Здавалка
Главная | Обратная связь

Органы власти кантонов



Власть в кантонах организована неодинаково.

Полукантоны Унтервальдена и Аппенцелля и кантон Гларус, в которых проживают всего 2,5% населения страны, имеют систему так называемой ландсгемайнде (нем. Landsgemeinde — буквально сельская община или община страны, края). Суть ее в том, что кантональные решения могут приниматься на общем собрании избирателей кантона (полукантона), которое и именуется ландсгемайнде.

В середине 80-х гг. уровень участия избирателей в этих собраниях в Гларусе порой доходил до 10 тыс. избирателей, в Нидвальдене и Обвальдене— соответственно 2,5 тыс. и 1,1 тыс. Последние цифры соответствуют и уровню участия в полукантонах Аппенцелля.

По общему правилу, ландсгемайнде имеют место раз в год — обычно все ландсгемайнде собираются в конце апреля, за исключением кантона Гларус, где эти собрания проходят в начале мая. Ландсгемайнде проводятся с большой торжественностью, чтобы поддержать и возвысить существование этого института. Например, согласно ст. 6 Конституции полукантона Обвальден 1968г., наиболее полно регулирующей институт ландсгемайнде, «музыка играет в течение всего времени прохождения кортежа по городу до площади. Барабаны бьют во время вхождения кантональной администрации (Landberg)». На площади сооружается деревянный помост с ограждением, очень напоминающий боксерский ринг, на котором во время проведения ландсгемайнде располагаются главные должностные лица кантона или полукантона. Для избирателей устанавливается несколько рядов скамеек; остальные располагаются сами как смогут.

В полукантоне Обвальден, помимо ежегодных собраний, могут созываться чрезвычайные для рассмотрения срочных дел, когда того требуют 500 избирателей, указывая в письменной форме предлагаемую повестку дня. В таком случае ландсгемайнде созывается в течение шести месяцев. Процедура и ведение протокола ландсгемайнде устанавливаются кантональным советом — представительным органом, существующим одновременно с общим собранием полукантона. Голосование проводится поднятием рук. Если дважды результат не ясен визуально, то производится подсчет голосов. Для избрания какого-либо должностного лица требуется абсолютное большинство голосов, по другим вопросам голосуется одобрение или отклонение.

Компетенция ландсгемайнде весьма широка: во всех единицах, где практикуется этот институт, он избирает правительство — государственный совет — и отдельно его главу (Landammann). В Обвальдене, например, на этом собрании назначаются, кроме того, судьи верховного суда, кантонального суда и административного трибунала и их заместители. Каждые два года ландсгемайнде избирает председателей верховного суда и административного трибунала. В начале 70-х гг. нынешнего столетия традиционное голосование поднятием рук было заменено для назначения судей тайным голосованием. Ландсгемайнде Обвальдена избирает также канцлера, генерального прокурора, следственного судью, кантонального интенданта. Конституция этого полукантона содержит норму и о ротации должностных лиц: половина этих лиц уходит в отставку каждые два года. Во всех ландсгемайнде принимается решение о полном или частичном изменении кантональной конституции, избираются члены Совета кантонов. В Обвальдене, если о том постановило ландсгемайнде, решение о полном пересмотре Конституции в двухлетний срок подготавливает кантональный совет с тем, чтобы затем передать на референдум.

Ландсгемайнде этого полукантона рассматривает законопроекты, внесенные в порядке оформленной народной инициативы, причем они не должны нарушать федеральную или кантональную Конституции, за исключением случаев, когда речь идет о пересмотре самой кантональной Конституции. Право такой инициативы принадлежит 500 избирателям в случаях полного или частичного пересмотра Конституции и каждому избирателю, когда речь идет об отмене или изменении какого-либо закона или финансового кредита, относящегося к компетенции ландсгемайнде. Кроме того, каждый гражданин Обвальдена обладает правом интерпелляции к членам Государственного совета (правительства). Интерпелляция должна быть внесена в канцелярию за 14 дней до обсуждения и в письменном виде.

Более старая по времени принятия Конституция кантона Гларус 1887 г. полномочия своего ландсгемайнде обозначила более схематично. В ст. 31—1 указано, что такое собрание имеет полномочия изменять Конституцию, принимать законы в целом, решать о кредитовании более 250 тыс. франков на цели, связанные между собой, или более 50 тыс. на одну цель, расходуемых в течение года. Собрание также устанавливает налоги, избирает должностных лиц исполнительной власти кантона из числа уже избранных членов правительства, избирает судей, генерального прокурора, следственного судью и интендантов правительства и суда.

Конституция полукантона Нидвальден 1965 г. примерно в таком же плане определяет институт ландсгемайнде. Некоторое отличие имеется в предельном уровне расходов, выше которого требуется согласие ландсгемайнде: единовременный расход более 100 тыс. фр. и периодические расходы в течение года в размере более 20 тыс. фр. В целом же институт ландсгемайнде постепенно приходит в упадок, что объясняется все возрастающей сложностью возникающих перед кантонами проблем, очевидной неповоротливостью этого органа, весьма редкий созыв которого не позволяет быстро реагировать на возникающие проблемы. На эту тенденцию указывает и постепенное сокращение числа действующих ландсгемайнде. Заместителей для этих институтов найти не сложно; ими являются кантональные парламенты.

