Здавалка
Главная | Обратная связь

ЖУРНАЛИСТ КАК СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМИ



1.Причины возникновения профессиональной морали — весь­ма интересный предмет для размышлений, тем более что достой­ного внимания к себе он еще не привлек. Общая этика касается этих проблем как бы «между прочим», а профессиональная эти­ка в силу своего исторического пути до сих пор является не столько теоретической дисциплиной, сколько неким собиратель­ным понятием. Она объединяет этические воззрения, характер­ные для конкретных видов деятельности, конкретных профес­сий. Причем связаны эти воззрения главным образом с обосно­ванием или разработкой норм и правил поведения, которые могли бы помочь при разрешении типичных для данной деятельности нравственных коллизий.

Профессиональная мораль рождается в рамках конкретной деятельности, образуя одну из сторон способа этой деятельнос­ти. Ее функция — обеспечить такое поведение членов профессио­нальной группы, при котором данная деятельность приносит наи­лучшие результаты, оправдывая свое общественное предназначе­ние. Поэтому профессиональная мораль непосредственно включена в технологический процесс деятельности каждого члена трудовой группы, ориентируя его конкретные личностные проявления на выработанные стандарты поведения.

Примечательно, что в случаях, когда наличие связи между профессиональной и общей моралью обнаруживается явно, про­фессиональное сознание при оформлении стандартов поведения, отношений и т.д. заимствует необходимый понятийный аппарат из морального сознания общества, «нагружая» его дополнитель­ным смыслом.

Понятие «профессия» еще не получило удовлетвори­тельного определения, над ним до сих пор спорят пред­ставители теоретических и прикладных наук. Это не мешает большинству журналистов полагать, что журна­листика представляет собой именно профессию. Суще­ствует, например, Общество профессиональных жур­налистов. Журналистика включена в различные справочники и списки профессиональных сообществ в Америке.

Даже самые строгие критики и ученые, размышля­ющие над вопросами профессиональной этики, вклю­чают проблему журналистики в свой дискурс. Пробле­ме дальнейшей профессионализации журналистов по­свящаются семинары и тренинга, разрабатываются соответствующие этические кодексы. Несмотря на то, что свобода печати, гарантированная Первой поправ­кой к Конституции, запрещает контроль над журнали­стами и их лицензирование, газеты отдают предпочте­ние профессионалам.

Самим журналистам также нравится видеть в себе профессионалов, а не просто представителей опреде­ленного рода занятий, некоей сферы интересов. Про­фессионализм ассоциируется с компетентностью, вы­соким уровнем подготовки, обширным объемом знаний, наличием стандартов, согласно которым произ­водится оценка качества работы и совершенствования мастерства.

2.Поводом для личных контактов представителей одной профессии служит прежде всего общее дело. В журна­листской среде существуют две основные формы таких связей. Во-первых, отношения внутри редакции и, во-вторых, - с коллегами из других изданий. Поведение журналиста в профессиональной среде регулируется нормами служебной этики.

Понятно, что общение внутри коллектива и по интенсивности, и по насыщенности деловым содержанием значительно превосходит общение с представителями других редакций. Поэтому и нравственные проблемы со «своими» возникают чаще, чем с «чужими», и обычно имеют более сложный характер.

Для разрешения подобных противоречий есть прове­ренный способ — соревнование. В творческом коллек­тиве оно идет постоянно, часто даже независимо от желания участников. Арбитры — редактор, секре­тариат, которые ежедневно решают, что именно поста­вить на полосу. Конечно, этот метод плодотворен только там, где руководители издания исходят из интересов дела и обладают достаточным профессио­нальным вкусом. Кроме того, в каждой редакции должна быть единая гонорарная шкала, позволяющая учитывать глубину разработки темы, творческий поиск, жанровое своеобразие материала.

Место сотрудника в коллективе обычно опреде­ляется не графой штатного расписания и не количеством выданных строчек. Ценится прежде всего качест­во, мастерство. Признание коллег часто завоевать труднее, чем читательское.

В связи с этим в любом творческом коллективе существует сложная нравственная проблема.

