Здавалка
Главная | Обратная связь

Органические нарушения голоса.



 

Органическая патология голоса – анатомические изменения и хронически воспалительные процессы.

 

Периферические органические нарушения возникают при поражении нижнего гортанного или возвратного нерва. Более распространенные односторонние нарушения гортани.

 

Положение голосовой складки на пораженной стороне может быть:

1. срединным (медиальным)

2. боковым (латеральным)

3. средним между указанным (интермедиальным)

 

Латеральные позиции – выраженный дефект голоса.

Медиальные позиции – выраженный дефект дыхания.

 

Нарушение двигательной функции → неврогенные парезы внутренних мышц → органика

Симптомы:голос отсутствует или резко охриплый, жалобы на сильное давление при речи, поперхивание, рефлекторный кашель, затрудненное дыхание, дискоординация рефлекторных механизмов дыхания и голосообразования (нарушения особо тяжелые), судорожная речь. Хронические, спонтанно не исчезают.

Этапы работы:

  1. психотерапевтическая беседа
  2. работа над дыханием

 

При поражении нижнего гортанного нерва резко ограничены двигательные функции самой гортани, а голосовая складка на пораженной стороне может быть полностью не подвижной. Одновременно с фонацией страдает физиологическое и фонационное дыхание, особенно это выражено при медиальной позиции голосовой складки.

Для восстановления голоса подбирается такие функциональные тренировки голосового аппарата, которые включают его компенсаторные механизмы. Тренировки должны максимально увеличить подвижность здоровой половины гортани, а на парализованной стороне хотя бы частично восстановить двигательную функцию голосовой складки. Необходима нормализация физиологического и функционального дыхании. Осуществление этой задачи вызывает смыкание голосовых складок, за счет перехода здоровой половины гортани за среднюю линию и сближение ее с неподвижной половины гортани. В этом случае при организованном дыхании и даже частичном колебании пораженной голосовой складки голос восстанавливается или частично улучшается. Тренировки для активизации двигательной функции гортани сочетаются с нормализацией дыхания.

 

Приемы работы:

  • Упражнение (дутье в губную гармошку)

Дутьё медленно, протяжно, втягивая и выдувая воздух на 1ой ноте.

Физически здоровый обучающийся начнет тренировку с 45-60 сек. за прием, постоянно увеличивая нагрузку в течение 2 недель до 2 минут.

1 неделя – 8-10 раз в день, далее до 15 раз.

Если дутье вызывает головокружение, то продолжительность упражнения сокращается до 15-20 секунд.

Плавность, полнота вдоха и длительность вдоха достигается постепенно по мере тренировок.

Упражнение удлиняют выдох, необходимый для правильного голоса ведения. Равномерные движения вдыхаемой и выдыхаемой воздушной струи массируют гортань, происходит стимуляция мышц гортани участвующей в фонации.

 

  • Комплексы дыхательных упражнений

Комплекс А

Исх. Положение – сидя на стуле прямо или стоя.

  1. Вдох и выдох через нос (вдох быстрый не очень глубокий, выдох продолжительный).
  2. Вдох через нос, выдох через рот.
  3. Вдох через рот, выдох через нос.
  4. Вдох и выдох через одну половинку носа, затем через другую (попеременно).
  5. Вдох через одну половинку носа, выдох через другую (попеременно).
  6. Вдох через нос, замедленный выдох через нос с усилением в конце.
  7. Вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы.
  8. Вдох через нос, выдох через нос толчками (кратковременно задерживаем дыхание, выталкивать воздух маленькими порциями).

 

Через 7-10 дней с начала дыхательных упражнений добавляются упражнения для активизации мускулатуры шеи, наружных и внутренних мышц гортани. Такой интервал необходим для планомерного восстановления и отсутствия перегрузок. Последовательное включение тренировок позволяет обучающимся полностью овладеть предложенными заданиями.

 

Комплекс В

Исх. положение сидя.

