Темы и цели логопедических занятий.
+Принципы + Формулирование цели логопедических занятий. +Формулирование темы логопедических занятий. +Обозначение детям изучаемой темы. # # # & Возможная ошибка Цель занятия предполагает формирование отрабатываемого умения только на данном конкретном занятии. @ Пример ошибки Тема занятия: «Приставка на». Цель занятия: «Научить отличать приставку на от других». $ Методические рекомендации Особенности структуры дефекта детей с ОНР любого уровня таковы, что логопед не может быть уверен в полноте усвоения ими любого материала по той или иной теме и в сроках его усвоения. Поэтому при формулировании темы и цели логопедических занятий не следует использовать формулировки типа научить ..., т. к. это обязывает к формированию тех или иных знаний, умений и навыков в пределах данного конкретного занятия или определенного промежутка времени. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Приставка на-». Цель занятия: «Учить дифференцировать пространственное значение приставки на- от соответствующих значений других приставок». # # # & Возможная ошибка В цель занятия включаются формулировки видов работ, использованных на занятии. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш]». Цель занятия: закрепление правильного произношения и различения [с] – [ш]. Составление предложений по опорным словам. $ Методические рекомендации При формулировании цели логопедического занятия должны обозначаться только направления коррекционной работы. Недопустимо включение в цель видов работ, которые могут быть использованы для ее реализации. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш] в предложениях». Цель занятия: дифференциация [с] – [ш] по артикуляторным и акустическим признакам. # # # & Возможная ошибка При знакомстве с новой темой логопед делает попытки формулировать алгоритм изучаемого языкового явления, не привлекая к его «созданию» детей. @ Пример ошибки Тема занятия: «Обозначение мягкости предыдущего согласного с помощью мягкого знака». Сообщение темы: «Ребята, на прошлых занятиях мы учились обозначать мягкость согласных звуков с помощью гласных второго ряда. Сегодня я познакомлю вас с очень интересной буквой, которая так и называется – «мягкий знак». $ Методические рекомендации При знакомстве с новой темой желательно, чтобы логопед с использованием дедуктивного метода по возможности «подвел» детей к существованию и целесообразности нового языкового явления. В противном случае, если логопед сам формулирует тему занятия и алгоритм формируемых умений и навыков, дети запоминают его механически, в лучшем случае осознавая факт явления, но не его целесообразность. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Задание: прослушать два слова; установить их значение; определить характер звучания последнего согласного; уточнить, что для обозначения мягкости согласных использвуется буква «ь». Ход проведения занятия: – Я скажу два слова, а вы подумайте, чем они отличаются: «угол» – «уголь». Что такое «угол»? А что такое «уголь»? Значит, эти слова отличаются значением. А ещё чем? Как звучит последний согласный? Твёрдо или мягко? Слушайте ещё раз: «угол» – «уголь». «Угол» – (пауза) – твёрдо. Запишем это слово. «Уголь» – (пауза) – мягко. Запишем это слово. (Запись – «угол»). Читайте, что получилось: «угол». А нам нужно: «уголь». Для этого после буквы «л» напишем букву «ь». Повторите, как называется эта буква. Мягкий знак служит для смягчения согласных. В нашем слове «уголь» мягкий знак служит для смягчения буквы «л». Повторите, для чего служит мягкий знак. Аналогично проводится работы с парами слов «хор» – «хорь», «ест» – «есть» и т. п. Речевой материал +Принципы +Соответствие предлагаемых заданий и речевого материала по ним теме проводимого занятия. +Достаточное количество речевого материала. +Планируемый для занятий речевой материал должен быть подготовлен заранее. # # # & Возможная ошибка При дифференциации звуков по звонкости – глухости используется лексический материал, содержащий звонкие согласные на конце слова, т. е. в той позиции, когда эти звуки оглушаются. