Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие рекомендации по проведению объективного исследования ребенка



Карцева Т.В., Тимофеева Е.П., Дерягина Л.П.

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ И ФАКТОРЫ,

ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ.

 

Учебно-методическое пособие для студентов медицинских ВУЗов

Новосибирск – 2008

Физическое развитие детей и факторы, его определяющие.

 

Авторы и составители учебно-методического пособия для студентов медицинских ВУЗов:

Карцева Татьяна Валерьевна – д.м.н., доцент, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней НГМУ.

Тимофеева Елена Петровна – к.м.н., ассистент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

Дерягина Людмила Петровна -к.м.н., доцент кафедры пропедевтики детских болезней НГМУ.

 

Рецензенты:

Щедрина Анна Григорьевна – д.м.н., профессор кафедры восстановительной медицины НГМУ.

Пиминова Наталья Владимировна – к.м.н., доцент, заведующий методическим кабинетом НГМУ.

 

Рекомендовано цикловой методической комиссией НГМУ в качестве учебного пособия для студентов медицинских ВУЗов (протокол № от 2008 г.)

 

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов медицинских ВУЗов, изучающих курс пропедевтики детских болезней.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….…….……..4

I. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ…………………………………..……..…8

1.1. Закономерности физического развития детей…………………….………....8

1.2. Факторы, определяющие рост………………………………….….…………10

1.3. Изменение антропометрических показателей в процессе роста и развития детей …………………………………………........………………………………..14

1.4.Методы определения физического развития……………………….………..19

1.5. Оценка физического развития детей…………………………….…………..50

1.6. Оценка уровня биологической зрелости…………………………………….61

II. ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ……………………………………………….66

2.1. Формирование пола…………………………………………….…….……….66

2.2. Гормональная регуляция………………………………………….……….….70

2.3. Половое развитие мальчиков……………………………………….….……..71

2.4. Половое развитие девочек…………………………………………...….…….74

2.5. Методика исследования полового развития……………………….…...……78

2.6. Оценка полового развития…………………………………………..…….…..81

ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….85

Вопросы для самоконтроля………………………………………………..………95

Заключение………………………………………..……………………….....…….96

Список использованной литературы……….…………………………………….99

ПРЕДИСЛОВИЕ

Кафедра пропедевтики детских болезней на педиатрическом факультете медицинских ВУЗов – одна из первых начинает профессиональную подготовку педиатра. В результате изучения пропедевтики детских болезней у студентов формируются важные профессиональные навыки обследования здорового и больного ребенка, основы клинического мышления, а также медицинской этики и деонтологии.

Учебно-методическое пособие составлено на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия». Учебно-методическое пособие для студентов составлено в соответствии с учетом требований к методическим пособиям педагогических кафедр высших учебных заведений.

Целью настоящего учебно-методического пособия является оказание помощи студентам медицинских ВУЗов в освоении навыков оценки физического развития у детей в связи с учётом их возрастных анатомо-физиологических особенностей, выявления ведущих синдромов нарушения физического развития и их своевременной коррекции.

Цель занятия: Овладеть методикой оценки индивидуального физического развития детей клиническим и антропометрическим методами, определения особенностей телосложения, биологической зрелости детей различного возраста, выявления своевременности появления вторичных половых признаков.

Студенты будут:

1-й уровень – ЗНАТЬ:

· Факторы, оказывающие влияние на физическое развитие.

· Законы увеличения роста и массы детей в различные периоды детства.

· Пропорции тела.

· Сроки полового созревания.

· Признаки нарушения физического развития и факторы, их вызывающие.

· Семиотику нарушений физического развития.

2-й уровень – ПОНИМАТЬ:

· Роль физического воспитания для гармоничного развития ребенка.

· Значение антропометрических измерений в оценке индивидуального физического развития.

· Основные закономерности роста и развития детей.

· Причины нарушений физического развития детей.

3-й уровень – УМЕТЬ:

· Выполнять методику соматоскопии и антропометрии.

· Оценить индивидуальное физическое развитие ребенка по ориентировочной карте, разработанной на кафедре, клиническим и антропометрическим методами, по эмпирическим формулам, центильным методом, методом сигмальных отклонений.

· Оценивать тип телосложения, тип конституции.

· Оценивать биологическую зрелость.

· Оценивать своевременность появления вторичных половых признаков.

ВВЕДЕНИЕ

Проблема роста и развития ребенка – одна из важнейших в педиатрии. Оптимальные темпы этих неразрывно связанных процессов, их гармоничность являются основными маркерами здоровья детей, а относительная простота методов контроля за происходящими в процессе роста изменениями определяет их диагностическую значимость.

Контроль роста и развития детей – один из основных разделов работы врача-педиатра. Он предусматривает оценку происходящих в организме ребенка изменений по нескольким наиболее важным направлениям – физическое, психомоторное, биологическое, половое развитие.

