Здавалка
Главная | Обратная связь

Обоснование социальной значимости, экономических перспектив проекта.



По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года в нашей стране зарегистрировано 153 125 сельских населенных пунктов, в которых проживают 37,5 миллиона человек, то есть 26 процентов от общей численности россиян. При этом в 22 субъектах Российской Федерации сельские жители составляют более 40 процентов населения, 22 процента из них – лица старше трудоспособного возраста. В некоторых сельских районах страны доля старшей возрастной группы составляет 30–35 процентов, в сельской местности. Особенно это характерно для Центрального федерального округа.

Важно отметить, что чрезвычайно разной является плотность населения в сельской местности. Так в 36,3 процента населенных пунктов (это более 55,5 тысячи) проживают до 10 человек, в 30,4 процента (46,5 тысячи населенных пунктов) – от 11 до 100 человек, и лишь в 33,6 процента (50 924 населенных пункта) – более 100 человек.

Доля сельских населенных пунктов, где проживают менее 10 человек или от 11 до 100, максимальна в Северо-Западном федеральном округе, 58 и 30 процентов соответственно, и в Центральном федеральном округе, 46 и 33 процента соответственно.

Лекарственное обеспечение является важнейшим компонентом медицинской помощи. Задачей, безусловно, является сохранение равной доступности для каждого гражданина необходимых лекарственных препаратов независимо от того, где гражданин проживает – в сельской местности или в городской. Федеральным законом № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (закон был принят 21 ноября 2011 года) в статье 16 определено, что организация медицинской помощи населению, в том числе организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Нормативным гарантом равнодоступности лекарственных препаратов для населения при оказании медицинской помощи является введение стандартов медицинской помощи, единых для всей территории страны. Мы знаем, что значимую часть стандартов занимает перечень необходимых лекарственных препаратов с кратностью их применения в однородной когорте больных.

Демографические особенности заселения российской сельской местности, прежде всего, неравномерная плотность и высокий процент старшей возрастной группы, а также особенности сельской инфраструктуры требуют, безусловно, особой методологии выстраивания системы лекарственного обеспечения сельских жителей.

По данным Росздравнадзора, по состоянию на 1 января 2012 года розничная аптечная сеть в Российской Федерации представлена 63 746 аптечными организациями (аптеками, аптечными пунктами и аптечными киосками), которые осуществляют свою деятельность на основании 40 680 лицензий. Из них 22 процента – государственные и муниципальные аптечные организации, 70–80 процентов – частные формы собственности. Кроме того, на 8934 объектах фармацевтическую деятельность осуществляют индивидуальные предприниматели на основании 6664 лицензий.

Проведенный мониторинг доступности лекарственного обеспечения на селе показал, что общими проблемами являются: недостаточное количество аптечных организаций вследствие нерентабельности открытия, дефицита фармацевтических кадров и других причин; значительная удаленность ряда населенных пунктов от районных аптек и сложность доставки лекарственных препаратов; отсутствие хороших дорог, автотранспорта, работников и так далее.

В ряде регионов количество аптечных организаций в сельской местности не позволяет обеспечить достаточный уровень доступности лекарственной помощи. Он остается низким. Так, в Республике Тыва среднее количество жителей на одну аптечную организацию составляет 5 тысяч 159. В Кемеровской области – 5 тысяч 243. В Магаданской области – 5 тысяч 485. В Чеченской Республике – 9 тысяч 542.

До 2010 года законодательство позволяло продажу лекарственных препаратов в ФАПах только в том случае, если в них открывались аптечные организации, имеющие соответствующую лицензию.

Анализ сложившихся условий показал, что в реалиях это означало, что лекарственное обеспечение сельских жителей осуществлялось в основном через аптечные организации в районных центрах и существенно реже – через аптечные пункты в ФАПах и с помощью других механизмов организации доставки лекарств.

Что касаемо конкретно Оренбургской области и социальной значимости проекта «Развития рынка лекарств», наша область особенная. Особенностей несколько. Ну, во-первых, то, что она имеет низкую плотность населения: 17 человек на 1 кв. километр. Наша область расположена на границе с Казахстаном, почти 2000 километров — граница с Казахстаном, что тоже само по себе является определенной спецификой. Почти 6 месяцев в году у нас зима. На самом деле у нас 1030 фельдшерско-акушерских пунктов, даже есть ФАПы, обслуживающие, скажем, 18 дворов. Однако существует ряд отрицательных моментов в настоящем положении дел:

- отдаленное расположение населенных пунктов от районных центров и муниципальных образований, что при неблагоприятных погодных условиях создает проблемы для снабжения населения медикаментами;

- узкий ассортимент имеющихся в продаже медикаментов в ФАПах, данный факт обусловлен тем, что снабжение осуществляется на 70% через больничные аптеки районных центров (зачастую в самих больницах представлен весьма скудный перечень препаратов, в ФАПах же существует стандартный набор: зеленка, йод, бинты, аспирин).

Вместе с тем, хотелось бы отметить следующее, главной причиной, в соответствии с которой данный проект имеет место быть, является отсутствие в регионе или в каком-то ни было районе нашей области отлаженной системы по качественному и своевременному снабжению сельского населения и отдаленных пунктов лекарственными препаратами и сопутствующими медицинскими товарами в лице представителей предпринимательской сферы, тогда как основную часть сельского населения составляют люди пенсионного и предпенсионного возраста – группа социально незащищенная и остро нуждающаяся в лекарственных препаратах. Государство является монополистом на рынке медицинских услуг именно в сельских территориях, и следует предполагать, что начинания данного проекта представят собой сложные юридические коллизии и значительное вложение средств.

В данном случае под отлаженной системой поставки понимается наличие надежного поставщика, заинтересованного во вложении средств в данный вид услуг, элементы логистики в виде доставки до поселений и квалифицированного медицинского персонала, материально заинтересованного в качестве выполнения своей работы.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.