Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные функции эмоций и чувств



Тема: ЭМОЦИИ

Общее понятие об эмоциях

Эмоция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективного состояния, возникающего в процессе взаимодействия с окружающей!
средой и удовлетворения своих потребностей.

Если в ощущениях, восприятии, представлениях, мышлении; отражается объективный мир предметов, явлений, их различные качества и свойства, всевозможные связи, зависимости, закономерности, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга, досады, страдания и т. п.

Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации).

Эмоции не существуют вне познания и деятельности. Они возникают в процессе деятельности и влияют на нее. Мир эмоций очень сложен и многообразен. Это и переживания, связанные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей организма в пище, защите от холода, сне; это и удовлетворенность (или неудовлетворенность) человека своим поведением, поступками, высказыванием, деятельностью и т. п. Эмоции человека исторически детерминированы; они видоизменялись под влиянием специального опыта, и это проявлялось в том, что их качественное содержание стало неизмеримо богаче и сложнее, чем у животных. Следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия: «чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия? Не является ли одно из них производным от другого?

Дело в том, что эмоции — это более широкое понятие, чувства же представляют собой одно из проявлений эмоциональных переживаний. Дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе высших социальных потребностей человека, обычно называются чувствами (моральными, интеллектуальными, эстетическими и др. В эмоциях и чувствах особенно ярко проявляется активный характер психического отражения. Человек не только познает мир, но и воздействует на него, переделывает сообразно своим потребностям. Положительные переживания воодушевляют человека в его творческих поисках и смелых дерзаниях.

Основные функции эмоций и чувств

Сигнальная функция эмоций и чувств выражается в том, что переживания возникают и изменяются в связи с изменениями, происходящими в окружающей среде или в организме человека. Определенные раздражения становятся сигналами благополучия или неблагополучия.

Регулирующая функция эмоций и чувств выражается в том, что переживания направляют поведение, поддерживают его, заставляют активизировать действия, преодолевать встречающиеся на пути трудности и препятствия или, наоборот, мешают протеканию деятельности,, блокируют ее. Регулятивные механизмы эмоций могут снимать' эмоциональное возбуждение или способствовать его нарастанию. В спорте, например, хорошо разработана система приемов психорегуляции в целях успокоения или мобилизации.

Оценочная, или отражательная, функция эмоций и чувств непосредственно связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу. С. Л. Рубинштейн указывал, что «...эмоция в себе са­мой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него»*. Таким образом, эмоции и чувства способствуют определению направле­ния поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

Следующая, специфически человеческая функция чувств заключается в том, что чувства принимают самое непосредственное участие в обучении, т. е. осуще­ствляют подкрепляющую функцию. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда угасить ее по отношению к тому виду деятельности, которой занимается человек, т. е. эмо­ции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

Переключательная функция эмоций особенно ярко обнаруживается при кон­куренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потреб­ность. Так, возможно возникновение противоречия между естественным для че­ловека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать опре­деленной этической норме, что, по сути дела, реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость лич­ностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

Еще одна функция эмоций и чувств — приспособительная. По утверждению Ч. Дарвина, эмоции возникли как средство, при помощи которого живые суще­ства устанавливают значимость тех или иных усло­вий для удовлетворения актуальных для них по­требностей. Благодаря вовремя возникшему чув­ству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

Существует и коммуникативная функция чувств. Мимические и пантомимические движения позво­ляют человеку передавать свои переживания дру­гим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действитель­ности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздо­хи, изменение интонации являются «языком чело­веческих чувств», средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций (рис. 16.4). Как показали исследования, не все проявления чувств одинаково легко распознать. Легче всего распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34 %).

В рамках коммуникативной функции можно выделить и другие. Чувства, например, могут нести функцию воздействия на окружающих. Так, дети очень быстро замечают, что их эмоциональные ре­акции, связанные с физическим нездоровьем, обла­дают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок вполне сознательно говорит, что он будет плакать до тех пор, пока родители не выполнят его желание.

Следует отметить, что если, сравнивая у раз­ных людей эмоции, вызванные одним и тем же

объектом, можно обнаружить определенную схожесть, то другие эмоциональные проявления у людей строго индивидуальны. Разнообразие эмоциональных про­явлений выражается прежде всего в преобладающем настроении людей. Под вли­янием жизненных условий и в зависимости от отношения к ним у одних людей преобладает повышенное, бодрое, веселое настроение; у других — пониженное, по­давленное, грустное; у третьих — капризное, раздражительное и т. д.

 

Характерной особенностью эмоций является то, что внутренние, субъективные эмоциональные состояния имеют определенное внешнее выражение в жестах, мимике, позах, движениях, реакциях, в деятельности сердечно-сосудистой системы, дыхания и т. п. Так, испугавшись, человек бледнеет, смутившись —краснеет, радуясь — смеется. Эмоции получают свое выражение в интонации голоса. Только при помощи голоса человек может выражать самые сложные и разнообразные эмоции: восторг, боязнь, просьбу, иронию, нежность, сарказм, страдание и т. п. Л. Н. Толстой в романе «Война и мир», раскрывая эмоциональное состояние своих героев, описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

Своеобразие эмоций определятся установками, потребностями, мотивами человека, особенностями его воли и характера.С изменением какого-либо из этих свойств личности меняется отношение к предмету потребности. Например, стакан воды, выпитый для утоления жажды, приносит удовольствие, а если заставить пить воду человека, не испытывающего жажды, то может возникнуть переживание неудовольствия, раздражения.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.