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация звуков [ш] – [ж] в словах». Задание: читать слова с пропущенными буквами и вставлять согласные ш или ж. Инструкция: «Мы сейчас будем читать слова, в которых пропущены наши буквы ш и ж. Вместо букв стоят точки. Нам нужно вставить наши буквы и записать слова, которые получатся». Речевой материал: камы., сторо., ланды., но., ё. . $ Методические рекомендации Для дифференциации звуков, находящихся в конце слова, нельзя брать слова, в которых этот звук фонетически оглушается. Например, при дифференциации [п] – [б] – слова типа зуб, где происходит оглушение [б] на [п]. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация звуков [ш] – [ж] в словах». Задание: читать слова с пропущенными буквами и вставлять согласные ш или ж. Инструкция: «Мы сейчас будем читать слова, в которых пропущены наши буквы ш и ж. Вместо букв стоят точки. Нам нужно вставить наши буквы и записать слова, которые получатся». Речевой материал: Алё.а, .ираф, .ивот, .ирокий, пру.ина, ... . # # # & Возможная ошибка При знакомстве с новой темой используется опора на предшествующую тему, не являющуюся базисной в связи с различными принципами вычленения изучаемого языкового явления. @ Пример ошибки Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». Организационный момент: «Сядет тот, кто вспомнит или придумает слова с буквами и, ё, е, ю, я». $ Методические рекомендации При знакомстве с обозначением мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака можно вспомнить способ обозначения мягкости согласных с помощью гласных второго ряда, но акцентировать на нем внимание не следует, т. к. принципы вычленения и обозначения мягкости на слух в таких случаях принципиально различны. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака». После объяснения темы. – Повторите, для чего служит мягкий знак. А как ещё мы обозначаем мягкость согласных на письме? С помощью каких букв? Значит, у нас есть два способа обозначения мягкости согласных на письме. Первый способ: с помощью (пауза) гласных второго ряда – я, е, ё, и, ю. Второй способ: с помощью (пауза) мягкого знака. # # # & Возможная ошибка Лексический материал, предлагаемый на логопедическом занятии, значителен по объёму, в результате чего отмечается повышенная утомляемость детей. @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация согласных звуков [с] – [ш]». Задание № 1: назвать предмет, изображенный на картинке, и выделить первый звук в этом слове. Инструкция: «Я показываю картинку, а вы называете звук, с которого начинается это слово». Речевой материал: собака, сумка, сушки, шишки, шар, штаны, седло, шнурки, сова, шарф, солнце, санки. Задание № 2: прочитать слоги, добавить к ним другие слоги с изучаемыми согласными, образуя новые слова. Инструкция: «На доске записаны слоги, к которым нужно добавить другие слоги с нашими согласными [с] и [ш], чтобы получились новые слова». Речевой материал: ли – .., ко – .., ка – .., су – .., Ми – .., но – .., у – .., но – .., кры – .., мы – .., ко – .., Са – .., Лу – .., ро – .., ве – .., кры – .. . Задание № 3: слушать слова, поднимать карточки с буквами с и ш, уточняя место звука в слове – начало, середина, конец слова. Инструкция: «Я сейчас буду называть вам разные слова, а вы должны их внимательно слушать и думать, какой звук в этом слове – [с] или [ш], и поднимать карточки с этими буквами». После определения звука в каждой картинке: «Скажите, в какой части слова находится этот звук – в начале, середине или в конце». Речевой материал: макушка, капуста, косынка, шишки, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно. $ Методические рекомендации Объём лексического материала, используемого для того или иного вида работ, должен быть таков, чтобы с одной стороны – не превышался порог утомляемости детей, а с другой стороны – была возможность врабатываемости в задание, когда техническая сторона «отходит» на второй план, а дети концентрируются только на содержании задания. