Требования к усвоению дисциплины.
Студент, изучивший дисциплину поликультурное образованиедолжен обладать следующими компетенциями:
-общекультурными (ОК):
ОК-1 - способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
ОК-4 - готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК-5 - способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами;
ОК-8 - способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий.
-общепрофессиональными (ОПК):
ОПК-6 - способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
ОПК-8 - способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
ОПК- 9 - способен вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социо-культурной ситуации развития.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
| Объем
(кол-во час.)
| Аудиторная работа (всего)
|
| Лекции
|
| Семинарские (практические) занятия
|
| Лабораторные занятия
|
| Самостоятельная работа
|
| Общая трудоемкость
|
|
Семестры и вид отчетности по дисциплине
Семестр
| Форма итогового контроля
(зачет, экзамен, контрольная работа)
|
| зачёт
|
Содержание дисциплины
5.1 Разделы, темы дисциплины и формы учебной работы
№
|
Разделы, темы
|
Лекции
(кол-во час.)
| Практические
(семинарские) занятия
(кол-во час.)
|
Лабораторные занятия
(кол-во час.)
|
Самостоя-тельная работа
(кол-во час.)
|
| Раздел 1. Теория и практика поликультурного образования.
История и мировая практика поликультурного образования
Поликультурное образование как приоритетная задача педагогической науки.
Зарубежный опыт поликультурного образования.
Теория и практика российского поликультурного образования
|
|
|
|
|
| Раздел 2. Содержание поликультурного образования
Программы поликультурного образования
Построение содержания поликультурного образования.
Формирование этнокультурной идентичности как задача поликультурного образования.
Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
Толерантность как проблема воспитания.
|
|
|
|
|
| Итого
|
|
| -
|
|
5.2 Тематическое планирование.
№
|
Раздел ГОС
|
Лекции
(тем №…)
| (кол-во час.)
| Практические занятия
(тема №…)
| (кол-во час.)
| Лабораторные работы
(тема №)
| (кол-во час.)
|
| История и мировая практика поликультурного образования. Задачи и принципы поликультурного образования.
| 1. История и мировая практика поликультурного образования
2. Поликультурное образование как приоритетная задача педагогической науки.
|
| 1. Зарубежный опыт поликультурного образования.
2.Теория и практика российского поликультурного образования
|
|
|
|
| Поликультурное образование: концепции и программы. Основные модели и технологии поликультурного образованияРазвития позитивной этнической идентичности. Этнокультурная компетентность: понятие, содержание. Формирование этнокультурной компетентности и толерантности. Толерантность как проблема педагогики. Построение системы воспитания толерантности с учетом культурных реалий.
| 1 Программы поликультурного образования.
|
| 1. Построение содержания поликультурного образования.
2.Формирование этнокультурной идентичности как задача поликультурного образования.
3. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
4.Толерантность как проблема воспитания.
5.Становление толерантной личности.
6. Формирование позитивного опыта толерантного взаимодействия.
|
|
|
|
Содержание дисциплины и результаты ее изучения
№ п/п
| Тема и её содержание
| Интерактивные формы проведения
| Результаты обучения, формируемые компетенции
| 1.
| Лекция.История и мировая практика поликультурного образования. История становления и развития поликультурного образования, философия поликультурного образования и ее альтернативы, философия современного поликультурного образования, Возможность и целесообразность использования зарубежных достижений в сфере сложившихся гуманистических традиций.
| Лекция-презентация
| ОК-1,ОК-4
|
| Лекция. Поликультурное образование как приоритетная задача педагогической науки. Подходы к пониманию сущности поликультурного образования, проблема поликультурного образования; взаимосвязь национального и общечеловеческого в педагогике, межкультурное общение. Задачи и принципы поликультурного образования.
| Лекция -презентация
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-8
| 2.
| Семинарское занятие 1-2. Зарубежный опыт поликультурного образования.
Вопросы для обсуждения:
- Теоретические основы и содержание поликультурного образования в США.
- Поликультурное образование в Канаде.
- Поликультурное образование и воспитание в Западной Европе.
- Содержание поликультурного образования в Австралии.
- Поликультурное воспитание в Азии и Африке
|
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
|
| Семинарское занятие 3.Тема: Теория и практика российского поликультурного образования.
Вопросы для обсуждения:
- Анализ состояния поликультурного воспитания в России.
