Здавалка
Главная | Обратная связь

Политическое влияние (лобби)



 

Деловая активность, бизнес существенно зависимы от политики. Выстраивание эффективных отношений с органами власти – важнейший фактор успеха бизнеса. Что стало с МММ и Мост-банком, игнорировавшим в разное время отношения с властью? Где банк "Империал", делавший упор на имиджевую рекламу и телевизионные ролики которого завоевывали призы на отечественных и зарубежных конкурсах. А вот "Альфа-банк", особо не тратившийся на рекламу, но сосредоточивший усилия именно на определенной контактной группе – органах власти – смог пережить кризис 1998 года, "прозорливо" за два дня до дефолта избавившись от ГКО.

Действующее законодательство, политика федеральных и местных властей задают правила игры, от которых зависит успех коммерческого и некоммерческого менеджмента. Деятельность любой фирмы, сама возможность ее существования, экономические результаты и многое другое - так или иначе, но проявляют зависимость от действующего законодательства и решений исполнительной власти. Поэтому вполне естественным является стремление фирм, финансовых групп, промышленных ассоциаций и т.д. оказать влияние на политическую жизнь. И в любом обществе это влияние тем или иным образом осуществляется.

Действительно, разве не тот же бизнес, не чьи-то интересы стоят за установленными “правилами игры”, попытками их пересмотреть? В любом обществе принятие законов, их трактовка, деятельность властей, политические решения всегда осуществляются в чьих-то интересах. Нет и не может быть политической жизни, политики, стерильной от экономических и прочих интересов. Политика вне игры интересов - нечто вроде “круглого квадрата”, то есть вещь невозможная.

Определения и идеи Поэтому каждая фирма, большая и малая, занятая любым видом деловой активности, так или иначе, но оказывается вовлеченной в эту игру интересов. И эффективный менеджмент, если он хочет быть эффективным, если он не хочет быть пассивной стороной, ставимой перед фактом принятых без него решений, должен оказывать влияние на принимаемые решения, способствовать принятию решений, отвечающих своим инересам, инициировать их. Технология PR, обеспечивающая политическое влияние фирмы называется лобби (лоббирование, лоббизм) - от английского lobby - холл, коридор, имеются в виду “коридоры власти”.

Лоббирование как социальный институт в России пока мало известно в обществе и имеет чаще всего отрицательный имидж. Да и за рубежом, где лоббизм давно легализован и упорядочен соответствующим законодательством, отношение к нему неоднозначно: одни считают, что он способствует коррупции среди должностных лиц государственной власти, другие же, напротив, приветствуют развитие посредничества между правительством, властными структурами и бизнесом.

Другой разговор, что продвижение интересов и инициирование принятия решений могут осуществляться различно. В принципе, у бизнеса есть три пути оказания влияния на политические решения. Один - криминальный - связанный с подкупом, взятками, то есть - коррупция. Второй - легальный, в соответствии с действующим законодательством.

Мнения и опыт Что касается коррупции, то она - хорошо известный факт российской политики. И дело не столько в громких скандалах и «чемоданах компромата» в верхних эшелонах, сколько в ежедневной практике принятия решений. Как говорил известный специалист-управленец и первый московский мэр Г.Х.Попов в своем нашумевшем интервью «Аргументам и фактам»: «15% от сделки чиновнику - норма».

«Коммерсантъ» (22.05.99) рассказывал, какое удивление у зарубежных партнеров вызывает поведение отечественных чиновников. Речь шла об очередном этапе многолетней деловой игры чиновников и бизнесменов «Совет по содействию иностранным инвестициям при губернаторе Санкт-Петербурга», на котором была принята Декларация этики ведения, которую разрабатывали с 1997 года. Декларация, в частности, предполагает «отказ от подкупа в деловой практике», каковым является «передача вознаграждения наделенному полномочиями лицу, либо совершение в его пользу каких-либо иных действий, в целях получения необоснованного преимущества по отношению к другим участникам рынка». Кроме того, Декларация содержала обязательства по отказу от «использования незаконных и опасных способов отстаивания экономических интересов», «любых форм насилия над человеком, в том числе физического и психического принуждения». Следствием принятия Декларации было принятие фирмами, подписавшими ее, принятие в рамках своих компаний Внутреннего Кодекса этики ведения бизнеса. Для зарубежных партнеров это проблемы не составляло - почти все они уже имели подобные многостраничные Кодексы, предусматривающие, помимо прочего, письменные обязательства должностных лиц «взяток не давал» и «взяток не брал». Зарубежные партнеры ожидали сопротивления со стороны отчественных деловых людей - как никак не только взятки, и рэкет, но и заказные убийства стали частью деловой жизни России. Однако, поразительно, но факт, что никто, кроме представителей Петербургской строительной ассоциации, не захотевших обрекать себя на ежедневные муки совести, не высказали никаких возражений и даже комментриев по этому поводу. Готовность администрации принимать все, что ни предложат иностранные участники Совета (исполнение - другой вопрос!) вызвала не только удивление, но и раздражение зарубежных партнеров. Они небезосновательно предполагали, что все их предложения принимаются без всякого обсуждения только потому, что никто их всерьез не рассматривает и значения этим нормам не придают, так же как не придают значения даже отечественному законодательству.

Однако коррупция, несмотря на всю ее реальность, как преступная деятельность, не может рассматриваться как часть PR - деятельности открытой, публичной, стремящейся придать бизнесу легитимно-непротиворечивый характер. Легитимное лоббирование может осуществляться в нескольких формах.

Прежде всего, когда сам бизнесмен идет в политику, в законодательную или исполнительную власть - путь популярный ныне в российском деловом мире. Хождение российских деловых людей (предпринимателей и топ-менеджеров) в политику имеет несколько причин. Во-первых, за депутатской неприкосновенностью - удивительный феномен российской демократии, беда последних избирательных кампаний, грозивших превратить органы представительной власти в заповедник преступности. Решение Конституционного суда, приведшее ситуацию в общецивилизованную норму (неприкосновенность применяется только к преследованию законодателя за деятельность, связанную с его функциями депутата) существенно ослабило эту мотивацию. Дело дошло до того, что сами депутаты предприняли ряд инициатив по ограничению своей неприкосновенности.

Во-вторых, “хождение во власть” иногда оказывается “хождением за собственностью”. Особенность российской политической жизни - как дореволюционного, так и советского, так и пост-советского - заключается в том, что в России до сих пор не столько собственность рождает власть, сколько наоборот - власть рождает собственность. Как говорил мудрый В.В.Розанов, собственность на Руси возможна только в двух случаях: либо кого-то ограбить, либо выпросить в порядок. Вотчинный, по-преимуществу, способ хозяйствования, практиковавшийся на протяжении всей российской истории, проявляется до сих пор. Практика приватизации это убедительно продемонстрировала. Однако и здесь со временем стало ясно, что если политик настроен на долговременные перспективы, одним из решающих моментов привлекательности его имиджа является прозрачность его материального положения и источников дохода. Понимая это, наиболее продвинутые политики еще несколько лет назад опубликовали свои имущественные декларации.

В-третьих, за хождением во власть могут стоять личные неутоленные политические амбиции некоторых предпринимателей - мотивация по человечески понятная, но к лобби имеющая уже отношение косвенное.

И наконец, в-четвертых, самое главное - понимание, что его интересы выразить и защитить просто некому (в силу незрелости политической культуры в России).

