Здавалка
Главная | Обратная связь

Эго и высшее сознание



 

Ум – это удивительный феномен. В нашей реальности он служит для того, чтобы создавать взаимное притяжение материи с огромными пластами сознательной энергии (саттвы) центрируя, фиксируя ее в точке. Эта точка и есть эго, наше самоощущение, привычное я. Подобное центрирование энергии – это не совсем концентрация, и происходит оно бессознательно, т.к. ум при этом разбавляет большую часть тонкой энергии материей (тамасом) и грубой энергией (раджасом), формируя при этом подсознание.

Частица недвойственного сознания, связанного с высшим «Я» всегда остается нетронутой, но она в самой глубине, отгороженная от человека подсознанием, в сверхсознательном слое ума. Если бы этой частицы не было, не было бы и самой жизни, ощущения того, что мы есть, что мы существуем, не было бы даже преходящего самоощущения, эго, малого я.

Принцип ума, как деятеля, при насыщении энергией сознания проявляется в факторе познания. На обыденном уровне это проявляется, как ощущение интереса к чему бы то ни было.

Интерес сам по себе – очень тонкая, высокая энергия и сводится любой интерес к познанию самой глубинной тайны бытия, тайны ее невыразимой основы, тайны постижения реальности как таковой в ее исконной сущности.

Существует метод «от противного», проход к высшему сознанию через неудовлетворенность более грубым и через страх эго перед непостижимостью и вечностью высшего «Я». Этот путь зачастую наполнен страданием, преодолением сопротивления, инерции ума. Безболезненный путь через любовь, к сожалению также, доступен не каждому, по причине сильной привязанности к эго. Иногда божественная любовь спонтанно проявляется в жизни человека как ощущение незапятнанной, невинной блаженной чистоты и тонкой радости, привносящей гармонию и успокоение. Можно развивать это переживание, направляя все свое внимание в него, отдаваясь ему. Тогда оно будет нарастать, поглощая эгоизм, сомнения и дурные намерения. Однако чаще всего, любовь приходит уже как результат просветленного сознания, свободного от влияния эго.

Существует также, очень тонкий путь без страха, через нить познания тайны происходящего. Для этого необходимо медитировать на тонкое ощущение интереса. Этот интерес проявлен в каждое мгновение, иначе мы бы не тянулись к мыслям. Прежде беспокойства возникающего в нашем сознании по причине активной ментальной деятельности возникает именно интерес. На глубинном уровне сознание тянется к ментальной энергии, затем раскрывает ее, разворачивает, и тогда она проявляется в мысль, иногда приятную, иногда беспокойную. Если не обращать внимания на более грубую деятельность проявленных мыслей, а оставаться в состоянии подобной тонкой «заинтересованности», созерцая его, оно перерастает в более сильное и глубокое чувство удивления. Чем глубже вы движетесь, и чем ближе вы к источнику, к высшему «Я», тем сильней это удивление и ощущение тайны. Постепенно оно перерастает в позитивное изумление, шок. Неприятие неизвестного рождает страх, а приятие радость и удивление. Этот тонкий путь открывается творческому, глубокому и уже в определенной степени чистому сознанию.

Находясь в источнике, вы осознаете, что каждый миг новый, что этот момент никогда не повторялся, что вы впервые смотрите на этот мир, словно ребенок, или даже так, словно вообще никогда раньше ничего подобного не видели. Вы не умираете, вы рождаетесь каждый миг, вы существуете. Память, прошлое – это ум, и за пределами ума, в высшем сознании память является слишком тяжелым и бесполезным грузом, чтобы брать его с собой. Мысль попросту не умещается в настоящий момент. Настоящее – сфера интуитивного, тонкого сознания. Если быть точней, вы оставляете не саму память, а привязанность к ней, и при намерении всегда сможете ею пользоваться.

