Здавалка
Главная | Обратная связь

Общение как коммуникативная деятельность человека



 

В обществе человек развивается и формируется. Люди обмениваются информацией друг с другом, обмениваются знаниями о мире, жизненным опытом.

Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности. В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. В результате развития, обучения и воспитания ребенок становится личностью.

В процессе общения субъективный, внутренний мир одного человека (характер, жизненные ценности и цели, мировоззрение и др.) раскрывается для другого индивида. В общении человек познает себя, формируется самооценка, происходит профессиональное и жизненное самоопределение.

Категория общения охватывает особый класс отношений, а именно отношения «субъект-субъект». В анализе этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание.

Подобно отражению и деятельности, общение принадлежит к базовым категориям психологической науки. Общение, как и деятельность, сознание, личность, не является предметом исключительно психологического исследования. Оно изучается многими общественными науками.

Общение- сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Общение - осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнера.

При описании общения используют ряд характеристик: прямое, косвенное, непосредственное, опосредованное, деловое, личное, межличностное, резонансное.

Структура общения(Г.М. Андреева):

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информации между людьми.

Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между людьми.

Перцептивная сторона включает процесс восприятия друг друга собеседниками и установление на этой основе взаимопонимания.

В общении выделяются следующие аспекты: цель, содержание и средства. Целью общения может быть передача и получение информации об обучении сотрудников, выполнение курсовой работы и т.д.

Содержанием общения является информация, которая передается от одного человека другому, например, сведения о психологической атмосфере в коллективе и др. Средства общения могут быть вербальными и невербальными.

По критерию «цель общения» выделяют функции: контактная; информационная; побудительная; координационная; понимания; амотивная; установления отношений; оказания влияния.

Механизмы общения определены механизмами речи, которые заключаются во взаимосвязи и взаимодействии второсигнальных структур внешней речи с нейрофизиологическими структурами внутренней речи при участии артикуляционного аппарата.

Общение осуществляется по речевому (вербальному) и неречевому (невербальному) каналам.

Вербальное общение - система передачи информации при помощи слов, речи.

Невербальная общение - обмен информации с помощью мимики, визуальных контактов, жестов, пантомимики и т.д.

Различают два вида невербального поведения: коммуникативное (передача с помощью невербальных средств значений связанных с речью, так называемые паралингвистических) и индикативное (узнавание внутреннего мира человека по проявлениям, не связанным с речью, по так называемым экспрессивно-выразительным движениям).

В зависимости от ведущей отражательной системы в психологии выделяют кинесическую (жесты, мимика, поза, осанка), просодическую (интонация, темп, ритм речи, громкость, высота звука), такесическую (система прикосновений), экстралингвистическую (вздохи, покашливания) и ольфакторную (запахи) структуры невербального поведения.

Информационный аспект общения - (коммуникативный) - состоит в обмене информацией между общающимися людьми. Важной характеристикой этого процесса является намерение участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого, обеспечить свою идеальную представленность в другом (персонализацию).

Язык - система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Функции языка:

1. Хранение и передача общественно-исторического опыта (наряду с материальными орудиями и продуктами труда).

2. Общение (коммуникативная функция).

Речь - это вербальная коммуникация, то есть процесс общения с помощью языка. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные, эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Произносить речь - значит формулировать суждения и умозаключения, мыслить словами и предложениями. Речь носит рефлекторный характер.

Свойства речи:

· обозначение предмета, действия, состояния. Представление о предмете и явлении;

· обобщение (реализуется мышление);

· коммуникация;

· экспрессия - передача эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

Функции речи: обобщение, регуляция, контроль.

В структуру речевого общения входят:

1. Значение и смысл слов, фраз, высказываний. Огромное значение имеет точность употребления слов, понятий, выразительность, правильность построения фразы, произношения звуков;

2. Речевые звуковые особенности: темп речи, модуляция высоты голоса, его тональность, ритм, тембр, интонация, дикция речи;

3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, шепот, вздохи, кашель, паузы и др.

А. Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7%, звуковых средств (включая тон голоса, интонация звука) – 38%, невербальными средствами – 55%. Аналогичные данные получил профессор Бердвисл, который определил, что в процессе беседы словесное общение занимает 35%, а более 65% информации передается с помощью невербальных средств. То есть в результате научных исследований было выявлено, что большая часть информации передается невербальными средствами.

