Здавалка
Главная | Обратная связь

Индексный анализ выручки и прибыли от реализации продукции



 

Индекс представляет собой относительную величину, получаемую в результате сопоставления уровней сложных социально-экономических показателей. Индексы и индексный метод анализа очень широко применяется для характеристики изменения уровня сложных экономических показателей, а так же в аналитических целях. Предпосылкой для проведения анализа в индексной форме является возможность представления результативного экономического показателя произведением двух или более составляющих (определяющих 110 факторов) или суммой таких произведений.

Задача индексного анализа состоит в том, чтобы рассчитать изменение сложного показателя при изменении величины только одного фактора так, чтобы величина других факторов была бы сохранена на определенном постоянном уровне.

В основе приема аналитических индексных расчетов лежит принцип элиминирования изменений величины всех факторов, кроме изучаемого. При построении индексов, оценивающих влияние отдельных факторов на изменение сложного показателя, необходимо иметь в виду, что общий результат изменения этого показателя представляет собой сумму изменения за счет влияния всех исследуемых факторов, формирующих этот показатель.

Рассмотрим пример индексного анализа выручки и прибыли от реализации продукции и проанализируем изменения этих показателей во времени за счет изменения объемов продукции и уровня цен.

Произведем следующие вычисления:

1) Определим индекс выручки и абсолютное изменение выручки от реализации продукции

 

I выручки

Δ выручки

 

2) Вычислим индекс объема продукции и абсолютное изменение выручки за счет объемов продукции:

 

I объема продукции

Δ объема продукции =

 

3) Определим индекс цен и абсолютное изменение выручки за счет цен:

 

I цен

Δ цен

 

4) Найдем взаимосвязь между этими индексами и абсолютными изменениями:

I выручки = I объема продукции * I цен

- верно

Δ выручки = Δ объема продукции + Δ цен

-4282 тыс. руб. = - 6306 тыс. руб. + 2024 тыс. руб. – верно

 

Из проведенных расчетов мы видим, что за анализируемый период размер выручки от реализации основных видов продукции в организации уменьшился на 4282 тыс. руб. или на 23%. При этом:

а) за счет объемов реализованной продукции уменьшилась на 6306 тыс. руб.

б) за счет цен увеличилась на 2024 тыс. руб.

Для проведения индексного анализа прибыли воспользуемся вспомогательными расчетами, приведенными в таблице Приложении 2.

5) Определим индекс прибыли от реализации продукции и абсолютное отношение суммы прибыли от реализации продукции:

 

I прибыли

Δ прибыли = тыс. руб.

 

6) определим индекс физического объема и абсолютное изменение прибыли за счет изменения количества реализованной продукции:

 

I ф.о.

Δ ф.о. тыс. руб.

7) Определим индекс цен и абсолютное отношение прибыли от реализации продукции за счет средних цен реализации:

 

цен

Δ цен тыс. руб.

 

8) Определим индекс себестоимости и абсолютное отклонение прибыли за счет изменения себестоимости единицы продукции:

 

себестоимости

Δ себестоимости тыс. руб.

 

9) Найдем взаимосвязь между этими индексами и абсолютными изменениями.

I прибыли = I ф.о. * I цен * I себестоимости

 

0,64 = 0,59*1,36*0,8

Δ прибыли = Δ ф.о. + Δ цен + Δ себестоимости

-4283,6 = -4929,7 + 2022,1 + (1376)

 

Проведенный индексный анализ установил, что организация является убыточным производством, прибыль от реализации основных видов продукции уменьшилась на 4283,6 тыс. руб. Уменьшению прибыли способствовали изменения цен (за счет увеличения цен прибыль сократилась на 2022,1 тыс. руб. или на 36,4%) и изменения касающиеся себестоимости продукции (за счет изменения себестоимости прибыль уменьшилась на 1376 тыс. руб. или на 19,8%)

Таким образом, мы видим, что для увеличения размеров выручки и прибыли предприятию необходимо увеличивать объемы производства и реализации основных видов продукции, при снижении себестоимости продукции.

Далее рассмотримпоказатели рентабельности организации

Рентабельность является важнейшим относительным показателем финансовой деятельности любого предприятия, поэтому так необходимо проводить анализ различных показателей рентабельности (таблица 9).

