Здавалка
Главная | Обратная связь

ЖАЛОБА В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД МОЖЕТ БЫТЬ ПОДАНА ТОЛЬКО НА НАРУШЕНИЯ, ДОПУЩЕННЫЕ ГОСУДАРСТВОМ



В соответствии со статьей 34 Конвенции о защите прав человека и основных свобод жалоба в Европейский Суд по правам человека может быть подана только против государства, ратифицировавшего ее и признавшего тем самым юрисдикцию Европейского Суда по правам человека рассматривать поданные против него жалобы.

В настоящее время это следующие страны (все они являются членами Совета Европы): Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Македония, Мальта, Молдова, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Сербия, Словакия, Словения, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.

Жалоба в Европейский Суд по правам человека всегда должна касаться действий (бездействия) государства в лице его органов (должностных лиц).

Содержание понятия «государственный орган» («должностное лицо») вырабатываются Европейским Судом по правам человека самостоятельно и не зависят от отнесения органа (лица) к таковым на национальном уровне. Важным признаком, свидетельствующим о том, что орган (лицо) относится к государственным (должностным), является осуществление им функций публичной власти. По этой причине органы муниципальной власти считаются государственными в смысле данного критерия приемлемости жалобы в Европейский Суд по правам человека. В ряде случаев жалоба может быть подана на действия (бездействие) организаций и лиц, формально, с точки зрения национального права, являющихся частными, даже если они не осуществляют функций публичной власти. Это допустимо, если будет доказано, что с точки зрения осуществления контроля, управления, финансирования и так далее организация (лицо) фактически является государственной(ым). Однако специфика такого доказывания зависит от обстоятельств конкретного дела. Пример обоснования того, что конкурсный управляющий является лицом, за действия (бездействие) которого государство отвечает непосредственно, можно посмотреть здесь.

Жалоба в Страсбургский Суд не может быть подана против «частных лиц», но она может быть подана против государства, которое не выполнило своих позитивных обязательств по защите принадлежащего лицу конвенционного права от действий (бездействия) «частных лиц».

КРИТЕРИЙ N 3.

ЖАЛОБА В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД МОЖЕТ БЫТЬ ПОДАНА ТОЛЬКО НА НАРУШЕНИЕ, ИМЕВШЕЕ МЕСТО В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ КОНВЕНЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД В ОТНОШЕНИИ ГОСУДАРСТВА-ОТВЕТЧИКА

Жалоба в Европейский Суд по правам человека по общему правилу может касаться только нарушений, имевших место после вступления Конвенции о защите прав человека и основных свобод и соответствующего Протокола к ней, если нарушенное конвенционное право предусмотрено им, в силу в отношении государства-ответчика. Это вытекает из общего правила о том, что международные договоры не имеют обратной силы. Оно выражено, например, в статье 28 Венской Конвенции о праве международных договоров.

В отношении Российской Федерации Конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколы №№ 1, 4 и 7 к ней, которыми гарантированы дополнительные права, вступили в силу 05 мая 1998 года. Следовательно, жалоба в Европейский Суд по правам человека может касаться только нарушений, имевших место в эту дату и (или) после нее.

Однако в случае, если неправомерное вмешательство государства в конвенционное право или неисполнение им своих позитивных обязательств представляет собой длящееся нарушение, которое началось до 05 мая 1998 года и продолжилось после этого дня, критерий времени может считаться соблюденным. Длящееся нарушение предполагает текущее во времени неисполнение государством своих обязательств. Его необходимо отличать от нарушений, которые являются более или менее одномоментными. Например, чрезмерная длительность судебного разбирательства или неправомерного содержания лица под стражей представляют собой длящиеся нарушения. Но если жалоба касается нарушения, состоящего в длительности как таковой, как в приведенных примерах, Европейский Суд по правам человека учитывает в целях оценки длительности только период времени, следующий за днем вступления Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней в силу в отношении государства-ответчика. Вместе с тем на сегодняшний день представляются маловероятными жалобы против Российской Федерации на длительность судебных разбирательств или неправомерного содержания под стражей, начавшихся более 12 лет назад.

КРИТЕРИЙ N 4.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.