Когда-то душа проявила интерес к миру форм, и принцип деятеля, выражающий интерес к реальности на определенном этапе стал «выбирать», или в определенном контексте, скорей создавать «познаваемое», чтобы удовлетворить, сбалансировать энергию, проявленную в ощущении интереса. Чтобы «создать» познаваемое принцип деятеля отслаивал определенные пласты реальности, и вбирал частицу их энергии в себя, создавая память. Память – это проекция внутренней энергии на внешнюю реальность. Чтобы познаваемым можно было как-то оперировать, при помощи многократно повторенных различных манипуляций с отобранными слоями, деятель запоминал те из них, которые поддавались узнаванию лучше других. Это были слои, постепенно обретавшие все более отчетливую форму. Познаваемое выстраивалось в мир форм. Так деятель утверждал себя, создавал свою собственную «независимую» основу. И чтобы эту основу «уберечь», отгородить познаваемое в отдельный мир, деятель «принял решение» заблокировать себя от восприятия недвойственной, безопорной реальности слоем подсознательных, грубых форм, пропускающих лучи чистого сознания лишь в той степени, чтобы сохранялась доля самосознания.

Соль практики в том, чтобы исправить это «решение», эту ошибку, сознания заточившего само себя в мире форм. По этой причине мы расширяем сознание, прочищаем его, устраняя грубые слои невежества, чтобы, в конце концов, добраться до его границ и растворить их, освободившись от заточения.

Этот взгляд автора - один из возможных, и лишь в некоторой степени, в одном из спектров существования отражает суть происходящего. При этом стоит помнить всегда, что никакие теории никогда не смогут отразить в полной мере сущность явлений. Как сказал один очень уважаемый, знакомый автору человек: «наблюдатель может проявиться лишь тогда, когда ты откажешься от ВСЕХ (это очень важно) концепций своего ума».

В определенном смысле связь эго и высшего «Я» - это связь человека и Бога. Ум направляет свои мольбы к Богу, просит его снизойти, преобразить внутренний мир человека, привнести в него свет ясности и сознания. Разделение на малое и высшее «Я» создает видимость раздвоенности, две полярности обыденного сознания и сверхсознания, разделенные подсознанием, в котором осознанность практически отсутствует.

Чем больше высшее «Я» проявлено в нашей жизни, тем ясней высвечиваются все тенденции ума на всех уровнях сознания, что приводит к высвобождению стрессов, несбалансированных энергий, любой отрицательной информации. В жизни человека Высшее «Я» проявлено каждый миг, как ощущение реальности происходящего. Однако в спектре внимания доминируют частности, различные концепции, идеи, мысли о событиях и т.п.

В определенном смысле мы возносим мольбы к самим себе. Иногда это с точки зрения ума может ощущаться как антагонизм Высшего начала и человека. Словно это начало, пребывая в извечной свободе, забыло о человеке, и теперь пренебрегает его страданиями, «не желая» спуститься к нам, погрузившись в мир противоречий. На самом деле, прояви оно свою силу в полной мере, в большинстве случаев для эго это было бы слишком большим потрясением. Вся его ничтожность, все его привязанности и страхи начнут сгорать в свете высшего сознания, причиняя личности большие страдания. Поэтому сам Будда проповедовал срединный, мягкий безболезненный путь плавного, постепенного продвижения, когда вы успеваете отпускать грубое, и наслаждаетесь новым миром.

 

 

Существование

 

Древнее учение санкхъя приписывает нашему высшему «Я», Пуруше следующие свойства: безначальный, тонкий, вездесущий, сознательный, запредельный, вечный, созерцающий, познающий, вкушающий, бездействующий, незапятнанный, ничего не порождающий.