Эта тенденция усилилась в последнее время. Предприниматели и топ-менеджеры буквально валом повалили в Госдуму. Зачем? Вроде бы лучше договориться с действующим народным избранником, уже имеющим опыт работы на Охотном ряду. Но такой депутат может оказаться излишне корыстолюбивым, а тои мало предсказуемым в самый неподходящий момент. Кроме того, он может просто не сориентироваться в тонкой ситуации, когда на кону могут оказаться важные интересы фирмы и не разглядеть важных в этом плане отличий между поправками где-нибудь на четвертом часу работы профильного комитета. Высококвалифицированных специалистов в экономике и праве среди депутатов - единицы. Таких компетентных людей бизнесу найти в собственных рядах – тем более, что некоторые менеджеры испытывают проблемы карьерного роста. Особенно привлекателен депутатский мандат для вице-президентов по связям с общественностью, превращая его в реального и влиятельного координатора групп поддержки фирмы. И бизнес начинает строить власть так, как он умеет строить бизнес.

В ходе думских выборов 2003 года война с олигархами обернулась банальной дракой за большой предвыборный карман под силовым прикрытием обысков, юридического иезуитства и силовых захватов. За правильное поведение и правильное финансирование правильной партии полагался приз в виде шанса послать в Думу своих правильных представителей. Главное, чтобы список был подлиннее – чтобы хватило на всех. И в результате практического захвата Думы партией административной власти, партией чиновников шла, партией с самим коротким избирательным списком в три человека, про двоих из которых было заранее известно, что работать в Думе они не будут, места в ее фракции хватило не только своим околовластным людям, но и перепало верному бизнесу за соответствующую поддержку. Обильно представлены в законодательной власти ЛУКОЙЛ, Сибнефть, «Базовый элемент». Помимо общероссийских структур в списке и во фракции «Единой России» представлен и крупный региональный бизнес: гендиректоры машиностроительных предприятий, успешных компаний пищевой, алкогольной отраслей. Не менее колоритен в этом плане и состав других фракций: КПРФ, «Родины», ЛДПР.

Еще более очевиден лоббистский состав верхней палаты Федерального совета – Совета Федерации, практически целиком состоящий из жителей Москвы и Санкт-Петербурга. Ярким и вопиющим примером являются оба «питерских» представителя Республики Тыва: глава МДМ-банка С.Пугачев и Л.Нарусова.

 

Во всех отмеченных случаях эффективность "хождения во власть" самого бизнесмена оказывается весьма сомнительной. Быть одновременно успешным предпринимателем и эффективным политиком, усидеть одновременно на двух стульях - политическом и предпринимательском - с пользой для обоих дел не удавалось еще никому, тем более, что и законодательство запрещает политику участие в предпринимательской деятельности. Примеры Б.Березовского и Р.Абрамовича - исключения, причем весьма неоднозначные. Рано или поздно, приходится делать выбор: либо политика, либо бизнес. К.Боровой, И.Хакамада и др. - тому наглядный пример. Но если в случае с политическими амбициями политика может получить нового профессионала, то в случае с попытками конструктивно решить свои проблемы "хождение во власть" выглядит жестом отчаяния в условиях творящегося политического беспредела. Одно только ясно - что этот путь не эффективен и может быть только временным явлением, оправдан же только как единичные факты личных биографий.

Поэтому наиболее эффективен и оправдан путь лобби - профессиональной, специальной и кропотливой работы с властными структурами. Все должны делать специалисты и профессионалы. Бизнесмен должен заниматься бизнесом, политик должен заниматься политикой, но и должен быть кто-то, соотносящий их интересы и делающий это профессионально. На любое дело должен быть свой профессионализм. Это же относимо и к лоббированию.

Мнения и опыт В сегодняшней России экономика и политическая жизнь носят переходный характер, объединяя в себе наследство административно-командной системы (занимавшейся единственно распределением и контролем) и ростков рыночной экономики и демократии. Неизбежно сказывается эта специфика и на практике лоббирования, направленного на очень узкий круг задач:

а) бюджетное финансирование - чемпионами, наиболее успешно оказывающими давление на власть здесь являются агропромышленный комплекс, топливно-энергетический и военно-промышленный комплексы, поглощающие львиную долю бюджета;

б) Льготные кредиты и льготные лицензии по экспорту-импорту - практика с которой началась борьба только в последнее время. Ситуация доходила до абсурда, когда 9 из 10 автомобилей по импорту поставлялись в Россию бесплатно, т.к. предназначались они якобы для различных категорий льготников (инвалиды, ветераны, чернобыльцы и т.д.) - что получается в итоге, все мы хорошо знаем;

в) налоговые льготы - например, стабилизационный фонд “Газпрома” в середине 1990-х превышал бюджет на культуру и образование, а противодействие, оказываемое пока (из последних сил) правительством организованному натиску творческих союзов, мотивируется тем, что стоит эти льготы ввести, как творческие союзы превратятся в "крышу" для массы сомнительных коммерческих структур;

г) приватизация, выделение земли, регистрация банков и т.д., и т.п.

Короче говоря, есть поводы для лоббистской активности, интересы за нею стоят немалые. Другой разговор, что эта деятельность может вестись упорядоченно, в цивилизованных формах, а может вестись и в традиционной манере “борьбы под ковром”, когда не понятно, чья война интересов сказывается на тех или иных принимаемых решениях, а аналитики и эксперты строят самые причудливые комбинации, объяснения происходящего.

Чемпионами современного российского подковерного лоббизма являются две бизнес-группировки: вокруг фигур Р.Абрамовича и Б.Березовского (Шабдурасулов, Аксененко), а также финансовая группа вокруг «Альфа-банка» (лидеры П.Авен и М.Фридман). Результаты деятельности первой хорошо известны: влияние на первого российского Президента, формирование его правительств, создание и проведение в Госдуму виртуального избирательного блока «Единство». Результатами этой победы группировка воспользовалась сполна. Уже в феврале 2000 г. контролируемой ими «Сибнефтью» были выкуплены контрольные пакеты акций крупнейших алюминиевых компаний, выпускающих около 70% российского алюминия, что вывело группировку, до этого занимавшую исключительные позиции в нефтяном бизнесе еще и на близкие к монопольным позиции и в этом чрезвычайно прибыльном секторе российской экономики.

Деятельность второй группировки менее заметна, но не менее эффективна. Ею были делегированы в президентскую администрацию и аппарат правительства такие ключевые PR-фигуры как заместитель главы президентской администрации по связям с общественностью В.Сурков, советник главы администрации В.Бойко, начальник одного из управлений администрации А.Попов, ответственный в администрации за работу с регионами А.Абрамов. Именно они сколотили «подковерными» методами в новой Думе из уже «готовых» независимых и неопределившихся депутатов фракцию «Народный депутат». Кремлевским «альфистам» удалось договориться с коммунистами в обмен на поддержку Селезнева и взять под «Народный депутат» посты председателей 5 комитетов (в том числе - комитет по финансовым рынкам во главе с А.Шохиным, комитет по информационной политике, ТЭКу). Для сравнения: полновесная депутатская фракция ОВР, не сляпанная в кулуарах Охотного ряда, а прошедшая горнило выборов, получила только один комитет. Таким образом, голоса нескольких миллионов избирателей в этой игре были с легкостью перевешены «Альфой». В результате Альфа-груп получила возможности жесткого влияния на ЦБ и правительство. По неофициальным подсчетам, опубликованным «Новой газетой» (№ 7 (578)), под альфовсим контролем оказалось около 80 депутатов из «Единства», 60 «нардеповцев», до 15 аграриев, 7 «росрегионовцев» и от 10 до 15 коммунистов.