- Поликультурное воспитание в постсоветском пространстве.
- Приоритеты и проблемы поликультурного образования на современном этапе.
- Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации.
| дискуссия
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-8
|
| Лекция. Программы поликультурного образования. Реализация поликультурного образования. Концепции и программы поликультурного образования. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации
Основные модели и технологии поликультурного образования. Программы тренингов в поликультурном образовании (Тренинг этнической толерантности. Тренинг развития позитивной этнической идентичности. Тренинг развития конфликтной компетентности)
|
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-8, ОПК-9
|
| Семинарское занятие 4 Тема: Построение содержания поликультурного образования.
Вопросы для обсуждения:
- Цели и задачи поликультурного образования и поликультурного воспитания.
- Принципы отбора содержания поликультурного образования
- Выбор форм, методов поликультурной образовательной деятельности.
- Программы поликультурного образования для детей дошкольного, школьного возраста.
|
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9
|
| Семинарское занятие 5. Формирование этнокультурной идентичности как задача поликультурного образования.
Вопросы для обсуждения:
- Этнокультурная идентичность, ее особенности.
- Этапы становления этнокультурной идентичности.
- Формирование и поддержание этнической и этнокультурной идентичности.
|
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-8, ОПК-9
|
| Семинарское занятие 6. Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях.
Вопросы для обсуждения:
1. Этноцентризм как социально-психологическое явление.
2. Этнические стереотипы (история изучения и основные свойства).
3. Этнические стереотипы и механизмы стереотипизации.
4. Этнические конфликты (понятие, виды, причины возникновения, этапы, способы урегулирования).
Литература:
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М., 2000 г. Гл. 3,7.
2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – М., 1999 г. Ч.4. Гл.3, 4.
3. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: Социально психологические проблемы. – М., с. 134-158.
4. Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений. – М., 1983 г.
5. Бороньев А.О., Павленко В.Н. Этническая психология. – СПб., 1994 г.
6. Введение в этническую психологию. / Под ред. Ю.П. Платонова. – СПб., 1995 г.
7. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. – М., 1998 г.
8. Дейнер Х., Фрейда Н. Национальный характер и национальные стереотипы. // Современная зарубежная этнопсихология./Под ред. С.А. Арутюнова и др. – М., 1979 г., с. 23 – 44.
9. Кон И.С. Этноцентризм. // Философский энциклопедический словарь.– М.,1983, с.812.
10. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988 г.
11. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. – М., 1998 г.
12. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2004.Ч.2. Гл.2, Гл.4.
13. Крысько В.Г. Этническая психология. – М.: Изд. центр «Академия», 2002 г., Гл. 6,10., с. 119 – 143, 218 – 234.
14. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. – М.: Аспект-пресс, 1998 г. Раздел 6. Гл. 12, 13, с. 229 – 260.
15. Этнопсихологическийсловарь. / Под ред. Крысько В.Г. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1999 г., с. 131 – 135, 248 – 249.
|
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-6, ОПК-9
|
| Семинарское занятие 7. Тема. Толерантность как задача воспитания.
Вопросы для обсуждения:
- Понятие толерантности в философских и педагогических учениях. ( мозговой штурм)
- Толерантность как принцип гуманистической педагогики.
- Цели и задачи педагогики толерантности.
- Общая характеристика условий формирования толерантности.
| Мозговой штурм
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-6, ОПК-8
|
| Семинарское занятие 8. Тема. Становление толерантной личности
Содержание работы на занятии.
Практическая работа на занятии.
- выполнение теста: «Толерантен ли ты?»
- моделирование ситуаций толерантного поведения.
| тренинг
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9
|
| Семинарское занятие 9. Тема: Формирование позитивного опыта толерантного взаимодействия
Содержание работы на занятии.
Организация имитационной деловой игры: «Миклухи» и «Маклаи», разработанной Г.Д.Дмитриевым.
На занятии в процессе игры, а затем в процессе обсуждения решаются задачи:
- развивать способность к адаптации к другой культурной среде,
- умение анализировать свои стереотипы и предубеждения,
- критически оценивать уровень своей толерантности к культурным различиям,
- помочь в определении стратегий поведения в новом культурном окружении.
| Имитационная деловая игра
| ОК-1,ОК-4, ОК-8
ОПК-6, ОПК-8, ОПК-9
|
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|