Личность как психологическая категория
. Часто мы используем понятия «личность», «человек», «индивид». Что же это такое? Наиболее общим является понятие «человек» - биосоциальное существо, Homo sapiens, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями, способное не только создавать орудия, но и пользоваться ими в процессе общественного труда. Специфические человеческие характеристики не передаются людям в порядке биологической наследственности. Они формируются прижизненно, в процессе усвоения человеком культуры, созданной предшествующими поколениями. Для психологического анализа человека следует разграничить такие понятия как: Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, носитель индивидуально своеобразных черт. Субъект- индивид (или группа) как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. Личность– 1) индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности; 2) определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. То есть, личность – субъект познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. Личность - не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает) личностные черты. Индивидуальность– сочетание индивидуальных и личностных свойств человека, которые отличают его от других людей. Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические предпосылки (задатки), которые преобразуются в процессе воспитания. Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в человеке. Р.С. Немов выделяет три периода изучения личности: · первый период – философско-литературный (5 век до н.э.- до нач.19 века). Древнегреческие мыслители и философы, Гиппократ (индивидуальные особенности, темперамент человека), Аристотель (атомистическое учение о душе); Платон, Сократ и др. · второй период – клинический (нач. 19 века – нач. 20 века). Исследования и научные концепции психиатров: З. Фрейд, А. Адлер, Г. Юнг, К. Леонгард и др.); · третий период – экспериментальный (нач. 20 века - кон. 20 века). Существует более 48 теорий личности. Например, к психодинамическим теориям личности относятся те, которые описывают личность и объясняют ее поведение, исходя из ее психологических, внутренних, субъективных характеристик. Рассмотрим подробнее второй (клинический) период изучения личности. Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, струткурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, его потребности и мотивы (см. с.34). Два наиболее выдающихся теоретика, разошедшиеся с Фрейдом и избравшие путь создания своих собственных оригинальных теоретических систем, - Альфред Адлер и Карл Густав Юнг. Оба они с самого начала были участниками психоаналитического движения и горячо поддерживали широту и новизну системы Фрейда. В системе взглядов Адлера основным является положение о том, что индивидуум не может быть отделен от социума. Он подчеркивал социальные детерминанты личности, способности людей творить свою судьбу, преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду в борьбе за более удовлетворительную жизнь, совершенствовать себя и окружающий мир посредством самопознания. Как и А. Адлер, Г. Юнг критиковал Фрейда за то непомерное значение, которое он придавал инстинктивным сексуальным побуждениям. Центральная тема, поднятая Юнгом, отражает идею о том, что на людей оказывают влияние как их устремленность в будущее, так и прошлый опыт. Юнг первым из теоретиков личности доказал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть интегрированы в согласованное целое. Он делает акцент на психологическом росте. К. Юнг в 1921 г. предложил типологию характеров в соответствии с преобладанием функций (мышление, чувство, интуиция) и направленности личности на внешний и внутренний мир (экстраверсия – интроверсия). Экстраверсия – интроверсия – характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира. Экстравертированный тип характеризуется обращенностью личности на окружающий мир, объекты которого притягивают к себе интересы, «жизненную энергию» субъекта. Для интровертированного типа характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, которым она придает высшую ценность, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации. Теорию личности, разрабатываемую в русле гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека. Сторонников гуманистической теории личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Человек, по мнению К. Роджерса, обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности. Э. Фромм выдвинул теорию, в которой нашли свое отражение наиболее заметные темы постфрейдистского психодинамического направления. Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человека, а различные социальные системы, в свою очередь, оказывали влияние на выражение этих типов. С точки зрения Э. Фромма, личность является продуктом динамического взаимодействия между врожденными потребностями и давлением социальных норм и предписаний. Он первым сформулировал теорию типов характера, основанную на социологическом анализе того, как люди в обществе активно формируют социальный прогресс и саму культуру. К. Леонгард впервые выдвинул идею об акцентуации характера. Это чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющая крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями. Им были выделены следующие типы акцентуации: циклоидный, гипертимный, лабильный, астенический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, застревающий, демонстративный, дистимный, неустойчивый, конформный. Затем А. Личко, Н. Иванова разработали «Патохарактерологический диагностический опросник», который широко используется в настоящее время. Большой вклад в изучение личности внесли отечественные и зарубежные психологи: А.