Апофеозом лоббистских возможностей "Альфы" стало упоминавшееся сбрасывание ГКО за два дня до дефолта 1998 года, позволившее "Альфа-банку" стать одним из двух крупнейших коммерческих банков, благополучно переживших кризис, обрушивший остальных.

Россия до сих пор занимает опасно высокие места в рейтингах коррумпированности, публикуемых Transparency International и другими авторитетными международными организациями.

 

Осуществляемый в малоцивилизованных формах лоббизм становится каналом преступного обогащения. Россия до сих пор остается мировым лидером по количеству чиновников. Причем, для российского чиновника в отличие, скажем, от американского, нет обязательной декларации о доходах и отчета при отставке. А когда чиновник является одновременно и депутатом и представителем лоббистской группировки, - практически невозможно провести в его действиях грань между протекционизмом, лоббизмом и коррупцией.

Мнения и опыт Достаточно привести несколько достаточно хорошо известных примеров. Это например, действия в Госдуме полупочтенных коммерческих структур, набравших у клиентов денег под тысячи процентов годовых. Цель их достаточно интенсивного воздействия на депутатов - "накидать" в бюджет руками парламентариев как можно больше поправок, увеличив его расходную часть, с тем, чтобы вновь раскрутить маховик инфляции, замедление которой станет смертным приговором этим компаниям. Другим примером может быть успешный политический торг с премьер-министром лидера ЛДПР, затребовавшего взамен за поддержку бюджета оказание давления правительством на финансово-контрольные органы, чтобы не только вытащить из "криминальной грязи" скандально известную компанию "GMM", с которой у ЛДПР прочные финансовые отношения, но и дать ей на российском рынке "Зеленый свет". А история с настойчивым проталкиванием через Госдуму бюджетного финансирования проекта скоростной магистрали Москва-Санкт-Петербург! А скандально известные попытки известного депутата протащить через Думу решения, чтобы некая частная компания обеспечила всех продацов страны наклейками для всех (!!!) продаваемых товаров! По самым скромным подсчетам это могло принести данной фирме около полумиллиарда долларов. Или нашумевшая историтя с толлингом - производством аллюминия их давальческого сырья!

По свидетельству бизнесмена и депутата В.Семаго (Новая газета №30 (598) 17-23 июля 2000 г.), Государственная Дума фактически давно уже отошла от решения политических вопросов и вся погрязла в хозяйственных интересах. Почему в бюджетный комитет записывается максимальное количество депутатов? Потому что там - главная кормушка, там ведется отчаянная борьба «за строчку». И подсчитать, сколько лоббисты в состоянии заплатить за бюджетные деньги и льготы, просто невозможно. Но это, по свидетельству того же В.Семаго сумасшедшие деньги. Зная расклад интересов той или иной финансово-промышленной группы (ФПГ) и сопоставляя их с удивительно своевременными выступлениями некоторых депутатов, всегда можно вычислить «доверенных депутатов».

Однажды корреспондент «Новой газеты» случайно присутствовал при генеральной уборке в одной олигархической структуре. Ее сотрудники занимались сортировкой когда-то проплаченных ими депутатских запросов. Оказалось, что организовать запрос на конкурента в прокуратуру от группы депутатов стоит в среднем $30 000, от одного депутата $5 000. Причем, если запрос у члена ЛДПР обходится и за $1 000, то подпись приличного председателя солидного комитета может стоить и $10 000 и $15 000.

Наиболее тщательно и профессионально лоббируются законы о разделе продукции - при участии иностранного капитала в разработке каждого отечественного сырьевого месторождения на условиях раздела продукции, Госдума каждый раз принимает специальный закон. Задумана эта практика была для привлечения иностранных инвестиций, но в конечном счете все свелось к участию через офшоры отечественных компаний. Они и обеспечивают лобби.

Однако, речь идет о лоббировании интересов не только отечественного бизнеса. Пик наиболее откровенного лоббирования интересов иностранного капитала пришелся на 1992-1993 годы, когда чиновники откровенно торговали своими визами. Например, цену за баррель нефти в контракте всегда пишет конкретный чиновник и ничто не мешает ему же потом вместе с покупателем составить акт, что нгефть не того качества, сделать скидку в два доллара, гтобы потом поделить этот навар: доллар покупателю, доллар себе. Продали 500 тыс. тонн - 500 тыс долларов положили на твой счет. Однако серия скандалов и разоблачений в зарубежной прессе показали, что открытие счетов в зарубежных банках не дает гарантии, что информация об этом не станет достоянием широкой общественности. Теперь то ли чиновники умерили свои аппетиты, то ли стали осторожнее, то ли такие операции проводятся более «профессионально».

Сегодня совершенно обыденной вещью стало обвинять друг друга в коррупции, связях с мафией и т.п. И главная причина этого дикого лоббистского беспредела - отсутствие юридической законодательной базы лобби. Решение проблемы - в открытии каналов связи властей со своими гражданами, легализации и упорядочении лоббизма, чтобы дать возможность чиновникам почувствовать и попробовать достойные и законные способы выполнения ими возложенных на них государством функций. В результате извращенный и полукриминальный лоббизм только так и можно было бы сделать легальным и конкурентным. Поэтому имеет смысл кратко ознакомиться с опытом цивилизованного лобби, выработанным за рубежом, а затем вернуться вновь к отечественному опыту и посмотреть, имеются ли в нем ростки цивилизованного лобби.

Мнения и опыт В демократическом обществе с развитым рынком, само по себе политическое лобби не только не является криминалом, но, наоборот, считается делом чрезвычайно престижным. Так, американские законы предусматривают жесткий контроль за обеими сторонами, участвующих в политической игре: и политиками, и лоббистами. Первые, заступая на должности и покидая их обязаны заполнять имущественные декларации об имуществе собственном и членов их семей. Тем самым серьезно подрываются мотивы хождения во власть за собственностью.

Правовой основой собственно лоббирования служит специальный федеральный закон (акт от 1946 г.), согласно которому (ст.308) лоббистской деятельностью могут заниматься только «лоббисты» (лица или организации). Чтобы стать таковыми, необходимо пройти регистрацию при соответствующем органе власти: законодательной или исполнительной. Регистрация (аккредитация) осуществляется при условии выполнения нескольких требований. Во первых, во главе лоббистской организации должно быть лицо, имеющее высшее юридическое образование и опыт сотрудничества с органами власти. Иначе говоря. это должен быть человек квалифицированный, компетентный и имеющий приличную репутацию. Во-вторых, руководитель лоббистской организации должен под присягой назвать не только свое имя и адрес, но и нанявших его клиентов. С этого момента он должен вести точную бухгалтерию, указывая размеры перечисляемых фирме средств и гонораров, того, кто конкретно их выплачивает, а также перечень всех расходов, произведенных им за счет нанимателя. Зарегистрированные лоббисты должны ежеквартально отчитываться обо всех поступлениях от 500 долларов и выше. Расходы указываются начиная с десяти долларов.Отчет за год о расходовании всех сумм представляется в соответствующий орган власти и хранится там два года с обеспечением свободного доступа к нему для ознакомления по предъявлению удостоверения личности любому гражданину, а значит и журналисту.