Этика служебных взаимоотношений — не то же самое, что профессиональная этика. Это особый свод правил поведения в трудовом (в том числе творческом) коллективе, общий в своей основе для организаций и учреждений любого профиля. Специ­фика деятельности влияет на характер этих отношений, но опос­редованно, через профессиональную мораль и профессиональ­ную этику. Вот почему оказывается, что в сфере профессиональ­но-нравственных отношений «журналист — коллеги» действуют два вида нормативов: нормы профессиональной морали и нор­мы служебной этики. Мера приверженности им и определяет ка­чество нравственного климата редакционных коллективов, а в конечном счете — и дух всей журналистской общности. Объеди­ненные в один ряд, эти нормы выглядят следующим образом:

• поддерживать профессиональную солидарность, уважать об­щность интересов и целей журналистского содружества, предпочи­тая их интересам и целям политических или других общественных организаций, в которые может входить журналист,

• заботиться о престиже профессии, не допуская действий, под­лежащих уголовной ответственности и наносящих ущерб авторитету журналистики, а именно: не принимать подарков, услуг, приви­легий, которые могут скомпрометировать моральную чистоту жур­налиста, не использовать служебного положения в личных целях; не отказываться от публикации материалов в угоду чьим-то корыст­ным интересам и не писать «заказных статей»; избегать отступ­лений от требований права и предписаний морали в личной жизни;

• незамедлительно приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудных обстоятельствах или попавшим в беду, особенно в случаях нарушения их прав или создания кем-либо препятствий к выполнению ими профессиональных обязанностей;

• уважать нормативы служебных отношений, принятые в ре­дакционном коллективе, ориентируясь на такое сочетание дисцип­линированности и творческой инициативы, конкуренции и взаимопомощи, при котором редакционный коллектив способен к оптималь­ному функционированию;

• заботиться о поддержании в редакционном коллективе дос­тойного нравственного климата, утверждая своим поведением чес­тность и добропорядочность отношений, готовность к взаимопони­манию, взаимовыручке, содействию друг другу в развитии творческих способностей, повышении знаний и мастерства;

• уважать авторские права коллег и отстаивать свои авторские права, не допуская произвольного, несогласованного вторжения в материал (особенно если оно искажает его содержание); быть не­примиримым к плагиату,

• уважать право коллеги на мотивированный отказ от задания, если оно противоречит его профессиональной позиции или убежде­ниям.

Отступления от этих норм в повседневной жизни журналис­тов случаются чаще, чем хотелось бы. Потому, собственно, и немного у нас редакционных коллективов, нравственному кли­мату которых можно позавидовать. Но противоречия между ми­нусами практики и тем, как должно быть, имеют тенденцию разрешаться, — этим журналистика и движется, и развивается. Библейские заповеди, между прочим, тоже периодически кем-то нарушаются. Но они живут в веках, являясь точкой отсчета в определении добра и зла для огромного множества людей, и убе­регают их от ошибок. Профессионально-нравственные стандар­ты поведения, воспринятые в дни профессионального становле­ния, тоже превращаются в точки отсчета при испытаниях, кото­рые готовит журналисту жизнь.

3.Взаимодействие власти и журналистики — очень ответственный сегмент общественных отношений, и регулироваться оно должно не только законодательством, но и моралью, причем с обеих сторон — и со стороны власти, и со стороны журналисти­ки. При этом речь идет не о подчинении прессы властным структу­рам, не о ликвидации независимости прессы от власти, а о необхо­димости обеспечить оптимальную работу того и другого института в интересах всего общества. Исследовать нравственную сторону отношений журналистики и власти — одна из важнейших задач со­временной профессиональной этики, ибо нужда средств массовой информации в научных рекомендациях на этот счет очень велика.

Процесс формирования профессионально-нравственных норм такого плана в журналистской практике, естественно, уже на­чался, но идет он медленно и трудно, поскольку существующие между прессой и властью противоречия имеют столь устойчивый характер, что нередко оборачиваются настоящей борьбой. И все-таки появляются факты, свидетельствующие о том, что в журна­листском сообществе заметно усилилось осознание необходимо­сти морального регулирования этих многогранных, существен­ных для общества отношений.

В кодексах профессиональной этики зарубежных средств массовой информации тоже встречаются отдельные положения, фиксирующие наметившиеся в данной области профессионально-нравст­венные стандарты. Соотнеся сегодняшние поиски журналистской практики и некоторый исторический опыт, отразившийся в кодек­сах, можно выстроить эту группу представлений профессионально-нравственного сознания журналистской общности в такой ряд норм:

• проявлять уважение к власти как важному социальному ин­ституту, предназначенному для управления общественной жизнью;

• оказывать информационную поддержку властным структурам в выполнении их функций, осуществляя прямую и обратную связь между органами управления и народом;

• отстаивать право журналистики на независимость от власти, рассматривая его в качестве важнейшего условия для ответствен­ного контроля общества за деятельностью властных структур, в том числе за поведением государственных органов всех уровней;

• отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур, способствуя их открытости и доступности для конструктивной общественной критики;

• разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах общественного и частного сектора, доби­ваясь совершенствования системы общественного управления;

• опровергать фактами заявления представителей властных структур и утверждения политиков, не соответствующие действи­тельности, не допуская, чтобы они вводили общество в заблуждение;

• заботиться о точности и доказательности критики властных структур в публикациях, не отождествляя власть как социальный институт и ее конкретных представителей, проявляя необходимую корректность.