Очень важна конгруэнтность в процессе общения (лат. congruens - совпадающий) – это согласованность, гармоничное объединение всех компонентов личности, что проявляется в соответствие вербальной и невербальной информации. Например, если человек говорит одно, делает другое, желает – третьего, то он не конгруэнтен. Такие люди вызывают сомнение, недоверие у деловых партнеров.

По мнению Г.М. Андреевой, к невербальным средствам общения относится:

1) оптико-кинетическая знаковая система;

2) пара- и экстралингвистическая;

3) организация пространства и времени коммуникативного процесса;

4) визуальный контакт.

Оптико-кинетическая знаковая система включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В настоящее время появилась наука кинесика, которая изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций, выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке. Огромное значение имеет выражение лица. По мнению Л.Д. Столяренко, мимические выражения несут более 70% информации. Основные человеческие эмоции: радость, страдание, гнев, удивление, страх, отвращение, интерес, презрение, стыд и др. отражаются с помощью выражения лица. Основную информационную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы). С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Если человек возбужден или заинтересован чем-либо или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. И наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

Поза – положение тела человека, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к другим людям, обществу. Выделяют «закрытые» и «открытые» позы.

В «закрытой позе» человек пытается закрыть переднюю часть тела (руки, ноги, как правило, согнуты, перекрещены).

«Открытые позы» – заинтересованный взгляд, руки раскрыты, человек демонстрирует готовность к общению.

Походка человека отражает его эмоциональное состояние. Самая тяжелая походка – при гневе, самая легкая – в радости, угнетенная походка – при страдании, самая большая длина шага – при гордом, высокомерном поведении.

Жесты человека имеют различный смысл в разных странах. Выделяют три группы жестов:

1) коммуникативные жесты (жесты приветствия, привлечения внимания, вопросительные, положительные, отрицательные, жесты прощания),

2) модальные жесты, выражающие оценку и отношение к деловой ситуации (одобрение – неодобрения, доверия - недоверия, растерянность и др.),

3) описательные жесты, которые имеют смысл только в контексте речевого высказывания.

Паралингвистическая и экстралингвистическая система знаков характеризует особенности вербальной коммуникации.

Паралингвистика – это система вокализации, которая характеризует качество голоса, его диапазон, тональность. Эти голосовые параметры соответствуют определенному эмоциональному состоянию человека (гнев сопровождается увеличением силы и высоты голоса, резкости звуков; печаль, напротив, – спадом силы, высоты, звонкости голоса), а также некоторым характеристикам его личности (энергичности, решительности либо неуверенности и др.).

Экстралингвистика – система невербальной знаков, включающая темп речи, паузы, а также, например, покашливание, плач, смех и др.

Паузы могут подчеркивать особую значимость предлагаемого текста, информации.

2. Такесика – научное направление, которое изучает особенности прикосновения в процессе общения: рукопожатие, дотрагивание, отталкивание и др.

3. Проксемика – научное направление («психология среды»), которое изучает нормы пространственной и временной организации общения.

Э. Холл предложил следующую классификацию зон общения:

интимная зона (15–45 см.). В эту зону, как правило, допускаются близкие, родные, любимые люди;

личная или персональная зона (45–120 см.). На этом расстоянии происходит общение с друзьями и коллегами, осуществляется визуально-зрительный контакт между партнерами;

социальная зона (120–360 см.): происходят официальные встречи, переговоры, обычно с малознакомыми, посторонними людьми,

публичная зона (свыше 360 см.) подразумевает общение с большой группой людей (во время лекций, митингов, праздников и т.д.).

Рассмотрим перцептивную составляющую процесса общения, онавключает в себя процесс формирования образа собеседника, что достигается «прочтением» его психологических свойств и особенностей поведения. Основным механизмом познания другого человека является идентификация, рефлексия и эмпатия.

Идентификация (лат. Identificare – отождествляю): 1) уподобление, отождествление себя с собеседником, 2) процесс объединения субъектом себя с другим человеком или группой на основании установившейся эмоциональной связи.

В социальной психологии рефлексия (лат. reflexio – обращение назад) выступает в форме осознания субъектом того, как он в действительности воспринимается и оценивается другими людьми.

Эмпатия (греч. empatheia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение в переживания другого человека, сочувствие, сопереживание собеседнику.

