Здавалка
Главная | Обратная связь

Вторая половина дня.



Самостоятельная деятельность. На ватмане наклеены две ёлочки: одна – в левом верхнем углу, другая – в правом нижнем. Причем разница по высоте елочек едва различима на глаз. Дети слушают сказку: «Под одной из ёлок зарыт клад. Два добрых медвежонка хотят помочь Ивану-царевичу найти его. Медвежата знают секрет: клад зарыт под той елкой, которая выше. Но медвежата никак не могут определить, какая ёлка выше, поэтому не знают где копать. Они все спорят, а Иван-царевич ждет… »

Дети моментально включались в сказочную ситуацию, так как перед ними интересная задача – помочь Ивану-царевичу отыскать клад. Сначала дети пытались измерить высоту елок на глаз. Направляла детей: «А вдруг ты ошибся! Тогда медвежата потратят столько сил, а клад не найдут». Начинался поиск решений. Сделав мерку, равную одной из ёлок, можно определить, какая ёлка выше, и указать медвежатам, под какой из них капать клад.

Психогимнастика «Маша и медведь» развивает пантомическую выразительность, эмоциональную, коммуникативную сферу детей. Дети учатся регулировать мышечное напряжение и расслабление, формируются основы культуры поведения.

Дидактическая игра «Узнай героя сказки по описанию» - дети помогают Машеньке узнать героя сказки.

Индивидуальная работа с детьми – закрепление счёта, формы, величины.

В своей деятельности применяла следующие технологии и методики: моделирование, ТРИЗ, блоки Дьёнеша, палочки Кюизенера, алгоритмы. Данные технологии помогали мне осуществлять следующие математические направления развития детей:

• свойства предметов;

• форма;

• цвет;

• величина, ориентировка в пространстве и времени;

• совершенствование счёта;

• моделирование и т.д.

Все они удивительно легко вписываются в сказочные сюжеты.

В зависимости от вида деятельности использовала различные формы работы с детьми: игры

1. Дидактические: «Последовательность событий», «Дорисуй героя», «Найди пару», «Муха», «Геометрическое лото» и т. д.

2.Театрализованные: «Репка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»…

3.Настольные: «Геометрическое лото», «Весёлые цифры», «Уникуб»,…

4.Развивающие: «Динамические картинки», « Четвёртый - лишний», «В гостях»…

5. Физминутки: «Аист», «Не ошибись», …

6.Математические разминки:…

Много времени уделяла подготовительной работе с детьми. В ходе подготовки к НОД перечитывали сказки или слушали их в записи (аудиокассеты). Когда у детей складывалось целостное представление о сказке, как о литературном произведении, я наполняла её математическим содержанием, старалась, чтобы задания, задачи, загадки, стихи, физкультминутки и весь занимательный материал соответствовал сюжету сказки .

Например, путешествуя по сказке «Цветик-Семицветик», дети помогают девочке собрать лепестки цветка, которые унёс ветер. Одной ей, конечно, не справиться и ребята помогают Жене склеить вазу, составить игрушки на полку и т.д. Казалось, ничего общего с математикой, но на протяжении определённого времени дети, помогая сказочному персонажу, считают, сравнивают, моделируют, группируют.

В сюжете русской народной или авторской сказки герои сами находят выход из сложной ситуации, а использование приема эмпатии помогает ребенку представить себя на месте сказочного персонажа и выбрать собственное оригинальное решение. Но больше всего дети любят помогать героям, которые обратились к ним за помощью, так как не могут справиться с проблемами самостоятельно. В этом случае дети чувствуют свою значимость и выступают в роли волшебников, от которых зависит благополучный исход сказки.

Слушая сказку, дети хотят помочь героям преодолеть препятствия, с которыми они сталкиваются, невольно становясь соучастниками в происходящем и вовлекаясь в решение задач на логическое мышление и смекалку, где без математических знаний не обойтись. Умело подбирая сказки с занимательными историями можно наблюдать, как ребенок реализует свой умственный и творческий потенциал. Важно использовать несложные по восприятию, хорошо знакомые детям сказки, учитывая их возрастные особенности.

С помощью сказок дети легче усваивают временные отношения. Так, очутившись в сказке «Три медведя», определяют пространственное расположение предметов (справа, слева, впереди, сзади), а также сравнивают предметы мебели по высоте и длине. А использование метода «мозгового штурма» позволяет получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Например, после просмотра мультфильм «38 попугаев», детям было дано задание узнать длину стола не используя измерительных приборов (линейки, метра). Разнообразные идеи и варианты, которые выдвигали дети были проанализированы с разных сторон. Была дана оценка плюсов и минусов данного случая. После совместного обсуждения было принято решение взять в качестве мерки простой карандаш и узнать сколько раз он уместится в длину и ширину стола.