Только пройдя регистрацию на подобных условиях лоббистская организация может приступить к работе. На что же идут деньги (и немалые) нанимателей лоббистов? Неужели на “гонорары” законодателям и чиновникам? Отнюдь нет. Как и в случае со СМИ речь идет об установлении социального партнерства. Политиков “прикармливают” их профессиональным хлебом - все той же информацией. Помимо организации общения и контактов, выработки проектов решений, личных выступлений в органах власти, лоббисты ведут также исследовательскую работу, обеспечивают сбор технической и политической информации, предоставляемой политикам. Активное участие принимают лоббисты в формировании политических коалиций и союзов - как по конкретным голосованиям, так и на политическую перспективу. Организационная работа включает в себя и обеспечение потока писем избирателей депутату с целью оказать на него влияние по конкретному вопросу. Профессиональный лоббизм - очень доходный и престижный бизнес в сфере PR. С 1975 по 1999 годы только при Сенате было зарегистрировано 32 000 лоббистов. Каждая третья компания с годовой прибылью свыше $100 млн. имеет свой штат лоббистов на федеральном уровне. В целом в США ежегодно действует более 14 000 зарегистрированных физических и юридических лиц, представляющих интересы 12,5 тыс. фирм, организаций и учреждений. В Конгрессе действуют свыше 7 тысяч зарегистрированных лоббистов. Более 800 юридических, консалтинговых и т.п. фирм, зарегистрировано в Министерстве юстиции.

Американское законодательство относительно лоббизма продолжает развиваться и уточняться. В 1953 и 1954 годах Верховный суд США отнес к лоббизму непосредственное общение с членами Конгресса по вопросам обсуждаемого законодательства, обращения, адресованные непосредственно к Конгрессу, его членам и комитетам, включая публикации в прессе с целью поддержки законодательного акта или противодействия его принятию. Согласно американскому законодательству контакт с представителями исполнительной власти под понятие лоббизма не подпадает. Понятие лоббизма не распространяется на чиновника, действующего в пределах своих служебных обязанностей. С 1989 года конгрессменам, министрам и официальным советникам президента, вышедшим в отставку, в течение года запрещено участвовать в лоббистской деятельности соответственно - в органах законодательной и исполнительной власти. Все жестче контролируется использование средств различных фондов во вренмя проведения избирательных кампаний.

Законодательно регулируется лоббизм и в ФРГ. Согласно закону от 1972 г. там должен публиковаться лоббистский список с перечислением всех организаций, которые собираются влиять на решения федерального правительства. А согласно «Кодексу поведения члена бундестага» депутат должен регистрировать как свое прежнее сотрудничество с союзами и объединениями, так и нынешние свои контакты с ними.

Такая система оказывается в высшей степени оправданной. В политике становится меньше тайн и сюрпризов, столь милой российской практике "борьбы под ковром", “войны компроматов” потому что политический процесс проходит гласно. В любой момент можно документально проверить, в чьих интересах властью проводится конкретное решение. Сам факт официального лобби ставит властные структуры под контроль общества и, помимо прочего, ограничивает произвол. Через лоббистские структуры политики вовлекаются в интересы не только крупных корпораций, но и мелкого бизнеса, фермерства, общественных организаций и движений.

Поскольку лоббизм легален и подконтролен, закон защищает и его интересы: помимо официальных структур, контакты любых других посредников "частных интересов" с властями запрещены и рассматриваются как коррупция.

Может показаться слишком сильно сказанным, но это факт: именно цивилизованное лобби является реальным механизмом, реальной тканью демократии. От тог, что взобравшись на танк однажды провозглашают демократию, демократия не наступает. Она реализуется только как механизм и процесс игры социальных сил, прозрачной для контроля со стороны общества, когда видно, в чьих интересах и какие принимаются политические решения, то есть как цивилизованное лобби.

Имеются ли ростки такого лобби в России?

Мнения и опыт В настоящее время предпринимаются попытки выработать упорядоченные правила лоббисткой игры. Ограничен депутатский иммунитет, что в немалой степени способствовало оздоровлению политической жизни. Принят и введен в действие "Закон о государственной службе", предполагающий заполнение имущественной декларации при поступлении чиновника на госслужбу и при уходе с нее. Исполняется этот закон из рук вон плохо, но важен сам факт первого шага в нужном направлении. В том же направлении действует и Указ Президента о заполнении декларации высшими чиновниками. Выполнение этого указа также в высшей степени показательно. Добросовестно ее заполнили и в срок представили ее единицы. В основной же массе чиновничество (вплоть до самого высшего) демонстративно и издевательски представили явно неадекватные декларации. Но опять-таки, важен факт импульса, пусть даже жест, но в сторону цивилизованного лобби.

Накануне думских выборов 1999 года принят и действует закон о выборах, согласно которому все кандидаты в депутаты и президенты предъявляют в избирательную комиссию имущественные декларации на себя и членов своих семей. Их публикации уже вызвали шок у общественности - почти все кандидаты в народные избранники оказались аскетами-бессеребренниками и почти бомжами. Думается, что еще не скоро будет введена норма предъявления такой же декларации после прекращения полномочий. Но главное - сделан первый шаг к публичности и гласности, подконтрольности общественности.

В первом чтении принят закон о лоббизме. Начал формироваться и рынок лоббистских услуг, ограниченный, к сожалению, преимущественно имиджмейкерством на период избирательной кампании. Но рано или поздно, но на смену "дикому" лоббизму и «черному пиару» (с их нравственным и правовым беспределом, откровенным цинизмом и коррупцией) в Россию придет культура цивилизованного профессионального лобби. Вплоть до создания специализированных бюро, агентств, служб.

Успехом для бизнеса стало длившееся несколько лет открытое противостояние пивоваренных компаний и главного санитарного врача РФ, своим постановлением в 2000 году потребовавшего признать пиво крепостью выше 1,2 алкогольным напитком и ограничить его продажу и рекламу. Противостояние включало экспертизы, проведение публичных слушаний и другие формы вполне цивилизованного и легитимного порядка. В результате Министр здравоохранения отменил постановление своего заместителя.

В начале 2002 года впервые было заключено официальное соглашение о сотрудничестве крупной бизнес структуры (холдинг "Металлоинвест") и депутатской фракцией Госдумы ("Народный депутат"). Соглашение предусматривало "сотрудничество в законодательной сфере" и предусматривало совместные встречи специалистов холдинга и депутатов для обсуждения законопроектов, затрагивающих интересы холдинга, а также финансовую помощь депутатской группе со стороны холдинга в рамках Закона о выборах.

Созданы и довольно активно действуют бизнес-ассоциации и объединения – как на федеральном уровне (Российский союз промышленников и предпринимателей – РСПП, Торговая палата, ассоциации мелкого и среднего бизнесаотраслевые ассоциации), так и на уровне регионов (Невский клуб предпринимателей, Ассоциация экспортеров продукции высоких технологий и т.п.). После объявления Президентом о "равноудаленности олигархов", общение руководства страны с крупным бизнесом стало осуществляться именно через РСПП и Торговую палату.

Столь же цивилизованно пытается действовать и зарубежный бизнес. Так крупный германский бизнес выступил инициатором создания некоммерческой организации - Германо-Российского Форума, создающего на своих акциях чрезвычайно высокий уровень представительности и контактов.