Пуруша безначальный, потому что не имеет ни начала, ни основы, ни конца, ни вообще каких-либо мерок, которыми был бы ограничен. «Тонкий» потому, что у него нет частей, формы и он не доступен для восприятия пяти чувств. Вездесущий, потому что он во всем, каждое явление существует, потому что он есть само существование. Сознательный, потому что является абсолютным сознанием, свидетельствующим счастье, несчастье, помрачение и просветление, происходящие в разуме. Запредельный, потому что никакие силы не способны произвести в нем перемен - явления происходят на его фоне, не затрагивая его сути. Вечный, потому что у него нет причины, и сам он ничего не порождает – не имея ни какой основы, сам он является основой для всего. Созерцающий, потому что отмечает происходящее. Вкушающий, потому что в нем происходят принципы различения страдания и счастья. Бездействующий, потому за пределами принципов инертности и движения, причин и следствий. Незапятнанный, потому что не совершает благих и дурных действий, и не зависит ни от каких форм, на которых эти действия могли бы отразиться. Ничего не порождающий, потому что в нем нет семян, или причин для чего-либо.

Медитация, как процесс, максимально способствующий проявлению этих качеств в человеке, содействует самопознанию, и приближает нас к истине. Уже на продвинутых стадиях, человек становится способным к проявлению покоя в движении, к действию без деятеля и возбуждения в сознании.

Наше высшее «Я» - это и есть сама реальность, ощущения бытия. И чем ясней наша связь с высшим «Я», тем сильней ощущение реальности, ощущение того, что наша жизнь настоящая, что она действительно есть. Возможно, для читателя может показаться странным, почему об этом заходит речь, ведь факт того, что реальность существует – это нечто, происходящее по умолчанию, само собой разумеющееся. Чтобы получше прояснить то первостепенное значение, которое автор придает этому аспекту, попробуем увидеть его в сравнительном рассмотрении.

Днем человек бодрствует, выполняет рутинную деятельность, пребывая в относительно сознательном состоянии. Однако, чаще всего, если человека попросить пересказать, что с ним происходило в течение дня, включая всю его ментальную деятельность, чувства, движения, все, что ощущали его пять органов восприятия, он не сможет припомнить и доли происходящего. Человек помнит лишь ключевые, важные для его дальнейшей деятельности моменты, связанные с проекциями его малого «я», эго. Вся остальная память хранится в подсознании. То есть, когда мы говорим о человеческой осознанности, речь идет лишь о весьма относительной осознанности. Когда человек уходит ко сну, уровень его осознанности падает еще в несколько раз, и после сна, он может вспомнить лишь очень немногое, какие-то самые яркие сны, или даже - вообще ничего. Во время сна ощущение реальности пропадает, или уменьшается настолько, что почти ни как не фиксируется. Существует и другое - сверхсознательное состояние, по сравнению с которым обыденное состояние воспринимается как сон и отсутствие жизни.

К сожалению, современный человек почти ни как не ощущает эти аспекты, или ощущает, но в очень малой степени, чаще всего через какие-то косвенные переживания. Человек осознает объекты и делает вывод, что он есть, т.к. иначе было бы некому осознавать этот мир форм. Если принять это просто как логический факт, то вроде как, ну есть я и что же? Что это может дать? Дополнительного миллиона в кармане не появляется? В чем практическая ценность осознания собственного существования?! Подобные вопросы, справедливо возникающие из поверхностного ума, говорят лишь о том, что человек за этот ум очень крепко зацеплен, и его внимание на данный момент не способно оторваться от поверхности и направиться в глубину, в причину и суть происходящих процессов.

Когда мы задаем подобные вопросы, следует обратить внимание на тот парадокс, то коренное противоречие, что в то время как возникает вопрос, отсутствует сам вопрошающий, следовательно, и сами вопросы иллюзорны, и не имеют какой-либо ценности. Человек не осознает кто он, что он такое. Присутствуют какие-то смутные ощущения твердого, мягкого, вкусного, горького, какие-то картинки, чувства, сотни поверхностных мыслей, но где среди всего этого я? Что есть я? Если попробовать успокоить себя такого рода концепцией, что «я есть совокупность всего», тогда в чем наше я отсутствует? Где та грань, которая разделяет реальность на «я» и его отсутствие? Являются ли наши волосы нашим я? Наше тело? Ум? Если вы ощущаете свое собственное «я», получается, у вас два «я», одно из которых наблюдает другое. Или они одновременно наблюдают друг друга? Тогда появляется некое третье «я», способное быть сторонним свидетелем для двух предыдущих и т.д. Все это просто концепции, наше разрозненное эго соткано из этих ментальных сгустков.

