Здавалка
Главная | Обратная связь

Осложненные формы олигофрении.



При осложненных формах олигофрении легкой и средней степени в структуре психического недоразвития наблюдаются дополнительные психопатологические синдромы, неспецифические для олигофрении.

По О. Е. Фрейерову, для этих больных типичны эмоциональные расстройства: бедность и невыразитель­ность эмоций, их однообразие, отсутствие нюансировки. Наи­более часто встречаются такие синдромы, как эйфорический, апатико-абулический и дисфорический.

При эйфорическом синдроме отмечается стойко повышенное настроение с оттенком все-блаженства, беспечностью, беззаботностью, безразличием к окружающему, иногда — с сюжетно-однообразными фанта­зиями, касающимися узкого круга интересов больного, ко­торые отражают его интеллектуальный дефект. В отличие от лиц с гипоманиями здесь отсутствует стремление к де­ятельности. Близок к этим состояниям мориоподобный синдром («мория» с греч. - нелепость, ребячество): неле­пая дурашливость, двигатель­ная расторможенность, показное стремление подшутить над окружающими, устроить им неожиданный сюрприз и т. п. Но этот синдром в судебно-психиатрической кли­нике при олигофрениях встречается редко, он более харак­терен для церебральных опухолей с лобной локализацией, для интоксикационных психозов, травматических пораже­ний мозга.

При апатико-абулическом синдроме в рамках олигофрений отмечаются эмоциональная бедность, общая вялость, бездеятельность, медлительность, скованность, замедленная реакция на все окружающее, низкая способность к психи­ческому напряжению, психомоторная заторможенность, слабость побуждений, аспонтанность, астрессовость.

Для дисфорического синдрома характерна триада: а) тоскливо-злобная окраска настроения; б) истероформные включения; в) преобладание депрессивного аффекта, нередко с ипохондрическими компонентами. В целом для олигофренических дисфорий при их возникновении характерно недостаточно четкое восприятие окружающе­го мира. В некоторых случаях на высоте эмоционального напряжения встречаются истерические припадки или су­жение сознания, склонность к сверхценным образованием и даже рудиментарным бредовым построениям — обыч­но непродолжительным, исчезающим по мере уменьшения аффективного напряжения.

Гурьева В. А. выделяет 3 варианта психопатоподобного синдрома: возбудимый, тормозимый и неустойчивый.

Для возбудимого варианта характерны почти постоян­ная злобно-негативистическая установка по отношению к окружающим, периодическая гневливая возбудимость, вспыльчивость и несдержанность, готовность к аффектив­ным разрядам с неадекватной по отношению к раздражи­телю яростью, внешне немотивированным двигательным возбуждением, с тенденцией к разрушительным действиям и аутоагресии. Больные обнаруживают гиперестезию по от­ношению к себе и анестезию по отношению к окружаю­щим, они повышенно обидчивы, эгоистичны, отличаются ла­бильностью настроения, порой некоторой вязкостью и назойливостью в поведении. Аффективные состояния злобы, ярости, негодования, ре­акции «короткого замыкания» с внезапным изменением моторики протекают с утрированными мимическими и пан­томимическими компонентами, с характерными неесте­ственными выкриками, демонстративными угрозами и т.п. Нередко в структуру возбудимого варианта психопатоподобного синдрома входят истероподобные реакции, нося­щие примитивно-банальный, наивный характер. При пси­хогениях возникают состояния ажитации и истероформное поведение.

Для тормозимого варианта типичны формы реагирования с явлениями нерешительности, робости, страха, пугливости, смущения, растерянности при изменении привычной ситуа­ции. Характерен отрицательный эмоциональный фон. Поми­мо дистимических эпизодов, нередко наблюдаются депрес­сивные состояния с подавленностью, тоской, элементами двигательной заторможенности, иногда с рудиментарны­ми идеями отверженности со стороны конкретного круга лиц. Возможны и суицидальные тенденции. При психогениях от­мечается формирование тревожно-депрессивного синдрома.