 

Попытки органов власти выстроить отношения с общественностью и СМИ иногда выглядят трагикомически. Так "Новой газетой" (№ 56/794) был опубликован фрагмент "Руководства по работе с прессой" для судей. Руководство содержало следующие советы:

 

Делать Не делать
Быть спокойным и вежливым   Позволять репортерам и фотографам, что они шокировали, удивили или очень расстроили вас
Если вас поймали вне здания, идите спокойно и целеустремленно Отступать назад в здание
Если вы обнаружили себя в толпе журналистов – немедленно остановитесь. Репортеры и фотографы дадут "задний ход", чтобы дать вам пространство. Установив дистанцию, продолжайте двигаться Искать персонал суда или охрану – пока вы не почувствуете, что вам физически угрожают
Смотрите на журналистов, а не в объективы камер Закрывать объективы камер рукой; скрывать и прятать ваше лицо портфелем или газетой
Всегда будьте дружелюбны и используйте заранее приготовленный ответ, даже если это только "Доброе утро!" Грубо и бесцеремонно говорить журналистам, чтобы они оставили вас в покое Говорить: "Без комментариев!"

 

По крайней мере, это уже шаг в сторону открытости и контактов.

 

Следует подчеркнуть, что ошибочным является довольно распространенное мнение, будто лоббизм - прерогатива "больших и толстых", монополистов типа "Газпрома". А как быть маленьким и слабым: малому семейному бизнесу и проч.? Для этого имеется провереннный путь - объединяться в союзы, ассоциации, объединения, которые и создаются-то прежде всего для выражения, защиты и продвижения интересов своих участников.

Мнения и опыт Удачным примером эффективности такой деятельности является работа Российской Ассоциации туристических агентств, объединяющей около 200 организаций. Эта ассоциация смогла только в 1995г. добиться двух радикальных результатов: добиться отмены принятого Госдумой "Закона о СПИДе", введение которого подрывало въездной туризм в России (иностранные гости должны были проходить многодневный карантин на СПИД), и отмены решения испанского правительства, подрывавшего российский выездной туризм в Испанию (т.к. все въезжающие в Испанию, должны были проходить обязательное собеседование в испанском посольстве в Москве).

Определения и идеи В упорядоченном цивилизованном лобби можно наметить четыре основных направления.

Во-первых, это оказание влияния на формирование законодательства. Сама работа заключается в донесении до депутатского корпуса интересов соответствующих фирм и групп (организация встреч, семинаров, конференций, подготовка писем, кампаний в прессе и т.п.), а также в подготовке проектов соответствующих законов, указов, распоряжений.

Во-вторых, оказание влияния на решения органов исполнительной власти. Эта работа также предполагает кропотливые контакты, подготовку проектов решений и распоряжений. По своему замечательное событие произошло в конце лета 1999 года, когда владельцы бензоколонок вместе со специалистами Минфина и МНС выступили с иницативой принятия закона «О едином налоге на заправочные станции». Парадоксальность заключалась в том, что сами владельцы бензозаправок лоббировали введение нового налога, причем в виде закона, который при участии самих бензиновых королей был провален еще в самом начале лета. Суть дела заключалась в том, что лоббисты дальновидно выбрали из двух зол меньшее. Лучше взять инициативу в свои руки и сделать шаг навстречу правительству, чем воевать с ним, вызывая новые и новые санкции. Новый налог предлагался в три раза ниже по сравнению с правительственным проектом, а право определять федеральную и местную доли платежей предоставлялось самому плательщику. Тем самым местным властям делалось недвусмысленное предложение «жить дружно». Более того, по мнению авторов проекта закона, введение нового налога не вызовет роста цен на бензин - обстоятельство, убедительно подтверждающее догадки, что в цены, по которым отпускается бензин, автозаправщики закладывают собственную маржу не скупясь.

В-третьих, участие в формировании органов представительной (законодательной) власти. Эта работа включает в себя возможное выдвижение своих кандидатов в эти органы, а также финансирование избирательной кампании тех кандидатов, поддержка которых соответствует интересам фирмы. Это может быть работа и с перспективными молодыми политиками, их подготовка к участию в будущих избирательных кампаниях.

В-четвертых, организация влияния на кадровые назначения в органах исполнительной власти: предложение соответствующих кандидатур, организация их подготовки, поддержки в СМИ, продвижение.

Работа по всем этим направлениям, с очевидностью, не может ограничиваться разовыми мероприятиями типа приемов и презентаций. Это прежде всего кропотливая, систематическая ежедневная организационная работа, построенная во многом на личных контактах. Короче говоря, она требует немало времени, хорошего знания соответствующей среды, конкретных людей. Поэтому еще раз следует подчеркнуть неоправданность самостоятельного "хождения во власть" некоторых предпринимателей и хозяйственных руководителей. "Усидеть на двух стульях" смогут единицы, но и им в конечном счете придется делать выбор и в ежедневной текущей работе, и в личной перспективе - между выбором и политикой. Сидение же "На заборе", не спрыгивая ни в одну сторону, ничего кроме неэффективной траты времени и сил принести не может. Соотносить интересы делового мира и политиков, осуществлять их эффективные контакты - специалисты PR, обеспечивающие лобби.

Организация лоббистской деятельности начинается со сбора информации относительно действующей законодательной базы, расстановки сил в органах власти, оттенках мнений и позиций, сильных и слабых сторон сторонников и противников. Джля этого необходимо следить за публикациями в СМИ, участвовать в проводимых слушаниях, заседаниях комиссий, презентациях и т.д.

После сбора необходимой информации главной задачей становится формирование коалиции в поддержку конкретных интересов. Такие коалиции всегда привязаны к определенным проектам и позволяют объединять ресурсы, интеллектуальный и прочий потенциал для эффективных действий.

Обеспечение лоббирования решения конкретного вопроса включает в себя несколько этапов:

n Определение и четкая формулировка проблемы и причин ее обусловивших, в том числе - фигур стоящих за нею (кто «мутит воду»).

n Определение - от кого зависит решение проблемы, кто - главный объект необходимого воздействия.

n Определение сроков, в какие необходимо предотвращение нежелательного обстоятельства или его отмена.

n Выявление сил, способных оказать воздействие, повлиять на главную фигуру. Полезно составить «карту связей» социальных сил, инстанций, лиц, с главным объектом в центре.

n Ранжирование этих сил и лиц: первые пять из них будут представлять главный интерес, как наиболее влиятельные.

n Определение возможных подходов к ним (личные, деловые контакты).

n Разработка конкретной программы действий (проведения лоббистской кампании), включая:

- создангие штаба, инициативной группы;

- составление перечня дейстий, продуманных ходов;

- определение компромиссных отступных вариантов;

- определение возможных публичных и скрытных действий;

- конкретизация последовательности и сроков действий в

реальном времени;

- подключение СМИ;

- определение необходимых встреч, визитов, их участников и последовательности;

- установление ответственных;

- определение и обеспечение необходимых ресурсов.

После реализации такой кампании необходимо провести анализ ее эффективности и поблагодарить всех ее участников за содействие.