  1. Положить руки в замок на затылок. Отклонением головы назад надавить на руки.
  2. Сжать кисти в кулак упереться в подбородок. Наклоном головы вперед надавить на кулаки.
  3. Кистями рук прикрыть уши. Наклоны головы в стороны к плечам.
  4. Движение нижней челюсти в низ, стороны, вперед. Сжимание челюстей.
  5. Надувание щек.
  6. Кончиком языка достать мягкое нёбо.
  7. Поднятие мягкого нёба при зевке.

 

Оба комплекса упражнений легко выполнимо их можно рекомендовать для самых тренированных 6 раз в течение одного дня по 4-5 раз каждое упражнение.

Логопедические упражнения сочетаются со специальными упражнениями для установления диафрагменного типа дыхания в кабинете ЛФК.

Существуют два этапа подготовки голосового аппарата к фонации.

В результате тренировок исчезает рефлекторный кашель, ощущение и народного тела в горле, удлиняется выдох появляются слабые колебательные движения края парализованной голосовой складки.

Дыхательные упражнения и дутье в губную гармошку продолжаются до конца завершения коррекционной работы.

 

  • Голосовые упражнения для тренировки кинестезии и координации голосового аппарата.

 

Коррекция голоса начинается с произношения звука [М]. У этой фонемы оптимальное физиологическая основа, для установления правильной фонации: незначительная напряженность струи воздуха, проходящей через рот, слаба.

1. [М] произносим кратко при спокойном положении гортани направляем так, чтобы создалось ощущение «ударов» твердого нёба и вызывалось большее резонация выше лежащих полостей.

Постепенно длительность фонации увеличивается, голос становится более ясным и звучным. Далее переходим к произношению открытых слогов.

2. Длительно [М] + кратко все гласные звуки. Упражнение проводится со всеми звонкими согласными звуками.

3. Произнести слоги с ударением на втором МА-МА, МА-МУ.

4. Сочетание слов с переменяющимися ударениями мАма, мамА, мамамА, пАпа, папА, папапА.

5. Тренировка гласных в сочетание с [Й] гласный звук звучит коротко, твердо. [ Й] звучит длительно с незначительным шумом, голосовые складки колеблются Ой, Ай, Уй, Ей.

После получения звучного голоса и закрепления кинестезией, необходимо координация дыхания и голосообразования.

6. Используя произношение гласных звуков и их сочетаний по 2-3-4-5 звуков на одном выдохе: а, ао, аоу, аоэ, ауэи, аоуо, и т.д.

Сначала произносится вместе с логопедом, затем самостоятельно. Этапы можно считать законченными, если они выполняются мягко, без напряжения, нет жалоб на утомляемость, а голос достаточно громкий и звучный.

Этап автоматизации восстановленного голоса:

Первоначально подбираются слова с прямых ударных слогов. При их произношении включается верхний резонатор, и закрепляются наилучшие условия голосоведения (кашка, мишка, миска, шапка, чашка). Далее приступаем к фразовой речи, к чтению стихов и прозы. Материал необходимо подбирать с учетом возраста и интереса. Параллельно выполняются вокальные упражнения.

Восстановленный голос:

1. организованное речевое дыхание

2. нет утомляемости и неприятных ощущений в горле

3. ЛОР отмечает смыкание голосовых складок за счет здоровой половины гортани и появления колебаний голосовой складки на пораженной стороне.

4. глоттография выявляет равномерные колебания голосовых складок.

Продолжительность работы от 2х до 4х месяцев, зависит от тяжести нарушений и времени начала занятий.

 

VIII Нарушение голоса при хроническом ларингите.

 

Ларингит – (от греч. - гортань) – воспаление слизистой оболочки гортани.

Острый ларингит возникает чаще всего при группе и сезоном катаре дыхательных путей, этому способствует охлаждение организма.

Симптомы:

  • ощущение сухости, царапанье в горле
  • затем присоединяется сухой кашель
  • голос становится хриплым или беззвучным
  • иногда повышается температура.

 

Причина нарушения голосообразования:

  • неполное смыкание голосовых складок вследствие припухлости.

