Сущность мотивации персонала. Характеристика основных теорий мотивации. Мотивация и стимулирование персонала на предприятии
Мотивация - процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Задачи мотивации: формирование у каждого сотрудника понимания сущности и значения мотивации в процессе труда; обучение персонала и руководящего состава психологическим основам внутрифирменного общения; формирование у каждого руководителя демократических подходов к управлению персоналом с использованием современных методов мотивации. Теории мотивации: Герцберга: мотиваторы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность. Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до “плюса”. Маслоу:пять уровней потребностей: физиологические (жажда, голод, сон, сексуальные), потребность в безопасности, социальные потребности (любовь, принадлежность к определенной социальной группе), потребность в уважении (самоуважение, успех, статус), потребность в самовыражении. Потребности удовлетворяются в определенном порядке. Наиболее сильная потребность определяет поведение до тех пор, пока она не удовлетворена. Удовлетворенная потребность больше не действует как фактор мотивации. Теория ожиданий (Врум, Портер, Лоулер и др.): Мотивированная деятельность является целенаправленной. Цель связана с удовлетворением какой-либо потребности. Сила направленности деятельности на достижение цели зависит от того, в какой мере личность чувствует себя вознагражденной за достижение цели. Сила стремления к получению вознаграждения или другой цели зависит от:ценности вознаграждения и его достижимости. То, что человек ценит, зависит от его потребностей. Чтобы человек был мотивирован на определенную деятельность, нужно его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели так, чтобы человек это заметил. С другой стороны, каждый знает, что не всегда даже настойчивые усилия гарантируют достижение цели. На основе ранее полученного опыта формируется представление (ожидание) о том, насколько реальной является возможность достижения цели. В этом случае взвешиваются также все возможности и препятствия, возникающие вследствие окружения и ситуации данного момента. Мотивация и стимулирование труда на предприятии включает пять направлений: материальное стимулирование, улучшение качества рабочей силы, совершенствование организации труда, вовлечение персонала в процесс управления и неденежное стимулирование. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|