Для того чтобы данные нормы стали «работать», необходимо и ответное движение со стороны властных структур. Интонация непримиримости, с которой иногда выступают по отношению к ним средства массовой информации, во многом объясняется не­уважительным, подчас дискриминационным отношением влас­ти к прессе, непониманием ее функций в обществе и особенно­стей журналистской деятельности.

Среди личных контактов, которые журналисту прихо­дится устанавливать в процессе подготовки материа­ла, главные - с теми, кто предоставляет ему необходимые для работы сведения. Журналист бессилен, если не располагает достоверной информацией. А получить таковую о событии, которое состоялось совсем недавно и пока незадокументировано, он, если не был его свидетелем сам, может только от участников или очевидцев. Будучи необходимым, а чаще всего и единственным средством получения информации, межличност­ное общение становится неотъемлемым способом журна­листской деятельности.

При подготовке той или иной конкретной публика­ции вполне может и не быть общения, например, с коллегами или с представителями издателя. А контакт «лицом к лицу» с источником информации совершенно необходим.

Журналисту, заинтересованно­му в привлечении того или иного человека к сотрудничеству в качестве информатора, прежде всего необходимо понять, чем в первую очередь определяются поступки этого человека. Есть люди, которые мечтают стать журналистами, даже если имеют другое высшее образование; они охотно начнут сотрудничать с прессой в качестве нештатных авторов. Есть люди с публицистической жил­кой, всегда готовые принять участие в обсуждении важных про­блем и помочь их решению. Есть желающие подработать журнали­стским трудом или стремящиеся к известности — они тоже потен­циальные нештатные авторы. А есть такие, кто склонен помогать органам информации, хотя ни к славе, ни к деньгам не стремится. Чаще всего это те, кому совесть не дает смириться с коррупцией, несправедливостью, произволом, а возможностей помешать злу без огласки у них не хватает. В подобных случаях люди идут на со­трудничество с прессой из гражданских побуждений, рискуя многим, и потому они нуждаются в определенных гарантиях неразглашения имени, что и предусматривается законодательством.

Но в целом, надо сказать, отношения журналистов с источ­никами информации законодательно отрегулированы слабо, и потому здесь возникает много проблем. Так, например. Закон Российской Федерации о средствах массовой информации вроде бы обязывает должностных лиц, выступающих в качестве держа­телей информации, предоставлять журналистам необходимые сведения «по запросам редакций», а также путем проведения пресс-конференций, рассылки материалов и т.п. В Законе даже подчеркивается, что «отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составля­ющие государственную, коммерческую или иную специально охраня­емую законом тайну». Однако ни порядок предоставления ин­формации пресс-службами, ни порядок аккредитации журнали­стов конкретными законодательными актами не обеспечены.

В результате на пути к информации у работников прессы воз­никает множество искусственно создаваемых барьеров, преодо­левать которые законными путями оказывается достаточно трудна.

Опыт мирового журналистского сообщества по предотвращению нежелательных осложнений в отношениях с ад­ресатом массовой информации, зафиксированный в виде поло­жений этических кодексов, имеет для нас очень большое значе­ние. Чем же, какими именно нормами регулируются отношения «журналист — аудитория» в наше время и насколько эти нормы помогают установить оптимальный режим взаимодействия про­изводителя и потребителя массовой информации?

Анализ профессионально-этических документов, высказыва­ний работников пера и эфира, научных трудов по профессио­нальной этике журналиста позволяет сделать вывод, что сегодня определяющими в этой группе являются нормы, содержащие сле­дующие требования-ориентиры:

• всемерно защищать свободу прессы как одно из неотъемлемых прав человечества и всеобщее благо;

• уважать право людей знать правду, своевременно предостав­ляя им максимально объективную и правдивую информацию о дей­ствительности, четко отделяя сообщения о фактах от мнений, про­тиводействуя намеренному сокрытию общественно значимых све­дений и распространению ложных данных;

• уважать право людей на участие в самоопределении общественного мнения, помогая им свободно выражать свою точку зрения в печати, по радио и телевидению, содействуя общедоступности средств массовой информации;

• уважать моральные ценности и культурные стандарты ауди­тории, используя их в качестве ценностной основы произведений и не допуская в тексте смакования подробностей преступлений, по­творства порочным инстинктам, а также утверждений и слов, ос­корбляющих национальные, религиозные или нравственные чувства человека;

• укреплять доверие людей к средствам массовой информации, содействуя открытому диалогу СМИ с читателями, зрителями и слушателями, публично принимая справедливые претензии обществен­ности к своей деятельности, предоставляя возможность ответа на критику, оперативно исправляя существенные ошибки, не допуская намеренного манипулирования сознанием адресата информации, а также дезориентации его в содержании материалов посредством их неточных заголовков.

