Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 16 Обеспечение занятости населения



На рынке труда в любой развитой цивилизованной стране в на­стоящее время действуют социальные регуляторы. Их устанавлива­ет государство в виде правовых актов. Они фиксируют в интересах общества определенные «правила игры» на рынке рабочей силы. Эти правила составляют законодательство о занятости населения. Они в какой-то мере смягчают действие слепых рыночных сил на рынке труда, содействуют обеспечению занятости трудоспособного населения, облегчают трудоустройство граждан, испытывающих затруднения при подыскании работы. Защита от безработицы, со­действие в трудоустройстве является конституционным правом рос­сийских граждан и одним из основных принципов отечественного трудового права (п. 3 ст. 37 Конституции РФ, ст. 2 ТК РФ).

В России действует Закон от 19 апреля 1991 г. «О занятости на­селения в Российской Федерации» (с изменениями и дополне­ниями).

Указанный Закон и ряд других нормативных правовых актов, изданных Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, Минтруда РФ во исполнение этого Закона, реализуют полити­ку государства, имеющую целью содействовать осуществлению прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную за­нятость.

Основные направления этой политики: развитие трудовых ре­сурсов, обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан; проведение мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите; пре­дупреждение массовой и сокращение длительной безработицы; по­ощрение работодателей сохранять действующие и создавать новые рабочие места. Важное значение имеют разрабатываемые государ­ственными органами меры, направленные на повышение мобильно­сти трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной за­нятости, поощрение гибких режимов труда.

Закон о занятости населения относится к категории так назы­ваемых комплексных актов, выходящих за рамки трудового зако­нодательства. Наряду с нормами трудового права этот закон содер­жит нормы административного и других отраслей права. Занятость в этом законе трактуется как деятельность граждан, связанная с удовлетворением их личных и общественных потребностей, не про­тиворечащая законодательству и приносящая, как правило, им за­работок, трудовой доход (ст. 1).

Из такого понимания занятости следует, что занятыми считают­ся не только граждане, работающие по трудовому договору, но и те, кто занимается предпринимательской деятельностью, выполняет работу по гражданско-правовым договорам; члены производствен­ных кооперативов; лица, избранные, назначенные или утвержден­ные на оплачиваемую должность, проходящие военную службу, а также в органах внутренних дел, лица, проходящие очный курс обучения в образовательных учреждениях, учредители организа­ций, имеющие имущественные права в отношении этих организа­ций, граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей (ст. 2 Закона о занятости населения).

Понятие занятости, таким образом, значительно шире, чем наемный, зависимый, коллективный труд как предмет трудового права.

Трудовое право имеет дело только с одной формой занятости — трудовой занятостью работников, вступивших с работодателями в трудовые отношения. Однако в жизни далеко не все население вхо­дит в категорию занятых. С точки зрения закона незанятыми при­знаются лица трудоспособного возраста и старше, которые не име­ют работы (трудового дохода). Характер незанятости может быть различным. Одна часть незанятых (безработные), не имеющих ра­боты и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы (или иным путем ищут работу) и готовы приступить к ней. Этих лиц можно условно назвать «актив­но незанятые».

Другая категория незанятых не имеет работы и по тем или иным причинам, не подлежащим оценке со стороны государства, не ищет ее. Это «пассивно незанятые», которые не входят в состав рабочей силы. Их нельзя квалифицировать в качестве безработных со всеми вытекающими юридическими последствиями (прежде всего выплата пособия по безработице).

К категории «пассивно незанятых» относятся люди преклонно­го возраста, лица, полностью нетрудоспособные, домашние хозяй­ки, Лица, ухаживающие за больными членами семьи, а также те, кто по любой причине не желает работать.

Согласно Закону о занятости населения (ст. 1) незанятость гра­ждан не может служить основанием для привлечения их к админи­стративной и иной ответственности.

Государство гарантирует гражданам комплекс прав в области занятости: право на выбор места работы, на консультацию, профес­сиональную ориентацию, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации в органах службы занято­сти, на психологическую поддержку. Граждане имеют право на са­мостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами тер­ритории Российской Федерации.