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация [с] – [ш] в словах». Задание № 1: назвать предмет, изображенный на картинке, и выделить первый звук в этом слове. Инструкция: «Я показываю картинку, а вы называете звук, с которого начинается это слово». Речевой материал: собака, сумка, сушки, шишки, шар, штаны, седло, шнурки, сова, шарф. Задание № 2: прочитать слоги, добавить к ним другие слоги с изучаемыми согласными, образуя новые слова. Инструкция: «На доске записаны слоги, к которым нужно добавить другие слоги с нашими согласными [с] и [ш], чтобы получились новые слова». Речевой материал: ли – .., ко – .., ка – .., су – .., Ми – .., но – .., у – .., но – .., кры – .., мы – .., ко – .., Са – .. . Задание № 3: слушать слова, поднимать карточки с буквами с и ш, уточняя место звука в слове – начало, середина, конец слова. Инструкция: «Я сейчас буду называть вам разные слова, а вы должны их внимательно слушать и думать, какой звук в этом слове – [с] или [ш], и поднимать карточки с этими буквами». После определения звука в каждой картинке: «Скажите, в какой части слова находится этот звук – в начале, середине или в конце». Речевой материал: макушка, капуста, косынка, шишки, пастушок, солнышко, машинист, слышу, ладошки, насмешка, стишок, страшно. # # # & Возможная ошибка Использование на занятии объёмного речевого материала в виде скороговорок (7 – предложений, 1 – двустишие, 1 – трёхстишие, 1 – четверостишие). @ Пример ошибки Тема занятия: «Дифференциация [р] – [л] в словах и предложениях». Задание: прослушать скороговорки, выбрать слова с дифференцируемыми звуками, назвать соответствующий звук; после анализа каждой скороговорки повторить её. Инструкция: «Сейчас я буду читать вам очень трудные предложения, в которых будет много наших звуков [р] – [л]. Вам нужно внимательно послушать каждое предложение, назвать слова с нашими звуками, сказать, какой там звук – [р] или [л], а потом мы всё предложение повторим целиком». Речевой материал: Лара у Вали играет на рояле. У орла крыло, а у лошади – седло. У слесаря сверло, а у столяра – стекло. Рыбу ловит рыболов, в реку весь уплыл улов. Журавли курлыкают, а кошечки мурлыкают. Карл у Клары украл кораллы. А Клара у Карла украла кларнет. Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель. И матросы три недели Карамель на мели ели.
Из-за рака вышла драка. Это Рома-забияка Снова бросил в реку рака.
На дворе – трава, на траве – дрова Не руби дрова на траве – двора.
$ Методические рекомендации При дифференциации артикуляторно и акустически сходных звуков возможно использование скороговорок, однако объём этого материала должен быть минимальным по следующим причинам. Во-первых, артикуляторная сложность произнесения скороговорок настолько велика, что требует значительной концентрации внимания и физических усилий ребёнка, в связи с чем чрезмерный объём таких заданий может привести к переутомлению детей. Во-вторых, также исходя из артикуляторной сложности данного речевого материала, его достаточно трудно анализировать после проговаривания даже одной скороговорки. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Дифференциация [р] – [л] в словах и предложениях». Задание: прослушать скороговорки, выбрать слова с дифференцируемыми звуками, назвать соответствующий звук; после анализа каждой скороговорки повторить её. Инструкция: «Сейчас я буду читать вам очень трудные предложения, в которых будет много наших звуков [р] – [л]. Вам нужно внимательно послушать каждое предложение. Назвать слова с нашими звуками, сказать, какой там звук [р] – [л], а потом мы всё предложение повторим целиком». Речевой материал: Лара у Вали играет на рояле. У орла крыло, а у лошади – седло.
Из-за рака вышла драка. Это Рома-забияка Снова бросил в реку рака.
На дворе – трава, на траве – дрова Не руби дрова на траве – двора.
