Оценка значимости изобретенийСтр 1 из 3Следующая ⇒
Патентная политика фирмы На смену старой индустриальной эре приходит новая, основанная на знаниях экономика, в которой главным источником экономического роста и успеха в конкурентной борьбе становятся не природные ресурсы, а идеи и основанные на них инновации. При этом вряд ли кого-либо удивит то, что права собственности на эти идеи становятся объектом политических дебатов, юридических споров и предпринимательских манипуляций. По выражению газеты "New York Times", "интеллектуальная собственность переместилась из тихой заводи юриспруденции и рутинного предпринимательства в стремительный поток высокотехнологической экономики". Действительно, если раньше служащие компании опасались, что конкуренты обойдут их в сфере производства и сбыта, то теперь их беспокоит, как бы их соперники — особенно в бурно развивающейся электронной торговле — не овладели патентными правами на важнейшие технологии и даже на фундаментальные концепции, обеспечивающие им лидирующие позиции в бизнесе. Однако на деле лишь меньшинство предпринимателей располагают развернутой стратегией использования интеллектуальной собственности (ИС). Остальные предпочитают заниматься патентными делами втайне, пряча свое "секретное оружие" от глаз соперников. Поэтому задача состоит в том, чтобы открыть завесу непонимания или секретности, окутывающую использование патентов в предпринимательстве, показать, как всемирно известные компании типа "Intel" и "Microsoft", "Xerox" и "IBM" использовали патенты в качестве оружия в конкурентной борьбе, для освоения и удержания рынков, обхода соперников и увеличения своих доходов, и дать рекомендации использования патентной информации для оценки и поддержки перспективных проектов. Зарубежный опыт Рост активности патентования наблюдается практически во всех секторах американской экономики. Так, в 1998 г. в США было выдано около 155 тыс. патентов, что на 33% больше, чем в 1997 г. При выходе на рынок компания "Microsoft" имела всего один патент, сегодня у нее их около 800. Всплеск патентования сопровождается бумом доходов от патентно-лицензионных сделок поскольку компании осознали, что интеллектуальная собственность входит в состав их наиболее ценных активов. За последние восемь лет доходы от лицензирования подскочили на 700% - с 15 млрд. долл. в 1990 г. до более чем 100 млрд. долл. в 1998 г., причем эксперты утверждают, что лицензионный шок всё еще пребывает в стадии младенчества и что к середине следуЮщего десятилетия доходы здесь могут достичь 0,5 трлн. долл. в год. Однако нигде схватка за патентные права не достигла такой ожесточенности, как в переживающих стадию становления отраслях промышленности, связанных с электронной торговлей в Интернете, причем битва за он-лайновую интеллектуальную собственность пребывает еще в самом начале. Многие из наиболее фундаментальных и особенно спорных патентов, охраняющих методы предпринимательства, все еще находятся на стадии рассмотрения. Патентная война обостряется рискованной деятельностью Международного движения добровольных разработчиков компьютерных программ (Open Sourcemovement), чье некоммерческое программное обеспечение формирует инфраструктуру Сети. Полностью отвергая права на интеллектуальную собственность, участники движения бросают серьезный вызов традиционному использованию патентов в предпринимательстве. Патентная активность развивается повсеместно, о чем свидетельствует рост в 1998 г. количества международных патентных заявок на 23%. Отчасти активность стимулируется Соглашением о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС), которое обязывает большинство стран — членов Всемирной торговой организации (ВТО) реформировать и усилить свое законодательство об ИС. По словам японского торгового представителя, начало XXI в. знаменует собой открытие эры прав интеллектуальной собственности. Это высказывание особенно актуально для самой Японии. В отсутствие природных ресурсов интеллектуальная собственность становится чуть ли не ее единственным национальным достоянием. Наличие патентной охраны способствует открытию и инвестированию нового рискованного предпринимательства. Пример тому - пресловутая компания "Priceline.com", занятая аукционным бизнесом в Интернете. Компания приобрела известность в 1998 г., получив патент на используемый ею метод предпринимательства - направляемую покупателями форму электронного аукциона. Обретя патент со столь широкими притязаниями, компания без труда получила беспрецедентные для начинающей фирмы стартовые инвестиции в размере 100 млн. долл. Более того, создаются организации, объектом предпринимательства которых становится сама интеллектуальная собственность. Это фирмы по освоению запатентованных инноваций, их