Здавалка
Главная | Обратная связь

Требования к усвоению дисциплины.



Студент, изучивший дисциплину поликультурное образованиедолжен обладать следующими компетенциями:

 

-общекультурными (ОК):

ОК-1 - способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

ОК-4 - готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-5 - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами;

ОК-8 - способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.

-общепрофессиональными (ОПК):

ОПК-6 - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;

ОПК-8 - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;

ОПК- 9 - способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Виды учебной работы Объем (кол-во час.)
Аудиторная работа (всего)
Лекции
Семинарские (практические) занятия
Лабораторные занятия  
Самостоятельная работа
Общая трудоемкость

 

Семестры и вид отчетности по дисциплине

Семестр Форма итогового контроля (зачет, экзамен, контрольная работа)
зачёт

 

 

Содержание дисциплины

5.1 Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы

 

Разделы, темы Лекции (кол-во час.) Практические (семинарские) занятия (кол-во час.) Лабораторные занятия (кол-во час.) Самостоя-тельная работа (кол-во час.)
Раздел 1. Теория и практика поликультурного образования. История и мировая практика поликультурного образования Поликультурное образование как приоритетная задача педагогической науки. Зарубежный опыт поликультурного образования. Теория и практика российского поликультурного образования                  
  Раздел 2. Содержание поликультурного образования Программы поликультурного образования Построение содержания поликультурного образования. Формирование этнокультурной идентичности как задача поликультурного образования. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях Толерантность как проблема воспитания.                            
  Итого -

 


5.2 Тематическое планирование.

Раздел ГОС Лекции (тем №…) (кол-во час.) Практические занятия (тема №…) (кол-во час.) Лабораторные работы (тема №) (кол-во час.)
История и мировая практика поликультурного образования. Задачи и принципы поликультурного образования. 1. История и мировая практика поликультурного образования 2. Поликультурное образование как приоритетная задача педагогической науки.     1. Зарубежный опыт поликультурного образования. 2.Теория и практика российского поликультурного образования          
Поликультурное образование: концепции и программы. Основные модели и технологии поликультурного образованияРазвития позитивной этнической идентичности. Этнокультурная компетентность: понятие, содержание. Формирование этнокультурной компетентности и толерантности. Толерантность как проблема педагогики. Построение системы воспитания толерантности с учетом культурных реалий. 1 Программы поликультурного образования.   1. Построение содержания поликультурного образования. 2.Формирование этнокультурной идентичности как задача поликультурного образования. 3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях 4.Толерантность как проблема воспитания. 5.Становление толерантной личности. 6. Формирование позитивного опыта толерантного взаимодействия.                      

 

Содержание дисциплины и результаты ее изучения

 

