Особенности зрительного восприятия
У здорового ребенка 1—3 мес. жизни уже четко выражена зрительная фиксация окружающего. Он постоянно рассматривает все, находящееся в поле его зрения, активно ищет зрительный раздражитель. Со второго месяца [55]
зрительные реакции приобретают доминантное положение (Л. Г. Журба, Е. М. Мастюкова, 1981). У наблюдаемых нами аутичных детей уже в этом возрасте отмечались особенности зрительного восприятия. Как указывалось, родители отмечали, что ребенок смотрит не на окружающие объекты, а «сквозь» них. Если он сосредоточивался на чем-либо зрительно, то это чаще световое пятно, участок блестящей поверхности, узор на обоях, мелькание теней, солнечные блики на стене, листья деревьев и т. д. Ребенок часто бывает как бы завороженным этим созерцанием. Он не переводил взгляд, а если его отвлекали, вновь возвращался к этому объекту. В 4 мес. у аутичных детей почти не была выражена зрительная реакция на новизну. Часто наблюдалась упорная сосредоточенность на рассматривании своих рук, перебирании пальцами у лица. Нередко такой ребенок рассматривал и перебирал пальцы матери, разглядывал их как отдельные предметы, не обращая внимания на ее лицо. Многих аутичных детей надолго привлекало созерцание движения предметов (вертящиеся колесики, мелькающие страницы книги). Нередко они рано различали цвета и первыми их словами могли быть их названия. В других наблюдениях выступала, наоборот, болезненная гиперестезия зрительного восприятия. Такой ребенок мог бояться ярко одетых, темноволосых людей, кричать при включении света, раздвигании и задвигании штор. Такая гиперестезия играет определенную роль в частом стремлении аутичных детей к темноте. Один из аутичных мальчиков требовал днем закрывать окна шторами, другой — ходить с ним гулять вечером; любимым занятием девочки была игра в темноте. На втором году жизни у многих детей сохранялся поиск одних и тех же зрительных ощущений. Такие дети любили подолгу смотреть на лампу, свечу, огонь (особенно костер), облака. Они активно искали этих впечатлений. По мнению одной из матерей, как только мальчик встал на ноги, он все время смотрел на небо или на цветы. Нередко дети сами вызывали приятную для них стереотипную перемену зрительного образа закрыванием и, открыванием дверей, передвижением стекол книжных полок, верчением колес. Обращала на себя внимание большая восприимчивость формы, размера. Часто дети группировали игрушки не по их назначению, а именно по этим признакам (маленькая куколка и такого же размера гвоздь). К 2 го- [56] дам они различали по рисунку многие виды редких цветов, нередко хорошо ориентировались в географических картах. Свет, цвет, форма, размер предмета, движение имели для них основное значение как аффективно-положительный сенсорный раздражитель, а предмет в целом и в его соотнесенности с окружающим они как будто бы не воспринимали. Однако многие родители отмечали, что, как бы не обращая своего взгляда на окружающее, дети были прекрасно ориентированы в обстановке. Они хорошо знали расположение в комнате интересующих их вещей, по каким-то признакам извлекали любимую пластинку, специально спрятанный от них предмет. Выраженная гиперсензитивность иногда способствовала иллюзорным расстройствам. Полуторалетний мальчик испугался сосиски, приняв ее за червяка, двухлетняя девочка — яркого пояса, показавшегося ей змеей.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|