Тема 16 Обеспечение занятости населения
На рынке труда в любой развитой цивилизованной стране в настоящее время действуют социальные регуляторы. Их устанавливает государство в виде правовых актов. Они фиксируют в интересах общества определенные «правила игры» на рынке рабочей силы. Эти правила составляют законодательство о занятости населения. Они в какой-то мере смягчают действие слепых рыночных сил на рынке труда, содействуют обеспечению занятости трудоспособного населения, облегчают трудоустройство граждан, испытывающих затруднения при подыскании работы. Защита от безработицы, содействие в трудоустройстве является конституционным правом российских граждан и одним из основных принципов отечественного трудового права (п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 ТК РФ). В России действует Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Указанный Закон и ряд других нормативных правовых актов, изданных Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, Минтруда РФ во исполнение этого Закона, реализуют политику государства, имеющую целью содействовать осуществлению прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Основные направления этой политики: развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан; проведение мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите; предупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; поощрение работодателей сохранять действующие и создавать новые рабочие места. Важное значение имеют разрабатываемые государственными органами меры, направленные на повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрение гибких режимов труда. Закон о занятости населения относится к категории так называемых комплексных актов, выходящих за рамки трудового законодательства. Наряду с нормами трудового права этот закон содержит нормы административного и других отраслей права. Занятость в этом законе трактуется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (ст. 1). Из такого понимания занятости следует, что занятыми считаются не только граждане, работающие по трудовому договору, но и те, кто занимается предпринимательской деятельностью, выполняет работу по гражданско-правовым договорам; члены производственных кооперативов; лица, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, проходящие военную службу, а также в органах внутренних дел, лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, учредители организаций, имеющие имущественные права в отношении этих организаций, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 2 Закона о занятости населения). Понятие занятости, таким образом, значительно шире, чем наемный, зависимый, коллективный труд как предмет трудового права. Трудовое право имеет дело только с одной формой занятости — трудовой занятостью работников, вступивших с работодателями в трудовые отношения. Однако в жизни далеко не все население входит в категорию занятых. С точки зрения закона незанятыми признаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (трудового дохода). Характер незанятости может быть различным. Одна часть незанятых (безработные), не имеющих работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы (или иным путем ищут работу) и готовы приступить к ней. Этих лиц можно условно назвать «активно незанятые». Другая категория незанятых не имеет работы и по тем или иным причинам, не подлежащим оценке со стороны государства, не ищет ее. Это «пассивно незанятые», которые не входят в состав рабочей силы. Их нельзя квалифицировать в качестве безработных со всеми вытекающими юридическими последствиями (прежде всего выплата пособия по безработице). К категории «пассивно незанятых» относятся люди преклонного возраста, лица, полностью нетрудоспособные, домашние хозяйки, Лица, ухаживающие за больными членами семьи, а также те, кто по любой причине не желает работать. Согласно Закону о занятости населения (ст. 1) незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Государство гарантирует гражданам комплекс прав в области занятости: право на выбор места работы, на консультацию, профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занятости, на психологическую поддержку. Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации. Государство организует оплачиваемые общественные работы для безработных с учетом возрастных и иных особенностей граждан, создает специализированные организации для труда инвалидов, устанавливает квоты -для приема на работу инвалидов. Государственное регулирование рынка занятости заключается прежде всего и главным образом в организации трудоустройства граждан, желающих и могущих работать. Функции государственного управления в данной области до последнего времени осуществляло Министерство труда и социального развития с помощью его структурного подразделения Федеральной государственной службы занятости и ее территориальные органы, центры занятости, биржи труда. В Москве они называются отделениями Московского департамента труда и занятости Правительства Москвы. Функции государственной службы занятости и ее подразделений в посредничестве при трудоустройстве детально определены в законе. Установлено, что услуги этой службы оказываются бесплатно. Предусмотрены такие виды этих услуг: трудоустройство граждан, организация их переобучения, выплата пособий по безработице, профессиональная ориентация, содействие в организации собственного бизнеса, досрочное оформление пенсий по старости, материальная помощь безработным, в том числе в натуре. Правоотношения, которые возникают в связи с подысканием гражданином работы с помощью государственного органа трудоустройства, включают три взаимосвязанных, но относительно самостоятельных вида отношений: —Между органом трудоустройства и гражданином, обратившимся с заявлением об устройстве на работу. —Между органом трудоустройства и организацией, нуждающейся в работниках. —Между гражданином и организацией, в которую он направлен органом трудоустройства. Далее будут рассмотрены юридические нормы, которые регулируют каждый из перечисленных видов отношений. Отношение: гражданин, ищущий работу — государственная служба занятости. Основание, ведущее к возникновению такого правоотношения, — обращение гражданина в Службу занятости за содействием в поисках подходящей работы. Содержание этого правоотношения, т.