лицензированию и т. п. Например, "Walker Digital" — материнская компания и "лаборатория интеллектуальной собственности" "Priceline.com" - создала более 200 патентоспособных предпринимательских идей, которые будут лицензированы или воплотятся в создание новых компаний. Другой пример - это созданная осенью 1999 г. компания "Yet2.com", специализирующаяся на лицензировании и торговле технологическими патентами, поступающими к ней по соглашению с такими лидерами в области новых технологий, как компания "ЗМ", "Boeing", "Dow", "Dupont", "Ford", "Honeywell", "Polaroid" и "Rockwell". Еще более наглядной предстает история компании "Real 3D", созданной в 1997 г. исключительно на базе "патентного портфеля" аэрокосмической корпорации "Lockheed-Martin" для реализации ее недоиспользованных патентов. Быстро обзаведясь 65-миллионными инвестициями от компаний "Intel" и "Siliion Graphics", она сегодня оценивается на рынке уже в несколько сотен тысяч долларов. Патентные "портфели" сами по себе начинают использоваться в качестве инвестиционного инструмента. В 1999 г. инвестиционный банк "Global Asset Capital" выразил готовность гарантировать поступление будущих роялти от использования патентного "портфеля" одной фармацевтической фирмы. Казалось бы, патентам не место на Уолл-стрите - финансовом центре страны, однако в июле 1998 года Апелляционный суд США создал новый прецедент, поддержав решение о патентоспособности созданной компанией "Signature Financial Group" системы "hub-and-spoke", которая объединяет активы множества взаимосвязанных фондов в единый инвестиционный фонд, снижая затраты на его управление и налогообложение. Тем самым суд впервые подтвердил возможность патентования торговых принципов и инвестиционных стратегий, вынудив каждую крупную компанию в США переоценивать свою стратегию использования ИС в банковских, страховых и финансовых операциях. В конце 1997 г. компания "Coopers and Lybrand" провозгласила новую практику управления интеллектуальной собственностью. Основанием для этого нововведения послужила глобализация экономики, сокращение сроков обновления продукции и высокие темпы технического развития, которые вынуждают компании, занимающиеся высокими технологиями, более пристально отслеживать процессы использования и охраны своих прав интеллектуальной собственности. Согласно отчету консалтинговой фирмы "Delphi Group" 75% обследованных предприятий рассматривают управление своими интеллектуальными активами как новую составляющую корпоративной стратегии. Тогда же предпринимаются первые шаги по объединению разрозненных элементов интеллектуальных активов в "механизм корпоративного развития". Интеллектуальная собственность стала актуальнейшей проблемой для университетов, за использование патентов которых в 1997 г. было собрано 611 млн. долл. лицензионных выплат, что на 89% больше, чем в 1993 г. Эти патенты положили начало созданию в том же году 333 новых производств. Споры сторонников академической свободы и тех, кто предпочитает получить доход от результатов своих исследований, закончились победой последних. К делу подключились и страховые компании, никогда не упускавшие возможности получения потенциальной прибыли. Компании стали предлагать свои гарантии при судебном рассмотрении дел о нарушении патентных прав. Ну и, конечно, всюду, где "пахло" деньгами, возникают юристы. Поверенные по делам ИС превратились в наиболее быстро растущую юридическую специальность. Под давлением клиентов они вынуждены пересматривать свой сугубо правоведческий подход к патентам. На Конференции Ассоциации поверенных по делам ИС (AIPLA) в 1999 г., например, неизменно горячие дискуссии относительно юридических таинств, подобных теории эквивалентов и т. п., были едва слышны. Вместо этого AIPLA организовала специальные секции по "максимизации дохода от интеллектуальных активов", "превращению патентных портфелей в доходные предприятия", "использованию патентных портфелей в доходные предприятия" и "использованию патентных портфелей для достижения предпринимательских целей". Многие критики системы интеллектуальной собственности утверждают, что патенты превратились в дубинку, используемую крупными корпорациями для запугивания своих не столь больших, но более изобретательных конкурентов. Факты, однако, говорят о другом. Количество новых патентовладельцев (в большинстве — вновь создаваемых небольших фирм и индивидуальных изобретателей) за два десятилетия стремительно возросло. В 1972 г. на них приходилось всего 5% патентов, а в 1992 г. их Доля взлетела до 23%. Тратя только 3% от сумм, расходуемых на НИОКР крупными корпорациями, они создают 15% патентоспособных инноваций. Тогда вовсе не удивительно, что этот взлет совпал с развитием высоких технологий в области