Для неустойчивого варианта характерна повышенная внушаемость, возможно попадание под влияние криминаль­ных структур: «их воля без энергии». В некоторых классификациях эту группу рассматривают как один из типов психопатий («конституционально глу­пые» по П. Б. Ганнушкину и «конформные» по А. Е. Личко), что подчеркивает размытость границ между названными кате­гориями.

В процессе социальной адаптации больных олигофренией возможна их декомпенсация, которая может проявиться в следующих вариантах (по В. А. Гурьевой):

● реакция тоски по дому (ностальгия) с нарастанием чувства тоски и тревоги, внутренним беспокойством, стремлением к разрядке; возможно недостаточно чет­кое и дифференцированное восприятие окружающего;

● реактивные состояния, на высоте которых появляются быстро преходящие идеи отношения и преследования: состояния острой растерянности, немотивированного па­нического страха, ипохондрический синдром (возможна трансформация сверхценных идей в нигилистический бред), параноидные эпизоды (идеи отношения и пресле­дования, для которых характерны элементарность, чув­ственный характер, отсутствие тенденции к системати­зации), состояния измененного сознания (истерические, иногда эпилептические сумерки); для них характерны бедность психопатологической симптоматики, медленное течение, преобладание в клинической картине явлений заторможенности на фоне страха, тревоги и растерян­ности; возможны депрессия, истерические проявления, суженое сознание;

● стереотипная синдромальная характеристика с тенденцией к повторению: 1) тревож­но-депрессивный синдром (растерянность, тревожность, тоскливость, нестойкие идеи отношения); 2) кататоноподобный синдром (негативизм, стереотипии, персевера­ции, элементы восковой гибкости); 3) псевдодементный синдром (наиболее характерен) — с утрированной не­лепостью и крайним однообразием; 4) пуэрильный — с ограниченностью и бедностью демонстрируемой детско­сти при отсутствии фантазии и творчества на фоне стра­ха и тревоги;

● под влиянием алкогольной интоксикации наблюдается усугубле­ние свойств, характерных для той или иной группы олигофрений и определяющих их синдромальные характе­ристики; нередко возникает хаотичное психомоторное возбуждение с внешне безмотивными агрессивно-разру­шительными действиями, иногда с грубым растормо­жением сексуального влечения, гневливой эффективно­сти с агрессивными проявлениями.

Особенности клиники интеллектуальных нарушений, ее динимики в процессе социальной адаптации больных с осложненными формами олигофрении обусловливают риск совершения ими процессуальных действий. Знание дополнительных психопатологических синдромов и вариантов декомпенсации больных олигофренией в процессе их социальной адаптации имеет большое значение для судебной психолого-психиатрической экспертизы.

 

Литература.

1. Азбукин Д. И. Клиника олигофрении. М., 1936.

2. Выготский Л. С. Умственно отсталый ребенок. М., 1935.

3. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. М., 1979.

4. Лубовский В. И. Некоторые особенности высшей нервной деятельности детей-олигофренов. – В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2 т. М., 1956. Т. 1.

5. Маринчева Г. С., Гаврилов В. И. Умственная отсталость при наследственных болезнях. М., 1988.

6. Новикова Л. А. Исследование электрической активности мозга олигофренов. – В кн.: Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка. В 2 т. М., 1956. Т. 1.

7. Певнер М. С. Дети-олигофрены. М., 1959.

8. Петрова В. Г., Белякова И. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М., 1998.

9. Подростковая психиатрия. П/р В. А. Гурьевой. М., 2001.

 

10. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.

11. Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста (клиника олигофрении), т. 3. М., 1965.

12. Шаимов В. Ф. Клиническое изучение потомства больных олигофренией. – Ж. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1972, № 2.

13. Эфроимсон В. П. Введение в медицинскую генетику. М., 1968.


Шалимов В. Ф.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.