е. права и обязанности его сторон определены главным образом Законом о занятости населения. Из этого Закона следует, что главная обязанность Службы занятости заключается в приеме соответствующих, документов от гражданина, в его регистрации, в принятии мер по подысканию подходящей для соискателя работы и в направлении его к работодателю. Для регистрации в качестве безработного по Закону о занятости требуется определенный набор документов. Для впервые ищущих работу и ранее не работавших: паспорт и документ об образовании. Для остальных лиц: паспорт, трудовая книжка, документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за 3 мес. по последнему месту работы. Следует отметить, что за помощью в государственную службу занятости могут обращаться не только неработающие, но и лица, имеющие работу, но желающие ее сменить или найти работу по совместительству . При отсутствии для данного гражданина подходящей работы Служба занятости может предложить в качестве временной меры направление на общественные работы, порядок организации которых регулируется Положением об организации общественных работ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г. Общественные работы — это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной профессиональной подготовки и имеющие социально-полезную направленность, например: уход за больными, престарелыми и инвалидами; благоустройство, уборка и озеленение территории города, дорожные работы; уборка служебных помещений, расчистка снега, уборка мусора, обрезка деревьев вдоль полотна железной дороги, уборка автобусов и троллейбусов; погрузочно-разгрузочные, подсобные и другие неквалифицированные работы; мелкорозничная торговля, бытовое обслуживание; переборка, фасовка плодоовощной продукции; работы по уходу за сельскохозяйственными культурами, уборка урожая; распространение газет, лотерейных билетов, технические работы на предприятиях культуры. Общественные работы организуют органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложению и при участии государственных центров занятости в целях обеспечения временной занятости населения в организациях, находящихся в их собственности, и по договорам — в других организациях. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным правом на заключение такого договора пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, а также состоящие на учете в государственной службе занятости более б месяцев. При организации общественных работ учитываются состояние здоровья, возраст, прежнее занятие и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при его устройстве на постоянную или временную работу. На граждан, занятых на общественных работах, полностью распространяется трудовое законодательство. Им, как правило, выплачивается также пособие по безработице. Если безработный отказался от участия в общественных работах, это не лишает его льгот и компенсаций, предоставляемых безработным действующим законодательством. При отсутствии у органа по трудоустройству возможности подыскать работу соискатель вправе требовать направления на профобучение или выплаты пособия по безработице. Гражданин, зарегистрированный в Службе занятости, получает право на пособие по безработице при невозможности предоставления ему в течение 10 дней подходящей работы. Подходящей признается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профессиональной подготовки, условия последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Транспортная доступность — максимальная по времени удаленность работы от места жительства. Она определяется местными властями. В Санкт-Петербурге, например, это полтора часа на проезд к месту работы. Предлагаемый за подходящую работу заработок не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы безработного. Но последнее правило не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышает величину прожиточного минимума субъекта РФ. Таким образом, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, получаемого ранее безработным, но выше величины прожиточного минимума в субъекте РФ, то работа для данного работника считается подходящей. Для некоторых категорий граждан требования к подходящей работе понижаются в отношении соответствия работы профессиональной квалификации, уровню заработной платы. Это относится, например, к лицам, впервые ищущим работу, к длительно безработным (более 18 месяцев). Нарушение безработным установленных правил влечет лишение статуса безработного. В частности, такого статуса лишаются граждане, отказывающиеся от двух вариантов подходящей работы, не являющиеся в органы занятости после их регистрации для предложения им подходящей работы, осужденные судом к наказанию в виде лишения свободы или к исправительным работам без лишения свободы. Сроки трудоустройства законом не установлены. Оно продолжается до устройства на работу или направления на обучение. С момента устройства гражданина на работу данное правоотношение прекращается. Оно может быть прекращено и по желанию самого гражданина. Органы по трудоустройству не обладают административными полномочиями по отношению к работникам. Направление на работу — это лишь