Как и в отношениях со СМИ наиболее эффективен выход на уровень доверительных отношений с конкретными журналистами, так в лоббизме наиболее эффективен уровень личных доверительных отношений с политиками и чиновниками. Поскольку же такой уровень общения не всегда достижим и реализуем, то следует помнить о некоторых простых правилах общения лоббиста с политиком или чиновником:

n составить детальный перечень вопросов, подлежащих обсуждению и решению;

n уточнить список депутатов и чиновников, причастных к решению конкретных интересующих фирму вопросов;

n предварительно составить краткое письмо с изложением основных вопросов, подлежащих обсуждению и решению, предусмотреть возможность его вручения при встрече;

n подобрать необходимые информационные и печатные материалы, которые также могут быть переданы при встрече;

n наметить время и место возможных встреч;

n подготовить (буквально - вучить наизусть) содержание устного описания сути дела, т.н. «лифтовую» речь - нужно быть в состоянии изложить суть дела, нен забыв ничего важного за весьма короткий срок возможного общения, например, в кафе или в лифте;

n перед началом разговора представиться или напомнить о себе, вручить визитную карточку;

n во время разговора сразу приступать к делу, но не задерживаться на каком-то одном предмете;

n не раздражаться и не пытаться угрожать;

n отвечать на все поставленные собеседником вопросы - не обязательно развернуто и полно;

n внимательно следить за ходом разговора и стараться избегать скользкие, неоднозначные и не желательные для Вас темы;

n не пытаться комментировать точку зрения собеседника, если только не ясно, что это будет на пользу дела;

n держаться спокойно и уверенно, но без высокомерия.

Соблюдение этих простых правил поможет сделать общение конструктивным и плодотворным.

Публичное общение во время слушаний, заседаний комитетов и комиссий, конференций и т.д. должно строиться в соответствии с общими правилами публичного делового общения, которые хорошо известны.

Так или иначе, но следует признать, что попытки формирования легитимного цивилизованного лобби в РФ делаются и они очевидны. Однако ситуация остается очень противоречивой.

 

Не секрет, что именно открытая, не скрываемая попытка ЮКОСа оказывать активную поддержку СПС, КПРФ и Яблоку на предстоявших выборах в Госдуму 2003 года стали одной из причин грубой и циничной атаки на наиболее цивилизованную отечественную корпорацию и ее руководство.

В откровенное собрание лоббистов превратилась верхняя палата Федерального Собрания – Совет Федерации, состоящий после изменения механизма его формирования, фактически из жителей Москвы и Санкт-Петербурга – назначенцев и толкачей интересов регионов и крупного бизнеса.

Похожая ситуация складывается и в нижней палате – Госдуме, особенно после выборов 2003 года. Победа едросов создала ситуацию, когда большинство депутатов составили люди, прошедшие по партийному списку, а как они там оказались – остается тайной руководства партии и бизнеса, финансировавшего ее кампанию. В результате в Думе оказалось рекордное количество представителей бизнеса, за которых избиратели не голосовали и даже существования которых не предполагали. Ситуацию только усугубит готовящееся решение о формировании органов законодательной власти на всех уровнях исключительно по партийным спискам.

Кончилась ничем попытка Центризбиркома создать экспертный совет для сертификации коммерческих структур, специализирующихся на политическом консалтинге и избирательных технологиях.

 

На российском рынке лоббистских и прочих политических услуг в настоящее время сложилась мало цивилизованная ситуация. И это при том, что сам период становления политической демократии и рыночной экономики вызвали повышеный спрос на лоббистские услуги. Не случайно, поэтому, именно политические PR получили наибольшее развитие в постсоветской России и других странах СНГ.

Мнения и опыт Убедительный материал для такой оценки дает известинская публикация В.Выжутовича «Сезон повышенного спроса на рынке политических услуг». В ней говорится об имиджмейкерском бизнесе в период предвыборной и выборной кампаний. В этот период нередки объявления вроде того, с которого начинается эта публикация: "Ставлю имидж. Даю уроки политической борьбы. Обучаю приемам законного захвата власти. Гарантирую место в Госдуме. Оплата по договоренности. Сторонников Гайдара (Зюганова, Явлинского, Жириновского) просят не беспокоиться".

По данным Центризбиркома, на одно думское место претендует в среднем более 30 соискателей. По мнению экспертов, около трети избирательных объединений и более двух третей независимых кандидатов прибегают к платным консультациям. Рынок политических услуг находится в состоянии перманентного повышенного спроса. Период кустарного производства политиков, начатый пробными образцами последнего пятилетия, в России благополучно завершается. Ныне лаже самые устойчивые к чужестранным поветриям "слуги народа" расчетливым умением подать себя доказывают, что они не лыком щиты. Иметь своего имиджмейкера для персон, тяготеющих к политической импозантности, становится столь же престижным, как содержать личного парикмахера или портного.

Мода? Пожалуй. Но в отличие от костюмных изысков в политике модно лишь то, что практично. Этот растущий спрос на на политические услуги вполне уравновешивается не менее широким предложением. "Основными результатами нашей работы являются: построение и коррекция имиджа клиента, разработка стратегии публичного поведения политического субъекта (лидера партии, фракции)". Так рекламирует свой конечный продукт Центр политического консультирования "Никколо М". Политсервис, ставший предметом бизнеса "Никколо М" и подобных ему фирм, коих в России уже несколько десятков, -- сущий Клондайк для артельных старателей-интеллектуалов.

Первым, кто начал разрабатывать золотую жилу частного политического консалтинга, был Георгий Сатаров. Пять лет назад вместе с Сергеем Станкевичем он создал Центр прикладных политических исследований "Индем". Примерно в ту же пору хлестко заявил о себе обласканный Николаем Рыжковым Сергей Кургинян, чей Экспериментальный творческий центр за заслуги перед тогдашним правительством был удостоен роскошного здания на Садовом кольце, где располагается и по сей день.

Пока бюджетная советская "наука побеждать" в виде десятков государственных НИИ, до крайности идеологизированных и уже никому не нужных, тихо отдавала концы, коммерческая прикладная политология копила силы. И в декабре 1993 года привела в Федеральное собрание первых своих клиентов. "Никколо М." проторил путь Николаю Гончару. Центр стратегических исследований помог добыть 4,5 миллиона голосов Партии российского единства и согласия. Ассоциация политического консалтинга "Ника" поддержала "Предпринимателей за новую Россию". Ассоциация политических наук поспособствовала успеху "Женщин России"...

После той избирательной кампании в течение полутора лет рынок политических услуг из-за резкого падения спроса переживал депрессию. Многие независимые эксперты, будучи невостребованными,, подались на казенные хлеба -- кто-то нашел приют в аналитических центрах Думы и Совета федерации, кто-то подобно Мраку Урнову, Леониду Смирнягину, Эмилю Паину, соблазнился чиновничьим креслом на Старой площади. И вот очередной бум. Первым его симптомом стали губернаторские выборы в Красноярском крае, к которым были привлечены крупные имиджмейкерские силы, в том числе - московских агенств. И успех А.Лебедя убедительно продемонстрировал возможности и необходимость профессионального подхода.

Новый импульс придали отечественным политтехнологиям печальноизвестные избирательные кампании 1999-2000 годов.

Радикально изменить имидж известного политика невозможно. Поэтому беря в работу таких заматерелых деятелей, специалисты гарантируют им лишь коррекцию имиджа, не более того. В канун выборов в Думу кое-какие перемены в облике давно знакомых персонажей уже замечены и оценены. Состриг свои кудри Григорий Явлинский, приобрел респектабельность В.Жириновский...