электроники. Часто только патенты ограждают вновь создаваемые небольшие фирмы от их разорения могучими конкурентами. Например, в 1996 г. фирма "Stac Electronics" одержала победу над компанией "Microsoft", которая принесла ей 120 млн. долл., а небольшая фирма "Fonar" отсудила в 1997 г. у "General Electrics" 128 млн. долл. Однако не все сопровождающие патентную гонку опасения преувеличены. Одна реальная и очень серьезная проблема вызвана растущей лавиной "макулатурных" патентов, за которыми скрываются не уникальные изобретения, а зачастую ошибки перегруженных или неопытных экспертов Патентного ведомства. Теперь их используют интернетовские авантюристы для запугивания конкурентов или выколачивания денег из предпринимателей, опасающихся разорительных затрат на патентное судопроизводство. Ссылки на известный уровень техники являются решающим подтверждением патентоспособности, поскольку только они могут доказать новизну патентуемой заявителем технологии и ее достоинства по сравнению с предыдущими работами в данной предметной области. Бесспорно, что изобретателю, желающему запатентовать "летающую тарелку", не потребуется цитировать предшествующие работы в данной технической области, поскольку их, по всей видимости, и не существовало. Однако попытки фирмы, специализирующейся в области компьютерных программ, запатентовать программу для работы с базой данных, не сославшись на 40-летний багаж опубликованных исследований в этой сфере, выглядит просто смехотворно. Порой создание выдающегося товара и многомиллиардную рыночную катастрофу разделяют всего лишь несколько патентных документов. В случае с компанией "Eastman Kodak" это было семь патентов, принадлежащих ее закоренелому сопернику — компании "Polaroid", которые привели к самому дорогостоящему в американской истории краху исследовательской программы конкурента. Эти патенты послужили причиной почти полного развала связанного с моментальной фотографией предпринимательства "Kodak" и обошлись компании "Kodak" в 3 млрд. долл., которые "ушли" накомпенсацию причиненного компании "Polaroid" ущерба, не считая судебных издержек, адвокатских гонораров, а также затраченных впустую расходов на НИОКР и подготовку производства. Корни поражения компании "Kodak" ведут, как это часто бывает, к ключевым решениям, принятым на ранней стадии НИОКР. В конце 60-х гг., когда оборудование фирмы "Polaroid" для моментальной фотографии стремительно захватило 15% американского рынка фотокамер, высшее руководство компании "Kodak" вспомнило о ранее начатых ею и заброшенных разработках в этой, как оказалось, столь прибыльной области и решило потеснить молодую компанию, чей капитал тогда десятикратно уступал капиталу "Kodak". Убедившись в неконкурентоспособности собственных идей, компания "Kodak" была вынуждена следовать в русле разработок компании "Polaroid". Высшее руководство "Kodak" сознавало опасность правонарушений, поскольку "Polaroid" фанатично оградил свою продукцию патентным барьером. К тому же в рамках ранее заключенного соглашения о совместных разработках "Polaroid" ознакомила "Kodak" с секретным проектом следующего поколения продукции "Polaroid". Готовясь к ожесточенным патентным спорам, компания "Kodak" прибегла к услугам солидной юридической фирмы, однако усилия по ограничению ответственности за потенциальные правонарушения были полностью подорваны фундаментальным просчетом принятой патентной стратегии: разработчики "Kodak" направили свою энергию не столько на поиск решений в обход патентов "Polaroid", сколько на попытки опорочить их патентоспособность в случае предъявления судебного иска. 20 апреля 1976 года "Kodak" запустила производство своих камер и пленки для моментальной фотографии, а через семь дней "Polaroid", чей 1-миллиардный торговый оборот на 90% зависел от моментальной фотографии, подала иск на компанию "Kodak", обвинив ее в нарушении своих 12 патентов. После 9-летнего разбирательства, сопровождавшегося десятками миллионов долларов судебных затрат, окружной суд Бостона обвинил "Kodak" в нарушении семи патентов "Polaroid" и постановил прекратить производство, продажу и использование камер и пленки для моментальной фотографии. Еще пять лет потребовалось для определения размеров нанесенного ущерба. За ошибочную патентную стратегию компании "Kodak" пришлось выплатить "Polaroid" 925 млн. долл. в порядке компенсации за нанесенный ущерб, закрыть завод, который обошелся в 1,5 млрд. долл., уволить 700 рабочих и затратить 500 млн. долл. на выкуп 16 млн. камер для моментальной фотографии, проданных в период с 1976 по 1990 г., не говоря уже о 100 млн. долл. затрат на 14-летний судебный процесс. Десятилетняя программа соответствующих НИОКР была списана в общие потери. Случай с компанией "Kodak" — далеко