Рентабельность продукции определяется как отношение валовой прибыли к себестоимости продукции.

Рентабельность производства определяется как отношение валовой прибыли к сумме средней величины основных и оборотных средств.

Рентабельность продаж можно представить как отношение прибыли от продаж к выручке.

Рентабельность собственного капитала представляет собой отношение чистой прибыли к средней величине собственного капитала.

Рентабельность заемного капитала определяется как отношение чистой прибыли к средней величине заемного капитала.

Рентабельность активов можно представить как отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных и оборотных активов.

В 2011 г. наблюдается снижение всех показателей рентабельности по сравнению с предыдущими годами, что вероятно связано с действием мирового финансового кризиса.

Показатель рентабельности продукции снизился на 4,4% по сравнению с 2010 г. Показывает, что на 1 долл. себестоимости продукции приходится 14,6 центов прибыли.

 

Таблица 9

Показатели рентабельности

Показатели 2009 год 2010 год 2011 год Абсолютное отклонение
2011 г. по сравнению с 2010 г. 2011 г. по сравнению с 2009 г.
1)Рентабельность продукции, % 17,4 19,0 14,6 -4,4 -2,8
2)Рентабельность производства, % 24,3 26,0 22,6 -3,4 -1,7
3)Рентабельность продаж, % 15,2 15,9 11,5 -4,4 -3,7
4)Рентабельность собственного капитала, % 25,1 25,7 20,0 -5,7 -5,1
5)Рентабельность заемного капитала, % 51,8 56,4 46,3 -10,1 -5,5
6)Рентабельность активов, % 16,9 17,6 14,0 -3,6 -2,9

Показатель рентабельности производства снизился на 3,4% по сравнению с 2010 г. Он показывает, что на каждый вложенный доллар в основные и оборотные средства предприятие получает 22,6 центов прибыли (за 2011 г.).

Продажи стали менее эффективнее на 4,4% по сравнению с 2010 г. Это означает, что на 1 долл. выручки предприятия приходится 11,5 центов прибыли.[11]

Рентабельность собственного капитала сократилась в 2011 г. по сравнению с 2009 г. на 5,1% и стала равной 20,0%. Это означает, что на каждый доллар собственных средств приходится 20 центов прибыли.

Значительно уменьшилась рентабельность заемного капитала, то есть заемные средства стали использоваться менее эффективно. В 2011 г. данный показатель равен 46,3%, что на 10,1% меньше, чем в 2010 г. Это означает, что на 1 долл. заемного капитала приходится 46,3 центов прибыли.

Рентабельность активов также сократилась на 3,6% по сравнению с 2010 г. и равна 14,0%, что означает, что на каждый доллар вложенных активов приходится 14 центов прибыли.

Отрицательные изменения показателей рентабельности свидетельствуют о том, что предприятие стало в последние годы менее эффективно использовать свои средства. Возможно в будущем ситуация изменится к лучшему, так как в настоящее время на деятельность предприятий, а особенно предприятий в данной отрасли, оказывает негативное воздействие финансовый кризис.

 

Заключение

Подводя итог вышесказанному, надо отметить, что чистая прибыль будет увеличиваться при увеличении балансовой прибыли, т.е. между балансовой и чистой прибылью существует прямая зависимость, а обратная зависимость наблюдается между чистой прибылью и налоговыми платежами, уплачиваемыми в бюджет государства за счет полученной балансовой прибыли. Естественно оптимальным итогом работы будет положительный показатель балансовой прибыли. Но для его получения надо, чтобы ее составляющие были доходными. Прибыль от реализации зависит главным образом от себестоимости продукции. Ее снижение является главным фактором, который влияет на прибыль. Себестоимость включает в себя все расходы на производство продукции. Снизить их можно за счет более рационального расхода материалов и эффективного использования трудовых кадров. Поэтому правильное вложение средств в производство через определенный период начинает приносить прибыль. В случае убыточности предприятия, следует проанализировать сложившуюся ситуацию и экономические показатели и выяснить причину отрицательного результата. Необходимо принять все меры по увеличению рентабельности производства. Балансовая прибыль должна быть стабильной. Этого можно добиться только при слаженной работе всех подразделений предприятия. В современном мире, экономика основывается на стабильном получении прибыли. Только тогда можно быть уверенным в процветании предприятия и его долгосрочном существовании. Высокие показатели прибыльности - это возможность партнерства и доверия кредитных учреждений. Стремление к получению прибыли не должно основываться на криминале и чрезмерном завышении цен.