Однако наибольшие хлопоты политическим консультантам доставляют малоизвестные претенденты, составляющие основную клиентуру. Рассказывает директор Центра стратегического анализа и прогноза Дмитрий Ольшанский: Прежде всего мы пытаемся оценить личностные данные соискателя. Как он держится, как говорит, вспыльчив или сдержан, страдает ли какими-то комплексами. В общем, занимаемся психодиагностикой. Чаще всего обнаруживается, что к власти стремятся те, кто был в чем-то обделен, ущемлен в детстве или на заре туманной юности. Второй этап -- исследование того электората или округа, где баллотируется кандидат. Он ведь должен отвечать определенным ожиданиям. Если, к примеру, его потенциальные избиратели тоскуют по твердой руке, то наш клиент обязан продемонстрировать властность, уверенность, непоколебимость. Используя видеотренинг, мы ставим ему Речь, жесты, осанку, посадку головы -- все то, чем он должен владеть сам, тут никто его не заменит. Все прочее -- наша забота: аналитические обзоры прессы с точки зрения данного кандидата, оценка акций его союзников и противников, переработка любой полезной клиенту информации, включая слухи, сплетни, кулуарные разговоры.. Ну и само собой, внедрение в прессу рекламных материалов...

Подробностями упомянутого внедрения поделился директор "Никколо М" Игорь Минтусов:

-- Заказывать рекламную статью известному журналисту вовсе не обязательно. В каждой команде, работающей на кандидата, теневой пресс-секретарь. Под нашей цензурой он составляет тексты и сам размещает их там, где удастся. За эти публикации он платит или непосредственно редактору, либо тому сотруднику редакции, кто пробивает материал в печать. Откровенное, ни с того ни с сего, восхваление кандидата в газетах уже не проходит, да оно и неэффективно: нужен информационный повод. Допустим, претендент организовал в городе какой-то праздник. Журналист пишет репортаж об этом празднике, а в последних строках публикует короткое интервью с его организатором.

По американским стандартам кандидату следует безоглядно доверять нанятой им команде и не морочить себе голову избирательными технологиями. Но мы в России живем. У нас всякий деятель, даже не кончивший ВПШ, лучше любого специалиста разбирается в том, как ему надлежит являть себя народу. Консультанты изнывают и стонут от наполеоновских запросов клиентуры. От настырного невежества соискателей думских мест, ведущих себя точно так, как заказчики гоголевского художника Черткова: "Один требовал изобразить себя в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами, гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах был виден Марс; гражданский сановник норовил так, чтобы было побольше прямоты, благородства в лице и чтобы рука оперлась на книгу, на которой четкими словами было написано: "Всегда стоял за правду". Но никто вернее профессиональных имиджмейкеров не знает, чего на самом деле стоит явившийся за консультацией домогатель народного доверия. Продавая свои услуги, они затем и его самого сбывают обществу в красивой упаковке. Теперь и он -- товар. Добротный или барахло -- кто за то отвечает?

Я несу ответственность за тех, кому помогаю добиваться успеха на выборах, -- сказал директор "Индема" Владимир Римский. -- И консультирую отнюдь не всех подряд. Хотя иным моим коллегам решительно безразлично, каких политических взглядов придерживается клиент.

Но может, так и надо? Может, политический консультант и должен практиковать, подобно врачу или адвокату, которым принципиально неважно, кого они пользуют? -- Да, -- согласился с таким рассуждением помощник президента Георгий Сатаров, -- живи мы в цивилизованной стране, в обществе с развитой демократией, сама постановка вопроса, прилично ли это -- консультировать деятелей типа нашего Жириновского, была бы нелепой и дикой. Работа есть работа. Но у нас все слишком поляризовано, все дышит нетерпимостью. Признайся завтра кто-нибудь, что помогает Владимиру Вольфовичу формировать имидж -- и вся демократическая пресса обрушится на этого помощника. Тогда как Жириновскому действительно более, чем кому бы то ни было, не повредило бы общение с каким-нибудь консультантом. Авось бы выучился вести себя достойно. Другое дело, что он в этом категорически не нуждается и никто ему тут не поможет...

Остается добавить такую подробность. Ни один консультант, дорожащий своей репутацией, Никогда вам не выдаст имя своего заказчика. А тот, в свою очередь, даже на пьяную голову не выболтает при посторонних, что посещает имиджмейкера. Природа таинственности, которой окружена купля-продажа политического облика, вполне постижима. Если команда, взявшись провести кого-то в депутаты, потерпит неудачу, то в огласке своей причастности к провалу имярек она вряд ли очень нуждается. Если же кандидат одержит победу, то распространяться, кому и чем он обязан, ему вовсе ни к чему : он победитель и есть, не зря ж его не судят.

Стоимость предвыборной кампании в одном избирательном округе оценивается специалистами в 200-300 тысяч долларов. При этом сумма гонорара от исхода выборов не зависит. Что, вероятно, справедливо: если большинству претендентов важно не победить, а засветиться в избирательном списке, то и нанятые консультанты вправе требовать платы за процесс, а не за результат.

Отношения между заказчиком и исполнителем оформляются договором, редко когда отражающим реальные суммы, Торжествует передаваемый из рук в руки "черный нал" -- верный способ уйти от налогов. Предъявляемая к оплате смета чаще всего завышена. К примеру, известно, что изготовление одной листовки стоит 1000 рублей, можно отыскать территорию, где ту же листовку напечатают за 400, о чем клиент никогда не узнает.

Вот как выглядит неполный прейскурант политических услуг, оказываемых центром "Индем":

1. Социологическое исследование избирательного округа, составление электорального портрета -- 20500 долл.

2. Разработка концепции агитационной работы, составление лозунгов, текстов листовок, предвыборных программ, деклараций -- 1500 долл.

3. Разработка концепции контрпропаганды -- 700 долл.

4. Учеба актива в режиме деловых игр, психотренингов по темам: -- проведение предвыборной кампании "от двери к двери",

-- уличная агитация и "листовочная экспансия",

-- агитация в малом коллективе (аудитория),

-- взаимодействие кандидата и его группы поддержки в ходе публичных дебатов с оппонентами. (Проведение учебы 3 дня = 3 преподавателя х 200 долл. при аудитории 12-25 человек).

5. Индивидуальные психологические консультации кандидатов в депутаты (Установочное занятие -- 120 долл.)

Рекорды дороговизны бьет однако вовсе не частный, а государственный политический сервис. В центре обучения избирательным технологиям, работающем, прошу заметить, при Центризберкоме: за пятидневные курсы с каждого члена кандидатской команды требуют по две с половиной тысячи долларов. Такая практика напоминает вузовское репетиторство, когда, положим, профессор МГУ сначала за деньги готовит абитуриента к вступительному экзамену, а затем сам же у него этот экзамен принимает?

На российском рынке политических услуг столковаться нетрудно. Товара и денег - в изобилии. И всем заранее известно, что почем. К тому же иные участники сезонного торжища, поди, не первый день знакомы: свои люди - сочтутся.