Государство организует оплачиваемые общественные работы для безработных с учетом возрастных и иных особенностей граж­дан, создает специализированные организации для труда инвали­дов, устанавливает квоты -для приема на работу инвалидов. Государственное регулирование рынка занятости заключается прежде всего и главным образом в организации трудоустройства граждан, желающих и могущих работать. Функции государствен­ного управления в данной области до последнего времени осуществ­ляло Министерство труда и социального развития с помощью его структурного подразделения Федеральной государственной служ­бы занятости и ее территориальные органы, центры занятости, бир­жи труда. В Москве они называются отделениями Московского де­партамента труда и занятости Правительства Москвы.

Функции государственной службы занятости и ее подразделе­ний в посредничестве при трудоустройстве детально определены в законе. Установлено, что услуги этой службы оказываются бес­платно. Предусмотрены такие виды этих услуг: трудоустройство граждан, организация их переобучения, выплата пособий по безра­ботице, профессиональная ориентация, содействие в организации собственного бизнеса, досрочное оформление пенсий по старости, материальная помощь безработным, в том числе в натуре.

Правоотношения, которые возникают в связи с подысканием гражданином работы с помощью государственного органа трудоуст­ройства, включают три взаимосвязанных, но относительно само­стоятельных вида отношений:

—Между органом трудоустройства и гражданином, обратив­шимся с заявлением об устройстве на работу.

—Между органом трудоустройства и организацией, нуждаю­щейся в работниках.

—Между гражданином и организацией, в которую он направ­лен органом трудоустройства.

Далее будут рассмотрены юридические нормы, которые регули­руют каждый из перечисленных видов отношений.

Отношение: гражданин, ищущий работу — государственная служба занятости.

Основание, ведущее к возникновению такого правоотноше­ния, — обращение гражданина в Службу занятости за содействием в поисках подходящей работы. Содержание этого правоотношения, т.е. права и обязанности его сторон определены главным образом Законом о занятости населения. Из этого Закона следует, что глав­ная обязанность Службы занятости заключается в приеме соответ­ствующих, документов от гражданина, в его регистрации, в приня­тии мер по подысканию подходящей для соискателя работы и в на­правлении его к работодателю.

Для регистрации в качестве безработного по Закону о занятости требуется определенный набор документов. Для впервые ищущих работу и ранее не работавших: паспорт и документ об образовании. Для остальных лиц: паспорт, трудовая книжка, документ, удосто­веряющий профессиональную квалификацию, справку о среднем заработке за 3 мес. по последнему месту работы.

Следует отметить, что за помощью в государственную службу занятости могут обращаться не только неработающие, но и лица, имеющие работу, но желающие ее сменить или найти работу по со­вместительству .

При отсутствии для данного гражданина подходящей работы Служба занятости может предложить в качестве временной меры направление на общественные работы, порядок организации кото­рых регулируется Положением об организации общественных ра­бот, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 июля 1997 г.

Общественные работы — это общедоступные виды трудовой деятельности, как правило, не требующие предварительной про­фессиональной подготовки и имеющие социально-полезную на­правленность, например: уход за больными, престарелыми и инва­лидами; благоустройство, уборка и озеленение территории города, дорожные работы; уборка служебных помещений, расчистка снега, уборка мусора, обрезка деревьев вдоль полотна железной дороги, уборка автобусов и троллейбусов; погрузочно-разгрузочные, под­собные и другие неквалифицированные работы; мелкорозничная торговля, бытовое обслуживание; переборка, фасовка плодоовощ­ной продукции; работы по уходу за сельскохозяйственными куль­турами, уборка урожая; распространение газет, лотерейных биле­тов, технические работы на предприятиях культуры.

Общественные работы организуют органы исполнительной вла­сти субъектов РФ, органы местного самоуправления по предложе­нию и при участии государственных центров занятости в целях обеспечения временной занятости населения в организациях, нахо­дящихся в их собственности, и по договорам — в других организа­циях.