не единственный пример сурового наказания за недооценку роли патентов. Иногда за нарушение патентных прав компания расплачивается не только деньгами, но и собственным существованием. Такая судьба, например, постигла в 1998 г. компанию "Paragon Trade Brands", вынужденную выплатить компании "Procter and Gamble" единовременно 163 млн. долл. плюс роялти от продаж в последующие 10 лет и в результате объявить о своем банкротстве. Поражение компании "Kodak" есть не что иное, как драматичное напоминание о чрезвычайных ставках, которые вынуждены делать компании, приступая к широкомасштабным проектам исследований и разработок. По существу, на кон ставится будущее предпринимательства компании, подвергаются риску ее огромные капиталы и стратегические инвестиции. Неверное обращение в ходе НИОКР с ИС может привести к катастрофическим потерям — не только в форме компенсации ущерба за нарушение патентных прав, но и в результате вытеснения компании с рынка и утраты на нем конкурентных позиций. Вместе с тем, являясь, по существу, повивальной бабкой будущего благоденствия компании, НИОКР представляет собой наиболее мощный стратегический инструмент в арсенале конкурентной борьбы — особенно если интеллектуальная собственность рассматривается как неотъемлемый стратегический компонент самого процесса исследований и разработок. Действительно, патентно-ориентированный подход к НИОКР не только обеспечивает продукции компании выделение монопольного участка рынка, но и существенно подкрепляет маркетинговые усилия, направленный на ее сбыт. Короче говоря, ИС может стать решающим фактором, от которого зависит успех или провал в освоении новой продукции, захвате рынка и получении прибылей. Существует триединый подход к патентованию, которое: способствовало бы правильному выбору подлежащей разработке продукции, повышало эффективность ее маркетинга, гарантировало контроль над основными методами и процессами, необходимыми для ее успешного производства и сбыта, не допуская вторжения в эту сферу конкурентов. Нарушение патентных прав — не единственная и не обязательно главная опасность, подстерегающая компанию, игнорирующую вопросы ИС в процессе НИОКР. Неумение запатентовать результаты собственных исследований могут привести к огромным финансовым и стратегическим потерям. Это видно на примере компании "Xerox", решившей в 1979 г. не патентовать изобретенный ее специалистами графический пользовательский интерфейс (GUI), который позднее лег в основу компьютерных операционных систем Macintosh компании "Apple" и Windows компании "Microsoft". Даже если счесть правильным решение "Xerox" не инвестировать в то время в создание и сбыт операционной системы GUI, находившейся далеко в стороне от ее традиционного направления предпринимательства в области копировальных устройств, компании все равно следовало бы оценить богатейшие потенциальные возможности использования этого корпоративного актива — если не ею самой, то другой заинтересованной компанией. Это изобретение, будучи запатентованным, принесло бы "Xerox" в период с 1984 по 1998 г. минимум 0,5 млрд. долл. в форме роялти от продаж операционных систем Macintosh и Windows. Компания "Xerox" не одинока в допущении подобных просчетов в период зарождения персональных компьютеров. В 1979 г. 29-летний программист Дан Бриклин создал табличную программу VisiCalc, которая легла затем в основу соответствующих программ Microsoft Exel и Lotus 1-2-3. Этими разработками сейчас пользуются десятки миллионов человек, принося производителям программ прибыли в сотни миллионов долларов, а своевременно не позаботившийся о защите своих прав молодой автор не получил от этих прибылей ни гроша. Швейцарские изобретатели, открывшие новое направление электронных кварцевых часов, представили свои решения для патентования в Ассоциацию швейцарских часовщиков. Однако Ассоциация предпочла патентованию экспонирование прототипа новых часов на очередной всемирной часовой ярмарке. Представители японской компании "Seiko" и американской "Texas Instruments" по достоинству оценили идею и захватили существенную часть часового рынка, которую швейцарцы не могут вернуть себе и по сей день. Неспособность тщательной оценки патентной ситуации на начальной стадии НИОКР может породить и ряд других проблем. В целом же это напоминает возведение здания предприятия без предварительного изучения сейсмической обстановки в зоне строительства. И как это ни покажется удивительным, большинство компаний все еще приступают к НИОКР без четкой стратегии использования интеллектуальной собственности. Проведенное в 1998 г. фирмой "Derwent" обследование 360 компаний выявило явное противоречие между признанием важности патентов в теории, что подтвердили 90% опрошенных, и слабым практическим