Здавалка
Главная | Обратная связь

Законодательная база социальной работы с детьми-инвалидами



В основу законодательства в сфере работы с детьми с ограниченными возможностями положены международные документы Организации Объединенных Наций, гарантирующие всем категориям населения равные права. Однако, для детей-инвалидов, как и для некоторых других малозащищенных слоев населения, предусматривается ряд специфических прав и льгот, учитывающих их особые нужды и положение.

В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов».

Для детей-инвалидов, согласно «Конвенции о правах ребенка», предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а также обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье.

Человечество осознало необходимость принять международные акты, обеспечивающие права и интересы детей только в середине ХХ века. К основополагающим документам мирового сообщества относятся: Декларация прав человека (1948 год), Декларация прав ребенка (1959 год), Декларация о правах умственно отсталых лиц (1975 год), Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 год), Конвенция о правах ребенка (1989 год), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990 год) и другие.

Значение Декларации прав человека заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.

В 1959 году Генеральная ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Декларацию ребенка. В ней утверждается, что дети нуждаются в особой заботе и внимании, будучи чрезвычайно уязвимыми. Декларация сыграла большую роль в защите детства, а ее содержание было призывом к добру и справедливости в отношении детей с ограниченными возможностями.

Конвенция о правах ребенка было единогласно принята Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года. Через год она была ратифицирована нашей страной.

Значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, так как призвана создавать благополучные условия для развития детей, которым в будущем предстоит построить справедливый, гуманный мир. Влияние этого документа на мировой порядок очень велико. Нормы, зафиксированные в нем, служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовать для этого необходимые ресурсы.

В соответствии с Декларацией о правах инвалидов, которая была принята Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 ноября 1971 года, все инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства, несмотря на происхождение, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане. Значение этой Декларации заключается в том, что дети-инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. При этом они имеют право на медицинскую и психологическую помощь, на восстановление здоровья и положения в обществе.

Данная Конвенция является общей основой и руководством для принятия мер в области защиты прав детей-инвалидов, предупреждения детской инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества.

Конституция, как основной закон государства, важнейшие нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и так далее. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети-инвалиды.

Конституция Российской Федерации регламентирует основы общественного и государственного устройства, систему управления, порядок их создания и деятельности, основные права и обязанности граждан. Свободы, права и обязанности граждан, зафиксированные в Конституции, составляют фундаментальную правовую основу для организации и проведения социальной защиты детей с ограниченными возможностями.

Как и все другие дети, ребенок со специфическими потребностями имеет право жить и воспитываться в семье, которое закрепляется в «Семейном кодексе». Родители, соответственно, должны принять на себя обязанности по содержанию своего ребенка до 14 лет и далее, если ребенок в этом нуждается. Однако, особое внимание уделяется и людям, воспитывающим ребенка-инвалида (его родителям, опекунам). Государством выплачивается пособие по уходу за такими детьми, независящие от дохода семьи. Время ухода за ребенком со специфическими нуждами зачисляется одному из родителей (который осуществляет уход) в стаж работы для получения трудовой пенсии. Матери, воспитывающие ребенка-инвалида в возрасте до 14 лет, ежемесячно получают оплачиваемый свободный день. Кроме того, родители инвалидов с детства имеют право на более ранний срок ухода на пенсию.

Дети со специфическими потребностями имеют право на получение пенсии, которая зависит от его (ребенка) степени нарушения здоровья. Предусматривается для таких детей и бесплатное получение медикаментов, а также предоставление физкультурно-оздоровительных услуг с их частичной оплатой или бесплатно.

