Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие и признаки должностного лица



Представитель власти – лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению законодательной, исполнительной, судебной власти, а также с учетом положений ст. 318 УК, лиц правоохранительных или контролирующих органов, наделенными распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости

Организационно-распорядительные функции – руководство трудовым коллективом, формирование кадрового состава, определение трудовых функций работников, применение норм поощрения и взыскания. К таким функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (медицинские работники – выдача листков временной нетрудоспособности, члены комиссии, члены ГАК).

Административно-хозяйственные функции – полномочия по распоряжению и управлению имуществом.

Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом к кандидату на эту должность, совершило действия, подпадающие под признаки состава статьи 285 и 286, то содеянное квалифицируется по данным нормам.

В Вооруженных силах и воинских формированиях должностные лица, выполняющие организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, могут являться начальниками по служебному положению и (или) воинскому званию. Начальниками по служебному положению являются лица, которым военнослужащие подчинены по службе. Начальники по воинскому званию определены в ст. 36 Устава внутренней службы Вооруженных сил (сержанты, старшины – для рядовых)

 

Ст. 285 – злоупотребление должностными полномочиями

Объективная сторона состоит из трех признаков: преступное деяние (действие или бездействие), последствия (носят оценочный характер), причинная связь.

Деяние – использование служебных полномочий

Две позиции:

Пленум ВС 2009 г. – 1)совершение действии (бездействия) только в пределах своей компетенции; 2)широкое понимание злоупотребления, т.е. совершение действий в пределах своих полномочий, а также использование авторитета должности, совершение действий вопреки интересам службы, т.е. это поведение, которое противоречит деятельности аппарата государственной власти и управления, местного самоуправления, и нарушает установленный порядок реализации служебной компетенции.

Не могут быть признаны преступными деяниями, если они совершены во исполнение обязательного для должностного лица приказа или распоряжение (ст. 42 УК). Если должностное лицо совершило умышленные действия во исполнение преступного приказа, то оно несет ответственность как исполнитель, а должностное лицо, отдавшее приказ как подстрекатель данного преступления. Если должностное лицо не осознавало преступного характера приказа, то оно не подлежит ответственности, а лицо, отдавшее приказ, является посредственным исполнителем преступления. Состав преступления отсутствует, если должностное лицо действовало в состоянии крайней необходимости (ст. 39 УК).

Под использованием служебных полномочий понимается совершение деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывали служебной необходимости. К ним относятся:

1) совершение действий, входящих в круг должностных полномочий, при отсутствии обязательных условий или основании для их совершения (выдача водительских удостоверений без прохождения обучения);

2) протекционизм – незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижение по службе, поощрение или иное покровительство по службе

Последствия– существеннее нарушение прав и законных интересов граждан, организаций и государства (оценочное) понятие. Виды последствий: материальные и нематериальные. Материальные выражаются в причинении смерти, вреда здоровью, имущественный ущерб (реальный) – только повреждение или уничтожение имущества. Хищение имущества. Деяние, совершенное должностным лицом с использованием служебного положения, квалифицируется по ч.3 ст. 159 или ч.3 ст. 160.

Существенное нарушение (нематериальные последствия): нарушение прав и свобод физических и юридических лиц (право на уважение чести и достоинства, тайну переписки, переговоров, право на судебную защиту, доступ к правосудию, право на компенсацию ущерба, причиненного преступлением).

Последствия, т.е. наличие существенного вреда, является критерием разграничения дисциплинарного проступка и должностного преступления. Учитывается степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, имущественного или морального вреда. Такие же последствия в ч. 1 ст. 286.

Ч. 2 ст. 285, ч.2. ст. 286, ч. 3 ст. 290 – признаки специального субъекта

Глава ОМС – только глава МО;

Ч. 3 ст. 285 – иные тяжкие последствия (такие же п. в. ч. 3 ст. 286). К ним относятся крупные аварии, длительная остановка транспорта или производственного процесса,

причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или покушение на самоубийство потерпевшего.

 

Ст. 286 – превышение должностных полномочий

Объективная сторона ч. 1 – материальный состав; типичные формы превышения: 1) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу); 2) действия, которые должны быть выполнены коллегиально, а совершаются единолично; 3) действия, которые могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте (в момент совершения такие обстоятельства отсутствовали – применение огнестрельного оружия); 4) действия, которые не вправе совершать должностное лицо ни при каких обстоятельствах.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.