Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности математических представлений у дошкольников с ОНР



Экспериментальные данные показывают, что математические представления у детей с нарушением речи отличаются своеобразием. Эти дети имеют практические навыки счёта, могут выполнить сравнение численности групп предметов, действия сложения и вычитания. Однако их знания о множестве, числе и счёте неустойчивы, требуют постоянной зрительной опоры. Недостаточно обобщённый сенсорный опыт затрудняет расширение и углубление знаний о зависимостях и отношениях между величинами. Отсутствие комментирования математических операций осложняет переход к умственной форме выполнения действий.

Словесное сопровождение хода выполнения задания значительно снижает темп работы. Трудности в речевом регулировании деятельности препятствуют самостоятельному исправлению ошибок, формированию самоконтроля. Дети не могут проконтролировать одновременно речевую и практическую деятельность. Так, сосредоточившись на припоминании следующего числа, они забывают, какие предметы уже пересчитали.

Дошкольники испытывают трудности в понимании инструкции к заданию, смысла математических терминов. Не могут включить в речевое высказывание известные им математические фразы.

Представления о форме у данной категории детей сформированы. Они выполняют классификацию геометрических фигур, могут определять форму предметов. Однако наблюдаются трудности в речевом оформлении имеющихся знаний и включении их в понятийный аппарат. Дети ошибочно дифференцируют сходные геометрические фигуры, так как обобщение идёт не на основе существенных признаков выделения свойств и анализа частей, а с опорой на зрительное восприятие. Наблюдается отставание в восприятии пространственных отношений между предметами. Так, сравнительно близко расположены друг к другу предметы, воспринимаются ими как непрерывность. При распознавании пространственных отношений дети старшего дошкольного возраста с нарушением в развитии речи часто пользуются приёмом контактной близости, то есть отражаемое пространство для них еще диффузно.

Характеризуя восприятие времени дошкольниками, можно сказать, что в целом, они понимают смену событий, их периодичность, определяют основные признаки временного интервала. Несмотря на это, представление о времени у них бедное, поверхностное, поскольку не сформировано умение строить связные высказывания о содержании деятельности в определённый отрезок времени, нет способов оценки разных сторон времени, необходимых для регулирования своей собственной деятельности.

При выполнении знакомых математических заданий детям требуется не только организующая и направляющая помощь, но и частичный разбор, а также совместное выполнение всего задания. Они не умеют пользоваться словесными образцами, не опираются на них при построении фразы, затрудняются осуществить перенос на аналогичное задание. Большинство детей не могут запомнить инструкцию, удержать в памяти вербальную организацию практического задания. Эти особенности осложняют не только обучение математике, но и формирование навыков учебной деятельности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.