Здавалка
Главная | Обратная связь

Механизм функционирования-предприятия. Рыночная модель предприятия.



 

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Пред-тие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, получаемой прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Для осуществления своей деятельности пред-тие формирует имущество, которое может принадлежать ему на праве собственности либо полного хозяйственного ведения. Источниками имущества пред-тия явл-ся:

- денежные и материальные взносы учредителей пред-тия; - доходы от реализации продукции, работ и услуг;

- ценные бумаги и доходы от них; - кап. вложения и дотации из бюджета;

- безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования организаций, граждан;

- иные источники, не запрещенные законодательством.

Социально-экономическая роль пред-тия в условиях рынка существенно меняется. Это изменение идет по целому ряду направлений.

1) Основное требование, которое выдвигает рынок, - работать так, чтобы результатом деятельности был не только выпуск продукции или услуг, но и получение прибыли.

2) На смену требованию выпуска как можно большего количества продукции приходит требование – не только произвести продукцию, но и реализовать ее.

3) На смену существовавшим ограничениям со стороны вышестоящих органов приходит самостоятельность пред-тия по многим вопросам его деятельности, но как плата за эту самостоятельность – возможность несостоятельности и банкротства.

Любое пред-тие независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, отраслевой принадлежности, выпускаемой продукции является открытой экономической системой. Рыночная модель пред-тия состоит из след. блоков:

1) пред-тие, основной задачей которого явл-ся преобразование ресурсов;

2) ресурсы на входе – трудовые, материальные, финансовые;

3) ресурсы на выходе, т.е. преобразованные ресурсы – готовая продукция, отходы производства, прибыль, денежные средства;

4) социальная среда, с которой взаимодействует пред-тие – государство, муниципальные органы, законодательство;

5) природная среда – потребление природных ресурсов, полезных ископаемых, воздуха, воды;

6) взаимосвязь с рынком, маркетинг, причем этот блок взаимодействует как на входе ресурсов, так и на выходе;

7) соотношение ресурсов на входе с ресурсами на выходе образует экономическую работу на пред-тии, экономику пред-тия. Это соотношение предполагает превышение доходной части над расходной (рентабельная работа пред-тия), превышение расходной части над доходной (убыточная работа пред-тия) и равенство доходной и расходной частей (работа пред-тия в условиях самоокупаемости).

13. Структура предприятия, процессы, осуществляемые на предприятии, функции
управления на предприятии, функции организации на предприятии.

 

структура: Структура предприятия — это его внутреннее строение, совокупность составляющих систему элементов и систему связей между ними, объединенных в единый хозяйственный организм. Для обеспечения жизнеспособной деятельности предприятия необходимо создание производственной и организационной структур управления, т.е. образование функциональных областей и производственных подразделений, каждое из которых будет иметь свое определенное назначение и устойчивые связи с другими подразделениями в результате горизонтального разделения труда, и формирование уровней управления по вертикали.

 

Что представляет собой производственная структура? Это когда на основе технологии производства организуются различные службы и подразделения, специализированные по выполнению тех или иных видов работ и технологических процессов. Производственная структура предприятия учитывает характер продукции, технологию его изготовления, масштаб производства, степень специализации и его кооперирование с другими предприятиями, а также степень специализации производства внутри предприятия.

 

Основой для выбора организационных структур на предприятиях служат обычно перспективные планы их развития, объемы производства продукции, нормативы численности и соотношений различных категорий персонала и другие факторы. Организационная структура – это система управления, которая определяет состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу властных полномочий, потоков команд и информации. Различают несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, дивизиональные и адаптивные.

 

Линейная структура обычно используется малыми и средними предприятиями, в которых осуществляется несложное производство, где во главе подразделения стоит руководитель, осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и который в свою очередь административно подчинен вышестоящему руководителю. Функциональная структура обычно применяется на крупных предприятиях и предусматривает специализацию выполнения отдельных функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления. Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда и указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений. Дивизиональная (или отделенческая) структура – это наиболее распространенная форма организации управления промышленного предприятия, при которой стратегические общекорпоративные функции управления (финансовая деятельность, разработка стратегии фирмы и др.) сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации, а оперативные функции управления передаются производственным подразделениям. Это означает, что самостоятельное подразделение, состоящее из отделений и заводов, полностью отвечает как за разработку и сбыт однородной продукции, так и за хозяйственные результаты на определенных региональных рынках. Адаптивная структура – это гибкие типы организационных структур, которые приспособлены к быстрой смене внешних условий и появлению новой наукоемкой технологии. Различают два типа адаптивных структур – проектные и матричные. Проектная структура представляет собой временные органы управления, которые создаются для решения конкретной задачи. После завершения сложного проекта команда распускается. Матричная структура представляет собой временные проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. Члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работают постоянно. После завершения работ над проектом члены группы возвращаются в свои функциональные подразделения. Следовательно, организационная структура предприятия не является чем-то застывшим, она постоянно совершенствуется в соответствии с требованиями времени и общества.

Процессы:

• научные исследования;

• транспортировка;

• проектирование, конструирование;

• утилизация;

• изготовление;

• восстановление;

• ремонт и модернизация;

• консервация и упаковка;

• контроль и профилактика брака;

• очистка и обезвреживание;

• обслуживание;

• профилактика безопасности;

• хранение;

• управление.

Функции управления: 1.Функция планирования, состоящая в выборе целей и плана действий по их достижению;

2.Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;

3.Функция руководства, состоящая в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;

4.Функция контроля, заключающаяся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, что были запланированы.

. Общие, или универсальные, функции

Присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ , классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата. Общие функции : целеполагание, планирование, организация, координирование (регулирование ), стимулирование, контроль ( учет, анализ деятельности ).

? Целеполагание - выработка основных, текущих и перспективных целей.

? Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных , адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.

? Организация - это процесс установления порядка и последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.

? Координирование - уточнение характера действия исполнителей.

? Регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации.

? Стимулирование - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высокорезультативному труду.

? Контроль - наблюдение за ходом происходящих процессов в управляемом объекте, сравнения его параметров с заданными, выявление отклонений.

? Учет деятельности - измерение, регистрация, группирование данных объекта.

? Анализ деятельности - это комплексное изучение деятельности при помощи аналитических, экономико-математических методов.

Эти основные функции тесно связаны между собой в едином процессе управления. Неудовлетворительное планирование или несовершенная организация, равно как и слабое стимулирование работы или плохой контроль, отрицательно влияют на результаты деятельности фирмы в целом.

. Функции управления предприятием в условиях рыночной экономики.

Усложнение взаимодействия с внешним окружением привело к большему количеству функций современного предприятия.

Функции организации:

• нормирование;

• ресурсообеспечение;

• координация во времени и пространстве;

• маршрутизация предметов труда;

• оперативное планирование;

• разработка планировки рабочих мест;

• диспетчирование;

• создание благоприятных условий труда;

• исполнение функций управления;

• реализация готовой продукции;

• разделение и кооперация труда;

• выявление резервов и рационализация производства.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.