Здавалка
Главная | Обратная связь

Языкознание в кругу гуманитарных и не гуманитарных дисциплин.



языкознание и гуманитарные дисциплины.

1. семиотика — так как язык прежде всего коммуникативная система, изучает любые знаки, в т.ч. знаковую систему языка. Для языкознания важны общие положения семиотики о знаках,различиях и признаках, группировке, классификации, образование знаковых цепей, комбинации, опознавании и распознавании, принципах дешифровки.

2. социология — связаны, так как язык общественное явление. Учение о строении общества, его развитии и функционировании — как тот или иной язык используется различными соц.объединениями, как отражается на

3. логика — так как язык неразрывно связан с мышлением. Определение понятия, его содержания, объема связанно с лексикологией значение слова, многозначность

4. психология и физиология — так как языковедение имеет своим предметом не только язык, но и речь — это психофизический процесс. Мышление человека как процесс, равно как и чувствования, и др. проявления его поведения, изучает психология.

.5. медицина — так как речь связанна с высшей нервной деятельностью, её норм, физиологией и патологией: психиатры, дефектологи, логопеды. А так же глухониых и глухослепонимых

.6. этнография — классифицируют и интерпритируют данные археологических раскопок, собирание фольклора, изучение быта носителей того или иного языка или диалекта.

7. археология — изучение вымерших языков, древних и определение их носителей, их ареалы

8. антропология и биология — связь языка с биологической и социальной эволюцией человека

.9. историческе науки — тесно сотрудничают, когда языковые данные проливают свет на те или иные события истории10. география — картография — надписи. Связь через связь с историей

11. филология — языковедение как обычная наука вышла из филологии. Фил — люблю, лог — слово. Изучение всего, что связанно со словом и первоначально письменным словом, изучение письменных памятников.

4. Языкознание и негуманитарные науки:

1. акустика раздел физики — для правильного понимания того, что из звукового континуума беспрерывного множества язык отбирает для организации своей знаковой системы, лингвисту нужны сведения об акустических характ-ках, связанных с : Высота, сила, длительность звука, с соотношением явлений тона и шума, с пониманием звукового спектра явлений

.2. математика — любая наука имеет право называться наукой в зависимости от того, сколько в ней математики т.е. точности. Свойство предсказания. Матлингвистика, матлогика. Матлингвистика — это не особая лингвистика, а лишь применение к языковым явлениям математических методов, главным образом это относится к речи, а не языку, например теории вероятности и математическойой статистики.

3. теория информаци — матдисциплина, которая изучает процесс передачи инфы по кагалам связи. Схема: источник — передатчик_- канал — приемник — получательЗдесь вводятся понятия: код — произвольная система заранее установленных условных знаков или символов; частота появления в сообщении называется вероятностью. Алфавит — набор знаков кода. Текст-последовательность знаков данного сообщения. Канал -среда , в которой передаются знаки кода, с учетом шумов и помех. Битбинит — еденица, которой измеряется инфа. Избыточность — это разность между теоретически возможной передающей способностью кода и средним кол-вом инфы. Энтропия — мера недостающей инфы, неопределенности, зависит от числа символов кода.С достижением мат. логики важным стало понятие алгоритм — совокупность точных правил, описаний, кодирование и перекодирование инфы. Особо важная роль кодирования в машинном переводе.

4. кибернетика — наука об управлении. Ее задачи: приспособить данные всевозможных наук так, чтобы можно был использовать машину, переложить на нее различные формы человеческого труда, в т.ч. и умственные.

6.язык и мышление.когнитивный подход к языку.

Процесс мышления можно считать процессом коммуникации. Обращение к связи языка и мышления можно считать с т.з. внутренней коммуникации. Язык всегда отражает мышление. Но влияет ли язык на мышлени

1. вербалисты не сущ. мышления без внутреннего проговаривания,

2. авербалисты есть такие виды мышления, где язык не участвует.

Написание сочинения + язык, решение задачи — искусственный язык формул, вид местности — наглядно-образное мышление, вязание — автоматически. Для фиксации мыслительной операции язык как знак. система необходим. Человеку необходимо формировать результаты мышления, т.е. мыслеоформительная ф-я языка. Отвлеченные понятия формируются через язык. Мышление развивается и меняется быстрее чем язык Язык активно участвует в процессе осуществления мыслей..Гипотеза Сепера-Уорфа: гипотеза лингвистической относительности Концепция, согласно которой структура языка определяет структуру мышления. Характер познания действительности зависит от языка, на котором говорит субъект. Все представления человека о мире складываются бессознательно на основе языка. Опровержение — язык не становится единственным источником познания действительности. Научное сознание опровергает эту гипотезу, т.к. оно одинаковое у всех народов. Язык и мышление образуют диалектическое единство, но тождеством не являются. Мышление, как и язык, может быть вербальным и неверб.: Мышление: вербальное оперирует понятиями, закрепленными в словах суждениями, умозаключениями и невербальное с помощью наглядно-чувственных образов возник-х с восприятием окружающей дейтсвительности. Принципиальная возможность чел. мозга — функциональная ассимиляция Конкретные значения слов, за целостность восприятия мира.

Когнитивная теория

Языковые знаки "означают не в силу того факта, что имеется прямая связь между знаками и внешним миром, а в силу того, что они соотносятся с человеческим опытом, образующим основу знания. Как подчеркивает К.Льюис, "не существует других источников знания, кроме как, с одной стороны, чувственные данные, и с другой стороны, наши собственные вкладываемые значения. Центральной категорией в когнитивном подходе к языку является категория знания. Язык как основное средство фиксации, хранения, переработки и передачи знания выступает в качестве своеобразной системы различных ''упаковок" знания. Таким образом, на первый план выдвигается вопрос о видах знания и способах их языкового представления.При объединении знания о мире и знания о языке на основе общности изучения процессов хранения и переработки информации возникает вопрос о том, как соотносятся между собой языковые и неязыковые когнитивные структуры.В когнитивной науке значение определяется как когнитивный феномен, а любые данные об этом феномене - как проливающие свет на структуры сознания, их "форматы" и внутреннее устройство необходимые для идентификации именуемого класса объектов, потенциальные признаки, логически выводимые из общего знания об обозначаемом, а также ассоциативные признаки, отражающие взаимодействие данного обозначаемого с другими объектами предметного мира Процесс формирования значений представляет собой когнитивный, познавательный процесс, тесно взаимосвязанный с познанием окружающего мира и формированием соответствующих понятий Когнитивный подход к семантике слова предполагает, что в значение входят не только признаки, необходимые и достаточные для идентификации объекта, а весь комплекс знаний о нем, лингвистических и экстралингвистических, независимо от степени выраженности в языке. Значение слова, имеющее понятийную основу, рассматривается как пакет информации, хранимый в социальной памяти культурно-языковой общности, извлекаемый по мере надобности и дающий возможность в определенной степени реконструировать концепт через его звуковое выражение.Когнитивная модель лексического значения позволяет распределить признаки обозначаемого по степени важности и формирует ''видение11 фрагмента действительности, соотносимого с данным значением слова и данным социумом. Когнитивная модель принадлежит сфере интуитивного, подсознательного и реализуется в том, что обычно называют "чувством языка".







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.