Называется Телом Истины (Дхарм акаей).
 Когда, благодаря отсутствию привязанности к чему бы то ни было и, нигде встречая препятствий, Ваджрное Самадхи становится средством, преодолевающим тончайшие завесы, тогда, после полной ликвидации основы всех двух завес вкупе с привычными тенденциями [неведения], Основа-всего преодолевается (обращается вспять) и в тот же момент становится изначальным осознаванием Будды, подобным зеркалу. Смысл этого образа заключается в том, что, аналогично тому, как в очищенном от грязи зеркале могут появляться всевозможные отражения, так и из осознавания, которое подобно зеркалу, наподобие отражения появляются три другие осознавания и совершенная Самбхогакая. В «Украшении» сказано: 
 Поскольку [из него] возникают осознавания-отражения [называется подобным зеркалу]. 
 Хотя в этом осознаваний, подобном зеркалу, и проявляются все остальные осознавания и всё познаваемое (shes hyà), однако отсутствуют цепляния за них, как за «свое». Во всей своей широте оно не имеет пределов, и потому присутствует всегда. Будучи свободным от всех завес, оно лишено неясности (rmongspa) относительно чего-либо познаваемого, и поэтому не обращается к сознанию, восприятие которого происходит за счет внешнего объекта. [107] В нем нет непонимания (mi shes pa), и потому постигается всё познаваемое, причем без цепляния за его внешний образ. В «Украшении» сказано: 
 Осознавание, подобное зеркалу, не имеет «своего», Беспредельно во всем, постоянно присутствует. Лишено неясности относительно познаваемого, Всегда без какого-либо явного пристрастия к нему. 
 Кроме того, подобно тому, как на неочищенной стадии сознание-основа действует в качестве опоры для всех остальных так называемых состояний ума, так на уровне Будды осознавание, подобное зеркалу, действует в качестве опоры для трех других осознаваний. В «Украшении» сказано: 
 Осознавание, подобное зеркалу – недвижимо; Три же осознавания, что основываются на нем – суть Равностное, постигающее индивидуальное и Осуществляющее активность. 
 Таким образом, поскольку оно является причинной определяющей характеристикой (rgyu’i mtshan nyid) трех [других] осознаваний, и поскольку порождает три остальные осознавания и Самбхогакаю, а также: 
 Поскольку является причиной всех осознаваний, Подобно великому осознаванию-источнику, Оно – истинный Будда, совершенная Самбхогакая. Так сказано в «Украшении». 
 Это осознавание, подобное зеркалу, называется Дхармакаей. Причина этого описывается в «Собрании [Великой] колесницы»: 
 Поскольку совершенно очищенные качества Будды – это Дхармакая, которая обретается после того как трансформировалось сознание-основа, – [оно так называется]. 
 [108]И поскольку в «Тантре океана величественных небесных путешественниц»[89]сказано еще: 
 Основа-всего – осознавание, подобное зеркалу. Оно – Дхармакая [Будды]. 
 Дхармакая – это абсолютное и окончательное (mthar thug) Осознавание Будды, высшее достигаемое осознавание, в котором все измышления (spros pa) успокоены и нет ничего воспринимаемого (проявляющегося). Это недвойственность Пространства (dbymgs) [реальности] и Осознавания. В Сутре «Украшения света мудрости»[90]сказано: 
 В подлинном изначальном осознаваний нет самости, Нет проявлений, и оно не видит [ничего двойственного]. 
 И еще сказано: 
 Запредельная мудрость (Праджняпарамита), которая вне слов, мыслей и описаний, — Нерожденная, непрекращающаяся, сущность пространства, Сфера опыта мудрости различающего самоосознавания;[91] Ей – матери Победителей всех трех времен – я кланяюсь. 
 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.  
 |