Максимальное получение прибыли от реализации продукции в основном связывается со снижением производственных издержек на производство и реализацию конечной готовой продукции (работ, услуг).

В процессе выполнения моей курсовой работы представлен и другой вариант получения прибыли – получение прибыли от прочей реализации. Такой вариант получения прибыли осуществляется посредством реализации (продажи) основных средств предприятия, другим предприятиям и организациям.

Современное производство должно обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство. Для этого следует регистрировать предприятие по нескольким видам деятельности, чтобы можно было в считанное время перестроиться с одного (убыточного) зарегистрированного вида деятельности на другой, конечно же зарегистрированный вид деятельности предприятия.

Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.

Для повышения технологии выпуска конечной продукции следует произвести на предприятии техническое перевооружение и иные улучшения (закупка усовершенствованных станков и другого машинного оборудования, реконструкция, ремонт и т.д.). Для этого следует учреждать на предприятии фонд накопления, который будет пополняться частью чистой прибыли (оговоренной в учредительном документе), а денежные средства из этого фонда будут выделяться на капитальные вложения на улучшение эффективности производства данного предприятия.

Анализируя финансово-экономические показатели предприятия и осуществляя тактику постоянных улучшений можно обеспечить неуклонный экономический рост предприятия.

Список использованной литературы

1. Адрианов Д.В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: «Экономика», 2009. – 202 с.

2. Богатин Ю.В., Швандар В.А. Инвестиционный анализ: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 301 с.

3. Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

4. Валинурова Л.С. Управление инвестиционной деятельностью. – М.: КНОРУС, 2005. – 384 с.

5. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 252 с.

6. Гуськова Т.Н. Оценка инвестиционной привлекательности объектов статистическими методами. – М.: ГАСБУ, 2010. – 306 с.

7. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. К.В. Балдина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 187 с.

8. Катасонов В.Ю. Инвестиционный потенциал экономики: механизмы формирования и использования. – М.: «Анкил», 2009. – 325 с.

9. Киселева Н.В. Инвестиционная деятельность: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2011. – 332 с.

10. Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий / Трясицина Н.Ю. // Экономический анализ. – 2009г.-181с.

11. Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2010. 142 с.

12. Марголин А.М. Инвестиции6 Учебник. – М.: Издательство РАГС, 2006. – 402 с.

13. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2010. – 524 с.

14. Сергеев Н.В., Веретенникова И.Н., Яновский В.В. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 214 с.

15. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов /Л.В. Прыкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 360с.

16. Раицкий К.А. Экономика предприятия. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2009. –346с.

17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.: Учеб.пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: Новое издание, 2011. – 688с.

18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд.,перераб. и доп. – Мн.: ИП Экоперспектива, 2010. – 741с.

19. Самуэльсон П. Экономикс. / Пер. с англ. М. Мишина. – М.: ИНФРА-М,2009. – 592с.

20. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 280с.

 


[1] Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов /Л.В. Прыкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 360с.

[2] Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 252 с.

[3] Крылов Э.Н., Власова В.М., Егорова М.Г. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2010. 142 с.

[4] Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебное пособие / Под ред. К.В. Балдина. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 187 с.

[5] Адрианов Д.В. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. – М.: «Экономика», 2009. – 202 с.

[6] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. – Минск: ООО «Новое знание», 2010. – 524 с.

[7] Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. - М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 280с.

 

[8] Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий / Трясицина Н.Ю. // Экономический анализ. – 2009г.-181с.

[9] Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятий / Трясицина Н.Ю. // Экономический анализ. – 2009г.-181с.

[10] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-е изд.,перераб. и доп. – Мн.: ИП Экоперспектива, 2010. – 741с.

[11] Бочаров В.В. Инвестиции. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.