Здавалка
Главная | Обратная связь

Регуляционных подход.



Многие ученые занимались исследованием регулятивной функции воли. Волевой регуляция - опосредованное целями и мотивами создание состояния оптимальной мобилизованности, оптимального режима активности и правильного направления этой активности. Представители этого направления считают, что специфику воли невозможно вывести из анализа стимульной сферы личности или сознательного преодоления препятствий. Они ставят вопрос о свободе не в связи с проблемой возникновения действий, а в контексте активности человека, направленной на саму себя. Здесь волю понимается как психический механизм, через который личность регулирует свои психические функции. Тогда воля занимает центральное место в ядре личности. Через свободу "Я" управляет мышлением, эмоциями, воображением, желаниями и другими психическими процессами. У свободы есть направляющая и регулятивная функции, она балансирует и конструктивно использует все виды активности человека, не подавляя ни одну из них (М. Я. Басов, Р. Ассаджоли).

Другой план связан с идеей регулирования поведения как особого самостоятельного процесса, который не требует психического образования, которое называется волей. Причины действий при этом связывают с эмоциональным возбуждением, мыслями, нравственными чувствами, которые оказывают действия определенного смысла. В таком случае человек способен к саморегуляции и самоорганизации в ходе деятельности, направленной на достижение цели (И. М. Сеченова, Ч. Шеррингтон, В. К. Калина, Л. М. Веккер, Р. Мэй).

В целом исследование регуляции психических процессов способствовали возникновению в рамках проблемы свободы аспекта саморегуляции. Это направление отделился практически в самостоятельные исследования, где предметом анализа стали приемы саморегуляции.

26. Подход "свободного выбора".

Впервые вопрос о спонтанный, ничем не детерминированный свободный выбор поведения поставил античный философ Эпикур. В дальнейшем это привело к выделение проблемы свободы воли.

Позиции представителей этого подхода были принципиально разграничены. Одна часть ученых считала, что многогранность мира проявляется в воле. По их мнению, во Вселенной существует единая мировая воля, которая полностью свободна в своих проявлениях, он ничем не ограничена и поэтому могущественная. У человека же универсальная воля, которая представлена в собственном характере. Он дан человеку от рождения как неизменный и вообще неопознанный. Волю эти ученые трактовали как самостоятельную силу души (ничем не обусловленное и никем не опознаную), способная к свободному выбору (А. Шопенгауэр, У. Джем). Такие идеи считались волюнтаристскими, ибо они объявляли волю высшим принципом бытия и утверждали независимость человеческой воли от окружающей действительности.

Иную позицию занимали те, кто рассматривал волю не как самостоятельную силу, а как способность разума принимать решения (делать выбор). При этом выбор выступал или основной функцией воли, либо только одним из моментов волевой действия (Б. Спиноза, И. Кант, В. Франкл, Л. С. Выгодский, С. Л. Рубинштейн).

Итак, в рамках подхода "свободного выбора" в одном случае воля рассматривается как самостоятельная сила (волюнтаризм), в другом - как явление, связанное с функционированием познавательных процессов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.