использованием этого жизненно важного ресурса в НИОКР: 71% респондентов признали, что инвестиции в НИОКР были истрачены впустую из-за недооценки патентов, и только 42% компаний проводили более или менее регулярный аудит эффективности использования своих патентных ресурсов. Компании США теряют более одной из каждых трех запатентованных технологий, не находя их немедленного применения для совершенствования своей продукции. При этом не принимается во внимание как потенциальная возможность извлечения прибыли из "побочных" патентов посредством их лицензирования, так и ценность стратегических патентов, позволяющих компании своевременно воспользоваться перспективными техническими и рыночными тенденциями. Можно выделить два фактора, препятствующих уделению компаниями должного внимания патентным аспектам НИОКР. Первым из них является непрерывно сокращающийся срок обновления технических решений. По мере укорачивания жизненного цикла выпускаемой продукции возрастает сложность оказаться первыми на потребительском рынке. Неудивительно, что многие руководители НИОКР считают излишними затраты времени и средств, необходимые для патентной охраны своей продукции и сокращения риска нарушения патентных прав. Ведь жизненный цикл новой продукции сегодня зачастую короче срока обретения ею патентной охраны. У подобных руководителей уместно спросить: а располагают ли они временем и миллионами долларов для оспаривания судебного обвинения в нарушении патентных прав? И готовы ли они затратить год или более на разработку продукции, чей выпуск придется затем прекратить во избежание патентно-правового конфликта, возможность которого можно было выявить и исключить на ранней стадии НИОКР? В любом случае подход к построению патентной стратегии с оглядкой на непродолжительность жизненного цикла создаваемой продукции следует считать близоруким. Ведь базовые технологии в большинстве предметных областей обычно переживают несколько поколений совершенствуемой продукции и могут трансформироваться в новые производственные линии. Игнорируя патентную защиту таких технологий, фирмы лишают себя возможности извлечь максимальную прибыль от сбыта успешной продукции. Второй причиной отсутствия должного внимания к патентным аспектам НИОКР является распространение мифа "неведения", согласно которому незнание патентной ситуации таит в себе меньше риска, чем ее активное изучение, а анализ портфелей интеллектуальной собственности конкурентов якобы может навлечь на компанию обвинение в умышленном нарушении патентных прав с последующим возмещением ущерба. Однако судебная практика подтверждает, что простое знание чужих патентов само по себе не свидетельствует об их умышленном нарушении: должно быть явное намерение совершения противоправных действий. Устойчивостью этого мифа, видимо, объясняется и неумный ответ компании Aplle на судебный иск фирмы Imatec, обвинившей Aplle в умышленном нарушении ее патентов, которое якобы нанесло ей ущерб в размере 1,1 млрд. долл. Отвергнув факт нарушения, Aplle пустилась в доказательства отсутствия умышленности в своих действиях, поскольку, как было сказано, "компания не придерживается процедуры проверки перед производством или продажей своей продукции наличия фактов нарушения самим продуктом или технологией его производства патентов, принадлежащих другим лицам". В этой связи представители крупных юридических фирм считают вполне реальной возможность предъявления акционерами судебных исков руководству своей компании, не выполняющему обязанностей по охране корпоративных активов интеллектуальной собственности. Примером применения инновационной экспертизы можно считать опыт открытого в 1985 г. Европейского агентства по научно-техническому сотрудничеству "Эврика". Главная идея состояла в налаживании и укреплении международных связей путем развития предпринимательской инициативы в этой области и установления новых форм управления и финансирования кооперации на межфирменном уровне. Ведущими направлениями исследований "Эврики" стали разработки в области медицины и биотехнологии, транспорта и связи, энергетики, окружающей среды, информатики, лазерных технологий, новых материалов, робототехники и автоматизации производства. Широкий спектр тематических областей исследований, коммерческий подход к конечному результату и неограниченные возможности кооперации промышленных предприятий и научно-исследовательских Учреждений способствовали быстрому расширению числа участников программы. Особое внимание уделялось созданию условий для подключения к работе над проектами малых и средних предприятий. Основными факторами успешного начала деятельности программы можно считать рационализацию порядка проработки предложений, динамичность методов и форм финансирования, небюрократичность