Перечень этих требований-ориентиров, конечно же, не ис­черпывает всех представлений профессионального журналистского сознания, касающихся возможностей оптимизировать взаимо­действие с аудиторией.

Отношения «журналист — герой» для журналиста неминуемы. Ведь какой бы ситуацией ни заинтересовался работник СМИ (она может быть позитивной, проблемной или конфликтной), участники собы­тий на объекте, куда он попал, неизбежно становятся действую­щими лицами его материала — персонажами, «героями», поло­жительными или отрицательными.)

Из поколения в поколение передается в журналистской среде давно родившийся мудрый завет: закончил писать материал — прочти его глазами своего героя, а потом представь себе, что встретился с ним взглядом. Если ты можешь смотреть ему в глаза, значит, все в порядке. А если тебе хочется отвести свой взгляд, если почувствовал вдруг неловкость, то плохо дело: в чем-то согрешил. И не так-то просто обнаружить такую погрешность!

4.Журналисты как профессиональная группа, имеющая специфические социальные интересы и законные права, будучи заинтересованными в творческом общении, обмене знаниями и опытом, защите и удовлетворе­нии нужд, связанных с исполнением своих профессиональных обязаннос­тей, во всех странах стремились к созданию своих объединений. В каждой стране есть журналистские организации (и часто их несколько), создава­емые по разным «основаниям»: положению в журналистике (редакторы, издатели, парламентские журналисты и т.д.), политическим ориентациям, интересам и т.д. Существуют также международные журналистские орга­низации (крупнейшие из них - Международная организация журналистов, Международная федерация журналистов), а также региональные, межго­сударственные, специализированные («Репортеры без границ», «Форум свободы») и др. Созданы международные объединения исследователей журналистики (АИЕРИ и др.).

В нашей стране еще в 10-х годах XX века возникли (правда, на корот­кий срок) союзы журналистов. В 1957 году был создан Союз журналистов СССР, просуществовавший до 1991 года, когда на VII съезде СЖ было про­возглашено образование Союза журналистов СССР на конфедеративной основе, преобразованного после распада СССР в Конфедерацию журна­листских союзов.

В 1990 году состоялся учредительный съезд Союза журналистов Рос­сии, объединивший журналистские организации республик, краев и об­ластей, входивших ранее в СЖ СССР, а также ряд ассоциаций, гильдий, клубов работников СМИ. СЖ - творческая, профессиональная, независи­мая, самоуправляемая организация, действующая на федеративных осно­вах. Члены СЖ суверенны и равноправны, имеют равное представитель­ство в Федеративном Совете СЖ. Действуя на основе законодательства РФ, СЖ считает своими главными задачами:

• всемерное содействие утверждению и реализации принципов свобо­ды слова и печати, укрепление правовой базы массово-информаци­онной деятельности;

• активное участие в создании необходимых условий функционирования СМИ РФ, укрепление и развитие их материальной базы, обеспечение их профессионально-творческой независимости;

• защиту интересов и прав, чести и достоинства журналистов, их интел­лектуальной собственности, справедливых взаимоотношений с учреди­телями и владельцами СМИ;

• объединение и координацию усилий по юридическому обслуживанию субъектов СЖ и журналистов;

• заботу о росте материального благосостояния, социального обеспече­ния, об улучшении условий труда, быта и отдыха журналистов;

• содействие развитию журналистского образования, повышения про­фессионально-творческого уровня журналистов;

• участие в мировом журналистском движении;

• участие в выборах в органы государственной власти в целях реализа­ции положений Устава СЖ России.

Представительными органами СЖ России являются Съезд, Федератив­ный Совет, Секретариат, Контрольная комиссия.

Национальными и международными организациями устанавливаются и отмечаются различные памятные даты. С 1992 года решением ЮНЕСКО 3 мая отмечается Международный день свободной прессы. В России 13 января празднуется как день выхода первого номера первой российской газеты «Ведомости» (1703), указ о которой был подписан 16 декабря 1702 года.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста. Парадоксы развития, поиски, перспективы. М.: Мысль, 1991.

2. Введение в теорию: Учебное пособие. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.

3. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: Учебное пособие по журналистике. М.: Аспект Пресс, 1999.

4. Эверетт Дэннис, Джон Мэррилл. Беседы о масс-медиа. М.: Вагриус, 1997.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.