В ходе повествования уже достаточно подробно говорилось о том, что любой объект, который мы как-либо ощущаем, включая все наши ложные «я», является для нас сторонним, «наблюдаемым» наравне с другими аспектами мира форм. На глубинном уровне все формы, как одно целое, также являются нашим собственным, Высшим «Я». Они существуют, потому, что существуете вы, потому, что свет вашего собственного сознания наделяет их жизнью.

Для человека его большое «Я» - это и есть Бог и Высшая запредельная реальность. Даже мимолетное осознание факта этой связи дарует радость, проблеск удивительной свободы, независящей ни от чего. Ведь этого у вас никто и никогда не сможет отнять. Это сама жизнь, в абсолютном ее аспекте, само существование, незримый фон для всего - ваша истинная сущность. Это и удивительно простое извечно чистое и бескрайнее, всегда свежее и невинное, наполняющее жизнью начало, смысл и суть самой реальности. Чтобы высшее «Я» открылось, не нужно ничего делать, как-то напрягаться, или к чему-то стремиться. Вначале это приходит как естественное расслабление, так, словно все погружается в сон, отпускается, но бодрствование, как некий конечный пункт всегда остается. Затем ваша индивидуальная реальность распахивается, открывается тому, что есть, всегда было и будет. И тогда Вы осознаете, что ничего другого никогда не существовало и не могло существовать. Эта сама естественность, жизнь, которой ничто не может препятствовать. Она просто есть, она вмещает в себя мгновения, и ничто не способно ее затронуть.

На уровне сознания что-то в нас понимает, что у энергии нет начала, или ограничения, у реальности не может ни прибавиться, ни отняться. Не может быть и привязанности к чему-либо, или неприятия чего-либо, ибо все происходящее – сам Бог, который словно река, в созерцании которой мы принимаем все, как есть, без вмешательства в Его волю, без какого-либо искажения Истины, или даже ее интерпретации. Мы просто наслаждаемся удивительным голосом этой реки, слушаем ее невыразимую песню, отдаем себя ей, растворяясь в ней, забываем все заботы и печали. Ее движение подхватывает нас, проникает в каждое действие, в каждое мгновение, позволяя нам расслабиться. Единственное, что от нас требуется – это вера. Нам не нужно вмешиваться в происходящее, все происходит само собой наилучшим образом.

Если все является существованием, какие могут быть сомнения? Бог, Абсолют, Всевышний, слова не имеют ни какого значения, потому что сама жизнь внутри Вас не зависит от этих ничтожных символов. Сомнения - это иллюзия, концепции всегда иллюзорны. Сомнения удерживают нас прикованными к ментальной деятельности, к частному, ограниченному знанию. Сомнения заставляют переживать, бояться, это - неустойчивость, неудовлетворенность. Вера, напротив, делает ваше сознание медитативным, проницательным, однонаправленным, дарует интуитивное озаряющее мышление. Вера – это проявление связи относительного мира с Божественным, связи человека и Творца, личности и Высшего «Я».

Ваша индивидуальность, то, что вы считали все это время собой – происходит в вас, но это не вы сами. Для вас, ваше имя и личность – это персонаж, герой игры, который происходит в этой реальности наравне с мириадами других форм. Иногда этот персонаж говорит о чем-то, действует, что-то представляет, читает тексты, занимается практикой. Вся ваша реальность – это лишь то, что происходит на фоне высшего «Я», чистого бытия. Все окружающие вас люди – это разные части вашего сознания.

Реальность просто есть. Это ваша исконная сущность. Когда вы это осознаете, вы ощущаете по настоящему, что вы там, где и должны быть, словно это ваш дом, ваша истинная обитель. Это удивительный, блаженный покой.