С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Преимущественным пра­вом на заключение такого договора пользуются безработные граж­дане, не получающие пособия по безработице, а также состоящие на учете в государственной службе занятости более б месяцев. При ор­ганизации общественных работ учитываются состояние здоровья, возраст, прежнее занятие и другие индивидуальные особенности граждан. Срочный трудовой договор об участии гражданина в об­щественных работах может быть расторгнут им досрочно при его устройстве на постоянную или временную работу.

На граждан, занятых на общественных работах, полностью рас­пространяется трудовое законодательство. Им, как правило, вы­плачивается также пособие по безработице.

Если безработный отказался от участия в общественных рабо­тах, это не лишает его льгот и компенсаций, предоставляемых без­работным действующим законодательством.

При отсутствии у органа по трудоустройству возможности по­дыскать работу соискатель вправе требовать направления на профобучение или выплаты пособия по безработице.

Гражданин, зарегистрированный в Службе занятости, получает право на пособие по безработице при невозможности предоставле­ния ему в течение 10 дней подходящей работы.

Подходящей признается работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника, с учетом уровня его профес­сиональной подготовки, условия последнего места работы, состоя­нию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Транспортная доступность — максимальная по времени удален­ность работы от места жительства. Она определяется местными властями. В Санкт-Петербурге, например, это полтора часа на про­езд к месту работы.

Предлагаемый за подходящую работу заработок не может быть ниже среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы безработного. Но последнее правило не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышает величину прожиточного минимума субъекта РФ. Таким образом, если предлагаемый заработок ниже среднего заработка, получаемого ранее безработным, но выше величины прожиточного минимума в субъекте РФ, то работа для данного работника считает­ся подходящей.

Для некоторых категорий граждан требования к подходящей работе понижаются в отношении соответствия работы профессио­нальной квалификации, уровню заработной платы. Это относится, например, к лицам, впервые ищущим работу, к длительно безра­ботным (более 18 месяцев).

Нарушение безработным установленных правил влечет лише­ние статуса безработного. В частности, такого статуса лишаются граждане, отказывающиеся от двух вариантов подходящей работы, не являющиеся в органы занятости после их регистрации для пред­ложения им подходящей работы, осужденные судом к наказанию в виде лишения свободы или к исправительным работам без лишения свободы.

Сроки трудоустройства законом не установлены. Оно продол­жается до устройства на работу или направления на обучение. С момента устройства гражданина на работу данное правоотноше­ние прекращается. Оно может быть прекращено и по желанию са­мого гражданина.

Органы по трудоустройству не обладают административными полномочиями по отношению к работникам. Направление на рабо­ту — это лишь рекомендация. При приеме соискателя на работу ра­ботодатель возвращает направление с указанием даты приема на работу. Если работодатель отказывает в приеме на работу, то он де­лает отметку о дне явки соискателя, о причинах отказа в трудоуст­ройстве и возвращает направление гражданину. При такой ситуа­ции у работника прекращается правоотношение с данным работодателем. Что же касается остальных работников, которые должны быть приняты работодателем в счет квоты, то отказ в приеме таких ра­ботников запрещен и может быть обжалован в суд.

При необходимости органы занятости могут компенсировать ра­ботодателям расходы на опережающее обучение граждан, высвобо­ждаемых от работы в организациях.

Третий вид правоотношений в области трудоустройства — отно­шения гражданина, устраивающегося на работу через посредниче­ство государственной службы занятости, и работодателя. Это пра­воотношение возникает с момента предоставления гражданином на­правления службы занятости. Гражданин, взяв такое направление и предъявив его работодателю, выражает таким образом желание заключить с ним трудовой договор. Но прием на работу может и не состояться. Содержание данного правоотношения заключается в обязанности гражданина предъявить направление, выданное ему государственной биржей труда, работодателю и право (но не обя­занность) последнего принять на работу данного гражданина. При этом работодатель принимает на работу граждан с направлениями службы занятости на тех же основаниях, что и граждан, непосред­ственно обратившихся к нему с просьбой о трудоустройстве. Таким образом, в РФ отсутствует обязанность работодателя заключить трудовой договор с работником, имеющим направление службы за­нятости. Такое направление имеет только рекомендательный харак­тер.