# # # & Возможная ошибка Использование при закреплении значений предлогов разнообразных видов работ, включающих малое количество анализируемого материала. @ Пример ошибки Тема занятия: «Предлог к (в значении направления в сторону кого-нибудь, чего-нибудь)». Задание № 1: слушать и выполнять действия, которые произносит логопед, называя после выполнения предлог, который был употреблен. Речевой материал: Наташа, подойди к Лене. Оля, подойди к доске. Задание № 2: послушать предложение с пропущенным предлогом и определить, какой предлог пропущен и в каком месте. Инструкция: «Ребята, приблизьте левую руку ... носу. Сможем ли мы это выполнить? Какое слово я пропустила? Перед каким словом мы его поставим? Попробуем выполнить теперь: приблизьте левую руку к носу». Речевой материал: Придвиньте ... краю стола. $ Методические рекомендации Занятия по закреплению предлогов включают в себя большое количество устных и практических заданий, каждое из которых должно быть значительным по объёму, меняющемуся в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, но при любых обстоятельствах содержащее более двух–трех анализируемых единиц (слов, предложений и т. д.). |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Предлог к (в значении направления в сторону кого-нибудь, чего-нибудь)». Задание № 1: слушать и выполнять действия, которые произносит логопед, называя после выполнения предлог, который был употреблен. Речевой материал: Наташа, подойди к Лене. Оля, подойди к доске. Саша, пододвинься к Мише. Катя, подкрадись к Серёже. Дима, наклонись к Оле. Задание № 2: послушать предложение с пропущенным предлогом и определить, какой предлог пропущен и в каком месте. Инструкция: «Ребята, приблизьте левую руку ... носу. Сможем ли мы это выполнить? Какое слово я пропустила? Перед каким словом мы его поставим? Попробуем выполнить теперь: приблизьте левую руку к носу». Речевой материал: Придвиньте ... краю стола. Подойдите ... полке. Подбегите ... Маше. Прислонитесь ... спинке стула. Пододвиньтесь ... соседу. # # # & Возможная ошибка Дифференциация оппозиционных звуков на уровне слогов осуществляется на недостаточном по объёму речевом материале. @ Пример ошибки Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Задание: послушать слоги с твёрдыми и мягкими согласными, определить характер звучания согласных в них и записать эти слоги в два столбика: в первый – с твёрдыми согласными, а во второй – с мягкими. Речевой материал: га, гя, ро, рё, ня, на, сы. $ Методические рекомендации На первых занятиях по каждой паре гласных первого и второго ряда дифференциация их звучания должна отрабатываться на большом количестве однотипного в фонетическом плане материала. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Обозначение мягкости согласных с помощью гласных второго ряда». Задание: послушать слоги с твёрдыми и мягкими согласными, определить характер звучания согласных в них и записать эти слоги в два столбика: в первый – с твёрдыми согласными, а во второй – с мягкими. Речевой материал: га, гя, ро, рё, ня, на, сы, ля, си, тю, по, фы, вё, дя, бю, мы, шу, за, хи, сы, ня, бё, ры, пю, кы. # # # & Возможная ошибка Речевой материал для выполняемого задания логопед записывает на доске в ходе занятия. @ Пример ошибки Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака». Задание на закрепление написания мягкого знака в конце слова: назвать времена года и месяцы, посмотреть, как логопед записывает эти названия на доске и подчеркивает мягкий знак, объяснить правописание записанных слов. Инструкция: «Вспомним времена года и названия месяцев. Какое сейчас время года? А потом? Назовите осенние месяцы. (По ходу занятия логопед записывает названия месяцев на доске и подчеркивает мягкий знак.) Почему во всех этих словах я написала мягкий знак? Назовите зимние месяцы. (Логопед записывает слова на доске, недописывая мягкий знак.) Будем ли мы писать мягкий знак в словах «декабрь», «январь»? Почему? А в слове «февраль»?» $ Методические рекомендации Речевой материал, планируемый для проведения занятия, должен быть подготовлен заранее: написан на доске и закрыт шторкой или створками доски, заготовлен в виде индивидуальных карточек, прописан в тетради и т. д. Если же логопед записывает нужный материал по ходу занятия, то, во-первых, он тратит на это достаточное количество времени, отрывая его от занятия, и, во-вторых, в это время детям приходится его ждать, в результате чего они отвлекаются, и целостность занятия нарушается. Если логопед планирует запись речевого материала на доске в момент выполнения детьми самостоятельной работы, то при этом он оказывается не в состоянии контролировать работу детей, которые прекращают выполнять задание или делают его в более медленном темпе. |> Фрагмент конспекта занятия, в соответствии с методическими рекомендациями Тема занятия: «Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака». Задание на закрепление написания мягкого знака в конце слова: вспомнить названия времен года и месяцев, записать на доске, объяснить правописание. Инструкция: «Вспомним, какие есть времена года и из каких месяцев они состоят. Какое сейчас время года? Запишем. Как звучит последний согласный в этом слове? Будем писать мягкий знак? Какое время года наступит потом? Запишем. Как звучит последний согласный в этом слове? Будем писать мягкий знак? Назовите осенние месяцы». ... . ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|