Критерии периодизации развития личности
1. Радиус значимых отношений
2. Психосоциальный кризис
3. Сильное свойство личности (позитивное новообразование)
4. «Патологическое» свойство личности (деструктивное новообразование)
5. Ритуализация/ритуализм - форма социального взаимодействия, способствующая успешному разрешению кризиса
6. Модус – способ взаимодействия личности с миром
Эриксон выделяет восемь возрастов, охватывающих весь жизненный цикл от рождения до смерти. Центральная линия развития – формирование эго-идентичности.
1.Младенчество (орально-сенсорная стадия)
0 – 1 г.
· РЗО – Мать
· ПК – Базисное (базальное) доверие (напр., привязанность) – недоверие к миру (пренебрежение, отлучение от груди)
· ПН – Надежда – вера в разумность и надежность мира
· ДН – Уход
· РТ – Обожествляющая
· Модус- получать – давать, взять – держать
| 2. Раннее детство (мышечно-анальная) 1-3 г.
· РЗО – Родители
· ПК - Автономия (ребёнок смотрит на себя, как на самостоятельного человека, но ещё зависимого от родителей) – стыд и сомнение (в своих способностях, низкое развитие элемент. навыков, желание скрыть ущербность от людей)
· ПН – Воля
· ДН – Навязчивость
· РТ – Закон и порядок (рассудительная)
· Модус-сдерживающе-отторгающий
|
3.Возраст игры (локомоторно-генитальная) 3-6 лет
· РЗО – Семья
· ПК – Активность или инициатива (актив. изуч-е внеш. мира) – вина или пассивность (зависимость от других)
· ПН – целеустремленность
· ДН – навязчивость, заторможенность
· РТ – драматическая (проигр.взр.жизни)
· Модус - вторжения и проникновения
Рассматривается в связи с Эдиповым комплексом. У мальчиков страх из-за комплекса кастрации, у девочек чувство вины. Рождаются моральные чувства.
| 4.Школьный возраст(латентная). 6-12 лет
· РЗО – школа, соседи
· ПК – Трудолюбие или прилежание (стремление к достижениям, разв-е позн. и комм. умений) – неполноценность (слаборазвитые навыки, ощущение обречённости на посредственное существование)
· ПН – Компетентность, умение
· ДН – Инертность, уход от задач
· РТ - Формальная (технологическая)
Процесс сублимации – переключение энергии на социально желаемые стадии. Возраст психосоциального моратория, ограничений на сексуальную жизнь.
|
5.Подростковый возраст (пубертатная) 12-19 лет
· РЗО – Группы сверстников
· ПК–Эго-идентичность (самоопределение “ каким быть”, форм-е личн. и мировоз-я) – смешение идентичности(смеш-е и смещение врем.перспек. - мысли не только о буд., но и о прошл.)
· ПН – Верность
· ДН – Отрицание, отказ от роли
· РТ – Идеологическая (РТЛЗМ – тоталит.)
| 6.Молодость (генитальная) 20-25 лет
· РЗО – Друзья, партнеры
· ПК – Интимность (стремл. к контакту с людьми, рожд-е и восп-е детей) - Изоляция (избежание людей, неразборчивость в отношениях)
· ПН – Любовь, забота
· ДН – Исключительность, враждебность к чужому
· РТ – Группирования (РТЛЗМ – Элитаризм, касты)
|
7.Зрелость ( 25-65 лет)
· РЗО – Разделенный труд и общий дом
· ПК – Генеративность (продуктивность, творчество - позитивная творческая работа над собой и другими людьми) - застой или стагнация (эгоизм, всепрощение себя)
· ПН – Забота
· ДН – Отвержение
· РТ - Наставничество, воспитательная
Сущность кризиса – принять ли ответственность.
| 8.Старость (от 65 лет)
· РЗО – Человечество
· ПК – Эго-интеграция (взвешенная оценка, принятие прошлой жизни) – отчаяние (жизнь прожита зря, боязнь смерти)
· ПН – Мудрость
· ДН – Презрение
· РТ – Философская
· Ритуализм - Догматизм
|
Кризис идентичности:
Это все в условиях психосоциального моратория. Специфические особенности подросткового возраста:
· размытое чувство времени (ночь как одна минута),
· частичная утрата продуктивности,
· уход от близких отношений, стремление к одиночеству,
· примерка негативной идентичности.
Механизмы обретения идентичности:
Интроекция
Идентификация
Ролевое экспериментирование
Психосоциальный мораторий (отсрочка на окончательное принятие ролей)
Выбор в сферах профессии, идеологии (политики и религии)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.