Ф. Лазурский, Г. Айзенк, Г. Олпорт, Р. Кеттел и др. А.Ф. Лазурский разработал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, процедуру проведения естественного эксперимента. Г. Айзенк разработал методы и процедуру математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности. Создал методики изучение интеллекта и личностных качеств. Г. Олпорт сформулировал основы новой теории личности, «теории черт». Он является одним из основателей гуманистической психологии, по его мнению, личность является открытой и саморазвивающейся системой. Английский психолог Р. Кеттел создал методику и модель изучения личности, ввел метод факторного анализа. Он разработал один из первых личностных тестов (16 – факторный тест Кеттела). Например, экстраверсия –интроверсия, эмоциональная устойчивость – неустойчивость, самоуверенный – тревожный, интеллектуально развитые – неразвитые и др. Ученый сформулировал основы современной тестологии личности. Д. Кейрси на основе теоретических концепций К. Юнга, Э. Кречмера, А. Адлера и методики И. Майерс – К. Бриггс создал свою методику и выделил шестнадцать типов людей: тамада, художник, антрепренер, мастер, торговец, хранитель традиций, администратор, опекун, педагог, предсказатель, журналист, романтик, фельдмаршал, исследователь, изобретатель, архитектор. Каждый тип определяется сочетанием индивидуальных характеристик: экстраверсия – интроверсия, рационализм – чувствование, практичность – интуиция, рассудительность – импульсивность. Рассмотрим научные концепции отечественных психологов. Личность - совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия (С.Л. Рубинштейн). Структура личности по С.Л. Рубинштейну: направленность (проявляется в потребностях, идеалах, интересах, убеждениях, желаниях, влечениях); знания, умения, навыки (приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности); индивидуально-типологические особенности (проявляются в темпераменте, характере, способностях). К.К. Платонов предложил динамическую структуру личности: направленность (убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, влечения); опыт (привычки, умения, навыки, знания); психические свойства (воля, чувства, познавательные процессы, эмоции); биопсихические свойства (темперамент, возрастные и половые). По А.В. Петровскому, первая составляющая структуры личности - ее внутрииндивидная (интраиндивидуальная) подсистема. Вторая - интериндивидуальная подсистема. Третья - метаиндивидуальная (надиндивидуальная) подструктура. А.Г. Ковалев включает в структуру личности темперамент (природные свойства); направленность (потребности, интересы, идеалы); способности; интеллектуальные, волевые, эмоциональные свойства. В понятие личность обычно включают способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. Способности понимаются как индивидуальные особенности человека, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Темперамент – совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, изменение. Характер - совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение человека к себе, другим людям, к выполняемой работе Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленной цели. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки - убеждения и отношения. Основные формы направленности личности (по К.К. Платонову): мировоззрение, идеалы, склонности, интересы, желания, влечения, убеждения. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, называется направленностью личности. Личностный смысл - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение - для меня» усваиваемых субъектом безличных знаний о мире, включающих понятия, умения, действия и поступки, совершаемые людьми, социальные нормы, роли, ценности и идеалы. Установкой в психологии обозначается неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка - это готовность, предрасположенность именно определенным образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним, сформированная в прошлом опыте. Структура установки: - когнитивная подструктура (образ того, что готов познать и воспринять человек); - эмоционально-оценочная подструктура (комплекс симпатий и антипатий к объекту установки); - поведенческая подструктура (готовность определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевые усилия). Самосознание личности Я - концепция - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе, это образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе. Компоненты Я-концепции: когнитивный - образ своих качеств, способностей, внешностей, социальной значимости (самосознание); эмоциональный - самоуважение, себялюбие; оценочно-волевой - стремление повысить самооценку, завоевать уважение. Составляющие Я-концепции: реальное Я (представление о себе в настоящем времени); идеальное Я (то, каким субъект должен был бы стать); динамическое Я (то, каким субъект намерен стать); фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным). Я - образ (реальный, идеальный, иллюзорный) - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка может быть высокая, адекватная и низкая в зависимости от воспитания человека, его социализации. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, который характеризует: 1) уровень трудности, достижение которого является общей целью серии будущих действий (идеальная цель); 2) выбор субъектом цели очередного действия, формирующейся в результате переживания успеха или неуспеха ряда прошлых действий (уровень притязания в данный момент времени); 3) желаемый уровень самооценки личности (уровень «Я»). ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|