№ п/п Тема и её содержание Интерактивные формы проведения Результаты обучения, формируемые компетенции
1. Лекция.История и мировая практика поликультурного образования. История становления и развития поликультурного образования, философия поликультурного образования и ее альтернативы, философия современного поликультурного образования, Возможность и целесообразность использования зарубежных достижений в сфере сложившихся гуманистических традиций. Лекция-презентация ОК-1,ОК-4
  Лекция. Поликультурное образование как приоритетная задача педагогической науки. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования, проблема поликультурного образования; взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике, межкультурное общение. Задачи и принципы поликультурного образования. Лекция -презентация ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-8
2. Семинарское занятие 1-2. Зарубежный опыт поликультурного образования. Вопросы для обсуждения:
  1. Теоретические основы и содержание поликультурного образования в США.
  2. Поликультурное образование в Канаде.
  3. Поликультурное образование и воспитание в Западной Европе.
  4. Содержание поликультурного образования в Австралии.
  5. Поликультурное воспитание в Азии и Африке
ОК-1,ОК-4, ОК-8
  Семинарское занятие 3.Тема: Теория и практика российского поликультурного образования. Вопросы для обсуждения:
  1. Анализ состояния поликультурного воспитания в России.
  2. Поликультурное воспитание в постсоветском пространстве.
  3. Приоритеты и проблемы поликультурного образования на современном этапе.
  4. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.
дискуссия ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-8
  Лекция. Программы поликультурного образования. Реализация поликультурного образования. Концепции и программы поликультурного образования. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации Основные модели и технологии поликультурного образования. Программы тренингов в поликультурном образовании (Тренинг этнической толерантности. Тренинг развития позитивной этнической идентичности. Тренинг развития конфликтной компетентности) ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-8, ОПК-9
  Семинарское занятие 4 Тема: Построение содержания поликультурного образования. Вопросы для обсуждения:
  1. Цели и задачи поликультурного образования и поликультурного воспитания.
  2. Принципы отбора содержания поликультурного образования
  3. Выбор форм, методов поликультурной образовательной деятельности.
  4. Программы поликультурного образования для детей дошкольного, школьного возраста.
ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9
  Семинарское занятие 5. Формирование этнокультурной идентичности как задача поликультурного образования. Вопросы для обсуждения:
  1. Этнокультурная идентичность, ее особенности.
  2. Этапы становления этнокультурной идентичности.
  3. Формирование и поддержание этнической и этнокультурной идентичности.
ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-8, ОПК-9
  Семинарское занятие 6. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. Вопросы для обсуждения: 1. Этноцентризм как социально-психологическое явление. 2. Этнические стереотипы (история изучения и основные свойства). 3. Этнические стереотипы и механизмы стереотипизации. 4. Этнические конфликты (понятие, виды, причины возникновения, этапы, способы урегулирования). Литература: 1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000 г. Гл. 3,7. 2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999 г. Ч.4. Гл.3, 4. 3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально психологические проблемы. – М., с. 134-158. 4. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983 г. 5. Бороньев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994 г. 6. Введение в этническую психологию. / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., 1995 г. 7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1998 г. 8. Дейнер Х., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы. // Современная зарубежная этнопсихология./Под ред. С.А. Арутюнова и др. – М., 1979 г., с. 23 – 44. 9. Кон И.С. Этноцентризм. // Философский энциклопедический словарь.– М.,1983, с.812. 10. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988 г. 11. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 1998 г. 12. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.Ч.2. Гл.2, Гл.4. 13. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Изд. центр «Академия», 2002 г., Гл. 6,10., с. 119 – 143, 218 – 234. 14. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект-пресс, 1998 г. Раздел 6. Гл. 12, 13, с. 229 – 260. 15. Этнопсихологическийсловарь. / Под ред. Крысько В.Г. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999 г., с. 131 – 135, 248 – 249. ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-6, ОПК-9
  Семинарское занятие 7. Тема. Толерантность как задача воспитания. Вопросы для обсуждения:
  1. Понятие толерантности в философских и педагогических учениях. ( мозговой штурм)
  2. Толерантность как принцип гуманистической педагогики.
  3. Цели и задачи педагогики толерантности.
  4. Общая характеристика условий формирования толерантности.
Мозговой штурм ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-6, ОПК-8
  Семинарское занятие 8. Тема. Становление толерантной личности Содержание работы на занятии. Практическая работа на занятии.
  1. выполнение теста: «Толерантен ли ты?»
  2. моделирование ситуаций толерантного поведения.
тренинг ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9
  Семинарское занятие 9. Тема: Формирование позитивного опыта толерантного взаимодействия Содержание работы на занятии. Организация имитационной деловой игры: «Миклухи» и «Маклаи», разработанной Г.Д.Дмитриевым. На занятии в процессе игры, а затем в процессе обсуждения решаются задачи:
  • развивать способность к адаптации к другой культурной среде,
  • умение анализировать свои стереотипы и предубеждения,
  • критически оценивать уровень своей толерантности к культурным различиям,
  • помочь в определении стратегий поведения в новом культурном окружении.
Имитационная деловая игра ОК-1,ОК-4, ОК-8 ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.