Здавалка
Главная | Обратная связь

Спонсорство и сфера культуры



Сфера культуры обладает исключительной привлекательностью для спонсирования и для организации PR в целом. Поддержка изобразительного и музыкального искусства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек привлекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный "выход на общество" и, с очевидностью, социально значимую. Это, как уже говорилось, и средство прорыва на международные, зарубежные рынки в образе не простого конкурента (а значит - нежелательного субъекта хозяйствования, "чужака"), а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящей ее со своей культурой, т.е. поддерживающего естественные человеческие ценности и творчество.

Спонсирование в сфере культуры и искусства становится важнейшей составляющей современного бизнеса. Японский менеджмент 1980-1990 годов квалифицирует себя как переход "от вещей к сердцу" и от конкуренции товаров - к конкуренции социально-культурных имиджей, а современное японское общество как переходное: от эпохи экономического роста к эпохе экономики культуры. Культура оказывается не только и не столько средством, сколько целью экономической деятельности как в масштабах общества в целом, так и отдельно взятых фирм.

Но не менее важна спонсорская поддержка и для сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью бюджетных средств на развитие культуры и творчества, и тем, что является своеобразной гарантией плюрализма культурного развития и от излишнего вмешательства государства в культурный процесс, от произвола чиновников "от культуры". Кроме того, спонсирование сферы культуры способствует более гармоничному и естественному увязыванию ее с другими сферами общества и отраслями экономики. говоря иными словами, спонсорство в сфере культуры (как и в целом PR) является реальным и эффективным фактором создания и развития гражданского общества, способного к саморазвитию, и на порядки менее зависимого от государства, чем общества тоталитарного типа.

Мнения и опыт Развитие спонсорства в сфере культуры привело к формированию в наши дни трех основных типов экономики культуры (в зависимости от механизма ее финансирования):

1) "Романский" тип (например, в Италии, Испании, во Франции), когда культура финансируется преимущественно централизовано, за счет государственных средств. Так, в Италии финансирование культурных акций и искусства могут осуществлять только правительственные организации или частные лица, пользующиеся доверием государства. Особенно, разновидностью и крайним выражением этого типа была советская экономика культуры. Недаром до сих пор утверждается, что и в условиях рынка российской экономике культуры "ближе французский путь".

2) "Германский" тип, характерный для ФРГ и стран Скандинавии. В этом случае центральными властями оказывается только патерналистическая поддержка, а государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов и через независимые структуры и фонды.

3) "Англо-американский" тип - когда государство выступает лишь вдохновителем и патроном определенных направлений, а финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе - за счет налоговых льгот.

Точнее было бы говорить не о "Национальных" типах, а о разных механизмах финансирования: (1.) централизованно, непосредственно через государственные структуры; (2.) государственные средства даются методом "длинной руки", объединяясь с привлекаемыми иными средствами и через независимые или местные структуры, т.е. с максимальным использованием местного самоуправления и самоорганизации сферы культуры и искусства; (3.) практически исключительно за счет спонсорства и благотворительности, но с государственным политическим и правовым регулированием.

В России развитие цивилизованного спонсорства еще в стадии становления. Спонсирующая и спонсируемая стороны пока действуют наугад, отдавая предпочтение прямым личным контактам и личным вкусам руководителей спонсирующих фирм. Очевидно, что это неизбежный, но временный, как уже говорилось, этап. Уже начинает испытываться острая потребность в информационном обеспечении спонсорства, то есть формировании информационных баз данных для возможных спонсоров (интересующихся прежде всего возможностями, которые откроет им сотрудничество с тем или иным учреждением, коллективом, исполнителем, их уровнем, репутацией, оценкой авторитетных экспертов и искусствоведов, международным признанием). Другую же сторону интересует, разумеется, кто вообще может проявить интерес к их деятельности, контактные адреса, телефоны, репутация, надежность и т.п.

Короче говоря, речь идет о формировании баз данных и информационного рынка услуг, создании служб. На первых порах такую работу легче начинать при поддержке и участии органов местного государственного управления.

Мнения и опыт Примером такой деятельности является Институт культурных программ, созданный Комитетом по культуре мэрии СПб на базе бывшего Единого научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы, методкабинета и курсов повышения квалификации. Одним из основных направлений его работы стало информационное обеспечение как PR в сфере культуры, так и, в частности, спонсорства.

Немалую роль в развитии спонсорства и благотворительности могут сыграть регионы.

Так в рамках подготовки и празднования 300-летия Санкт-Петербурга были созданы Фонд-300, Комитет-300, соответствующее государственное унитарное предприятие. Были учреждены спонсорские пакеты (генерального спонсора – 3 млн., поставщика Юбилея – 1 млн., участника 25 тыс.), титулы, почетные звания.

Еще более показателен пермский опыт проведения ежегодной Ярмарки социальных проектов. Ярмарка включает конкурс по 7 номинациям:

- "Горожане и милиция";

- "Рабочие места для молодежи";

- "Подростковый досуг";

- "Зеленая стена";

- "Нет алкоголю и наркомании";

- "Наш двор, наш дом";

- "Возрождение народных традиций";

- "Территория культуры".

Предварительная работа включает подготовку информационных материалов, проведение семинаров, консультаций, создание оргкомитета. Проекты отбираются в два тура.

В первом туре проекты отбираются по следующим критериям и баллам:

- актуальность и реальность - 10 баллов;

- охват целевых групп – 7 баллов;

- степень участия общественности – 7 баллов;

- экономическая эффективность (соотношение собственных и привлекаемых средств) – 5 баллов;

- наличие опыта аналогичной работы – 3 балла.

Критерии второго тура меняются:

- степень участия общественности – 10 баллов;

- конкретность механизмов реализации и средств – 8 баллов;

- практичность целей – 7 баллов;

- долговременное воздействие на проблему – 6 баллов;

- привлечение дополнительных средств – 5 баллов;

- экономическая эффективность – 5 баллов;

- ориентация в перспективы на собственные средства – 5 баллов.

Динамика показателей результативности ярмарки убедительна:

 

1999 год 2000 год

Количество поданных проектов 202 156

Победивших 31 63

Участников 119 124

Привлечено средств (руб.) 447 727 4 181 900

Средняя сумма 1 проекта 10 000 25 000

Максимальный срок реализации (мес.) 4 6

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.