В 15 кантонах и полукантонах парламенты именуются большими советами, в шести — кантональными советами (Kantonsrat), в четырех — ландратами и в кантоне Жюра — парламентом. Повсюду они состоят из одной палаты. Число членов в парламенте кантона варьируется от 60 (Невшатель, Жюра) до 200 (Берн, Аарау). Парламенты повсюду избираются по пропорциональной избирательной системе. По общему правилу, срок легислатуры — четыре года, но он может быть меньше (два года — в Граубюндене) или больше (пять лет — во Фрибуре). Парламенты кантонов осуществляют значительную компетенцию во многих областях. В некоторых случаях свои полномочия парламенты делят с избирательным корпусом или с ландсгемайнде.

В законодательной области парламенты обладают остаточной компетенцией от переданной в ведение федеральной власти. Помимо принятия простых законов, парламенты наряду с избирательным корпусом участвуют в пересмотре конституций. Парламенты кантонов высказываются по финансовым вопросам, устанавливают налоги, бюджет, разрешают займы (в некоторых случаях, как упоминалось, для этого требуется референдум).

В 12 кантонах они назначают председателей правительств, а в более чем половине кантонов — членов верховных судов. Специфическими их полномочиями являются принятие решений о натурализации и о помиловании. Недавно принятые конституции наделяют парламенты полномочиями по планированию экономики. Средствами парламентского контроля за исполнительной властью служат вопросы, интерпелляции, резолюции.

В судебной области парламенты разрешают конфликты по поводу компетенции между администрацией и судебными органами, дают разрешения на преследование государственных советников (членов кантонального правительства), собственных членов, судей, совершивших правонарушения.

В том, что касается организации сессий, проведения заседаний, большая часть кантональных парламентов функционирует по образу и подобию Федерального собрания Швейцарии. Имеется некоторая разница между парламентами, действующими в кантонах-городах (Базель-городской, Цюрих, Женева), где парламент — современный орган, организованный по образцу федерального парламента, и парламентами сельских кантонов.

Правительство — высший исполнительный и административный орган кантона. Он управляет и наблюдает за деятельностью кантональной администрации, назначает чиновников, представляет кантон вовне, поддерживает отношения с органами Конфедерации и с другими кантонами, а когда это необходимо, и с иностранными государствами. По общему правилу, кантональное правительство представляет собой аналог Федерального совета Швейцарии. Правительство издает необходимые постановления, иногда обладает судебными функциями, особенно в кантонах, в которых нет административного трибунала.

В большинстве кантонов правительство называется правительственный совет (Regierungsrat), в латиноговорящих кантонах— государственный совет (Conseil d'Etat), в полукантоне Аппенцелль-Иннерроден — кантональная комиссия (Standeskommission), а в кантоне Жюра так и называется — правительство (Gouvernement). Численный состав кантонального правительства небольшой — от пяти до девяти членов. Практически во всех кантонах члены правительства избираются народом. Такой порядок формирования правительств обеспечивает сильную позицию исполнительной власти по отношению к кантональным парламентам.

По общему правилу, правительства кантонов избираются по мажоритарной избирательной системе в одном избирательном округе, который составляет сам кантон. Только в Цюрихе и Тичино при формировании правительств применяется пропорциональная избирательная система. Срок полномочий правительств равен сроку полномочий парламентов. Для того, чтобы быть государственным советником, нужно отвечать тем же цензам, условиям избираемости и несовместимости должностей, что и на выборах в кантональный парламент, но минимальный возраст для пассивного избирательного права иногда поднят (до 25 лет — во Фрибуре, до 27 лет — в Женеве). Некоторые маленькие кантоны имеют правительства «милицейского характера», т. е. исполняющие свои функции по мере надобности; члены правительства продолжают работать по своей профессии*.

* См.: Handbuch: politisches System der Schweiz, Bd. 3 / Manuel: Systeme politique de la Suisse, vol. 3. Bern und Stuttgart: Verlag Paul Haupt, 1986, p. 95.

 

Во многих кантонах государственные советники могут входить в состав Совета кантонов, но иногда число таких государственных советников ограничивается (кантоны Во, Валлис). За исключением кантонов Цуг и Аппенцелль-Иннерроден мандат государственного советника несовместим с членством в кантональном парламенте.

Каждый из членов правительства возглавляет один или несколько департаментов. Председатель правительства чаще всего называется ландамман; он избирается правительством, либо непосредственно избирательным корпусом (кантон Ури), либо, как отмечалось, ландсгемайнде (оба полукантона Аппенцелль, оба полукантона Унтервальден, Гларус), либо самим большим советом (немецкоговорящие кантоны).

В кантонах и полукантонах, в которых действуют ландсгемайнде, председатель правительства председательствует на этом общем собрании жителей кантона. В других кантонах роль председателя правительства может быть сопоставима с ролью Президента Конфедерации. Даже если председатель государственного совета (правительства) избирается посредством прямых выборов, сам состав этого органа отражает соотношение сил между политическими партиями кантона.

Вся судебная власть, за исключением сфер деятельности Федерального суда и нескольких федеральных комиссий юридического характера, принадлежит судебным органам кантонов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.