Избыточная масса тела и ожирение в детском возрасте нередко остается нераспознанным. Родители часто не замечают проблем с лишним весом у своих детей, так как таких детей становится все больше, их вид становится привычным, и взрослые часто не проявляют беспокойства, даже если у ребенка явное ожирение. Между тем, лишний вес в детском возрасте грозит серьезными проблемами со здоровьем, как в отдаленной, так и в ближайшей перспективах. Ожирение у детей и подростков является одной из актуальных проблем в педиатрии, с распространением которой множатся и усугубляются тяжёлые соматические заболевания, такие как СД типа 2, АГ и другие, которые приводят к ранней инвалидизации и преждевременной смертности. Указанные патологические состояния ускоряют развитие и прогрессирование сердечно-сосудистых заболеваний, которые, по оценкам ВОЗ, занимают первое место в структуре смертности населения индустриально развитых стран.

Дефицит массы тела, обусловленный недостаточным поступлением в организм питательных веществ или нарушением их усвоения приводит к нарушению всех видов обмена и утяжеляет течение соматических заболеваний. Значительный дефицит массы тела у лиц призывного возраста приводит к признанию их негодными к воинской службе.

Проблемы становления репродуктивной функции и роста у детей являются очень важными, так как нормальное течение этих процессов определяет всю будущую жизнь человека. В определенной степени они оказывают влияние на биологический, творческий потенциал, выбор профессии и саму возможность профессиональной деятельности.

Успех в решении поставленной задачи, может быть, достигнут только при условии динамического наблюдения за ребенком.

Общие рекомендации по проведению объективного исследования ребенка

Начинать обследование надо со знакомства с ребёнком. Узнать имя, возраст, побеседовать об увлечениях, любимых играх, учёбе в школе и т.д. (табл. 1).

Таблица 1

Специфические особенности анамнеза в педиатрии

Специфика Обоснование
1.   2.   3. 4.   5.   6.   7.   8.   9.   10.   11.   12.   13.   14. Объективность   Зависимость от здоровья матери   Ятрогенность Значение психологического контакта с ребенком Бытовой анамнез   Эпидемиологический анамнез   Анамнез по функциям всех систем и органов Труднее выявить первичный очаг поражения Анамнез развития   Анамнез вскармливания и питания Акушерский, семейный, наследственный разделы анамнеза Детская субъективность   Культура матери   Аллергологический анамнез Рассказ матери основан на наблюдении за ребенком. Мать – главный фактор внешней среды для ребенка. Дети внушаемы более взрослых. Перед белым халатом у ребенка – страх, а у взрослого – надежда. Кроме семьи нет факторов вредности профессии, производства. Целая группа инфекций присуща, в основном, детям. Генерализация патологического процесса у детей сильнее. Генерализация патологического процесса у детей сильнее и быстрее. Хронические заболевания задерживают физическое и нервно-психическое развитие. Могут быть отдаленные последствия от нарушений питания. У взрослых реже выявляются врожденные заболевания. Связана со страхом перед лечением, но не с обманом. Некоторые факты может скрывать, преувеличивать другие. Растёт число детей с аллергической патологией.

Разговор должен вызывать доверительное отношение к врачу, чтобы исчез страх перед белым халатом. Не рекомендуется в беседе употреблять медицинские термины, что может усугубить тревожное состояние ребёнка и его родителей.

Перед осмотром каждого пациента необходимо вымыть руки. Во время осмотра надо соблюдать следующие правила:

1. Ребёнка нужно успокоить.

2. Нужно учитывать, что ребенок не заинтересован в обследовании.

3. Требуется время, усилия, приемы для успокоения, отвлечения внимания ребенка.

4. Возможен осмотр во время сна (особенно маленьких детей).

5. Необходимость осмотра детей до года на руках у матери, после года – в присутствии матери, подростков – возможно, без матери.

6. В процедуре обследования элементы игры.

7. Все манипуляции, причиняющие неприятное ощущение (осмотр зева, инструментальное обследование) должны проводиться в конце осмотра.

8. Детей до трёх лет следует раздеть полностью; в школьном возрасте (особенно девочек в период полового созревания) – следует раздевать по мере исследования.

9. Обследование необходимо проводить в условиях яркого освещения (лучше дневного). Ребёнка размещают лицом к источнику света.

10. Врач должен располагаться справа от обследуемого.

11. Работа врача у постели больного ребенка должна заключаться в проведении диагностических и лечебных мероприятий.

12. Дополнительные условия осмотра: игрушки, картины, теплые руки врача.

13. Определение синдрома: ведущего, специфического, неспецифического с обязательной оценкой тяжести состояния.

14. Своевременное выявление симптомов, угрожающих жизни.

15. Своевременная и полная формулировка диагноза: основного, осложнений,

сопутствующих заболеваний.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.