Рассмотренный материал относится к деятельности на рынке труда органов государственной службы занятости (государствен­ных бирж труда). Но государственная служба занятости не являет­ся монополистом на российском рынке труда. Наряду с этой служ­бой действуют частные агентства занятости, число которых превы­шает 600.

Закон о занятости населения не запрещает деятельность негосу­дарственных организаций по оказанию гражданам услуг в содейст­вии трудоустройству, профессиональной ориентации и психологи­ческой поддержке безработных граждан и незанятого населения. Во изменение ст. 19 Закона о занятости населения лицензирование частных агентств занятости, которые осуществляют свою деятель­ность по трудоустройству в пределах территории РФ, в настоящее время не предусмотрено. Вместе с тем деятельность частных агентств занятости, связанную с трудоустройством граждан за пре­делами территории РФ, в соответствии со ст. 18 Закона о занятости населения может осуществляться только российскими юридически­ми лицами на основании, лицензий, выдаваемых в порядке, установленном законодательством РФ. В настоящее время этот порядок установлен Положением о лицензировании деятельности, связан­ной с трудоустройством граждан Российской Федерации за преде­лами Российской Федерации, утвержденным постановлением Пра­вительства РФ от 14 июня 2002 г..

Негосударственные биржи труда существуют за счет оплаты своих услуг клиентами: работодателями и гражданами.

Ранее частные агентства занятости в значительной степени дуб­лировали работу государственной службы занятости. Но сейчас это нетипично.

Значительная часть частных агентств занятости полностью или частично переключилась на рекрутинговую деятельность, т.е. вы­полняют заявки работодателей, подыскивая им нужных работни­ков. При этом они сдают свою работу «под ключ», т.е. сами осуще­ствляют целевой поиск специалистов с помощью личных контактов и собственных данных, подыскивают подходящих работников все­ми возможными способами, в том числе путем «охоты за мозгами» (т. е. переманивания работающих специалистов), оценивают про­фессиональные данные соискателей и предлагают фирмам-заказчи­кам тех работников, которые им нужны, получая за посредниче­скую деятельность комиссионные, обычно сумму, равную заработ­ной плате работника за определенный календарный период (3 — 4 месяца).

Сегодня на российском рынке труда действуют как отечествен­ные, так и иностранные рекрутинговые агентства. Крупнейшие из них «Триза», «Анкор», «Империя кадров», «Мэнпауэр», «Келли», «Метрополис».

Среди частных агентств занятости имеются специализирован­ные, которые занимаются подбором определенных работников (высших и средних менеджеров, бухгалтеров, охранников, гувер­нанток, нянь, секретарей-референтов). Имеются агентства, кото­рые берутся за поиски любого работника по любой специальности.

Для современного периода характерно расширение диапазона услуг, которые оказывают частные агентства занятости. Это разно­образные консультативные услуги (составление резюме, подготов­ка к интервью, тренинги для успешного прохождения тестирова­ния), консультации фирм в отношении повышения эффективности управления человеческими ресурсами, помощь в организации кад­ровой службы и даже взятие на себя всей кадровой работы на пред приятии заказчика (своего рода дистанционное управление кадра­ми). Появились фирмы, которые занимаются лизингом персонала1.

В настоящее время в России отсутствует специальная законода­тельная регламентация деятельности частных агентств занятости. Их отношения с клиентами почти исключительно определяются по­ложениями Гражданского кодекса, относящимися к договору воз­мездного найма услуг и посредничеству.

В октябре 1996 г. на конференции Ассоциации консультантов по подбору персонала (АКПП) был принят профессионально-эти­ческий кодекс, который содержит ряд правил, носящих рекоменда­тельный, морально-этический характер. Он, в частности, содержит запрещение взимать плату с граждан, обращающихся за услугами в организации, входящие в АКПП, обязывает агентства занятости со­блюдать конфиденциальность в работе с клиентами.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.