Здавалка
Главная | Обратная связь

Принципы организации оперативных процессов



Понятие торговых и технологических процессов

Оперативные процессы в мага­зине — это совокупность торговых и технологических процес­сов, последовательно взаимосвязанных, целью которых явля­ется доведение товаров в широком ассортименте и надлежаще­го качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.

Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и поку­патели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, фор­мы продажи, вида и типа магазина.

Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хра­нение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торго­вом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей.

Принципы организации оперативных процессов

1. обеспечение комплексного подхода к выработке оптималь­ных вариантов продажи товаров;

2. обеспечение наилучших условий выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания;

3. соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных тру­довых процессов;

4. достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения;

5. сохранение физико-химических свойств товаров.

Рациональная организация основных оперативных процессов в магазинах должна удовлетворять следующим требованиям:

· направлять встречное движение товарных и покупательских потоков без взаимных помех (с главного фасада — покупатели, со двора - товары);

· создавать условия для нормального движения покупательских потоков, исключать возможность образования тесноты и заторов

· из-за несовершенств в устройстве помещений, не допускать пере-1 крещивания потоков покупателей;

· обеспечивать кратчайшие пути движения товаров внутри мага-1 зина;

· правильно выбирать и устанавливать оборудование для взве-1 шивания прибывающего товара, приемки по количеству и каче-| ству, внутримагазинного перемещения, подготовки к продаже;

· обеспечивать нормальные санитарно-гигиенические условия для!обработки и хранения товаров.

 

 

Организация торгового и технологического процесса в ма­газине зависит от:

· потребительских свойств товаров,

· степени их готовности к продаже,

· принятой системы товародвижения,

· использования новых видов тары при перевозке и реализации товаров,

· применяемых форм продажи.

Торговый и технологический процессы в магазине состоят следующих операций — разгрузки транспорта, приемки товар по количеству и качеству, перемещения к месту хранения (камеры хранения, помещения для подготовки товаров к продаже) подготовки товаров к продаже, выкладки в торговом зале на оборудование.

Организация технологических процессов в магазинах прямо зависит от организации системы товароснабжения: количества технологических участков и операций, их трудоемкость при прочих равных условиях будут тем меньше, чем лучше и в большем количестве поступающие товары подготовлены к розничной продаже и чем чаще они поступают в магазины.

 

 

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями.

Приемка товаров по количеству это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транс­портная накладная). Проводят в определенные сроки, указан­ные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим ак­том.

Приемка товаров по качеству это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, марки­ровки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Проводят в установленные инструк­циями сроки. При обнаружении недоброкачественных или не­комплектных товаров приемку приостанавливают и составля­ют коммерческий акт.

Хранение товаров в магазине связано с организацией следую­щих процессов — перемещения, укладки на хранение, поддержа­ния режимов хранения, соответствующих санитарно-гигиениче­ских условий.

Подготовка товаров к продаже включает следующие процессы: проверку целостности и вскрытие упаковки, маркировки това­ров, наличия инструкций по эксплуатации, технических паспор­тов, гарантийных талонов, комплектности, проверку товаров в действии и др.

Под выкладкой товаров понимают способ расположения, укладки и показа товаров на оборудовании в торговом зале. Рациональная выкладка товаров дает возможность покупателям осмотреть и вы­брать нужный товар с минимальными затратами времени и макси­мальными для себя удобствами.

Важную роль играют приемы выкладки товаров на оборудова­нии. В магазинах самообслуживания используют выкладку нава­лом, штабелем, расположением в ряд, стопками, подвешивани­ем и др. Эти приемы позволяют добиться эффективного использо­вания демонстрационной площади торгового оборудования, то­вары становятся более доступными для покупателей. Чулки-нос­ки, мелкую галантерею, игрушки, спорттовары, хозяйственные товары и др. выкладывают навалом в контейнерах, корзинах, на полках горок, столах с высокими бортами; ткани, белье, культто­вары, посуду, электротовары — штабелем, рядами, стопками; одежду, трикотаж, образцы тканей вывешивают.

При выкладке товаров используют вертикальный и горизон­тальный способы.При вертикальной выкладке размещают однородные товары на всех полках данной горки по вертикали.

При горизонтальной выкладке ту или иную группу товаров размещают вдоль полок оборудования, занимая при этом только одну или две полки. Горизонтальную выкладку товаров рекомен­дуется использовать при демонстрации крупногабаритных това­ров и мелких товаров в кассетах.

В последнее время многие супермаркеты стали использовать корпоративную выкладку товаров, которая предусматривает сов­местное размещение товаров одного производителя.

Товары, в реализации которых магазин особенно заинтересован, следует помещать на полках в наиболее удобных зонах для покупателей — на высоте 110— 160 см над уровнем пола. Неудоб­ными для выбора товаров являются зоны полок на высоте до 80 см от пола и свыше 180 см.

При размещении товаров на торговом оборудовании следует придерживаться следующих правил:

· следить за чистотой вокруг оборудования (рядом не должно быть упаковочных коробок, ящиков и т.п.);

· обеспечить наглядность и информационную доступность ценников;

· размещать товары лицом к покупателям;

· под каждый товар отводить не менее 30 см погонной длины полки (человеческий глаз способен отметить изображение предмета, если он находится в поле зрения на менее 1/з секунды; учитывая, что покупатель движется по торговому залу со средней скоростью 1 м/с, обозреваемая единица товара должна размещаться на участке длины полки » 33 см);

· никогда нельзя допускать незаполненного пространства на полках;

· отсутствие переполнения торгового оборудования товаром;

· использование декоративной выкладки товаров только с рек­ламной целью;

· применение простейших приемов выкладки товаров;

· нельзя использовать оборудование с логотипами одного поставщика для размещения продукции другого поставщика;

· необходимо следить за ротацией товара, т. е. продукцию с меньшими сроками годности следует помещать на переднем плане, а с более длительными сроками хранения — позади;

· любой товар должен быть доступен покупателю без помощи продавца;

· нельзя размещать тяжелые продукты, стекло, консервы на верхних полках.

В организации процесса продажи важно рациональное размещение товаров разных групп, подгрупп, видов и разновидностей на товарных линиях торгового зала (зонирование товарных линий).

Факторы, влияющие на зонирование ли­ний по товарным группам:

· частота покупок различных товаров;

· совместное (комплексное) приобретение товаров;

· продолжительность отборки конкретных товаров;

· трудоемкость перемещения товаров из неторговых помеще­ний;

· требования к взаимному товарному соседству, исключаю­щему отрицательное влияние одних товаров на другие.

Основные требования размещения товаров в магазине:

предоставлять покупателям возможность быстро ориенти­роваться в размещении ассортимента и содержании покупки;

создавать условия комфортности пребывания в магазине;

предоставлять информацию и услуги;

оптимально использовать торговые площади;

обеспечивать сохранность материальных ценностей;

организовать рациональное движение товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

Качество торгового обслуживания определяется минималь­ным временем, затраченным на приобретение товаров, удобст­вом и комфортом обслуживания, экономической эффективно­стью работы магазинов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.