организационной структуры, проведение бюджетной политики косвенного содействия. Для присвоения проекту статуса члена "Эврики" существует механизм независимых экспертиз, который за истекшие годы подтвердил свою необходимость. На начальном этапе подаются заявки об участии в конкретном тематическом направлении и заполняются анкеты с точным описанием целей и задач работы, методов и объемов финансирования, количества участников - членов "Эврики", маркетинговых исследований и системы менеджмента. Затем эти документы через национальные координационные центры поступают в Секретариат "Эврики", где группа независимых экспертов — представителей ведущих европейских университетов, работающих с руководящим звеном "Эврики" на контрактной основе, рассматривает возможность включения проекта в портфель новых проектов, утверждаемых на ежегодной конференции министров. Если для участия в программах, проходящих на национальном уровне (рамочные программы ЕС), необходимо выполнить ряд бюрократических требований и пройти жесткие критерии отбора проектов, то, чтобы стать полноправным членом клуба "Эврики", следует соответствовать двум положениям: в основе реализации проекта должно быть использование передовых технологий, а конечным результатом осуществления научно-технической кооперации должна стать коммерциализация продукции. Помимо этого, независимыми экспертами оценивается степень вовлеченности в совместную работу представителей частного бизнеса, экономическая рентабельность совместных работ, гибкость системы маркетинговых исследований, структура управления проектом, сроки реализации и соответствие конечной продукции европейским стандартам. В случае присвоения проекту статуса члена "Эврики" национальные координаторы поддерживают рабочие контакты с представителями координационных центров стран — участниц проекта и непосредственными исполнителями. Оценка значимости изобретений Патенты, как известно, представляют собой один из видов охранных документов объектов интеллектуальной собственности. Особое внимание патентам уделяется по двум причинам. Во-первых, они представляют собой наиболее осязаемую часть интеллектуальной собственности, обладают наиболее надежной охраной и (за исключением средств массовой информации и индустрии развлечений) оказывают сегодня наиболее сильное влияние на коммерческий успех и рыночную стоимость фирмы. Во-вторых, патентные базы данных являются поистине сокровищницей информации, которая, будучи подкрепленной средствами автоматизированного поиска и визуального представления, становится мощным оружием конкурентной разведки, пригодным для эффективного использования в предпринимательстве. Компании могут выявлять в своих патентных портфелях скрытую стоимость нематериальных активов и вытекающие из них источники доходов, использовать их в качестве конкурентного средства для захвата и удержания рынков, обхода и рыночного подавления соперников, повышения эффективности НИОКР, достижения более внушительных результатов от слияния, приобретения предприятий и совместного предпринимательства. При обсуждении способов применения активов интеллектуальной собственности в интересах правления компании и ее акционеров особое внимание следует уделить использованию патентов: - для получения дополнительных доходов посредством лицензионных операций; - повышения доходов в расчете на акцию и общих прибылей акционеров; - повышения отдачи от капиталовложений в НИОКР и обеспечения непрерывности инновационного процесса; - увеличения корпоративной стоимости, доли акционеров в капитале компании и прочих финансовых возможностей; - выполнения роли валюты при слиянии, приобретении предприятий и совместном предпринимательстве. Руководящий состав и главные менеджеры фирмы могут использовать "портфели" интеллектуальной собственности: - для подрыва производственной стратегии конкурентов и осуществления блокирующего патентования; - патентного прикрытия при вторжении в прибыльные рыночные сегменты с интенсивной конкуренцией; - обретения исключительных прав на вновь появляющиеся коммерчески перспективные технологии; - повышения эффективности НИОКР без "подрыва" прав третьих лиц; - выявления вероятных правонарушителей, а вместе с тем — и возможных источников дохода от продажи лицензий. Финансовые работники должны уметь правильно оценивать нематериальные активы интеллектуальной собственности, которые сегодня могут составлять до 75% общего богатства компании, и извлекать выгоду из недоиспользованного патентного портфеля. В свою очередь руководители, отвечающие за развитие предпринимательства, могут использовать патенты для обоснования слияния или приобретения предприятий, а также захвата выгодных технологических плацдармов, ограждающих компанию от сильных рыночных