Можно в качестве аллегории привести пример искателя, потратившего годы на разыскивание волшебного талисмана, который все это время висел у него на шее. Человек, разрываемый желаниями, занят парадоксальной деятельностью – в поисках счастья, целостности и удовлетворения он перевернул весь мир и даже устремился к звездам, в то время как абсолютное, содержащее в себе полный охват реализации, счастья, мира, гармонии и покоя находилось все это время в его собственном сердце. Выделять одни объекты, полностью отдавая им свое внимание, это все равно, что выбрать для себя отдельную точку в бесконечности, и посвятить всего себя этой точке, не имеющей ни какого значения на фоне абсолютного существования. Реальность будет отрывать нас от этой точки на бесконечные расстояния, и мы снова в страхе потери несуществующей опоры, будем рваться к ней. Именно так действует человек, когда отдает себя отождествлению с преходящими формами. Он упускает нечто неизмеримо более величественное, важное, всеобъемлющее, нежели мириады суетных преходящих форм. Он упускают саму жизнь.

Существование любой формы, или даже бытие само по себе – это необъяснимое чудо. Почему реальность вообще должна быть? Не человеческая, социальная, но реальность как таковая, всеобъемлющая, содержащая в себе бесконечность пространства и времени протянутого в вечности, сама жизнь! Почему она есть? Могла ли она не существовать? Это очень важный вопрос! Вдумайтесь всем существом, попытайтесь прочувствовать этот вопрос, ведь он сам по себе в своей основе уже содержит ответ! Почему реальность существует? По началу ответ будет мелькать, словно нечто невозможное, важное, сокровенное, но еще неуловимое, и лишь после пробуждения этот ответ будет присутствовать в каждое мгновение жизни.

 

Заключение

 

На этом пути не следует куда-либо торопиться. Вам могут сказать, что необходимо переправиться через реку, и вы вот-вот опоздаете, но эта река существует лишь в вашем напряжении, в ваших мыслях и суть этого парадоксального пути в том, чтобы перестать спешить и суетиться. В этой погоне вам может показаться, что у вас есть недостатки, от которых нужно избавляться. Есть неведение и мрак, от которого нужно бежать, есть препятствия, которые необходимо преодолевать. А также существует цель, и она где-то впереди, в будущем. Все эти концепции вызваны напряжением, вашей мыслью, и чтобы достичь цели, в конце пути необходимо избавиться даже от самых высоких концепций. Это и есть медитация – свобода, в которой вы просто есть, в которой вас не разрывают на части прошлое и будущее, радость и печаль, неудовлетворенность и желание. Это исконная свобода вашей Души, принадлежащая вам по праву рождения.

В начале пути должна быть цель, должна быть и жажда пробуждения до тех пор, пока вся ваша жизнь не станет одним целым, единым процессом вопрошания Всевышнего. Этот вопрос может проявляться в разных формах, действиях и словах: «Кто я?», «Что такое реальность?», «ПОЧЕМУ ВООБЩЕ ЧТО-ЛИБО СУЩЕСТВУЕТ?». И когда этот вопрос будет задан всем вашим существом, когда вы приложите все возможные усилия в единое, приходит ответ, расслабление и удовлетворенность. Этот ответ заключается в вашей собственной природе, от которой вы так старательно убегали и прятались в иллюзии времени, в устремлениях к тысячам суетных вещей и миров, во сне рассуждений. Этот ответ находится в самом центре, в сердце вашего бытия, вашего существования, в центре вашего сознания. Это и есть Вы…

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Правила игры

Информационное поле

Природа мысли

Бог и человек

Природа времени и пространства

Пять элементов

Пустота

Путь самопознания

Решения

Игра сознания

Иллюзии

За пределами иллюзий

Путь йоги

Упражнение восходящей энергии

Здоровое питание

Непрерывность внимания

Бессмысленность

Эго и высшее сознание

Существование

Заключение

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.