Способы эффективного общения
Одним из способов эффективного общения является рефлексивное слушание – способ взаимодействия, при котором максимально отражаются чувства и мысли собеседника. Нужно постараться быть как бы «зеркалом» для делового партнера, воспринимать и отражать его мысли, чувства, переживания. Рассмотрим подробнее этапы беседы. Наиболее эффективная форма общения – диалог. При встрече с деловым партнером необходимо продемонстрировать доброжелательность, открытость для общения. Во время беседы нельзя перебивать собеседника, необходимо его выслушать, затем можно уточнить информацию, проинтерпретировать услышанное. Для того чтобы понять и проверить информацию, используются вопросы. Они помогают осуществить принцип обратной связи с собеседником. Часто используются открытые вопросы,которыемогут пробудить, активизировать интерес к какой-либо проблеме, например: – Каково ваше мнение? – Каким образом? – Почему? и т.п. На закрытые вопросы, которые содержат частицу «ли», как правило, отвечают кратко «да» или «нет», их используют для получения согласия или несогласия с высказанной позицией. Рекомендуется использовать зеркальные вопросы, которые состоят в повторении с вопросительной интонацией части утверждения, только что произнесенного собеседником. Эти вопросы позволяют, не противореча собеседнику, придавать диалогу новый смысл. Например: – Меня удивляет Ваш вопрос. – Удивляет мой вопрос? – Мне очень не нравится этот контракт. – Не нравится этот контракт? и т.п. Эстафетные вопросы призваны динамизировать диалог, они позволяют опережать высказывания партнера, не перебивая, помогая ему. Эти вопросы требуют способности внимательность слушать собеседника, схватывать на лету его реплики, высказывания и стимулировать его сказать еще больше, по-другому объяснить свою мысль. Важно внимательно слушать собеседника, пытаться понять его чувства и мысли. Для этого используют методы рефлексивного слушания. Один из них – выяснение представляет собой обращение к говорящему за уточнениями при помощи ключевых фраз, например: «Что вы имеете в виду?», «Пожалуйста, уточните…» и т.п. Перефразирование, повторение сущности слов собеседника для проверки ее точности, например, «Как я поняла вас…», «По вашему мнению…». Таблица 9.
Для отражения чувств собеседника необходимо реагировать на его эмоциональное состояние, например, «Вероятно, вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены...» и т.п. В конце беседы используется резюмирование, подведение итогов, в сжатом виде формулируются основные факты, события, договоренности. Например: «Вашими основными идеями, как я поняла, являются…». Таким образом, в деловом общении активно используются научные психологические принципы, теории, практические рекомендации. Это позволяет успешно организовывать и проводить деловые переговоры, совещания, дискуссии. Вопросы для самоконтроля 1. Что такое общение? 2. Чем отличается вербальное и невербальное общение? 3. Что такое рефлексивное слушание? 4. Какие способы эффективного общения вам известны?
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|