Здавалка
Главная | Обратная связь

Сказка как средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста



Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные события; действие имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.

Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем, а неопределенность места действия не ограничивают фантазию ребенка. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Математика – это одна из сфер культуры, взаимодействие с которой способствует органичному вхождению ребенка в современный мир. Когда ведется речь об изучении дошкольниками математике, то имеется в виду, что математику рекомендуется максимально связать с окружающей жизнью. А для ребенка сказки - это его жизнь. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности (“Два жадных медвежонка”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик - семицветик” и т.д.).

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения в повседневной окружающей жизни, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи. Дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки усложнены разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.

Сказка может в увлекательной форме и доступными для понимания словами показать окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы. Это уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми. Сказка представляет собой особый род реальности, способной конструировать жизненные смыслы на эмоциональном и ценностном уровне. Использование сказки дает возможность приобретение опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности.

 

 

Содержание и методика использования сказок как средства математического развития детей дошкольного возраста

 

Мир детства невозможно представить без сказки, которая является универсальным средством в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. Увлекательные фантастические истории и необычные персонажи помогают детям не только окунутся в мир волшебства, но и способствуют развитию у них творческого воображения, изобретательной смекалки, диалектического мышления, влияют на формирование нравственных качеств личности ребенка.

Как же сказка помогала мне влиять на формирование элементарных математических представлений и что особенно важно, способствовать развитию у дошкольников интереса к математическим знаниям? Дело в том, что в сказке много привлекательного: сюжет, герои и обязательный счастливый конец, которому так радуются дети. Поэтому особое внимание в своей работе по данному направлению я отвожу решению сказочных задач и придумыванию новых сказок с помощью специальных методов, таких как метод фантастической аналогии, «мозговой штурм», прием эмпатии и др.

Началу моей работы предшествовало ознакомление с различными программами: «Математика в детском саду» В.П. Новиковой, программа подготовки дошкольников по математике Л.Г.Петерсон. разнообразной методической литературой по развитию логического мышления, формированию у детей с ОНР элементарных математических представлений. Но в основе работы лежит программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы и Т.С.Комаровой.

Работу с детьми старшего дошкольного возраста начала с выявления индивидуальных черт характера каждого ребёнка; старалась узнать, какими навыками и умениями он владеет, в частности, на каком

уровне развития находится его речь. Для этого применяла различные дидактические игры, игровые упражнения и непринужденные беседы.

Далее, в начале 2010 года, мною была проведена диагностика детей на выявление уровня развития математических представлений .

По данным проведённой диагностики, я увидела следующие результаты: в начале 2010 учебного года высокий уровень составил 17%, средний 56%, низкий уровень 27%,: Из этого следует, что не все дети достаточно быстро воспринимали и реализовывали учебно - игровую задачу. Поэтому для понимания сущности материала требовалась предварительная инсценировка ситуации, а некоторым даже необходимы многократные пробующие действия в предметно-игровой обстановке. Одни дети сразу выполняют действия в уме, другие выполняют задачу поэтапно, фиксируя и проговаривая процесс достижения результата.

Следующим этапом моей работы было проведение разнообразных мероприятий вне НОД на развитие математических способностей. Прежде всего оформила уголок занимательной математики (показ) .В него вошли: настольно-печатные и развивающие игры, игры для развития логического мышления, логические задачи и кубики, лабиринты, игры на составление целого из частей, на воссоздание фигур-силуэтов из специальных наборов фигур. Все они интересны и занимательны для детей данного возраста. Во время непосредственной образовательной деятельности использовала занимательный материал на основе сказочных сюжетов русских народных и авторских сказок.

Например, предлагаю детям выручить семерых козлят от Волка, спастись самому от Бабы Яги или злой колдуньи, придумать «Сказку Колобок наоборот» или представить, что вместо большой репка выросла маленькой, измерить длину стола без помощи линейки. Вся эта работа включает в себя комплексность содержания и интеграцию разнообразных видов детской деятельности (игровую, речевую, рисование, конструирование и т.д.), что способствует раскрепощению образовательного процесса, помогает эмоционально насытить атмосферу обучения, позволяет успешно преодолевать учебно-дисциплинарные приемы и методы работы с детьми.

Знакомя детей с элементарными математическими представлениями, я часто использую литературные произведения, либо историю отдельного героя, наполняя его математическим содержанием. Стараюсь, чтобы занимательный материал соответствовал сюжету сказки, логически следовал из неё.

Планировала так режимные моменты всего дня, что дети проживали весь день с героями сказок. Приведу пример системы «проживания» детьми такого дня .

1 день:

Утро. Сюрпризный момент. Детей встречает внучка Маша – персонаж русской народной сказки «Три медведя». Обращаю внимание на вновь приходящих детей на то, что Машеньке сегодня нужна будет их помощь.

Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности, привлечь внимание детей.

Утренняя гимнастика «Путешествие по лесу».

Цель: поднять мышечный тонус детей, развивать воображение, упражнять в порядковом счёте, в сравнении предметов по величине. Дети во время ходьбы идут «по лесной тропинке», на которой разложены кубики разного размера. Дети должны по заданию педагога обойти 3 кубика маленького размера и перейти по двум большим кубикам через «ручеёк».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.