Здавалка
Главная | Обратная связь

ВИДЕНИЕ ДЛЯ БИЗНЕСА



 

Видение (Vision). Третья, но не менее важная составляющая главных элементов создания и планирования бизнеса.

Что такое видение? Кто-то может сказать, что это психологическая составляющая правильного настроя владельца и организатора будущего бизнеса. Кто-то скажет, что это непременная часть бизнес-планирования, описывающая то, как именно будет "выглядеть" и работать создаваемый бизнес. И обе версии - правильные. С точки зрения вас, как владельца, - это очень важное и правильное психологическое дополнение к формулировке вашей цели. В создании видения вы проецируете и формулируете у себя в сознании то, к чему вы стремитесь. В отличие от количественной цели, в видении вы просто представляете, каким будет мир, рынок, ваш бизнес, вы, и разные детали, - как это все будет выглядеть, какие визуальные ассоциации вы будете хранить в голове, какие и как вы будете передавать своим подчиненным, и к чему именно вы будете стремиться. Психологи утверждают, что для достижения и осуществления цели, - это крайне важное и полезное упражнение, - визуализировать свою цель, то есть регулярно представлять как это оно все будет. Если отбросить психологический взгляд, видение может быть представлено как серьезный документ, который также называют "концепция". Этот документ содержит цели, содержит описание различных элементов бизнеса, как бизнес работает, то есть в первую очередь отвечает на вопросы "как это работает?", "как это выглядит?", и не отвечает на вопросы "как это сделать?", "каков план?". Ценность такого документа та же: выработать у команды, у акционеров и инвесторов видение-понимание того, как это будет, как это должно быть.

Для чего создается видение? Зачем нужна концепция? Все правильно: для единого, общего, согласованного понимания, что именно нужно построить общими усилиями вовлеченных сторон. Если говорить просто о всех трех составляющих, то для простоты, вопросы, которые нужно задать себе (и тем, кто вам помогает), выглядят так: Цель: Что я хочу получить? Сколько я хочу получить? Миссия: Кому, чем и как я помогаю? Чьи проблемы и как решает наш бизнес? В чем польза рынку и клиентом от нашего бизнеса? Видение: Куда мы идем? Как это можно описать, сформулировать, представить? В какой форме и в каких деталях это можно донести всем остальным, чтобы выработать общее понимание нашего пути и деталей представления нашей цели?

Как можно использовать видение-концепцию дальше? То есть в чем назначение такого документа, если не только выработка и согласование единого понимания членов команды? Видение - важный элемент создания плана, бизнес-плана, набора простых и реализуемых промежуточных шагов. В некотором смысле, - это основа для декомпозиции цели на понятные и простые составляющие, шаги и задачи вашего плана.

Что нужно быстро и просто сделать, для того, чтобы видение сформулировать? Вот простой шаблон: Через 3-5 лет, начиная с данного момента, моя (наша) компания будет ____________________ Далее мы покажем, как триада Цель-Видение-Миссия помогают вам составить и реализовать ваш бизнес-план, как их использовать, и что еще нужно.

 

БИЗНЕС-ПЛАН

 

Бизнес-План, - что это? Казалось бы, все просто: план он и есть план. Документ, в котором написано, как строить и осуществлять данный бизнес, кто вовлечен, кто за что отвечает, как связаны между собой отдельные задачи, и какие сроки. Классика. Однако, не все так просто. Бизнес-план документ особый. И с точки зрения его написания, и с точки зрения его использования. Что такое бизнес-план? Бизнес-план, - многогранный документ, описывающий ваш бизнес, план по его созданию или изменению, план существования компании и ее поведения во времени и в зависимости от разных факторов. Почему он многогранный? Потому что он описывает ваш бизнес с разных сторон. Потому что им пользуется несколько групп совершенно разных заинтересованных сторон. Какая у него цель? - у него много целей. Для каждого читателя - своя. Именно поэтому он такой многогранный. Кто им пользуется? • В первую очередь вы сами. Это ваш план вашего бизнеса. Его вы пишете для себя, чтобы помнить и знать как и что вы должны сделать. Это нужно не только чтобы не забыть (хотя и это полезно), но для того, чтобы самому анализировать, проводить с ним упражнения "что-если", а еще для того, чтобы своим (будущим?) подчиненным доносить вашу стратегию и из задачи не только в устной форме. • Акционеры. Те, кто вкладывают в ваш бизнес свои ресурсы (деньги, капитал, прочее), должны отчетливо понимать, во что именно они вкладывают. Им важны не только цифры и сроки возврата, дохода и прибыли, им нужно понимать, что ваш бизнес и вы - достойное вложение, с понятным будущим, с ясным видением, с определенными рисками (без этого никуда, но важен уровень рисков), и что у вас (в бизнес-плане) достаточно материала, аргументов, четких задач как добиться успеха, а акционерам получить свое: дивиденды, прибыль и прочее. • Инвесторы. Схожи по поведению с акционерами, только более агрессивны и более ориентированы на финансовую и рисковую составляющие. И тем не менее, без бизнес-плана разговор об инвестициях не представляется серьезным. • Менеджеры. Ваши подчиненные, которые отвечают за соответствующие направления бизнеса. Директоры, вице-президенты, начальники отделов - их должности определяются размером вашей компании, но суть одна: они наемные менеджеры, управленцы, которые должны обеспечить выполнение бизнес-плана так, как это намечено, либо оперативно и умело действовать в условиях меняющегося окружения, чтобы бизнес несмотря ни на что работал и выполнял свои цели. • Подчиненные, сотрудники. Да-да, и они тоже. Конечно, это не лучший тон, когда они читают текст всего бизнес-плана как есть, - им надо правильно "переводить" и доносить нужные им составляющие, и тем не менее, они тоже могут и должны получать информацию из бизнес-плана и косвенно, но пользоваться им. Ведь они работают на вас и на ваш бизнес, значит должны выполнять все то, что помогает бизнесу быть и получать нужный (вам, акционерам, инвесторам и др.) результат. • И еще много много разных других людей и ролей, которые так или иначе могут быть или уже вовлечены в окружение вашего бизнеса. Например: банки, где вы будете брать кредиты, ваши юристы, и так далее.

