятиях функциональных подразделений приводит к многоуровневой системе управления. Каждый уровень управления - это определенный уровень решений и ответственности за них, определенный уровень полномочий, контроля и координационных действий. Уровни управления упорядочены, соотнесены друг с другом, находятся в иерархической взаимосвязи. Обычно выделяют три уровня управления предприятием, которые представляются в виде пирамиды управления:

1) руководители низшего звена (лица, управляющие работниками, непосредственно осуществляющими производственные функции);

2) руководители среднего звена (руководители крупных подразделений, отделов, служб предприятия);

3) руководители высшего звена (отвечают за принятие решений, касающихся предприятия в целом или его основной части - председатель совета директоров, директор и его заместитель, генеральный директор и т.д.).

Управленческая деятельность складывается из ряда самостоятельных функций:

1) планирование, т.е. разработка программы, процедуры ее осуществления, графиков выполнения, определение методов достижения целей и т.п.;

2) организация, т.е. проработка структуры предприятия, осуществление координации между структурными подразделениями и т.п.;

3) мотивация, т.е. стимулирование усилий всех работников на выполнение поставленных задач;

4) координация;

5) контроль;

6) инновация;

7) маркетинг.

В основе системы управления предприятием лежит ряд общих принципов. Наиболее важными являются: принципы централизации, децентрализации, координации, использования человеческого потенциала. Указанные принципы являются базой для локального нормотворчества. Вместе с этим следует отметить ряд принципов, применяемых каждый день. Они использовались еще в дореволюционной России и были сформулированы в виде заповедей, адресованных предпринимателям (1912г.):

«1. Уважай власть. Власть - необходимое условие эффективного ведения дел. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка на узаконенных эшелонах власти.

2. Будь честен и правдив. Честность и правдивость - фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах...»

Предприятие самостоятельно устанавливает систему органов управления, определяет порядок и срок их избрания, полномочия, подчиненность, их взаимодействие друг с другом, с трудовым коллективом, а также порядок контроля за их деятельностью.

Руководитель предприятия или иной орган управления в соответствии с уставом самостоятельно устанавливает штатное расписание, перечень должностей, обязанности лиц их занимающих, должностные оклады в пределах установленного фонда заработной платы.

Собственник осуществляет свои права по управлению предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы. Собственник либо сам назначает руководителя предприятия (на частном предприятии), либо поручает избрать или назначить руководителя предприятия уполномоченным им органом. Такими органами для государственных предприятий являются министерства или госкомитет.

Под хозяйственной деятельностью следует понимать любую деятельность, связанную с производством и обменом материальных и нематериальных благ. На всех предприятиях обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности является прибыль (ст.18 Закона «О предприятиях в Украине»). Распределение прибыли, полученной в результате осуществления хозяйственной деятельности после уплаты налогов и неналоговых платежей в бюджет, определяется учредительными документами предприятия. Особенности распределения прибыли между учредителями зависят от вида предприятия, определяются учредительным договором, уставом, положением и, как правило, обусловлены размером доли учредителя в уставном фонде предприятия.

Государственное воздействие на выбор направлений и объемов использования прибыли осуществляется через установленные нормативы, налоги, налоговые льготы, а также экономические санкции в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.3 ст.18 Закона «О предприятиях в Украине» часть чистой прибыли может передаваться в собственность членов или трудового коллектива предприятия. Необходимо отметить, что передача части прибыли в собственность членов трудового коллектива на практике встречается редко и, в основном, на госпредприятии. Распределение части прибыли между работниками предприятия, трудовой коллектив которого не является собственником имущества этого предприятия, возможно на основе соглашения и должно быть предусмотрено в уставе. Указанная часть прибыли распределяется на вклады между членами трудового коллектива (персонифицируется). Только персонифицированные вклады членов трудового коллектива учитываются при приватизации имущества государственных предприятий.

Планирование является особой формой деятельности, в которую входит разработка планов экономического и социального развития предприятия мероприятия по их выполнению. Перспективы развития предприятия определяются исходя из спроса на производимую продукцию, работы, услуги. В настоящее время планирование деятельности предприятий осуществляемое государством, носит рекомендательный, а не директивный (как это было раньше) характер. Предприятие самостоятельно определяет план своей деятельности. Существуют следующие методы планирования:

1) балансовый (составление материальных, стоимостных и других балансов);

2) экономико-математического моделирования;

3) оптимизации плановых решений и др.

Отношения предприятия с другими хозяйствующими субъектами во всех сферах хозяйственной деятельности осуществляются на основе договора.

Предприятие самостоятельно осуществляют внешнеэкономическую деятельность, которая представляет собой деятельность Украинских и иностранных хозяйствующих субъектов, построенную на взаимоотношениях между ними, осуществляемую и расположенную как на территории Украины, так и за ее пределами. Основными нормативными актами, регулирующими порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, являются Законы Украины «О внешнеэкономической деятельности», «О режиме иностранного инвестирования». Основными видами внешнеэкономической деятельности являются: экспорт и импорт товаров, капиталов и рабочей силы; оказание субъектами внешнеэкономической деятельности Украины различного вида услуг иностранным хозяйствующим субъектам; научная, научно-техническая, научно-производственная, производственная, учебная и иная кооперация с иностранными субъектами хозяйственной деятельности; международные финансовые операции с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законами Украины, кредитные и расчетные операции; совместная предпринимательская деятельность, включающая создание совместных предприятий различных видов и форм собственности, проведение совместных хозяйственных операций и совместное владение имуществом как на территории Украины, так и за ее пределами; другие виды внешнеэкономической деятельности, не запрещенн







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.