Основные функции эмоций и чувствСтр 1 из 8Следующая ⇒
Тема: ЭМОЦИИ Общее понятие об эмоциях Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективного состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей! Если в ощущениях, восприятии, представлениях, мышлении; отражается объективный мир предметов, явлений, их различные качества и свойства, всевозможные связи, зависимости, закономерности, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга, досады, страдания и т. п. Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Эмоции не существуют вне познания и деятельности. Они возникают в процессе деятельности и влияют на нее. Мир эмоций очень сложен и многообразен. Это и переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, сне; это и удовлетворенность (или неудовлетворенность) человека своим поведением, поступками, высказыванием, деятельностью и т. п. Эмоции человека исторически детерминированы; они видоизменялись под влиянием специального опыта, и это проявлялось в том, что их качественное содержание стало неизмеримо богаче и сложнее, чем у животных. Следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия: «чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого? Дело в том, что эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (моральными, интеллектуальными, эстетическими и др. В эмоциях и чувствах особенно ярко проявляется активный характер психического отражения. Человек не только познает мир, но и воздействует на него, переделывает сообразно своим потребностям. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях. Основные функции эмоций и чувств Сигнальная функция эмоций и чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с изменениями, происходящими в окружающей среде или в организме человека. Определенные раздражения становятся сигналами благополучия или неблагополучия. Регулирующая функция эмоций и чувств выражается в том, что переживания направляют поведение, поддерживают его, заставляют активизировать действия, преодолевать встречающиеся на пути трудности и препятствия или, наоборот, мешают протеканию деятельности,, блокируют ее. Регулятивные механизмы эмоций могут снимать' эмоциональное возбуждение или способствовать его нарастанию. В спорте, например, хорошо разработана система приемов психорегуляции в целях успокоения или мобилизации. Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С. Л. Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него»*. Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача. Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т. е. осуществляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности. Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону. Еще одна функция эмоций и чувств — приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям. Существует и коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком человеческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций (рис. 16.4). Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34 %). В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание. Следует отметить, что если, сравнивая у разных людей эмоции, вызванные одним и тем же объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных проявлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под влиянием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, подавленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.
Характерной особенностью эмоций является то, что внутренние, субъективные эмоциональные состояния имеют определенное внешнее выражение в жестах, мимике, позах, движениях, реакциях, в деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания и т. п. Так, испугавшись, человек бледнеет, смутившись —краснеет, радуясь — смеется. Эмоции получают свое выражение в интонации голоса. Только при помощи голоса человек может выражать самые сложные и разнообразные эмоции: восторг, боязнь, просьбу, иронию, нежность, сарказм, страдание и т. п. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», раскрывая эмоциональное состояние своих героев, описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки. Своеобразие эмоций определятся установками, потребностями, мотивами человека, особенностями его воли и характера.С изменением какого-либо из этих свойств личности меняется отношение к предмету потребности. Например, стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие, а если заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|