Кинетическое искусство -
жанр художественного творчества, активно использующий для создания произведения искусства эстетические возможности движения частей композиции, реальных конструкций, изображений, оптических эффектов (одна из разновидностей — оп-арт), создаваемых средствами кино, видео, лазером, неоном, электричеством. Корни К.и. лежат в экспрессионизме, футуризме, конструктивизме, пытавшихся преодолеть статичность традиционного искусства. В 1930-х годах американец A. Калдер создает мобили, конструкции, приводимые в движение воздухом; в 1950-е годы К.и. активно используется для украшения общественных сред Художник, целиком отдавшийся К.и., швейцарец Ж. Тенгли начинал с «оживления» композиций, напоминающих B.Кандинского и К.Малевича (1950-е годы), перешел в дальнейшем к конструированию скрипящих, трескучих, мерцающих, меняющих свои очертания псевдомашин, собираемых из самых разных материалов, «бывших» вещей, останков механических существ, носящих следы катастрофы, несчастного случая или пожара. Искусство Ж. Тенгли — протест против мира безудержного потребления, пародия на бессмысленное существование большинства атрибутов цивилизации и одновременно чудесное воплощение экологического художественного творчества, создающего Красоту из скрапа (отходов). В отечественном искусстве К.и. активно развивалось в 1960-е годы группой «Движение» (Л. Нусберг, Ф. Инфанте, В. Ко-лейчук), продолжавшими возвращаться к нему и в дальнейшем. В мире современной архитектуры и дизайна стремление к преодолению их статичности проявляется в творчестве декон- Кинетическое искусство: фонтан Дж. Сиффера, Ж. Тенгли, 1984 структивистов, в создании динамических «летящих» структур; в творчестве американского архитектора Ф. Ге-ри — в использовании дополняющих основные объемы сетчатых динамических элементов. кич (нем. kitch) — предметы плохого вкуса, синоним стереотипного псевдоискусства, лишенного художественной ценности. Как правило, К. — непрофессиональная «поделка», нечто модное, сиюминутное, эффектное, привлекающее внимание; выполнено быстро, из подручного материала, тиражирует в случайном некачественном исполнении популярные образцы. К. обычно символизирует общедоступное, примитивно-коньъюнктур-ное развлекающее начало массовой культуры, это — псевдодуховное, псевдохудожественное, пошлое и посредственное в искусстве: Диснейленд, пластмассовые цветы на кладбище, стайлинг, гипсовая лепнина на рядовом фасаде, умильная рождественская открытка. Понимание категории К. освобождает от наивного пиетета перед «недостижимо классическим», содержащим немалую дозу «кичдостоинств», разоблачает слепое подражательство любым авторитетам. В то же время К., в силу массовости, «народности», может служить своеобразным индикатором спроса, источником новых идей для художников-профессионалов: именно с него начинались рок-культура, молодежная мода, постмодернизм, фристайл и другие направления в современном дизайне и архитектуре. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|