Повторяющиеся острые ларингиты, длительное перенапряжение голоса приводит к хроническому ларингиту.

Предрасполагающие факторы: КУРЕНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ.

А также хронический ларингит развивается у громкоговорящих детей.

 

Дисфония при хроническом ларингите зависит от неравномерных припухлостей голосовых складок, от прилипания к ним комочков густой вязкой слизи.

 

3 формы хронических ларингитов: (от формы заболевания зависит голосовая патология)

1. Компенсированная - полное или частичное возмещение функций голосовых складок, гортани в целом. Путем использования сохранных компенсаторных процессов или перестройки частично нарушенных функций устраняется патология голоса, улучшается его состояние.

2. Субкомпенсированная – неполная частичная компенсация функций гортани и голосовых складок.

Голосовая патология сохраняется, становится стойкой.

  1. Декомпенсированная – недостаточность или срыв механизмов восстановления функций гортаней, голосовых складок. Состояние то улучшается, то ухудшается.

Лечение метоментозное и физиотерапевтическое.

 

Снижение воспалительных явлений сопровождается улучшением голоса, что исключает потребность его постановки. Но бывают рецидивы.

Отоларингологи (ЛОРы) направляют только тогда, когда изменения голоса становятся стойкими.

При хронических ларингитах пациенты направляются к фонопеду независимо от степени голосовой недостаточности.

Правильная постановка голоса снимает напряжение голосового аппарата, организуют фонационное дыхание.

При изменениях нервно-мышечного аппарата гортани постановка голоса приспосабливают его к голосовой нагрузке.

На начальных стадиях заболевания логопедические занятия являются профилактической мерой, предупреждающая нарушение тонуса голосовых складок.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ:

  1. Разъяснительная беседа.

Установки пациенту:

  • соблюдение гигиенических мер
  • уменьшение голосовой нагрузки
  • нефарсировать голос
  • избегать эмоционального перенапряжения
  • не говорить шепотом
  • не нарушать регулярность лечение.
  1. Работа над дыханием.

Задача: Выработка дыхательной опоры, сознательного и замедленного дыхания.

Особенностью дыхательной опоры является то, что работают мышцы антагонисты вдыхаемые и выдыхаемые. Дозирование напряжения и тех и других мышц обеспечивает правильную опору и не приводит к повреждению голосового аппарата.

Форсированное дыхание вызывает прилив крови к голосовому аппарату, его утомление. Недобор дыхания ведет к ослаблению мышечного аппарата. До начала фонапедии (фонационного дыхания) пациенты проходят курс ЛФК (физиологическое дыхание).

Фонационное дыхание:

А) Диафрагмальное дыхание, лежа, выдох озвучивается, расслабиться, положить одну руку на грудь, другую на живот (контроль за движением). Вдох – передняя стенка живота поднимается, грудная клетка не подвижна. Выдох замедленный с произнесением глухих согласных звуков [Ш], [С] (для лиц, имеющих грубое нарушение голоса). Передняя стенка живота постепенно втягивается или звук [В] на выдохе (если голос без выраженной дисфонии). Далее упражнение выполняем сидя и стоя, тренировки не менее 1,2 раз в день, продолжительность 1-2 минуты, количество возможно увеличить 3-4 раз.

Б) Устранение покашливания, ощущения першения. Предлагаем беззвучно произнести [Ы] на задержанном дыхании при закрытом рте и не плотно сжатыми зубами. В глотке ощущается небольшое напряжение. Повторяем 2-3 раза в день до 12-13 раз.

ЛФК, дыхательные упражнения проводятся 7-10 дней.

  1. Голосовые упражнения.

Принципы те же, что и при параличах и парезах гортани. Самостоятельные тренировки дробно, не перепрягая голосовой аппарат.

При хронических ларингитах афония встречается редко, соответственно подготовка к смыванию голосовых складок и произнесение первого полнозвучного [М] идет быстрее.

IХ. Восстановление голоса после удаления гортани.