Закрепить представление о геометрических фигурах используя сюжет сказки «Три поросёнка», помогут задания: «В каком по форме домике будет комфортно жить поросятам?», «Постройте при помощи геометрических фигур домик поросятам».

По сказке «Цветик-Семицветик», при закреплении знания порядкового и количественного счёта, а также уравнивания количества предметов давала задание детям посчитать «Сколько игрушек у девочки Жени?», «На каком по счёту месте определённая игрушка». Затем, уже размещённые игрушки на полках, сравнить по количеству и определённым способом уравнять их.

В сказке «Гуси – лебеди», по сюжету дети прячут героев под яблонькой, предварительно выполнив задание: «Составьте и решите задачу, про яблоки, которые висят на ветке и которые лежат на земле».

Регулярное использование в непосредственно образовательной деятельности системы специально подобранных народных и авторских произведений, направленных на развитие познавательских способностей, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет им уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и использовать математические знания в повседневной жизни.

Обучение математике не должно быть скучным для детей, ребёнок запоминает только то, что ему интересно. Дошкольник познаёт мир, на примерах взрослых и сказочных персонажей, т.е. через сказку. Помогая герою, ребёнок становиться настойчивым, трудолюбивым, жаждущим знаний. Любая детская сказка может превратиться в занимательное математическое приключение и запомниться надолго.

С помощью сказок дети легче усваивали временные отношения. Например, после просмотра мультфильма «38 попугаев», детям было дано задание узнать длину стола не используя измерительных приборов (линейки, метра). Разнообразные идеи и варианты, которые выдвигали дети были проанализированы с разных сторон. Была дана оценка плюсов и минусов данного случая. После совместного обсуждения было принято решение взять в качестве мерки простой карандаш и узнать сколько раз он уместится в длину и ширину стола.

Закрепляя представление о геометрических фигурах использовала сюжет сказки «Три поросёнка»: давала детям задания: «В каком по форме домике будет комфортно жить поросятам?», «Постройте при помощи геометрических фигур домик поросятам».

На своих «сказочных» занятиях я использовала логические задачи: «Продолжи узор», «Заполни таблицу», «Что дальше?», так как такие задачи несут определённую умственную нагрузку, развивают у детей логику и мышление.

С помощью сказок дети стали легче устанавливать временные отношения, хорошо ориентироваться в пространстве, приобрели навыки счёта. В своей работе использовала следующие сказки: «Волк и козлята» (обр. А.Н.Толстого), «Кот, петух и лиса» (обр. М.Боголюбской), «Маша и медведь» (обр. М.Булатова); «Гуси-лебеди» (обр. М.Булатова), «Зимовье» (обр. И.Соколова-Микитова), «Бабушка, внучка да курочка» (обр. И.Карнауховой), «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И.Карнауховой), «Хаврошечка» (обр. А.Н.Толстого).

Один раз в месяц проводила математические развлечения «Путешествие по сказкам», развивающие игры на основе сказочных сюжетов, литературные вечера «В мире математики», математический КВН между подгруппами детей, «Математический досуг».

НОД проходила живо и весело, так как нет стандартного объяснения нового материала, а все задания даются в игровой сказочной форме на усвоение нового материала и на закрепление ранее пройденного.

Если дети затруднялись найти правильный ответ, поисковыми вопросами подводила к догадке или выводу.

Несмотря на то, что задания на занятиях достаточно сложные, справиться с ними нелегко, дети очень любят «сказочные» занятия, ждут их.

По ходу сюжета сказки, герои часто попадают в сложные ситуации, но они, как ни стараются, не могут справиться с проблемами самостоятельно и просят помощи у детей. Конечно, каждому ребёнку хочется помочь им, и дети становятся непосредственным участниками сказки. Да ещё какими! Самыми умными, самыми сообразительными, самыми наблюдательными. Решая множество задач, расколдовывая героев, дети помогают сказочным персонажам. И конец сказки всегда счастливый!Благодаря этому процесс обучения становился интересным и совсем не трудным.

Завершала НОД неизменно на веселой, оптимистической ноте. Оценку детям даёт кто-либо из героев сказки или же они все вместе благодарят детей за помощь. Нередко сказочные персонажи дарят что-то детям (небольшие сувениры, игры для группы, интересные книги или шишки и жёлуди для поделок), побуждая этим детей к дальнейшим действиям.

Эффективности реализации поставленных задач способствовало создание предметно-развивающей среды, которая включила в себя дидактические материалы, различные пособия для индивидуальной и групповой деятельности.

Не менее важным условием формирования элементарных математических представлений у детей является активное участие в образовательном процессе родителей. Использовала такие формы работы с семьёй: консультации, беседы, родительские собрания, участие родителей в праздниках, в развлечениях, в изготовлении атрибутов к сказкам.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.