Требования к профессиональным умениям аудиторов
Для успешного проведения проверок аудитор должен уметь[61]: · тщательно готовиться перед началом проверки и перед каждым последующим ее этапом; · проводить как начальную, так и итоговую встречу (это особенно важно для главного аудитора); · собирать информацию без проявления агрессивности или запугивания (хороший аудитор заставляет проверяемых вести себя непринужденно); · осуществлять сбор объективных данных с минимальной суетой, используя визуальные наблюдения, анализ выбранной документации и интервью (опрос); · проводить опрос самых различных по уровню и рангу сотрудников организации; · подтверждать свои выводы конкретными свидетельствами и документами (не быть голословными); · указывать на области для беспокойства путем устных сообщений о них проверяемым при первой возможности, идентифицируя соответствующие обстоятельства, включая вовлеченных лиц, но не делая утверждения о виновности людей, а указывая на отказ процесса системы менеджмента; · определять статус несоответствия и его серьезность с обоснованием своих утверждений перед руководством проверяемой организации; · осуществлять подготовку письменных отчетов о несоответствии, обладающих ясностью, объективностью и непредвзятостью, таких, которые могут быть прочитаны и поняты даже человеком, не участвовавшим в проверке, через несколько месяцев и даже лет после его написания (при написании отчета не требуется красота стиля, важно, чтобы написанное было понятно другим специалистам); · добиваться согласия и конструктивного отношения к обнаруженным несоответствиям, а также планирования реалистичных корректирующих действий и разработки графиков их осуществления (когда заполняется бланк регистрации несоответствий, представитель проверяемого подразделения расписывается в том, что он ознакомлен и согласен с выявленным несоответствием; после этого на следующей части бланка представитель подразделения должен сформулировать (составить план) и указать срок выполнения корректирующих мероприятий, а аудитор своей подписью подтверждает, что план достаточно хорош, чтобы обнаруженные несоответствия были устранены; аудитор не должен заниматься разработкой корректирующих мероприятий и графиков их проведения); · записывать все ключевые факты, имеющие отношение к проверке, в окончательном отчете (акте), который (вместе с бланками регистрации несоответствий) войдет в постоянный протокол качества; · пользоваться авторитетом аудитора, данным ему по должности, при решении спорных вопросов, когда не удается достичь единого мнения с проверяемыми (при практической работе явных конфликтных ситуаций бывает не так уж много). Оценка аудитора Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна[62] планироваться, реализовываться и регистрироваться в соответствии с процедурами по программе аудита для обеспечения получения объективных, последовательных, полных и надежных результатов[63]. Процесс оценки должен выявить необходимость в повышении профессиональных знаний и умений. Оценка аудиторов происходит на следующих этапах[64]: · начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами; · оценивание аудиторов как части процесса формирования аудиторской группы; · оценивание аудиторов как части процесса формирования аудиторской группы; · постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков. На рис. 4.3 показана взаимосвязь между этими стадиями оценки. Рис.4.3. Взаимодействие этапов оценки
Процесс оценки включает четыре основных этапа. Первый этап – идентификация личных качеств, знаний и навыков для соответствия потребностям программы аудита. При определении требуемых знаний и навыков должно быть учтено следующее: · размер, вид деятельности и сложность проверяемой организации; · цели и объем программы аудита; · требования по сертификации, регистрации и аккредитации; · роль процесса аудита для руководства проверяемой организации; · уровень конфиденциальности, требуемый в программе аудита; · сложность проверяемой системы менеджмента. Второй этап – определение критериев оценки. Критерии могут быть количественными (такими, как время обучения и работы, количество проведенных аудитов, количество часов подготовки) или качественными (такими, как демонстрация личных качеств, знаний или проявление навыков в процессе подготовки или на рабочем месте). Третий этап – выбор соответствующего метода оценки. Оценка должна проводиться лицом или комиссией с использованием одного или нескольких методов, изложенных в табл. 4.2. При использовании табл. 4.2 должно быть учтено следующее: · предлагаемые методы представляют собой набор вариантов и не могут применяться во всех ситуациях; · различные предлагаемые методы могут отличаться по надежности; · как правило, для получения объективного, последовательного, полного и надежного результата следует использовать комбинацию методов.
Таблица 4.2 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|