 

Удаление гортани (экстирпация) при злокачественной опухали нарушает естественный дыхательный путь (трахея разобщается с глоткой), и лишает полностью голоса при сохранном артикуляционном аппарате и нейрофизиологических механизмов речи. Создаются тяжелые травмирующий ситуации, человек лишается коммуникативных возможностей голоса речи полностью. Могут быть осложнения после лучевого лечения. Все это вызывает психологические нарушения.

Клинико-педагогических нарушений разнообразно и полиморфно, исследовано психиатром М.С.Поповой в 1972 году.

Общим для всех лиц является сознание собственной неполноценности, бесперспективности. Подавляющее большинство нуждается в лечении у психиатра.

Восстановление звучной речи возможно при создании компенсаторного органа голосообразования. Этим органом может быть физиологическое сужение в пищеводе на уровне IV-VI шейных позвонков, называемые псевдоголосовой щелью.

При фонации происходит смыкание стенок пищевода протяженностью до 3,5 см. Ниже псевдоголосовой щели находится пузырь, который является энергетической базой голосообразования. Образующий, таким способом, голос принято называть пищеводным или голосовым.

Клиника «Экспериментальные исследования и методика образования голоса» разработана С.Л.Таптановой.

4 этапа:

1. Подготовительный. Проводится рациональная психотерапия. Для тренировки верхнего и среднего отделов пищевода применяется упражнение «дутье в губную гармошку», 30 сек. за прием, 10-12 раз в день. Начинаются занятия ЛФК для адаптации к дыханию через трахеостому – сформированное отверстие в трахеи после удаления гортани.

2. Формирование псевдоголосовой щели, вызывание пищеводного голоса. Специальное сужение пищевода и образование компенсаторного механизма.

Упражнение А:

Стоя, слегка наклонив корпус вперед, опустив руки, задержав дыхание при открытом рте имитировать рвотные движения 3 раза подряд.

Упражнение Б:

Лежа, задержав дыхание и втянув живот, при открытом рте имитировать рвотные движения 3 раза подряд. При проявлении рвотного звука стараться произнести короткое слово, начинающее со звуков [Т] или [К]. Продолжительность занятий не более 5ти минут, самостоятельные тренировки 5-8 раз в день.

[К] - по способу артикуляции - смычный; по месту артикуляции – язычный, задненебный; по участию голоса – глухой.

[Т] - по способу артикуляции - смычный; по месту артикуляции – переднеязычный; по участию голоса – глухой.

[П] - по способу артикуляции - смычный; по месту артикуляции – губно-губной; по участию голоса – глухой.

Упражнение 1:

Слоги: Ка, ку, ки, ке; Как, кок, кук, кек; Какака, кококо, кукуку, кекеке; Какакака, кокококо, кукукуку, кекекеке…

Чаще положительный результат на первом занятии.

Упражнение 2:

Слова: Катя, капа, капля, какао; Кок, кот, ком, кол, кофе; Кук, кукла, кулак, кулек.

Затем больной читает вслух слова: кот, ком, кок и перед каждым из них произносится КАК.

На 2-3 занятии больной сравнительно легко выполняет вышеуказанные упражнения.

Упражнение 3:

· Произнесение псевдоголосом слогов: ак-ак-ак, ок-ок-ок, ук-ук-ук, ик-ик-ик; ка-ак, ко-ок, ку-ук, ки-ик.

· Далее чтение слов: мак, лак, бак, ток, сок, сук.

· Чтение слов с включением слова КАК

Аналогичные упражнения с [Т] и [П].

3. Автоматизация пищеводного голоса

Упражнении 4:

Произнесения коротких фраз. Читается фраза вслух.

Н-р: - Кот катает клубок. Кот→кот катает→катает клубок→кот катает клубок.

- Коля купил кекс. Коля→Коля купил→купил кекс→Коля купил кекс.

Необходимость разбивки только при затруднении в произнесении.