Как его написать? Бизнес-план один из немногих документов, которые пишутся по "пирамидальному" принципу. Сверху вниз. Каждый нижний слой описывает детали верхнего все подробнее. • Вверху пирамиды - главное, - Executive Summary (Пояснительная записка), 1-2 страницы, прочитав которые достаточно, чтобы понять зачем существует (или создается) данная компания, что она делает, на каком рынке, какие проблемы клиента решает, какой продукт и сколько денег она будет приносить. • Следующий "слой" пирамиды более детальный. Обычно это от нескольких до пары десятков станиц. Здесь более подробные ответы на вопросы о цели (целях) компании, о ее миссии, видении, стратегии, финансовом прогнозе и бизнес-модели. • Далее - еще больше. Отдельная глава (главы) о рынке, отдельная - о маркетинговых задачах и плане их выполнения, отдельная - о продажах (стратегия и тактика, ответственные, ресурсы, требования, задачи и так далее), о производстве, о продуктах, о финансах и прочее. Миссия, например, раскрывается в главы об анализе рынка, о маркетинговой стратегии, о продукте, о маркетинге продукта, о коммуникации с клиентом. Видение - в производственные главы, о продукте, о имидже компании и продукта, и др. Цель раскрывается во все, - все все задачи направлены на достижение цели… Большие бизнес-планы могут насчитывать сотни страниц и иметь 3-4 и даже 5 слоев изложения, но в среднем и малом бизнесе это скорее исключение. Нормальный объем - это 40-100 страниц. Все, что вы хотите написать в больших подробностях лучше выносить в приложения. И важно помнить: не стоит сразу написать все и подробно. Это план, но это не абсолютный документ, который никогда не изменится. В жизни бывает всякое: ваши предположения о каких-то вещах могут не сработать, рынок может измениться, случатся какие-то риски, - все это поводы для анализа и возможного пересмотра вашего бизнес-плана. Поэтому готовьтесь его переписывать, по крайней мере, частями. Согласитесь, будет не очень эффективно переписывать десятки и сотни страниц. Если вам встречаются не-"пирамидальные" планы, - ничего страшного, так бывает. Тем не менее, это хороший тон создавать документ так, чтобы разные читатели быстро и просто находили ответы на те вопросы, которые их волнуют. Акционеры и инвесторы - короткие описания и прогнозы вначале. Специалисты по производству, - кратко о смысле продуктов и услуг и более подробно (в другом месте плана) - про то, как нужно эти продукты создавать, какие планируются ресурсы, мощности, производственные показатели и проч. Ну и так далее, - каждый читатель должен найти свой контент в нужной части документа с нужной для его задач степенью изложения материала (подробностью-детальностью). Как правильно применять бизнес-план? Бизнес-план важный документ. Он содержит много информации, которая была бы интересна вашим врагам и конкурентам. На бизнес план должна распространяться ваша коммерческая тайна. Не нужно его рассылать по компании. Не нужно давать всем, кто попросит. Но и хранить в сейфе за семью печатями его не стоит. Бизнес план, - это план, по которому работаете вы и ваши подчиненные, менеджеры компании. Это - ваш настольный документ, с которым вы сверяетесь регулярно. Выполняете, анализируете, сопоставляете, корректируете, снова выполняете… И еще. Нужно помнить, что не все в вашей компании и в ее окружении умеют понимать язык, на котором написан этот документ. Деловой, серьезный, бизнес-язык. Помните, что есть ряд аудиторий, для которых бизнес-план должен быть правильно переведен и правильно транслирован. Вы же не будете рабочим, делающим свои задачи за зарплату, рассказывать прямым текстом, что задача компании - эксплуатация рабочих ради обогащения акционеров? Правильно, не будете… Вот именно об этом и речь: ваши починенные-менеджеры должны правильно доносить (с учетом многих факторов и, в первую очередь, языка и интересов сотрудников) содержание бизнес-плана соответствующей аудитории…

