Здавалка
Главная | Обратная связь

Критерии периодизации развития личности



1. Радиус значимых отношений

2. Психосоциальный кризис

3. Сильное свойство личности (позитивное новообразование)

4. «Патологическое» свойство личности (деструктивное новообразование)

5. Ритуализация/ритуализм - форма социального взаимодействия, способствующая успешному разрешению кризиса

6. Модус – способ взаимодействия личности с миром

Эриксон выделяет восемь возрастов, охватывающих весь жизненный цикл от рождения до смерти. Центральная линия развития – формирование эго-идентичности.

1.Младенчество (орально-сенсорная стадия) 0 – 1 г. · РЗО – Мать · ПК – Базисное (базальное) доверие (напр., привязанность) – недоверие к миру (пренебрежение, отлучение от груди) · ПН – Надежда – вера в разумность и надежность мира · ДН – Уход · РТ – Обожествляющая · Модус- получать – давать, взять – держать 2. Раннее детство (мышечно-анальная) 1-3 г. · РЗО – Родители · ПК - Автономия (ребёнок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но ещё зависимого от родителей) – стыд и сомнение (в своих способностях, низкое развитие элемент. навыков, желание скрыть ущербность от людей) · ПН – Воля · ДН – Навязчивость · РТ – Закон и порядок (рассудительная) · Модус-сдерживающе-отторгающий
3.Возраст игры (локомоторно-генитальная) 3-6 лет · РЗО – Семья · ПК – Активность или инициатива (актив. изуч-е внеш. мира) – вина или пассивность (зависимость от других) · ПН – целеустремленность · ДН – навязчивость, заторможенность · РТ – драматическая (проигр.взр.жизни) · Модус - вторжения и проникновения Рассматривается в связи с Эдиповым комплексом. У мальчиков страх из-за комплекса кастрации, у девочек чувство вины. Рождаются моральные чувства. 4.Школьный возраст(латентная). 6-12 лет · РЗО – школа, соседи · ПК – Трудолюбие или прилежание (стремление к достижениям, разв-е позн. и комм. умений) – неполноценность (слаборазвитые навыки, ощущение обречённости на посредственное существование) · ПН – Компетентность, умение · ДН – Инертность, уход от задач · РТ - Формальная (технологическая) Процесс сублимации – переключение энергии на социально желаемые стадии. Возраст психосоциального моратория, ограничений на сексуальную жизнь.
5.Подростковый возраст (пубертатная) 12-19 лет · РЗО – Группы сверстников · ПК–Эго-идентичность (самоопределение “ каким быть”, форм-е личн. и мировоз-я) – смешение идентичности(смеш-е и смещение врем.перспек. - мысли не только о буд., но и о прошл.) · ПН – Верность · ДН – Отрицание, отказ от роли · РТ – Идеологическая (РТЛЗМ – тоталит.) 6.Молодость (генитальная) 20-25 лет · РЗО – Друзья, партнеры · ПК – Интимность (стремл. к контакту с людьми, рожд-е и восп-е детей) - Изоляция (избежание людей, неразборчивость в отношениях) · ПН – Любовь, забота · ДН – Исключительность, враждебность к чужому · РТ – Группирования (РТЛЗМ – Элитаризм, касты)
7.Зрелость ( 25-65 лет) · РЗО – Разделенный труд и общий дом · ПК – Генеративность (продуктивность, творчество - позитивная творческая работа над собой и другими людьми) - застой или стагнация (эгоизм, всепрощение себя) · ПН – Забота · ДН – Отвержение · РТ - Наставничество, воспитательная Сущность кризиса – принять ли ответственность. 8.Старость (от 65 лет) · РЗО – Человечество · ПК – Эго-интеграция (взвешенная оценка, принятие прошлой жизни) – отчаяние (жизнь прожита зря, боязнь смерти) · ПН – Мудрость · ДН – Презрение · РТ – Философская · Ритуализм - Догматизм

 

Кризис идентичности:

Это все в условиях психосоциального моратория. Специфические особенности подросткового возраста:

· размытое чувство времени (ночь как одна минута),

· частичная утрата продуктивности,

· уход от близких отношений, стремление к одиночеству,

· примерка негативной идентичности.

 

Механизмы обретения идентичности:

Интроекция

Идентификация

Ролевое экспериментирование

Психосоциальный мораторий (отсрочка на окончательное принятие ролей)

Выбор в сферах профессии, идеологии (политики и религии)

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.