рекомендация. При приеме соискателя на работу работодатель возвращает направление с указанием даты приема на работу. Если работодатель отказывает в приеме на работу, то он делает отметку о дне явки соискателя, о причинах отказа в трудоустройстве и возвращает направление гражданину. При такой ситуации у работника прекращается правоотношение с данным работодателем. Что же касается остальных работников, которые должны быть приняты работодателем в счет квоты, то отказ в приеме таких работников запрещен и может быть обжалован в суд. При необходимости органы занятости могут компенсировать работодателям расходы на опережающее обучение граждан, высвобождаемых от работы в организациях. Третий вид правоотношений в области трудоустройства — отношения гражданина, устраивающегося на работу через посредничество государственной службы занятости, и работодателя. Это правоотношение возникает с момента предоставления гражданином направления службы занятости. Гражданин, взяв такое направление и предъявив его работодателю, выражает таким образом желание заключить с ним трудовой договор. Но прием на работу может и не состояться. Содержание данного правоотношения заключается в обязанности гражданина предъявить направление, выданное ему государственной биржей труда, работодателю и право (но не обязанность) последнего принять на работу данного гражданина. При этом работодатель принимает на работу граждан с направлениями службы занятости на тех же основаниях, что и граждан, непосредственно обратившихся к нему с просьбой о трудоустройстве. Таким образом, в РФ отсутствует обязанность работодателя заключить трудовой договор с работником, имеющим направление службы занятости. Такое направление имеет только рекомендательный характер. Рассмотренный материал относится к деятельности на рынке труда органов государственной службы занятости (государственных бирж труда). Но государственная служба занятости не является монополистом на российском рынке труда. Наряду с этой службой действуют частные агентства занятости, число которых превышает 600. Закон о занятости населения не запрещает деятельность негосударственных организаций по оказанию гражданам услуг в содействии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологической поддержке безработных граждан и незанятого населения. Во изменение ст. 19 Закона о занятости населения лицензирование частных агентств занятости, которые осуществляют свою деятельность по трудоустройству в пределах территории РФ, в настоящее время не предусмотрено. Вместе с тем деятельность частных агентств занятости, связанную с трудоустройством граждан за пределами территории РФ, в соответствии со ст. 18 Закона о занятости населения может осуществляться только российскими юридическими лицами на основании, лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время этот порядок установлен Положением о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июня 2002 г.. Негосударственные биржи труда существуют за счет оплаты своих услуг клиентами: работодателями и гражданами. Ранее частные агентства занятости в значительной степени дублировали работу государственной службы занятости. Но сейчас это нетипично. Значительная часть частных агентств занятости полностью или частично переключилась на рекрутинговую деятельность, т.е. выполняют заявки работодателей, подыскивая им нужных работников. При этом они сдают свою работу «под ключ», т.е. сами осуществляют целевой поиск специалистов с помощью личных контактов и собственных данных, подыскивают подходящих работников всеми возможными способами, в том числе путем «охоты за мозгами» (т. е. переманивания работающих специалистов), оценивают профессиональные данные соискателей и предлагают фирмам-заказчикам тех работников, которые им нужны, получая за посредническую деятельность комиссионные, обычно сумму, равную заработной плате работника за определенный календарный период (3 — 4 месяца). Сегодня на российском рынке труда действуют как отечественные, так и иностранные рекрутинговые агентства. Крупнейшие из них «Триза», «Анкор», «Империя кадров», «Мэнпауэр», «Келли», «Метрополис». Среди частных агентств занятости имеются специализированные, которые занимаются подбором определенных работников (высших и средних менеджеров, бухгалтеров, охранников, гувернанток, нянь, секретарей-референтов). Имеются агентства, которые берутся за поиски любого работника по любой специальности. Для современного периода характерно расширение диапазона услуг, которые оказывают частные агентства занятости. Это разнообразные консультативные услуги (составление резюме, подготовка к интервью, тренинги для успешного прохождения тестирования), консультации фирм в отношении повышения эффективности управления человеческими ресурсами, помощь в организации кадровой службы и даже взятие на себя всей кадровой работы на пред приятии заказчика (своего рода дистанционное управление кадрами). Появились фирмы, которые занимаются лизингом персонала1. В настоящее время в России отсутствует специальная законодательная регламентация деятельности частных агентств занятости. Их отношения с клиентами почти исключительно определяются положениями Гражданского кодекса, относящимися к договору возмездного найма услуг и посредничеству. В октябре 1996 г. на конференции Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) был принят профессионально-этический кодекс, который содержит ряд правил, носящих рекомендательный, морально-этический характер. Он, в частности, содержит запрещение взимать плату с граждан, обращающихся за услугами в организации, входящие в АКПП, обязывает агентства занятости соблюдать конфиденциальность в работе с клиентами.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|