Упражнение 5:

Произнесение следующих сочетаний: кта, пка, кша, шка, ска, кто, кту, кты, кте…

Упражнение 6:

Подготовка к изолированному произнесению гласных звуков: кааааааааааа, коооооооо, коооооок и т.д. с другими гласными. Затем длительное произнесение аааааааааа-ууууууууууу, ааааааааа-эээээээээ, оооооооо-иииииииии, ееееееее-уууууууу (слитно и протяжно); а-у, а-э, о-и, е-у (коротко и отрывисто).

 

Постоянными тренировками достигается плавность и внятность речи. Одновременно со специальными упражнениями начинается употребление обиходных слов: дайте, получите, спасибо и т.д. Речевой материал усложняется, включается произнесение скороговорок, коротких стихов. В целях улучшения плавности речи, отработки вопросительной и восклицательной интонации проводится чтение вслух специально подобранных литературных произведений: Мусса Джоули «Сон ребенка», М.Ю.Лермонтов «Бородино», Н.А.Некрасов «Несжатая полоса». Стихи подбираются так, чтобы каждая строчка состояла из 2х-3х слов. Больным в период обучения рекомендуется как можно больше говорить псевдоголосом, беседовать по телефону.

 

  1. Завершение формирования пищеводного голоса.

Вокальные упражнения, расширяющие диапазон, увеличивающие модуляцию и улучшающие тембр. Продолжительность занятий по обучению пищеводному голосу 2-4 месяца. Занятие с логопедом и ЛФК ежедневно. Рекомендуются самостоятельные занятия 5-7 раз в день, 10-20 минут.

 

Органические нарушения голоса могут быть вызваны доброкачественными опухолями. Голосовая патология развивается постепенно по мере роста опухоли. Множественные папилломы чаще наблюдаются у детей. Могут распространяться по всей гортани и рецидивировать после их удаления. Обширный папилломатоз и рубцовые изменения после операций вызывают тяжелые нарушения дыхания и голосообразования, идет отрицательное влияние на формирование всей речи и личности ребенка. Недостаточность голосового аппарата проявляется после самого щадящего удаления опухоли.

Логопедическая работа с детьми состоит из коррекции дыхания, звукопроизношения и восстановления голоса. Необходимость в постановке дыхания определяется нарушением дыхательного просвета гортани и вынужденном формировании трахеостомы. Нужно вновь научить ребенка дышать естественным путем.

Занятие ЛФК + логопедические занятия, коррекция звуков параллельно работе над голосом.

Вызывание голоса у ребенка с афонией при рубцовых изменениях гортани самый сложный процесс. Для получения одного звучного прорыва голоса методом проб и ошибок подбирается любой звонкий согласный звук. Чаще это [М] и [Ж]. Формируется на мычании или жужжании. Используются слуховой и вибрационно-тактильный контроли. Слоги→слова→предложения. Учитываем возраст детей => подбирается речевой материал и приемы.

Процесс автоматизации восстановленного голоса зависит от тяжести и длительности нарушения. Ускоряет закрепление голосовой функции вокальные упражнения.

Х. Функциональные расстройства голосового аппарата при миопатических парезах (гипотонусное нарушение голоса).

 

Периферические нарушения голоса, обусловленные двусторонними, миопатическими парезами, т.е. парезами внутренних мышц гортани, возникают при инфекциях (ОРВИ, ГРИПП, дифтерия), при сильном перенапряжении голоса, страдают мышцы суживающие голосовые складки. Повреждение затрагивает одну мышцу, чаще одну пару.

Голосовые складки в момент фонации полностью не смыкаются, остается щель, форма которой зависит от того какая пара мышц страдает. Проявления от легкой осиплости до афонии, напряжения и боли в мышцах затылка, шеи и грудной клетке.

Спорный вопрос об устранении функционального нарушения по сравнению с органическим. Возникают трудности в связи со сложностью патологии и их патогенеза. Длительно протекающие функциональные изменения вызывают псевдоорганические наслоения слизистой оболочки гортани, утолщение голосовых складок. Затрудняется диагностика функциональных нарушений, которые могут рецидивировать лица, страдающие такой патологией склоны к фиксации на своем дефекте длительное время.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.