В процессе общения люди часто используют стереотипы. Социальный стереотип (греч. stereos – твердый, typos – отпечаток) – относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта (группы, человека, события), складывающийся в условиях дефицита информации как результат обобщения личного опыта индивида и нередко предвзятых представлений, принятых в обществе. Например, стереотипные представления о вежливости англичан, легкомысленности французов.

Восприятие собеседника происходит субъективно, при этом возможно искажение информации за счет фактора превосходства, привлекательности и фактора отношения.

Фактор превосходства проявляется в том, что при встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы, как правило, недооцениваем его. Причем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по нескольким параметрам. Оценивая людей, мы, как правило, обращаем внимание на их: 1) одежду, прическу, внешность, включая такие атрибуты, как знаки отличия, награды, драгоценности, а также машину, оформление кабинета и т.д.; 2) манеру поведения.

Фактор привлекательности проявляется в следующем: чем больше внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он воспринимается по многим характеристикам, качествам и наоборот. Привлекателен тот партнер по общению, который стремиться приблизиться к типу внешности, максимально одобряемому социальной группой, к которой деловые партнеры принадлежат. Американский психолог А. Миллер провел следующий эксперимент: отобрал фотографии людей красивых, обыкновенных и некрасивых, показал их группе людей и попросил высказаться о внутреннем мире каждого человека. Наиболее красивые люди были оценены как более уверенные в себе, счастливые, энергичные, чем обыкновенные и некрасивые.

В процессе общения оказывает влияние фактор отношения: положительное отношение к людям вызывает тенденцию к приписыванию партнеру положительных свойств и отбрасыванию, игнорированию отрицательных и наоборот.

В ходе непосредственного контакта проявляется: социальная позиция, роль и норма.

Социальная роль - фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной человек в системе общественных отношений. Виды ролей: социальные, межличностные; активные и латентные; институциональные и стихийные.

Социальная позиция (синонимично понятию статус) - место, положение человека в системе отношений в обществе, определяемое по ряду специфических признаков и регламентирующее стиль поведения, а также взгляды, представления, установки и диспозиции личности относительно условий собственной жизнедеятельности, реализуемые и отстаиваемые ею в референтных группах.

Социальная норма - это совокупность правил и требований, регулирующие поведение, характер взаимоотношений, взаимодействия участников контакта.

Установки и эталоны общения - установка на принятие себя и другого в процессе общения, эмпатическое понимание, открытый и полноценный диалог.

 

Общение как взаимодействие (интерактивная составляющая).

Участие нескольких людей в совместной деятельности предполагает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию поведения. По мнению Г.М. Андреевой, психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя:

1) учет планов каждого участника;

2) анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия;

3) осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

Выделяют два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция.

Кооперация или кооперативное взаимодействие означает координацию единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование сил). Атрибутами кооперации являются: взаимопомощь, взаимовлияние, их включенность во взаимодействие.

Конкуренция – форма организации межличностного взаимодействия, характеризующиеся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства.

Различают несколько степеней продуктивной конкуренции:

а) соревнование, когда партнер не несет угрозы;

б) соперничество, когда только победитель оказывается выигравшим;

в) конфронтация, когда со стороны одного участника взаимодействия возникает намерение нанести ущерб другому.

Отечественные психологи разработали теорию деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), согласно которой смысл взаимодействия раскрывается при условии включенности участников в некоторую общую деятельность. Выделяют три формы, модели совместной деятельности:

1) совместно-индивидуальная деятельность, когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других (например, некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание);

2) совместно-последовательная деятельность, когда общая задача выполняется последовательно каждым участником (например, конвейер на заводе, фабрике);

3) совместно-взаимодействующая деятельность, когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными (например, спортивная команда).

Уровень подготовки людей к совместному взаимодействию, кооперации, их знания, творческая активность оказывают позитивное влияние на развитие деловых, экономических отношений.

Характер взаимодействия с людьми во многом зависит от того, в какой форме деловой человек предпочитает выражать свои чувства, эмоции, знаки внимания.

Знаки внимания – это высказывания или действие, обращенное к человеку и призванные улучшить его самочувствие, настроение. Среди них выделяют комплименты, похвалу и поддержку.

По мнению Л.Д. Столяренко, 7% успеха зависит от того, что говорит лидер, 55% – как он говорит, как выглядит, какое впечатление производит. Золотое правило этики делового общения гласит: «Относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.