 

ПАРТНЕРЫ

 

Кто такие партнеры? Кто такой партнер? Партнер, - это тот, с кем у вас есть общая цель, общий интерес. Этот тот (та), кому вы доверяете (хотя и проверяете, конечно). Тот, с кем вас связывает нечто большее, чем просто бизнес интерес. У вас есть доверие (хотя иногда это требует редких, но проверок). Это тот, кто в подавляющем большинстве случаев вас не подводит (ну бывает, бизнес есть бизнес). Ваши интересы не идентичны, но есть общее, и это важно, - это суть партнерства. Это тот, на кого вы в большой степени (по сравнению, скажем, с контрагентами) можете положиться в области ваших интересов, конечно. В случае присутствия-наличия общей цели вы ожидаете от партнера отзывчивости, активности (реактивности, проактивности), готовности действовать в общих интересах… Как-то я услышал очень правильный анекдот про партнеров. От Николая Митюшина, которому, похоже, этот анекдот рассказал Арсений Тарасов, откуда он его знает, я не в курсе, - возможно, цепочка гораздо длиннее: Поймали как-то волки зайца и говорят ему: "мы тебя сейчас съедим", а заяц не дурак, им отвечает: "ну что вы меня будете есть, вам достанется каждому совсем немного, давайте я вас лучше приведу туда, где пасутся овцы, - вам всем хватит…". Послушали волки зайца, пошли, пришли, - действительно овцы… Была резня, море крови, волки хорошо поохотились, остались довольны, но… Но не заметили, как в общей кутерьме заодно и зайца порешили. Собрали совет волчьей стаи. Думают, надо зайца достойно похоронить, он же слово сдержал, пользу нам принес. Так и сделали. Похоронили зайца, сели кружком и думают дальше: что же на надгробье-то написать… Думают. "Спасибо другу", - нет, не подходит, какой же заяц волку друг. Нет. "Спасибо собрату", - тоже нет, какой же заяц нам собрат… И наконец решили: "От благодарных партнеров". Анекдот жесткий, даже жестокий, но правда в нем есть: это тоже проявление партнерства. Поэтому стремитесь к партнерству, осуществляйте партнерство, - это хорошо. Но помните: с партнерами надо быть очень осторожным. Партнеры могут и "съесть".

 

ЧТО ВАЖНЕЕ: ПЛАН ИЛИ МОДЕЛЬ БИЗНЕСА?

 

Что важнее: План или Модель бизнеса? Одновременно сложный и простой вопрос. И то, и другое важно. У каждого из этих артефактов (документов) есть своя польза, свое назначение и свои задачи. Самое главное: нельзя отвечать на вопрос однобоко: нельзя сказать, что бизнес-план важнее модели, или наоборот, что модель важнее, или первичней, чем бизнес-план. Это две важных части вашего (будущего) бизнеса. Как две стороны одной медали. Почему? Бизнес-план содержит в себе описание того, какие цели у вашего бизнеса, что он и как будет делать, и какие шаги-задачи нужно выполнить, чтобы достичь ваши цели. Бизнес-модель описывает ключевые моменты, помогающие вам ответить на вопросы "как именно будет устроен бизнес в качестве системы по зарабатыванию денег?", "какие элементы в вашем бизнесе должны обязательно быть?", "как ключевые элементы вашего бизнеса взаимодействуют и взаимосвязаны между собой ради достижения бизнес-цели?" Согласитесь, что только в совокупности вы получите максимум ответов на вопросы по созданию и выстраиванию бизнеса. Именно в таком ключе нужно воспринимать бизнес-модель. Обратите внимание, она не говорит, что бизнес-план это плохо, она показывает, что еще, кроме бизнес-плана вы должны сделать, как и зачем. Как говорит Александр Остервалдер: 9) No business plan survives the first customer contact 10) It’s the business model, stupid 11) Take time to think through alternative possibilities 12) Your business model idea is just a set of hipotheses 13) Don’t build your company, until you’ve verified your Business Model Поэтому не надо ставить вопрос что лучше, нужно иметь и то, и другое, и правильно этим пользоваться.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.