Здавалка
Главная | Обратная связь

КЛАССИФИКАЦИИ ПРОЕКТНЫЕ -



систематизация совокупности явлений (объектов) действительности по функциональным, морфологическим, технологическим, социокультурным и другим признакам, отнесение материала проектирования к определенному классу, виду, разделу в соответствии с установленной проектировщиком или общепринятой системой связей.

Общие К.п. строятся по сферам функционального назначения объекта — для производства, массового обслуживания, личного потребления — и задают целевые требования к объекту. Частные, оперативные К.п. формируются внутри общих по типам использования групп объектов, видам их функциональных или конструктивных связей, по материалу и способу изготовления, по художественно-стилистическим признакам и т.п. Как правило, выбор критерия К.п. осуществляется в соответствии с целями и задачами проектирования, при этом объекты К.п. ранжируются (располагаются в классификационной сетке) по мере убывания «мощности» выбранного критерия. К.п. становится затруднительной, если число категорий срав-

Кич: а— «профессиональный» музыкальный автомат. П. Фуллер, США, 1946; 6— кустарное рыночное производство кича «для населения». Москва

ниваемых объектов превышает 15—20, поэтому при рассмотрении более 12 категорий следует выделить из них главные, переведя второстепенные в разряд субкатегорий.

когнитивные карты среды (от

лат. «cognifio» — познавать) — пространственные схемы окружения, которые строит в своем представлении человек.

К.к.с. осуществляют жесткий контроль за человеческим воображением, хотя в значительной мере они сами и есть воображение, что связано с их метафоричностью. Поведение и созидательная деятельность человека часто следуют скорее индивидуальной когнитивной карте, чем реальности — конечно там, где это возможно — и не противоречат принципу адаптации к среде. К.к.с. (жилища, города, страны) дифференцируются и уточняются по мере уяснения человеком визуальной структуры рассматриваемого объекта. Параллельно происходит обогащение эстетического восприятия, развитие ценностного отношения к нему: выделяются структурные элементы — пути, зоны, границы, узлы, ориентиры. Опираясь на них, человек констатирует каркас образного видения среды, производит ценностную маркировку пространства. В К.к.с. — генетическом срезе процесса восприятия — как бы сплавлены воедино уровень представления и уровень образа.

Структурная устойчивость пространственных схем метафор подтверждает правильность основных идей теории средового видения Дж. Гибсона о существовании фиксированных свойств и параметров среды (в том числе предметно-пространственной), организующих ее восприятие.

Постоянно наблюдаемая избыточность информации, поступающей от обжитой среды, имеет ключевое значение для формирования средового восприятия. Его эстетика, в основе которой лежит построение устойчивых метафор — К.к.с. — значительно отличается от эстетики «картинного» видения мира.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.