потрясений. Первым шагом на этом пути является оценка размеров и значимости собственных патентных активов, поскольку большинство фирм, как оказалось, имеют смутное представление о коммерческом потенциале и финансовой стоимости своих активов интеллектуальной собственности. Даже такая агрессивная в патентном отношении компания, как "Dow Chemical", в прошлом немало теряла от разрозненных действий своих подразделений, которые принимали самостоятельные решения относительно стоимости и возможностей применения своих патентов. В компании отсутствовала соответствующая структура, методы оценки и максимизации стоимости патентов предприятия в целях последующего использования в качестве генераторов новых доходов или орудия в конкурентной борьбе. Однако общепромышленный спад начала 90-х гг. вынудил "Dow" искать пути более рационального ведения дел. Начался продолжавшийся целый год аудит активов интеллектуальной собственности, в ходе которого каждый из 29 тыс. патентов "Dow" был идентифицирован, оценен и прикреплен к тому или иному из 15 крупных подразделений компании, на которые возлагалась финансовая ответственность за последующее использование своих патентов. Была также создана специальная группа "менеджеров интеллектуальных активов" из состава разных предпринимательских подразделений, которые проводили регулярные встречи для оценки патентной активности в масштабах компании в целом. В задачи группы входило определение возможностей лицензирования, коммерциализации, создания совместных предприятий для реализации конкретных патентов или их совокупностей, а также выявления уязвимых для конкурентов незащищенных технологических участков, нуждавшихся в особом внимании. Ежемесячные встречи с членами Совета директоров подтверждают, сколь серьезно руководство компании относилось к этому процессу. Неудивительно поэтому, что в результате только этого мероприятия "Dow" обеспечила немедленную экономию в размере 50 млн. долл. за счет налогов и пошлин, затрачиваемых на поддержание в силе ненужных патентов, которые были изъяты из портфеля, аннулированы или переданы университетам или бесприбыльным организациям. Прибыль от продажи лицензий возросла с 25 млн. долл. к моменту завершения аудита в 1994 г. до 125 млн. долл. в последующий период. Неотъемлемой частью подобных мероприятий является составление аудиторской таблицы интеллектуальной собственности. Предпринимательские подразделения группируются по вертикальной оси в соответствии с темпами их роста по отношению к валовому внутреннему продукту, а по горизонтальной оси группируются патенты с учетом возможности их реализации в продукции текущего, перспективного плана или отказа от использования вообще. Такая таблица дает общее представление о том, какие патенты имеют более высокую и непосредственную коммерческую ценность, какие более пригодны для получения лицензионной прибыли, а от каких следует просто отказаться, чтобы сократить затраты на поддержание патентного портфеля. В случае с компанией "Dow" 51% патентов оказался в группе наиболее ценных патентов ввиду возможности их прямого использования в коммерческой деятельности наиболее динамично развивающихся предпринимательских подразделений. 36% патентов не нашли применения в текущей или планируемой деятельности компании. Однако их потенциальная ценность позволяла рассчитывать на получение прибыли за счет лицензионных сделок. От оставшихся 13% компания решила отказаться. Оценив надежность и ценность своих патентов, можно приступать к разработке стратегии захвата с их помощью выгодных конкурентных позиций. Существенным подспорьем здесь оказывается для него интеллектуальная собственность, позволяющая взглянуть на проблему под иным углом зрения, открыть новые стратегические перспективы. Понятно, что патентная стратегия сильно зависит от темпов роста соответствующего предприятия. Однако это лишь один из факторов, определяющих необходимость либо его дальнейшего развития за счет создания "патентных таранов" для прорыва на новые рынки, либо стабилизации достигнутого положения посредством укрепления "патентной стены", тормозящей экспансию конкурентов, и др. Важно одновременно принимать во внимание рыночную позицию, силу и стратегию конкурентов, фазу развития отрасли и степень потребности в ресурсах интеллектуальной собственности того или иного предприятия. Каждой конкретной ситуации присущ свой стратегический подход — с собственными лимитами времени, угрозами со стороны конкурентов и целями использования патентов. Каждый компонент патентной стратегии НИОКР должен реализоваться на соответствующем этапе разработки, процесс которой — по крайней мере, на крупных фирмах — обычно подразделяется на четыре стадии. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|