Одной из целей помощи детям-инвалидам является создание условий для воспитания в семье детей-инвалидов с последующей интеграцией их в общество. Для реализации этой цели предлагаются следующие меры:

- предоставление нуждающимся семьям с детьми дополнительной финансовой и натуральной помощи, услуг;

- развитие сети дошкольных учреждений различных форм собственности с гибким режимом работы, различного типа и назначения (в том числе и для детей с особенностями развития);

- предоставление возможностей для обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития в учебно-воспитательных учреждениях общего типа;

- развитие сети специализированных учреждений, предназначенных для содержания детей-инвалидов;

- формирование системного подхода к решению проблем этой категории детей и созданию условий для их реабилитации и интеграции в общество;

- совершенствование системы социальной защиты семей, воспитывающих детей-инвалидов. Федеральный Закон «О правах ребенка» (1993 год) определяет правовой статус этой категории детей, как самостоятельных субъектов, и определяет обеспечение его физического и нравственного здоровья, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей мировой цивилизации. Особое внимание и социальная защита гарантируются детям-инвалидам, с особенностями психофизического развития и оказавшимся в других неблагоприятных ситуациях.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации определяет следующие меры социальной поддержки:

- обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года;

- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий;

- проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг;

- обеспечение выпуска литературы для инвалидов по зрению, приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для федеральных образовательных учреждений и библиотек;

- для инвалидов, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, возможностью пользоваться услугами сурдопереводчиков;

- скидка 50% с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению;

- воспитание и обучение детей-инвалидов на дому, а также компенсации затрат родителей на эти цели. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях;

- приобретение периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на магнитофонных кассетах и рельефно-точечным шрифтом Брайля, для образовательных учреждений и библиотек, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений;

- обеспечение инвалидов с освобождением от оплаты или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также возможностью пользоваться услугами сурдопереводчиков (за исключением обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).

Приобретение лекарств осуществляется на основании льготных рецептов, выписанных лечащим врачом по медицинским показаниям.

Для получения льготного рецепта требуется наличие действующего полиса обязательного медицинского страхования, документа установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки.

В соответствии с Федеральным Законом от 17.07.2008 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалид имеет право на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний. При том, нуждающийся в лечении гражданин, должен быть внесен в Федеральный регистр и ему должны быть назначены ежемесячные денежные выплаты.

Обеспечение льготников путевками осуществляется на основании справки, выданной лечебно-профилактическим учреждением по месту жительства. Срок действия справки 6 месяцев.

Граждане, имеющие первую группу инвалидности и дети-инвалиды, имеют право на получение на тех же условиях две путевки и талона на проезд к месту лечения и обратно сопровождающего лица.

На федеральном уровне основополагающим документом является Конституция Российской Федерации, принятая 12.12.1993 года, а также следующие Постановления, Федеральные Законы и Указы Президента Российской Федерации: Постановление Верховного Совета СССР «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, охране материнства и детства, укреплению семьи» от 10.04.1990 года (с изменениями от 24.08.1995 года); Федеральный Закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 года; Федеральный Закон «Об образовании» от 10.07.1992 года; Федеральный Закон «О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года; Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.2008 года; Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 года; Указ Президента Российской Федерации «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 02.10.1992 года; Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.1992 года; Постановление по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 25.03.1993 года; Постановление совета Министров правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 05.04.1993 года и многие другие.

Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ввел новое определение понятия «инвалид», учитывающее не только нарушение способности, как это было ранее, но и другие факторы жизнедеятельности человека - полную или частичную утрату лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучение; дал понятие реабилитации инвалидов; установил и гарантировал широкий перечень видов обеспечения жизнедеятельности инвалидов. Закон определяет комплексную реабилитацию инвалидов как одно из важнейших звеньев в системе социальной защиты граждан.

На основе проанализированной литературы можно говорить о следующих тенденциях в оказании помощи детям-инвалидам:

- оказание помощи этой категории детей может осуществляться как в учреждениях интернатного типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье;

- особое внимание уделяется социальной и профессиональной ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни;

- особое значение, по нашему мнению, имеет изменение общественного мнения в отношении инвалидов. Это должно являться первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания;

- одним из самых важных, на наш взгляд, является обеспечение полноценного образования для детей-инвалидов. Особую роль в этом играет интегрированное обучение, которое закреплено законодательством.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.