Особенно бурное развитие «грязные технологии» политических PR получили в последние годы. Начало им положили печально известные «коробкой из под ксерокса» президентские выборы 1996 года и особенно - прославившаяся своим цинизмом политическая «борьба без правил» на выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга 1998 года. Беспредел «грязного пиара» (кандидаты-двойники, подкуп избирателей, массовое досрочное голосование, несмывающиеся листовки, изощренные инсинуации и т.п.) заставил содрогнуться даже самих «технологов». Поэтому в преддверии думских выборов в 1999 г. по инициативе коммерческих структур, специализирующихся на политическом консалтинге и предвыборных технологиях, была проведена встреча специалистов по PR и Центризбиркома. Результатом этой встречи стало создание экспертного совета, призванного сертифицировать профессионалов и выбивать из конкурентной борьбы «грязных недобросовестных технологов». Правда скоро стало ясно, что за этой инициативой столо отнюдь не стремление поставить заслон цинизму и недобросоветсности, а к «дружбе» с ЦИК: сертифицирование при его попечительстве может служить средством легализации одних агенств и занечению в «черный список» других, что открывает путь монополизму и контролю за избирательным рынком. Что вскоре и подтвердилось при первых же попытках организовать рейтинг агенств, действующтх на рынке политических PR весной - осенью 1999 г.

Публикация «Коммерсантом» рейтинга PR-компаний, полученного Исследовательским центром РОМИР по заказу Российской ассоциации по связям с общественностью и журнала «Советник», вызвала грандиозный скандал. Были подвергнуты сомнению и итоги ранжирования (первые места заняли Центр политического консалтинга «Никколо-М», «Имидж-Контакт», Центр политических технологий, «Имиджленд PR»), и состав экспертов, и критерии оценки («известность» и «профессионализм»), организаторы были обвинены в нечистоплотности, «заказном рейтинге». Попытки сертификации прекратились, тем более, что на носу уже были сами думские выборы. Их ход, а главное - результаты, всем хорошо известны. Это было убедительное торжество самого разнузданного и циничного «черного пиара», причем на государственном уровне: от использования служебного положения и публичного «слива компромата» до спина на грани или за гранью государственного преступления.

В результате отечественный лоббизм и политические PR в целом движутся рывками. К сожалению, слишком сильны многовековые традиции. Первое письменное упоминание о Руси - в византийской летописи Константина Багрянородного - гласит буквально следующее: «Осенью князь со своей русью выезжает на кормление». Мало что изменилось со времен Игоря и Ольги. На протяжении всей своей истории, включая советский период, Россия оставалась страной, в которой не собственность рождала власть, а власть рождала собственность. Поэтому российские «хожения во власть» до сих пор остаются, к сожалению, «хожениями на кормление», «хожениями за собственностью».

Как отмечает зампред Комитета по делам общественных объелинений Госдумы Е.Лахова, «сегодня многие радуются, что в Думу пришли две трети новых людей. На самом деле это очень плохо. В парламентах всех цивилизованных стран депутатский корпус обновляется от силы на тридцать процентов. Ведь, что мы в результате получили? Приезжаешь на работы, заходишь в лифт и слышишь разговоры между депутатами: «У меня такая-то фирма». - «А у меня - такая-то». - «Я вчера такую-то сделку заключил». - «А я - такую-то»... (Новая газета - №8 (579). И это при условии, что совмещение депутатского статуса с работой в коммерческих структурах, пусть даже на общественных началах является прямым нарушением действующего Закона о статусе депутата.

Нынешний состав Госдумы даже не скрывает своего участия в бизнесе. Поэтому дело формирования политической культуры и цивилизованного легитимного лобби в России - процесс длительный, но, как уже отмечалось, не безнадежный.

 

О необходимости формирования цивилизованного сотрудничества бизнеса и власти говорят вопиющие факты. Еще в 1999 году эксперты авторитетнейшей международной консалтинговой компании McKinsey в результате глубокого анализа экономики России (с июля 1998 по август 199года) пришли к немало удивившему их выводу: российская экономика была способна давать быстрые темпы роста – не менее 8% ежегодно. Причем для этого не требуется значительных инвестиций. Никаких экономических факторов, препятствующих даже еще более бурному росту экспертами обнаружено не было. Мешают факторы только внеэкономические: В качестве ключевых проблем оказываются коррупция, высокая монополизация рынка, недостаточная защита собственности, опасения социальной напряженности и отсутствие условий для равной конкуренции (фаворитизм власти). Короче говоря – некомпетентная государственная экономическая политика, низкая правовая культура – как в принятии несовершенных и противоречивых законов, так и в правоисполнении.

Беда, помимо прочего, еще и в том, что само государство, в том числе – в лице конкретных чиновников, включая прокуратуру, является активным участником бизнеса, непосредственно конвертируясь в собственность. Эта беда преследует отечество на протяжении всей истории. Российская государственность (в отличие от европейской) возникла не для защиты собственников: купцов, ремесленников, крестьян. Первое письменное упоминание о Руси (в византийской летописи) гласит буквально следующее: «Осенью князь со своей русью выезжает на кормление». Россия принадлежит к очень небольшому кругу стран, претендующих на существенную роль в мире, в которых не собственность рождает власть, а наоборот – рождает собственность. В России власть власть постоянно, на протяжении всей истории страны, собственность порождала и переделивала.

 

Вопросы и задания для контроля

n Что такое лоббизм (лобби) и в чем заключается его значение для PR?

n Чем отличается цивилизованное лобби от коррупции?

n Каковы основные направления и формы работы с органами власти в рамках PR?

n От чего зависит выбор конкретных направлений и форм работы с органами власти, а также уровень этой работы?

n Приведите известные Вам примеры успешной лоббистской деятельности на местном и федеральном уровнях?

n Обладают ли малый и средний бизнес возможностями обеспечивать свое политическое влияние? Каковы эти возможности?

n Предложите программу работы с местными органами власти конкретной фирмы.

 

Литература по теме

· Василенко А.С. Пиар крупных российских корпораций. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.

· Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Корпоративная и политическая режиссура. Модели, система ценностей, каналы СМИ. - М. - 1999;

· Лисовский С.Ф., Евстафьев В.А. Избирательные технологии: история, теория, практика. – М.: РАУ Университет, 2000. – 320 с.;

· Максимов А. «Чистые» и «грязные» технологии выборов (российский опыт). «Мордоделы» & Imagemakers. - M. - 1999;

· Малышков В.И. Сибирский вектор. Выборы губернатора Красноярского края. - М. - 1998;

· Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. - М. - Галерея. - 1999;

· Невзлин Л.Б. “Public relations” - кому это нужно? - М. - Экономика - 1993. - 222 c.;

· Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб: Питер, 2003. – 544 с

· Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз от бизнеса до политики. - М.: Финпресс. - 2002;

· Почепцов Г.Г. Имиджеология. - М.-К. - Рефл-бук-Ваклер. - 2000. -768 с.;

· Почепцов Г.Г. Паблик Рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. - М. - Центр. - 1998 - 352 с.;

· Почепцов Г.Г. Психологические/Информационные войны. - М. - 1998;

· Президент по выбору. Модели желаемого будущего. - М. - 2000;

· Связи с общественностью в политике и государственном управлении. М.: РАГС, 2001.

· Сегела Ж. Национальные особенности охоты за голосами. - М. - Вагриус. - 1999;

· Скрипюк И.И. Политическая реклама и политический PR в России //Общество и политика. - СПб, 2000, с.192-244;

· СМИ и выборы (юридические рекомендации). - М. - Галерея. - 1999;

· Фаер С. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы: PR-секреты общественных отношений. «Ловушки в конкурентной борьбе. Механизмы политической карьеры. – СПб, 1998;

· Федотова Л.Н. Паблик Рилейшнз и общественное мнение. СПб: Питер, 2003;

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.